происходит подбор и копирование иллюстративного материала, выполнение натурных графических и живописных зарисовок, их декоративная переработка и стилизация.
Второй этап. На основе собранных и изученных материалов разрабатываются несколько вариантов композиционных решений в виде графических схем и цветовых эскизов будущего проекта изделия с художественной росписью ткани. Эскизы и схемы являются началом практической и творческой работы над проектом. При работе над эскизами студенты осваивают определенную условность и лаконичность в построении изображения, продумывают решение проекта, определяют технику ручной росписи ткани, характер композиции, колористическое решение. Эскизы помогают дополнить и конкретизировать образы и изображение на бумаге.
Третий этап. Воплощение наиболее удачного, утвержденного композиционного эскиза с учетом композиционных особенностей изделий с ручной художественной росписью ткани, выполнение графической части проекта и фрагментов в цвете. В ходе выполнения графической части проекта большое внимание должно уделяться композиционному построению плоскости и всей формы в целом. Фрагменты в цвете выполняются в натуральную величину, с передачей технологических особенностей конкретной техники художественной росписи ткани.
Заключительный этап. Создание и проработка проекта на планшете в натуральную величину на основе предварительно утвержденного эскиза, выполненной графической части и фрагментов в цвете. Выполняется проект максимально точно с применением различных графических материалов: гуашь, темпера, акварель, анилиновые красители, резервирующий состав, резиновый клей и т. д.
В процессе работы над проектом студенты последовательно совершенствуют первоначальные эскизы, схемы, планы изделий, учатся понимать развитие композиции от компоновочной
стадии до художественно-графического проекта. Для того чтобы добиться требуемых результатов, применяются различные средства и материалы, имитируется определенная техника художественной росписи ткани.
Основой учебного процесса является усвоение студентами знаний и умений, овладение навыками практического использования различных приемов и технологий. Заинтересованность студентов активизирует познавательные и творческие потребности, а профессиональная направленность обучения дает стимул к изучению проектирования.
Выполнение проекта - это активное включение студента в творческую деятельность. Поиск и анализ предполагаемого решения, осмысление, отбор и сбор необходимой информации и материала по теме проектирования, творческая переработка, то есть созидательный опыт, способствует приобретению навыков по созданию проектов. В процессе проектирования на основе приобретенных знаний и опыта студенты приобретают профессиональные навыки. Размер, сложность и характер выполняемых проектов, время их выполнения определены программой.
Разработка проекта по росписи ткани - это путь к саморазвитию и самореализации в области декоративно-прикладного искусства. При разработке проекта осваиваются все этапы создания изделия. Объекты реальной жизни творчески перерабатываются, стилизуются и обретают декоративный характер [5].
В процессе обучения студент учится воплощать свои замыслы, учитывая особенности всех техник и способов ручной росписи ткани. Особое место здесь занимает взаимосвязь материальных и художественных средств, придание образу выразительности, формирование художественной идеи через изучение и переосмысление традиций. В конечном итоге, дисциплина «Проектирование» формирует у обучающихся способность к разработке проектов текстильных изделий различного назначения с ручной художественной росписью.
Библиографический список
1. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. Москва: Издательство В. Шевчук, 2011.
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10.
4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС, 2010.
5. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн». Москва ВЛАДОС, 2010: 335.
References
1. Moran A. de. Istoriya dekorativno-prikladnogo iskusstva: Ot drevnejshih vremen do nashih dnej. Moskva: Izdatel'stvo V. Shevchuk, 2011.
2. Gil'man R.A. Hudozhestvennaya rospis' tkanej: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2008.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.
4. Logvinenko G.M. Dekorativnaya kompoziciya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS, 2010.
5. Beschastnov N.P. Hudozhestvennyjyazykornamenta: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Dizajn». Moskva VLADOS, 2010: 335.
Статья поступила в редакцию 10.10.17
УДК 378.147.88
Saifulina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of аг1 Embroidery Department, Higher School of Folk Art (Institute),
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF MASTERS IN THE FIELD OF THE ART EMBROIDERY. In presented article one of possible variants of the organisation and carrying out of research work of masters of a direction of preparation "Decorative applied art and crafts and national crafts", directed on development of abilities of designing, performance and representation of research work in the field of an art embroidery by introduction of a complex of the offered pedagogical principles of training is considered. The structure of the research work is proposed. It consists of three stages and is due to the main stages of the research, goals, and objectives, the fulfillment of which is oriented at provisioning profile master. The author reviews the contents of the third stage in detail, since the experimental design is the interaction of all acquired personal and professional qualities and characteristics of the master in a single unit.
Key words: master, art embroidery, research work, competence, innovation, pedagogical principles.
Е.В. Сайфулина, канд. пед. наук, зав. каф. художественной вышивки Высшей школы народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
В представленной статье рассмотрен один из возможных вариантов организации и проведения научно-исследовательской работы магистров направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», направленный на развитие умений проектирования, выполнения и представления научно-исследовательской работы в области художественной вышивки путём внедрения комплекса предложенных педагогических принципов обучения. Предложена структура проведения научно-исследовательской работы, состоящая из трёх этапов и обусловленная основными этапами проведения научного исследования, целями, и задачами, на выполнение которых ориентирован профиль подготовки магистра. Подробно рассмотрено содержание третьего этапа, поскольку при проведении экспериментальной проектной работы происходит взаимодействие всех приобретенных личностных профессиональных качеств и характеристик магистра в единое целое.
