УДК 371.01 ББК 74.202.4
Хохлова Анна Евгеньевна
аспирант
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка
и литературы
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Khokhlova Anna Evgenievna Post-graduate
Chair of Russian and Literature and Teaching methods of Russian and Literature
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогические принципы реализации методики становления умений делового общения младших школьников
Pedagogical Principles of Junior Schoolchildren’s Business Communication
Skills Forming Methods
В данной статье рассматриваются актуальность проблемы реализации методики становления умений делового общения младших школьников, система педагогических принципов. Подробно раскрываютсяпринципы развития личности младшего школьника (междисциплинарности, субъектности, преемственности) и особенности их реализации в процессе становления умений делового общения.
The article considers currency of the problem of junior schoolchildren’s business communication skills forming methods realization, the system of pedagogical principles. Principles of junior schoolchildren’s personality development (interdisciplinarity, subjectivity, continuity), as well as the peculiarities of their realization during the junior schoolchildren’s business communication skills forming are presented.
Ключевые слова: младший школьник, начальное языковое образование, умения делового общения, методика становления умений делового общения младших школьников, принцип междисциплинарности, принцип субъектности, принцип преемственности.
Key words: junior schoolchildren, primary linguistic education, business communication skills, junior schoolchildren’s business communication skills forming methods, principle of interdisciplinarity, principle of subjectivity, principle of continuity.
Понятие «начальное языковое образование» сегодня зафиксировано в ряде нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в начальной школе (Федеральный государственный образовательный стандарт, основные программы и системы). В то же время к пониманию сущности
данного понятия нет единого мнения, что затрудняет его научную разработку и использование в образовательном процессе. В связи с этим мы, вслед за Б.Г. Гершунским[2, с. 41], рассматриваем начальное языковое образование как 1)ценность, 2) процесс, 3) результат, 4) систему освоения языковых норм, закономерностей функционирования русского языка в рамках начального образования. На основе анализа научно-методической литературы по этой проблеме возможно утверждать, что языковая подготовка учащихся начальных классов направлена на усвоение и систематизацию знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять речевую деятельность, в частности направлена на приобщение обучаемых к культуре общения, в том числе и делового.
Таким образом, становление умений делового общения младших школьников представляет собой процесс, который является составной частью становления языковой и в частности функционально грамотной личности младшего школьника.
На основе анализа научно-педагогической литературы умения делового общения младших школьников возможно определить как освоенные коммуникативные способы действия, осуществляемые на основе
поликультурных и языковых знаний по оптимальным параметрам осознанного варьирования при выборе и сочетании соответствующих навыков в
зависимости от цели, ситуации общения и собеседника.
Проблема становления умений деловогообщения младших школьников ещё недостаточно изучена. Несмотря на существующие в наиболее
распространённых сегодня дидактических системах начального образования («Школа России», «Гармония», «Школа 2100», система Л.В. Занкова и др.)теоретические возможности и предпосылки развития рассматриваемых умений, внимание к их развитию на средней и старшей ступенях
общеобразовательных школ, пока ещё не разработаны практические материалы для становления умений делового общения в начальной школе.
В связи с этим необходима разработка методики становления умений делового общения младших школьников.
137
Определяющим ориентиром методики становления умений делового общения младших школьников, ее информационной и правовой основой является Федеральный государственный образовательный стандарт, нормы и требования к качеству начального образования и подготовленности обучаемых, сложившиеся в каждом образовательном учреждении, включающие в себя нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер. Исследованием установлено, что процесс становления умений делового общения содержит в себе следующие этапы, позволяющее эффективно освоить рассматриваемые умения при начальном языковом образовании (рис. 1):
— вводно-мотивационный (планирование, постановка целей, мотивация, учёт индивидуальных особенностей младших школьников);
— информационный (собственно учебная деятельность, её организация);
— ситуационно-практический (первичное закрепление материала, самостоятельная работа младших школьников, установление оперативной обратной связи в учебном процессе);
— оценочный (контроль педагога, взаимоконтроль и самоконтроль результатов освоения);
— коррекционный (анализ результатов контроля, продуктов учебной деятельности).
Ґ \
Вводно-
мотивационный
этап і
ч )
Информационный этап
У
Ситуационно -практический
Л
этап этап
Оценочный -к! Коррекцион-
Рис. 1. Этапы процесса становления умений делового общения младших
школьников
Выявление принципов той или методики является важной составляющей
педагогического знания. Их наличие становится внутренне необходимой,
всеобъемлющей и существенной связью предметов и явлений объективной
действительности. Каждый принцип является инструментальной, данной в
138
категориях деятельности выражение конкретной педагогической системы, методологическое отражение истинных законов и закономерностей.
