Научная статья на тему 'Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой'

Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1750
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
М. М. МИРЗОЕВА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕВЦЫ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / M. M. MIRZOEVA / PRINCIPLES / METHODS / VOCAL PEDAGOGY / SINGERS / TEACHING AND TRAINING / TRADITIONS / RUSSIAN VOCAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стулова Галина Павловна

Данная статья посвящена анализу педагогического опыта воспитания академических певцов прошлых эпох. Автор утверждает, что изучение истории национальной культуры может не только обогатить образовательные программы специальных учебных заведений, но и способствовать разработке инновационных подходов к методике обучения пению с учетом культурных и социальных условий современности. К традиционным принципам обучения пению относятся такие, как: единство музыкально-художественного и вокально-технического развития учащихся; постепенность и последовательность в усложнении вокально-технических и музыкально-исполнительских задач; индивидуальный подход к обучению. В статье раскрывается их сущность и содержание с позиций достижений современной науки в области философии, анатомии, физиологии, нейрофизиологии, акустики, фониатрии, эстетики и др. Для реализации данных принципов в учебной практике у каждого педагога используются свои методы. Большой интерес представляет работы с певцами в классе профессора Московской государственной консерватории Марии Моисеевны Мирзоевой. В результате анализа архивных данных, имеющихся публикаций, вокальных сочинений и учебных пособий М. М. Мирзоевой, а также воспоминаний ее учеников в статье шаг за шагом раскрывается методика воспитания академических певцов. Опыт ее работы свидетельству -ет о верности М. М. Мирзоевой традициям русской вокальной школы, а ее методы остаются актуальными и для современной учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Principles of Singers’ Training in the Vocal Work of Maria Moiseevna Mirzoeva

The article deals with the analysis of pedagogical experience in training academic singers within past decades. The author asserts that studying the history of national culture can broaden educational programs of specific institutions, as well as promote the development of innovative approaches to methodology of singing training taking into account contemporary cultural and social conditions. Traditional principles of teaching singing include the unity of musical, artistic and vocal and technical development of students, gradualism and consistency in the complication of vocal, technical and musical-performing tasks, individual approach to learning. The article reveals their essence and content from the standpoint of the achievements of modern science in the field of philosophy, anatomy, physiology, neurophysiology, acoustics, phoniatry, aesthetics, and others. Every teacher, in order to implement these principles in practice, uses his own methods. Of great interest is the work with singers in the class of professor of the Moscow State Conservatory Maria M. Mirzoyeva. As a result of the analysis of data in the archives, available works, vocal compositions and teaching M. M. Mirzoeva’s handbooks, as well as her students’ memories, the article presents a step by step methodology of training the academic singers. Mirzoeva’s professional experience demonstrates her loyalty to the traditions of Russian vocal school and her methods remain up-to-date for the modern educational practice.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ

1УДК 372.878 ББК 74.268.53

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЦОВ В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ МАРИИ МОИСЕЕВНЫ МИРЗОЕВОЙ

Г. П. Стулова

Аннотация. Данная статья посвящена анализу педагогического опыта воспитания академических певцов прошлых эпох. Автор утверждает, что изучение истории национальной культуры может не только обогатить образовательные программы специальных учебных заведений, но и способствовать разработке инновационных подходов к методике обучения пению с учетом культурных и социальных условий современности.

Ктрадиционным принципам обучения пению относятся такие, как: единство музыкально-художественного и вокально-технического развития учащихся; постепенность и последовательность в усложнении вокально-технических и музыкально-исполнительских задач; индивидуальный подход к обучению. В статье раскрывается их сущность и содержание с позиций достижений современной науки в области философии, анатомии, физиологии, нейрофизиологии, акустики, фониатрии, эстетики и др.

Для реализации данных принципов в учебной практике у каждого педагога используются свои методы. Большой интерес представляет работы с певцами в классе профессора Московской государственной консерватории Марии Моисеевны Мирзоевой.

В результате анализа архивных данных, имеющихся публикаций, вокальных сочинений и учебных пособий М. М. Мирзоевой, а также воспоминаний ее учеников в статье шаг за шагом раскрывается методика воспитания академических певцов. Опыт ее работы свидетельству -ет о верности М. М. Мирзоевой традициям русской вокальной школы, а ее методы остаются актуальными и для современной учебной практики.

