Педагогические принципы содействия будущим бакалаврам юриспруденции в формировании и развитии у них субъектного опыта принятия решений
Дадашов Муса Махамедович,
ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», старший преподаватель кафедры правовых дисциплин E-mail: [email protected]
Подготовка к будущей профессиональной деятельности будущих бакалавров юриспруденции должна быть ориентирована на формирование и развитие у них субъектного опыта принятия решений. Это способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда и оказанию качественной юридической помощи населению. Образование в вузе важно выстраивать с учетом обновления содержания и методов профессиональной подготовки студентов, на основе содействия будущим бакалаврам юриспруденции в развитии определенных компетенций. Предложены педагогические принципы, способствующие содействию в формировании и развитии у будущих бакалавров юриспруденции принятия решений на основе субъектного опыта. Первый принцип предполагает ориентацию на соотношение интуитивного и рационального компонентов в принятии решений студентами. Второй принцип ориентирует на осуществление критического анализа решаемого вопроса. Третий принцип направлен на совершенствование цифровой компетентности у будущих бакалавров юриспруденции путем применения информационных технологий. Четвертый принцип предполагает опору в осуществлении содействия на предыдущий субъектный опыт будущих бакалавров. Пятый принцип связан с развитием уверенного поведения студентов - будущих бакалавров юриспруденции.
Ключевые слова: педагогические принципы, будущие бакалавры юриспруденции, субъектный опыт, принятие решений, информационные технологии, уверенное поведение.
Профессиональная деятельность представителей юридической направленности в современных условиях должна быть особо высокоэффективной, так как растущая конкуренция на рынке труда способствует отбору наиболее компетентных специалистов. Такие специалисты должны быть способны помимо хорошей адаптации к профессии и качественного выполнения своих трудовых действий проявлять инициативу, принимать решения в условиях высокой неопределённости, выражать активную субъектную позицию, быть способными перестраиваться с учетом обновляющихся требований в области юриспруденции. По сути, речь идет о необходимости формирования и дальнейшего развития у студентов субъектного опыта принятия решений.
Поэтому система высшего профессионального образования сегодня заинтересована в поиске наиболее оптимальных путей подготовки будущих бакалавров юриспруденции. М.В. Клименко утверждает, что сформированность субъектного опыта у студентов-бакалавров юридического профиля способствует успеху в их будущей профессиональной деятельности. Причем подчеркивается, что это позволит им быть способными выступать на международном уровне и выстраивать коммуникацию не только в российском обществе, но и в рамках глобального мирового пространства [1]. Поэтому актуальность вопроса определения содействия будущим бакалавров юриспруденции в формировании и развитии у них субъектного опыта принятия решений не вызывает сомнений.
В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой содействие рассматривается как соучастие или совместное действие [2]. С.И. Ожегов раскрывает содействие как определенное деятельное участие, способствующее помощи, поддержке, облегчению в выполнении какой-либо деятельности [3]. Мы будем также рассматривать вслед за данными авторами содействие как оказание поддержки студентам и выстраивание совместной деятельности в процессе профессиональной их подготовки и формировании и развитии указанного качества.
Любая профессиональная подготовка опирается на имеющиеся в вузе стандарты, планы, рабочие программы пр. Мы считаем, что необходимо обновлять не только содержание, но и методы подготовки будущих бакалавров юриспруденции для активизации их субъектного опыта принятия решений. Однако прежде чем приступать к такому обновлению, важно выделить соответствующие принципы. Для этого обратимся к научным исследованиям, посвященным рассматриваемой теме.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
А.В. Грищенкова анализировала особенности принятия судебных решений на основе изучения зарубежного и отечественного опыта. Было обнаружено, что многие такие решения принимаются интуитивно [4]. Преимуществом такого подхода является быстрота принятия судебных решений. Однако недостатком выступает ошибочность некоторых выводов. А.П. Карабанов утверждает, что принятие решений определяется двойственным характером эмоциональности (интуитивности) и рациональности (действием рассудка) [5]. Соответственно важно учитывать в содействии студентам необходимость сочетания интуитивного и рационального компонентов личности в принятии решений у будущих бакалавров юриспруденции. В связи с этим выделим первый принцип - единство интуитивного и рационального в принятии решений. Поэтому в профессиональной подготовке студентов-бакалавров юриспруденции уместно научить их соблюдать определённый баланс между данными системами: эмоциональной и когнитивной.