Принятое нами понимание категории «принцип» основывается на мнении В.И. Загвязинского и его последователей, на основе точки зрения которых принцип - это ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства, гармонии в сочетании каких-либо противоположных сторон или начал с тенденцией педагогического процесса [3]. Основываясь на анализе научной литературы, возможно утверждать, что каждый исследователь в области дидактики считает нужным предложить определённую систему принципов, так как, опираясь на мнение Ю.К. Бабанского, дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием [1, с. 104].
Основой методики становления умений делового общения стала система педагогических принципов, основанная на результатах теоретикометодологического анализа, который, в свою очередь, позволил интегрировать идеи культурологи, психологии, лингвистики, современного начального языкового образования и методики обучения младших школьников русскому языку. В результате были сформулированы три подсистемы принципов:
• принципы развития личности младшего школьника
(междисциплинарности, субъектности, преемственности);
• принципы языкового образования младших школьников
(лингвокультурности, организации материала на коммуникативной основе, задачности);
• принципы осуществления деловой коммуникации (коммуникативного партнёрства и сотрудничества, языковой толерантности, межкультурности).
Опишем подробнее ведущие, по данным нашего исследования, принципы развития личности младшего школьника и особенности их реализации в процессе становления умений делового общения.
Принцип междисциплинарности. Мы понимаем междисциплинарность как требование следовать общенаучной методологии, которая выражается в полном объёме, но образует «силовое поле». В рамках обучения в начальной школе каждый предмет вносит свой вклад в становление умений делового общения младших школьников, в связи с чем появляются противоречия между знаниями, получаемыми на разных предметах, и их применением в комплексе, между необходимостью интегрировать языковые умения в данной области, интегрировать их в целостную картину и узконаправленной подачей языкового материала, также нарушение единства в изложении отдельных аспектов названной проблемы. В настоящее время большое количество учёных, рассматривающих применение междисциплинарности в образовательном процессе, определяют и описывают отдельные понятия и темы, которые стоят на границе как минимум двух предметов. Безусловно, это отражает поиск путей взаимодействия между отдельными элементами образовательного процесса, необходимость установления связи между отдельными предметами, зачастую далёких друг от друга для повышения эффективности учебного процесса. Основная сложность заключается в неоднозначной трактовке различных понятий различными дисциплинами, в очередной концепции обретают ещё одну новую семантику (В.Ф. Боярчук, Э.Н Гусиский, В.Н. Максимова и др.). В рамках данного исследования мы, вслед за А.В. Усовойи др., рассматриваем междисциплинарные связи как полифункциональный феномен, выполняющий в процессе становления умений делового общения младших школьников образовательную, развивающую и конструктивную функции. Образовательная функция позволяет учителю начальных классов формировать у обучающихся такие качества, системность, осознанность, гибкость и др., способствует также взаимосвязи различных систем знаний, умений и навыков. Развивающая функция представляет собой развитие
140
творческого, системного мышления учащихся, познавательной активности, преодоление инертности мышления, формирование самостоятельности, обобщённых способов деятельности, расширении кругозора. Конструктивная функция позволят совершенствовать содержание материала, формы и методы организации образовательного процесса, корректировать учебные программы с учётом трактовки изучаемых понятий, процессов, явлений [9].
Междисциплинарные связи по своему составу показывают, какие умения, знания, навыки учащихся транслируются из других дисциплин. При становлении умений делового общения возможна трансформация знаний из дисциплин «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Иностранный язык», «Информатика» и др. Междисциплинарные связи позволяют нам выяснить, является ли источником знания одна дисциплина или для рассмотрения определённых понятий на необходимо обратить к другим областям знаний, используется ли междисциплинарная информация только при изучения базовой дисциплины или является источником информации и для других дисциплин.
Опираясь на проведенное нами исследование, возможно утверждать, что при становлении умений делового общения младших школьников задействовано несколько дисциплин. Анализ исследований в данной области (В.Ф. Боярчук, С.Ю. Буридова, Ю.С. Ковалёва, З.Р. Танаева, А.В. Усова и др.), собственная педагогическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что реализация междисциплинарных связей при становлении умений делового общения младших школьников может проходить в несколько этапов:
1. установление связи, первичное восприятие, осмысление, констатация зависимости между элементами различных дисциплин;
2. усвоение связи, углубление её сущности, нарастание обобщенности в раскрытии основного междисциплинарного отношения;
3. применение связи, когда освоенное междисциплинарное знание становится те столько результатом, сколько методом решения новых междисциплинарных задач.