Ключевые слова: М. М. Мирзоева, принципы, методы, вокальная педагогика, певцы, обучение и воспитание, традиции, русская вокальная школа.

Abstract. The article deals with the analysis of pedagogical experience in training academic singers within past decades. The author asserts that studying the history of national culture can broaden educational programs of specific institutions, as well as promote the development of innovative approaches to methodology of singing training taking into account contemporary cultural and social conditions.

Traditional principles of teaching singing include the unity of musical, artistic and vocal and technical development of students, gradualism and consistency in the complication of vocal, technical and musical-performing tasks, individual approach to learning. The article reveals their essence and content from the standpoint of the achievements of modern science in the field of philosophy, anatomy, physiology, neurophysiology, acoustics, phoniatry, aesthetics, and others. Every teacher, in order to implement these principles in practice, uses his own methods. Of great interest is the work with singers in the class of professor of the Moscow State Conservatory Maria M. Mirzoyeva. As a result of the

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF SINGERS' TRAINING IN THE VOCAL WORK OF MARIA MOISEEVNA MIRZOEVA

G. P. Stulova

analysis of data in the archives, available works, vocal compositions and teaching M. M. Mirzoeva's handbooks, as well as her students' memories, the article presents a step by step methodology of training the academic singers. Mirzoeva's professional experience demonstrates her loyalty to the traditions of Russian vocal school and her methods remain up-to-date for the modern educational practice.

Keywords: M. M. Mirzoeva, principles, methods, vocal pedagogy, singers, teaching and training, traditions, Russian vocal school.

В настоящее время обновлений назрела необходимость обратить свой взор на опыт прошлых эпох во всех сферах науки, искусства и жизни страны в контексте современной духовной культуры, по-новому осознать необходимость пропаганды национальных традиций, в частности, в области вокально-исполнительской и педагогической практики. Изучение истории национальной культуры не только существенно обогатит образовательные программы специальных учебных заведений, но также может способствовать разработке инновационных подходов к методике обучения пению с учетом культурных и социальных условий современности.

Многие традиции русской вокальной школы стали развиваться в XX в. Выявление этапов развития, традиций школы пения являются весьма актуальными в теоретическом и практическом отношениях. Это позволило раскрыть художественную направленность вокальной школы Московской консерватории, установить преемственность ее традиций.

Общепедагогические принципы обучения пению относятся к давним традициям. Они зародились на основе позитивного педагогического мастерства, накопленного вокальной педагогикой за долгое время ее существования. Дальнейшее развитие их показала художественная деятельность ведущих представителей вокальной школы Московской консерватории.

Мы знаем многие имена выдающихся педагогов консерватории XX в., но ими оставлено мало трудов, в которых были бы отражены их педагогические взгляды и методические принципы, что позволило бы полнее проанализировать традиции русской вокальной школы, увидеть преемственность ведущих вокальных факультетов.

Как правило, метод именитого педагога в его полном виде, к сожалению, уходит вместе с педагогом. Ученики, воспринявшие этот метод

через собственный вокальный и педагогический опыт, изменяют его. Именно таким путем педагогические методики продолжают жить, переходя от поколения к поколению.

Новые идеи в педагогике вносят ряд изменений в традиции. Новое может улучшать «старое» или же изменять его. Современные педагоги, работающие в течение долгого времени, чаще обращаются к музыкальному опыту, накопленному предшествующими поколениями, стараются осмыслить и актуализировать в своей практической деятельности то важное, что не потеряло своей актуальности до сегодняшних дней, но незаслуженно забытое или утерянное.

Традиции и новаторство, их взаимосвязи всегда привлекали внимание философов, культурологов и педагогов. Философско-педагоги-ческие аспекты общей теории традиций отображены в работах М. С. Кагана, Е. А. Левако-вой, А. Ф. Лосева, В. Д. Плахова. Также в педагогике были отражены теоретико-методологические и методические аспекты в работах Э. Б. Аб-дуллина, Т. И. Баклановой, Ю. Б. Алиева и др.

Между тем проблема традиции в области теории и методики преподавания музыки недостаточно изучена. Не создана целостность музыкально-педагогической традиции. Явление старое - новое в традиции, и изучение их взаимодействия - все это важно с точки зрения не только теоретической педагогики, но и практической деятельности.