Ключевые слова: магистр, художественная вышивка, научно-исследовательская работа, компетенция, инновация, педагогические принципы.
Научно-исследовательская работа магистра - это один из основных и обязательных разделов основной образовательной программы магистратуры, предусмотренный ФГОС ВО, направленный на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в частности таких, как способность к трансформации художественных идей, результатов научных исследований и разработок новых или усовершенствованных художественных изделий, предметов и внедрению их в практику, способность выбирать необходимые методы научного исследования и творческого исполнения, а также модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного научного исследования, либо художественного творчества [1].
Научно-исследовательская работа магистра профиля подготовки «Художественная вышивка» в основном затрагивает следующие виды профессиональной деятельности - проектный, производственно-технический и научно-исследовательский, так как они призваны сформировать профессиональную готовность студентов к самостоятельному ведению методики научно-исследовательской работы, анализу и сбору необходимого материала, который будет использован при подготовке выпускной квалификационной работы, а также реализации на практике в индивидуальном проектно-исполнительском творчестве экспериментальных, инновационных идей.
Предлагается следующая структура проведения научно-исследовательской работы, обусловленная основными этапами проведении научного исследования и теми целями и задачами, на выполнение которых ориентирован профиль подготовки магистра: первый этап включает в себя выбор темы научного исследования, составление обоснования аппарата исследования, поисковую работу с научными первоисточниками, составление библиографического списка, обзор и анализ основных направлений научной деятельности по теме магистерского исследования; второй этап заключается в разработке гипотетических положений и концепции исследования, аналитической работе над текстом исследования; третий этап состоит из проведения экспериментальной проектной и практической работы; четвертый этап заключается в формулировании выводов, оформления текста исследования и реферативного обзора.
Рассмотрим подробнее содержание третьего этапа, поскольку при проведении экспериментальной проектной работы происходит взаимодействие всех приобретенных личностных профессиональных качеств и характеристик магистра в единое целое, обязательна, должна быть реализована взаимосвязь творческой, инновационной и научной деятельности.
Методы, средства и формы обучения, а также оценивание процесса научно-исследовательской деятельности в области художественной вышивки подбираются в соответствии с установленными принципами в рамках данного этапа [2].
Принцип прогностичности важен тем, что предусматривает обращение к инновациям, востребованным в будущем. Данный принцип реализуется только в условии постоянного поиска, проведения исследований в области художественной вышивки. При этом исследования могут охватывать смежные области традиционного прикладного искусства, захватывать производство (старинное оборудование, современные вышивальные машины
и др.), различные науки (культурологию, искусствоведение, технологию и др.), общество (современную культуру, моду и др.), природу (растения и животные для создания рисунков вышивки, колористических решений естественной и искусственной природы и др.).
Прогнозирование востребованности такого традиционного прикладного искусства как художественная вышивка в будущем означает и обоснованные предположения о педагогической деятельности в этой области, о представлении высокохудожественных изделий с вышивкой на выставках, в музеях, о развитии предпринимательской деятельности в этой области. Принцип прогнозирования позволяет раздвинуть горизонты выполнения и применения художественной вышивки. Одновременно с этим он открывает свои возможности в рамках научно-исследовательской деятельности магистров, так как одной из ведущих функций науки является прогнозирование.
Принцип научности при обучении по вышеуказанному профилю обязывает содержание учебных дисциплин проектировать на интеграционной основе [3]. Причем с возрастанием курса обучения интеграция усложняется, из-за вовлечения в нее новых дисциплин, новых знаний, умений. Также данный принцип призывает магистров активно применять научные методы, а именно, анализ и синтез, сравнение, наблюдение, эксперимент, моделирование, прогнозирование и другие. Это активизирует самостоятельную деятельность студентов во время обучения, учит их проводить поиск и реализовывать новые решения с первых курсов подготовки.
Принцип координации исследований предупреждает магистров применять проектные, инновационные, технологические, композиционные, колористические решения уже используемые в других исследованиях в этой области. Координация при этом понимается как глубокое знание достижений в конкретной области художественной вышивки и учет этих достижений в своей практической деятельности. Кроме того под координацией понимается и согласование своей исследовательской деятельности в целях отсутствия дублирования исследований.
Принцип развития инновационного мышления стимулирует педагогов на осуществление такой педагогической деятельности, которая развивает критическое, креативное, творческое мышление у обучаемых. В контексте исследования проектной экспериментальной деятельности магистров под инновационным мышлением понимается мобильное мышление во всем объеме профессиональных возможностей, способное использовать внутренние чувства. Это мышление на высоком духовном уровне и его качественными личностными проявлениями являются критичность, креативность, творчество, продуктивное исследование [4; 5]. Развитие такого мышления - это важная педагогическая задача. В этой связи, в течение двух лет обучения магистров, педагог выстраивает непрерывную методику формирования готовности студентов к профессиональной инновационной деятельности, руководствуясь ее видами и компетенциями профиля подготовки «Художественная вышивка».
Например, общедидактический принцип «связь обучения с видами профессиональной деятельности и компетенциями» при обучении дисциплине «Проектирование художественной вышивки», которая изучается будущими магистрами по профилю «художественная вышивка» в течение 2 лет, диктует связь со-