На основе проведённой нами поисковой работы можно сделать вывод об основных приёмах реализации междисциплинарных связей, среди которых постоянное напоминание ранее изученных фактов, явлении, закономерностей, позволяющих проводить параллели между ранее изученным в рамках других дисциплин; постановка проблемных вопросов, требующих ссылок на другие обрасти знания, самостоятельное изучение определённых тем, требующее привлечение различных источников. Именно под руководством учителя происходит процесс установлении связей между различными дисциплинами, что позволяет повысить развивающий потенциал образовательного процесса, что способствует формированию умения мыслить, логически выстраивать свою деятельность, систему знаний, в том числе коммуникативных. В связи с этим внедрение не только репродуктивных, но и продуктивных методов, форм организации начального языкового образования, требующих припоминания и привлечения знаний из других областей является наиболее важным приёмов в реализации целей междисциплинарных связей (Н.В. Маврина, Е.Ю. Никитина).
Принцип субъектности. Развитие личности младшего школьника сегодня рассматривается совместно с понятием «субъектность», что в свою очередь является трансформацией субъектных свойств личности в профессиональнозначимые качества. Широк спектр работ, направленных на изучение понятия «субъектность» (Г.И.Аксёнова, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.И. Митина, В.А. Сластёнин и др.). В то же время, по нашему мнению, недостаточно разработаны аспекты этой проблемы, связанные непосредственно с образовательными системами, их концептуальными основами, психологическими особенностями реализации, в частности, в рамках начального образовании.
В своём исследовании мы, вслед за Л.А. Недосекой, утверждаем, что субъектность - качественная и динамическая характеристики человека, интегрированного в современные социлкультурные реалии диалога культур, указывающие на способности действовать в условиях толерантности, смыслотворчества и смыслопорождения, проявлять активную позицию,
142
самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, создавать способы и условия решения задач, рефлексировать, прогнозировать результаты деятельности и отношений [5, с. 96]. Применимая в рамках исследования комплексная система мониторинга развития качеств субъектных характеристик младшего школьника, таких как направленность личности, уровень субъективного контроля, исследование личностного, творческого, когнитивного потенциала, показала некоторые недостаточно сформированные субъектные характеристики личности, что говорит о необходимости комплексной педагогической поддержки.
В рамках проведённого нами исследования были выявлены следующие благоприятные факторы, способствующие более эффективному развитию субъектности младшего школьника в процессе становления умений делового общения: 1) личностная заинтересованность учащегося в рамках освоения языкового образования, опора на реально возникающие проблемы в процессе делового общении; 2)восприятие и принятие учителем учащегося таким, какой он есть; 3) свободное взаимодействие учителя и учащегося, на паритетных началах;4) повышение процента самостоятельности учащихся в процессе освоения языкового образования; 5) активное содействие младшим школьникам в выявлении их творческих, когнитивных способностей и т.д.
Принцип преемственности. Данный принцип является важным и необходимым при осуществлении начального языкового образования. В педагогической науке преемственность понимается как необходимое условие становления и развития личности ребёнка, определяющее его дальнейшую жизнедеятельность. Преемственность предполагает связь между этапами ступенями развития, и ей сущность представляет собой сохранение различных элементов целого или отдельных его сторон припомощи целого как системы.
Определение понятию преемственность даёт А.А. Леонтьев : «...под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и
ли форм обучения , то есть ,в конечном счёте, - единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования» [4, с. 215].
Сегодня в отечественной педагогической практике принцип преемственности в начальном языковом образовании представлен в различных системах обучения младших школьников. Но проведённое нами исследование соотнесения теоретических установок и практического их воплощения позволяет сделать вывод о том, что данный принцип наиболее эффективно практически реализуется в системе «Школа 2100». Можно также выделить направления реализации преемственности, которые определяют целостность, последовательность и системность всего образовательного процесса:
^ единство целей;
^ методологическое единство;
^ содержательное единство;
^ процессуальное единство;
^ единство оценивания образовательных достижений учащихся.
В рамках начального языкового образования преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного языкового образования. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на каждой степени; построение единой содержательной линии, позволяющей создать условия для эффективного освоения материала для перехода на следующую образовательную ступень; во-вторых, согласованность каждого компонента методической системы освоения языкового образования (цели, задачи, методы, средства, формы организации учебного процесса).
Реализация принципа преемственности в рамках начального языкового образования и становления умений делового общения в частности является одним из важнейших компонентов системного построения освоения материала, позволяющей сделать его перспективным, согласованным на всех этапах. Именно поэтому данная проблема находится в центре внимания и изучения
психологов, дидактов, методистов (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, М.Р Львов, М.И. Скаткин и др.).