С точки зрения философии «всякое новое -это хорошо забытое старое». Следовательно, инновационные технологии в области вокальной педагогики должны опираться на знания исторического опыта выдающихся мастеров своего дела. Однако опыт прошлого изучен недостаточно, в частности, творческой исполнительской деятельности и педагогического опыта заслуженной артистки и профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Марии Моисеевны Мирзоевой.

Хорошо известно, что все люди, обладающие музыкальными способностями, могут петь. Однако не все могут стать профессиональными певцами, так как не у каждого человека есть к этому предрасположенность от природы. Кроме того, даже хороший от природы певческий голос требует многолетней тренировки, чтобы его обладатель мог состояться как артист. Голос профессионального певца предполагает наличие в нем красивого тембра, яркого и округлого звучания, с льющимся и устойчивым певческим вибрато, а также достаточной силы и не менее, чем двухоктавного диапазона.

Такой эталон хорошо поставленного голоса сложился исторически давно, и каждый педагог стремится к выработке таких его качеств. Однако пути воспитания певческого голоса в различных классах в значительной мере далеко не одинаковые.

Современная наука о певческом голосе помогает понять причину подобной инвариантности методологических подходов к воспитанию певцов.

В 1954 г. на Всероссийском совещании в Ленинграде были приняты основные общепедагогические принципы воспитания певцов. Это был большой шаг отечественной науки в разработке теоретических основ вокальной педагогики.

В 1926 г. на первом вокальном совещании Государственного института музыкальной науки выдвигалась идея создания «единого метода». Однако в настоящее время вокальная педагогика признает правомерность разнообразия методов, но при условии соблюдения основных и обязательных для всех принципов воспитания певцов.

Это были три основных принципа:

1) единство музыкально-художественного и вокально-технического развития учащихся;

2) постепенность и последовательность в усложнении вокально-технических и музыкально-исполнительских задач;

3) индивидуальный подход к ученику.

В работе с певцами в классе М. М. Мирзое-вой эти принципы всегда строго соблюдались. Однако для реализации этих принципов у Марии Моисеевны были свои методы.

Она считала, что с самого начала работы с певцом нельзя заниматься только так называе-

мой постановкой голоса, то есть выработкой его профессиональных вокально-технических навыков отдельно, откладывая музыкально-исполнительское развитие учащегося на более поздние этапы его обучения.

Конечно, в процессе постановки голоса ученик сумеет добиться правильного звучания своего голоса, овладеть кантиленой, техникой беглости и пр. Однако он останется далек от искусства пения, главной задачей которого является раскрытие содержания художественного образа исполняемого произведения.

С точки зрения современных исследований в области физиологии неразрывная связь вокальной техники и художественности исполнения имеет вполне научное обоснование. Для профессионального исполнения вокальных произведений необходимо обладать достаточным запасом не только музыкальных впечатлений, но и иметь достаточно широкую эрудицию и хорошо развитию общую культуру.

Богатство внутреннего мира певца, его музыкальность и культура определяют эмоциональную выразительность в пении, так как голосовой аппарат может выразить только то, что певец может ясно представить себе в своем воображении. Это помогает ему на уровне подсознания находить нужные технические приемы в пении и необходимые приспособления в работе голосообразующего комплекса. Вокальная техника будет непременно подчиняться запросам его музыкального вкуса и общей музыкально-эстетической компетентности по законам рефлекса (ответа).

Вот почему с первых же уроков в классе Марии Моисеевны царила музыка, и вся техника, скромная на начальном этапе обучения, строилась, прежде всего, на основе осмысления содержания музыки. Она считала, что даже с самых простых вокальных упражнений, вокализов и легких произведений со словами необходимо следить за музыкальной выразительностью их исполнения. Таким образом, с первых шагов обучения пению закладывалась тесная связь между исполнительской задачей и техникой ее выполнения.

М. М. Мирзоева обладала уникальным вокальным слухом. Она умела показать своим голосом нужное звучание, предложить необходимый прием и дать адекватную оценку во-

кального исполнения учеником. Это давало ученику возможность осознать свои мышечные ощущения и способствовало быстрейшему совершенствованию его технических и исполнительских способностей.