Конечно, человеческий фактор имеет большое значение в вынесении определенных юридических (в частности) судебных решений. Поэтому будущему бакалавру юриспруденции важно быть максимально объективным в профессиональной деятельности. В этой связи Т.С. Заплатина исследует проблематику применения в вынесении судебных решений искусственного интеллекта (ИИ). В статье говорится о том, что система ИИ в определённой мере способствует снижению принятия предвзятых решений, однако существует множество рисков такой системы. К ним относятся этические аспекты, вопросы информационной безопасности, предвзятости программистов, которые работают с информационными системами [6]. Поэтому данная тема неоднозначна, но она может стать основой для понимания важности критического подхода в принятии решений. Соответственно выделим второй принцип - принцип критического анализа решаемого вопроса. Данный принцип согласуется с первым. Он связан с усилением рациональности и интеллектуализации в принятие юридических решений и выстраивании содействия исходя из этого.
Продолжая идею применения технических средств для принятия решений, обратимся к работе И.П. Рак, раскрывающему вопросы подготовки специалиста юридического профиля к принятию решений с применением ресурсов информационно-правовой среды. Он предлагает с учетом развития цифровых технологий включить в учебный процесс ввести ряд дисциплин информационного цикла. К примеру: «Компьютерные технологии», «АИПС правоприменительной деятельности», «Информационные технологии для органов уголовной юстиции» и «Новые инфор-5 мационные технологии в судебной экспертизе» о [7]. Мы полностью согласны с данной позицией о необходимости применения информационных ° технологий в подготовке будущих бакалавров ¡в юриспруденции. На данном основании обозначим
следующий принцип - совершенствование цифровой компетентности у будущих бакалавров юриспруденции на основе применения информационных технологий в образовательном процессе.
Как правило, у студентов уже имеется определенный опыт принятия решений в разных жизненных ситуациях, включая осуществление профессионального самоопределения. Данный субъектный опыт важно обогащать новыми знаниями в осуществлении содействия будущим бакалаврам юриспруденции в формировании и развитии у них субъектного опыта принятия решений. В этой связи М.В. Клименко предлагает применять компетнтностную модель в формировании субъектного опыта студентов. Она включает в себя решение ситуационных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того рекомендуется активизировать студентов на поиск информации в сети интернет, посвященной юридическим решениям, и выстраивать проектную деятельность студентов. Уместно активизировать рефлексивную позицию студентов касательно соотнесения предыдущего опыта принятия решений и нового, отслеживать динамику его развития, устанавливать связь юридической теории с жизненной практикой. На данном основании обозначим четвертый принцип - принцип опоры на предыдущий субъектный опыт студентов в осуществлении содействия.
Любое решение представляет собой осуществление ситуации выбора между несколькими альтернативами и, как правило, оно связано с внутри-личностными сомнениями субъекта. В.А. Зобков в своем исследовании говорит о важности в принятии адекватного решения оптимальной степени уверенности человека. Она проявляется в оценке своих возможностей как субъективной характеристики самоотношения. Он утверждает, что для принятия конструктивного решения необходима не 100-процентная, а 67-процентная уверенность в себе. Это активизирует мобилизационную готовность к действию, способствует самовоспитанию, саморазвитию в стремлении к достижению высокого результата в деятельности [8]. Речь идет о триединстве эмоций, интеллекта и воли, которые участвуют в принятии решения в определенной ситуации и их оптимальном взаимодействии. Таким образом, можно выделить пятый принцип формирования и развития у будущих бакалавров юриспруденции субъектного опыта принятия - это принцип развития уверенного поведения у студентов. Важно научить студентов саморегуляции поведения, умению не поддавать сиюминутным импульсам и не проявлять самоуверенность в принятии решений. Вместе с тем необходимо и развивать определённую решительность у особо сомневающихся обучающихся.
Итак, резюмируем педагогические принципы содействия будущим бакалавров юриспруденции в формировании и развитии у них субъектного опыта принятия решения:
- принцип соотношения интуитивного и рационального в принятии решений;
- принцип критического анализа решаемого вопроса;
- принцип совершенствования цифровой компетентности у будущих бакалавров юриспруденции на основе применения информационных технологий;
- принцип опоры на предыдущий опыт;
- принцип развития уверенного поведения студентов.