Отсутствие сегодня единого подхода к освоению языкового образования на всех этапах обучения приводит к следующему: у учащегося не вполне складывается представление о родном языке как о системе языковых единиц, функционирующих посвоим законам; у учащихся отсутствует комплексный научный подход к анализу собственной языковой деятельности. В связи с этим одна из центральных задач освоения языкового, в частности, начального образования - в обеспечении преемственности обучения по характеру ведущего вида деятельности, который определяется возрастными (психологическими и физиологическими) особенностями определённого возраста. Исследованию данных возможностей образования посвящены многие работы, в которых рассматриваются попытки решить данную проблему за счёт поэтапности изучения языкового материала (С.Ш. Львова, Т.К, Лидман-Орлова, Н.А. Плёнкин и др.). Основное внимание в этих исследованиях уделяется дифференциации языкового материала и распределению его по степени сложности и эффективности освоения на разных этапах обучения.
Между тем процесс становления умений делового общения средствами начального языкового образования пока не столь широко включен в языковой материал, который является обязательным для освоения на начальной ступени образования. Исследования современных программ «Русский язык», «Литературное чтение» (программы для 1-4 классов Н.В. Нечаевой, Р.Н. и Е.В Бунеевых, Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е.) показали, что теоретические предпосылки для изучения процесса делового общения существуют, но практически не воплощаются в конкретных заданиях, темах. Помимо этого, любая современная программа начального языкового образования направлена на становление функционально грамотной языковой личности, атрибутом которой, как было выяснено ранее, являются в том числе и сформированные умения делового общения.
Данные противоречия также отражаются в невнимании к началу становления подобных умений в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим нарушается цепь освоения умений делового общения на начальных этапах образования, в то время как в средних и старших классах умения делового общения уже широко применимы. Таким образом, необходима разработка процесса поступенчатого становления умений делового общения на всех этапах языкового образования, особенного начального.
Таким образом, методика становления умений делового общения младших школьников опирается на принципы принципы развития личности младшего школьника (междисциплинарности, субъектности, преемственности), которые позволяют развивать рассматриваемые умения с учётом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, реалий образовательного процесса (в частности, начального языкового образования).
Библиографический список
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К. Бабанский // АПН СССР; Сост. М.Ю.Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.
— 600с.
2. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония, знания и веры [Текст]/ Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социльный ин-т, 1997. - 120 с.
3. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска [Текст]/ В.И. Загвязинский. - Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 72 с.
4. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды [Текст]/ А.А. Леонтьев -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 448 с.
5. Недосека, Л.А. Методические указания по развитию навыков чтения и разговорной речи на английском языке[Текст]/ Л.А. Недосека. - Ростов-на-Дону, 2005. - 127 с.
6. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.
7. Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч.
2. - М. : Просвещение, 2008. - 317 с.
8. Теория и методика профессионального образования [Текст] : коллектив.моногр. / под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. - М. :АПКиПРО, 2011.
9. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу [Текст] /А. В. Усова. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. - 88 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт: Начальное общее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Bibliography
1. Babansky, Yu.K. Selected Pedagogical Works [Text] / Yu.K. Babansky // APS USSR; Edit. by M.Yu. Babansky. — M.: Pedagogics, 1989. — 600 p.
2. Exemplary Programs of Primary Education [Text]. In 2 Parts. P.2 - М.: Prosveshcheniye, 2008. - 317 p.
3. Federal State Educational Standard: Elementary General Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
4. Gershunsky, B.S. Education in the Third Millennium: Harmony, Knowledge and Faith [Text] / B.S.Gershunsky. - М.: Moscow Socio-Psycological Institute, 1997. - 120 p.
5. Leontiev, А.А. The Language and Speech Activity in General and Pedagogical Psychology: Selected Psychological Works [Text] / А.А. Leontiev. - М.: Moscow Socio-Psycological Institute, 2001. - 448 p.
6. Nedoseka, L.A. Methodological Instructions on Reading and Speaking Skills Development in English [Text] / L.A. Nedoseka. - Rostov-on-Don, 2005. -127 p.
7. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / Е. Yu. Nikitina, О. Yu. Afanasyeva. - М. : MANPO, 2006. - 154 p.
8. Theory and Methods of Professional Education [Text]: Multi-Author Book / Edited by Prof. E.Yu. Nikitina. - М., 2011. - 342 p.
9. Usova, A.V. Psychological and Didactic Bases of the Students' Scientific Concepts Forming: Training Manual for a Special Course [Text] / A.V. Usova.
- Chelyabinsk: ChSPI, 1986. - 88 p.
10. Zagvyazinsky, V.I. Practical Methodology of Pedagogical Search [Text] / V.I. Zagvyazinsky. - Tyumen: Legion-Group, 2005. - 72 p.