В настоящее время наукой доказано, что в анализе того, какой звук речи произнесен, участвует не только слух, но и мышцы голосового аппарата, включая так называемый речедвига-тельный анализатор. Так и в пении: опытный певец или педагог может воспринимать по слуху степень правильности работы голосового аппарата любого певца. Способность педагога по качеству звучания голоса определять биомеханизм работы голосового аппарата певца называется вокальным слухом, который является основой формирования вокальной техники учеников.

Другим важнейшим общепедагогическим принципом вокальной педагогики является принцип постепенности и последовательности в обучении. Это относится, прежде всего, к постепенности и последовательности усложнения вокально-технических и музыкально-исполнительских задач.

Из области физиологии хорошо известно, что певческое искусство требует от вокалиста развития большого количества умений, навыков и стереотипов. Это предполагает значительную нагрузку на нервную систему певца. Все навыки и умения в любой жизнедеятельности человека представляют собой цепи рефлексов. Они вырабатываются и закрепляются в результате сложной работы центральной нервной системы.

Нагрузку на нервную систему следует увеличивать постепенно. По мере освоения простых навыков следует добавлять все более и более сложные. Нервная система по принципу адаптации начинает вырабатывать и соответствующие приспособления. В результате этого певческая функция постепенно совершенствуется, певец овладевает вокальной техникой и художественно-исполнительскими навыками, необходимыми для его профессиональной деятельности.

Мария Моисеевна постоянно говорила своим ученикам о том, что формирование вокальных навыков требует длительной и систематической работы для их освоения и закрепления,

и всегда строго придерживалась принципа последовательности и постепенности в процессе увеличения нагрузок на нервную систему учащихся.

Однако, как известно из вокальной практики, если нарушается этот принцип, то в результате работы над репертуаром, превышающим по своим трудностям вокально-технические и музыкально-исполнительские возможности учащихся, даже у самых одаренных из них от природы очень скоро наблюдается деградация голоса, то есть его порча.

Поэтому в подборе вокальных упражнений и учебного репертуара М. М. Мирзоева была всегда чрезвычайно педантична, строго оценивая возможности ученика на данном этапе вокального и музыкального его развития.

Постепенность и последовательность в освоении вокально-педагогического материала является общепедагогическим принципом, что с позиций физиологии оказалось вполне оправданным. Постепенное освоение вокально-технических и художественно-исполнительских навыков создает у певца ощущение уверенности и удовлетворения процессом своей исполнительской деятельности. Это укрепляет мотивацию к обучению, является залогом успешного развития профессиональных качеств и гигиены его голоса.

Третий принцип вокальной педагогики -индивидуальный подход к ученику. Этот принцип предусматривает преломление методических установок педагога с учетом специфики индивидуальных данных ученика, и не допускает нивелирования индивидуальностей с позиций догматических требований.

Мария Моисеевна считала, что первой и основной задачей учителя является правильная оценка индивидуальных особенностей своего ученика. Она рассматривала эти особенности не только в узкопрофессиональном смысле (тип голоса, его сила, звуковой и динамический диапазон, характер работы резонаторной системы, особенности тембрового звучания, сглаженность регистровых переходов, звуковысот-ный и гармонический слух, музыкальная память, эмоциональность, выразительность исполнения и пр.), но гораздо шире, учитывая весь комплекс личностных качеств каждого ученика.

В процессе своей практической работы с учащимися Мария Моисеевна Мирзоева не раз убеждалась в том, что результативность вокально-исполнительского развития певца связана, прежде всего, с особенностями нервной системы и качествами его психики. Поэтому она рекомендовала будущим певцам вырабатывать в себе такие психические свойства, которые необходимы для их профессиональной деятельности: волю и настойчивость для достижения цели, спокойствие и выдержку, терпение и трудолюбие, постоянное развитие памяти и воображения.

Недостаток у ученика этих психических качеств чаще всего является причиной неуспеха в вокально-исполнительском искусстве в большей степени, чем изъяны в голосе и недостатки в общей музыкальности.

Современные исследования из области физиологии свидетельствуют о том, что нервная система человека отличается большой пластичностью и приспособляемостью. Поэтому свой характер можно изменить, воспитать волю, память, внимание, развить эмоциональную сферу, расширить круг интересов и общий кругозор.