Данные принципы в той или иной мере отражены в исследованиях и других ученых. занимающихся вопросами профессиональной подготовки студентов в области юриспруденции [1; 4; 6; 7; 9]. Содействие будущим бакалавров юриспруденции в условиях высшего профессионального образования является необходимым условием формирования и развития у них субъектного опыта принятия решений. Данное содействие должно опираться на соответствующие принципы, которые позволяют оптимизировать образовательный процесс в контексте развития личностно-профессиональных качеств студентов. Бакалавр юриспруденции умеющий выстраивать свою деятельность на сформированном субъектном опыте принятия решений может стать высокопрофессиональным специалистом, способствующим оказанию эффективной юридической помощи населению.
Литература
1. Клименко М.В. Формирование субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности как основы компетентностной модели студентов-бакалавров юридического профиля / Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № . 1. - С. 163-169.
2. Толковый словарь русского языка: 250000 семантических единиц/ Под ред. Т.Ф. Ефремовой. - Москва: Русский язык, 2000. - 1233 с.
3. Ожегов С.И., Толковый словарь русского язы-ка:80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., ис-пр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928с.
4. Грищенкова А.В. Психологические особенности принятия судебного решения: российский и иностранный опыт / Вестник Университета имени О.Е. Кутафин. - 2017. - № . 4 (32). -С.145-151.
5. Карабанов А.П. Современные направления исследования аффективных механизмов принятия решений / Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2017. - № . 3 (9). 167-182.
6. Заплатина Т.С. Искусственный интеллект в вопросе вынесения судебных решений, или ИИ-судья / Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. - 2019. -№ 4 (56), 2019. - С. 160-168.
7. Рак И.П. Методика подготовки специалиста юридического профиля к принятию решений в условиях современной информационно-правовой среды: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08 / Рак Игорь Петрович. - Тамбов, 2004. - 186 с.
8. Зобков В.А. Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения» Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -
2018. - Вып. 24, № . 2. - С. 45-50.
9. Ермушова Я.В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих бакалавров юриспруденции в условиях высшей школы / Право и практика. - 2014. - № 3. -С.98-105.
PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF ASSISTANCE TO FUTURE BACHELOR OF LAW IN FORMING AND DEVELOPING THEIR SUBJECTIVE EXPERIENCE IN DECISION-MAKING
Dadashov M.M.
Grozny State Oil Technical University, Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines, 364068, Russia, Chechen Republic, Grozny
Training for the future professional activity of future bachelors of law should be focused on the formation and development of subjective experience in decision-making. This promotes their competitiveness in the labor market and the provision of quality legal assistance to the population. It is important to build higher education taking into account the updating of the content and methods of professional training of students based on assisting future bachelors of law in the development of certain competencies. Pedagogical principles are proposed to assist future bachelors in forming and developing jurisprudence of decision making based on subjective experience. The first principle implies a focus on the ratio of intuitive and rational components in decision making by student. The second principle focuses on critical analysis of the issue being addressed. The third principle aims to improve the digital competence of future bachelor of law by applying information technology. The fourth principle is to rely on the previous subjective experience of future bachelors. The fifth principle relates to the development of confident behavior of students (future bachelors of law).
Keywords: pedagogical principles, future bachelors of law, subjective experience, decision making, information technologies, confident behavior
References
1. Klimenko M.V. Formation of subjective experience of educational and professional activity as the basis of the competency model of bachelor students of legal profession // Bulletin of Bryansk State University, 2014, No. 1, pp. 163-169.
2. Russian Explanatory Dictionary: 250000 semantic units / Ed. by T. F. Efremova, Moscow, 2000, 1233 p.
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language: 80000 words and phraseological expressions. -1994, 928 p.
4. Grishchenkova A.V. Psychological peculiarities of the judicial decision making: Russian and foreign experience // Bulletin of O.E. Kutafin University, 2017, No. 4 (32), pp. 145-151.
5. Karabanov A.P. Modern directions of research of the affective mechanisms of decision making // Bulletin of Russian State University of Civil Engineering. Psychology. Pedagogy. Education., 2017, No. 3 (9), pp. 167-182.
6. Zaplatina T.S. Artificial intelligence in the matter of judgment making // Bulletin of O.E. Kutafin University, 2019, No. 4 (56),
2019, pp. 160-168.
7. Rak I.P. The methodology of preparation of the specialist of a legal profile to decision-making in the conditions of the modern information-legal environment: Diss. of cand. of ped. sciences. - Tambov, 2004, 186 p.
8. Zobkov V.A. Confidence of the person in situations of decision making // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics, 2018, No. 2(24), pp. 45-50.
9. Ermushova Ya.V. Improvement of the professional and pedagogical training of future bachelors of law in the conditions of the higher school // Law and practice, 2014, No. 3, pp. 98-105.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со