Также хорошо известно, что каждый человек обладает различным сочетанием этих психических качеств.

Мария Моисеевна очень четко могла оценить их с точки зрения профессиональной пригодности певца и найти правильный путь к формированию недостающих качеств. Именно на этом пути в работе с каждым учеником реа-лизовывался принцип индивидуального подхода к обучению. Если в одном случае на уроке она строго призывала ученика к дисциплине и порядку, то в другой подобной же ситуации она могла проявлять мягкость и выдержку.

Принцип индивидуального подхода особенно проявлялся в подборе учебного репертуара с учетом не только голосовых, но и психических возможностей учащихся.

Рассматривая вопрос об индивидуальных особенностях голосовых данных с позиции современной науки, следует отметить, что они, как и другие способности человека, зависят, прежде всего, от работы центральной нервной системы. Кроме того, вокальные способности определяются средой развития певца с дет-

ства, и особенно сложившимися речевыми стереотипами, которые отличаются чрезвычайной устойчивостью и усложняют усвоение певческих навыков.

В работе с певцами Мария Моисеевна придавала большое значение и анатомо-физиоло-гическому фактору в строении гортани, глотки, рта и дыхательного аппарата. Поэтому одним учащимся рекомендовала при пении открывать рот больше по вертикали, а другим - петь на улыбке. С одними певцами она занималась упражнениями для выработки какого-то определенного типа дыхания в пении, а в работе с другими на тип дыхания вообще не обращала внимание.

Индивидуальные особенности строения голосового аппарата у одних певцов способствуют правильной координации в работе всех частей голосообразующего комплекса, что проявляется в легкости формирования певческого звука на уровне подсознания, а у других, при отсутствии природной слухо-двигательной координации, напротив, вызывают затруднения. Последним необходимо осознать, что надо сделать, чтобы получить качественный певческий тон. И Мария Моисеевна всегда знала, как им помочь в этом.

На основе наших практических наблюдений стало совершенно очевидным, что одни и те же вокальные приемы, например опускание гортани, глубокий зевок, сильное откидывание нижней челюсти и пр., рекомендуемые в вокальной методике как обязательные для всех, на практике приводят к различным результатам, помогая одним и ухудшая певческий процесс другим.

Поэтому опыт М. М. Мирзоевой в воспитании певцов на основе принципа индивидуального подхода к каждому ученику необходимо использовать в своей практике каждому педагогу. Каковы бы ни были методические приемы преподавания, они должны использоваться с учетом всего комплекса индивидуальных особенностей учащегося.

В настоящее время, когда наука о голосе шагнула далеко вперед, каждому педагогу необходимо иметь четкое представление о правильной работе голосового аппарата, помогающее разработать стратегию и тактику на занятиях с учеником в каждом конкретном случае.

Таким образом, принципы единства музыкально-художественного и вокально-технического развития учащихся; постепенности и последовательности в обучении, как и принцип индивидуального подхода, должны всегда являться основными ориентирами для педагогов в практической работе с певцами. Эти принципы подсказаны самой жизнью, проверены опытом лучших представителей в области вокального искусства, научно обоснованы и при условии неуклонного их соблюдения всегда будут приводить к положительным результатам в подготовке профессиональных певцов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интервьюирование О. Е. Морозовой и Л. П.

Ермиловой - бывших учеников профессора

Московской государственной консерватории М. М. Мирзоевой 10 мая 2017 г.

2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2002. - 675 с.

3. Яковлева А. С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. - М.: ИД «Информ-Бюро», 2007. - 480 с.

REFERENCES

1. Intervyuirovanie O. E. Morozovoy i L. P. Er-milovoy - byvshikh uchenikov professora Mos-kovskoy gosudarstvennoy konservatorii M. M. Mirzoevoy 10 May 2017.

2. Dmitriev L. B. Osnovy vokalnoy metodiki. Moscow: Muzyka, 2002. 675 p.

3. Yakovleva A. S. Iskusstvo peniya: Issledovatel-skie ocherki. Materialy. Statyi. Moscow: ID "Inform-Byuro", 2007. 480 p.

Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: stulova.galina@mail.ru

Stulova Galina P., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts Department, Moscow State University of Education

e-mail: stulova.galina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.