УДК 378.147:371.385 Павлова Анна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Философия и история» Уральского государственного университета путей сообщения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У НИХ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.20 Pavlova Anna Mikhaylovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Department of Philosophy and History, Ural State University of Railway Transport
PEDAGOGICAL FEATURES OF SUPPORTING THE UNIVERSITY STUDENTS IN THE FORMATION OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF THEIR ACTIVITY
Аннотация:
Работа посвящена рассмотрению проблемы формирования самоорганизации деятельности студентов. Установлено отсутствие единого понимания этого феномена. Предложено определение самоорганизации деятельности студентов в контексте компетентностного подхода и реализуемой государственной политики модернизации системы образования. Под самоорганизацией деятельности студентов понимается сформированная на основе развития учебных компетенций комплексная способность к созданию системы самостоятельных действий по саморегуляции упорядоченных по степени важности целей и временных затрат, которые обеспечивают продуктивность учебной деятельности студентов. Педагогическое сопровождение развития системы умений самоорганизации деятельности у студентов реализуется на основе создания благоприятных условий образовательной среды вуза. Представлено и детально охарактеризовано три направления реализации педагогического сопровождения студентов в процессе формирования у них навыков самоорганизации деятельности: мотивационно-целевое, организационно-методическое, контрольно-оценочное.
Ключевые слова:
обучение в вузе, компетентностный подход, педагогическое сопровождение, самоорганизация деятельности студентов, самостоятельная работа студентов, образовательная среда вуза, личностное развитие.
Summary:
The paper deals with the formation of self-organization of students' activity. It is established that there is no unified understanding of this phenomenon. The article presents a definition of the self-organization of students' activities in the context of the competence approach and the current state of modernization policy of the education system. The self-organization of students' activities is understood as an integrated ability (based on the development of training competencies) to create a system of independent actions for self-regulation, organized according to the level of importance of goals and the amount of required time that ensure the students' productive learning activity. Pedagogical support of the development of the self-organizing skills system in students is implemented through the creation of an enabling educational environment at the university. The study describes three directions of pedagogical support of students in the formation of self-organization skills of their activity, namely: motivational and purposeful, organizational and methodical, control and evaluative ones.
Keywords:
university education, competence approach, pedagogical support, self-organization of students' activity, independent work of students, educational environment of university, personal development.
Современное информационное общество ставит перед университетами задачи активизации самостоятельной работы студентов, мобилизации потенциала самоорганизации обучения, в результате чего студенты приобретают способность генерировать новые идеи, творчески мыслить, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания, максимально использовать собственные возможности по управлению личным временем. Активизация самостоятельной работы студентов высших учебных заведений - одна из наиболее значимых задач модернизации системы высшего образования, однако ее решение невозможно без развития у обучающихся навыков самоорганизации собственной учебной деятельности.
Процесс обучения в вузе качественно отличается от школьного обучения повышением уровня самостоятельности участников образовательного процесса, поэтому большое значение отводится сформированным способностям осуществлять самоконтроль и самооценку результатов собственной деятельности. В.В. Путин на встречах со студенческой молодежью неоднократно подчеркивал важность формирования общей культуры личности, в том числе навыков самоорганизации, которые позволят достичь высоких результатов во всех сферах жизни.
Студенческий возраст является наиболее благоприятным периодом возрастного развития личности, в рамках которого личность под воздействием ведущей учебно-профессиональной деятельности последовательно вырабатывает механизмы саморегуляции собственной деятельности.
Формирующаяся таким образом самодетерминация позволяет студенту приобрести относительную самостоятельность в преодолении возникающих трудностей и заложить основу самоуправления учебной деятельностью. Эта особенность позволяет студентам устанавливать научные и спортивные достижения, активно включаться в процесс самоутверждения и самовыражения.
Взаимосвязь самоорганизации и продуктивности учебной деятельности изучалась в работах Т.А. Губайдулиной, В.Н. Донцова, Н.С. Копеиной, И.А. Трофимовой и др. А.К. Осницкий в своих исследованиях отмечает, что значительные сдвиги в формировании самоорганизованности наблюдаются в юношеском возрасте, когда в сознании обучающихся сформирована система представлений о значимых целях, о моделировании условий для их реализации, выборе последовательности действий, критериях оценки и способах коррекции полученных результатов [1]. В исследованиях А.Д. Ишкова установлено, что низкая успеваемость в значительной мере связана с низким уровнем развития самоорганизации, с неспособностью сдерживать импульсивные побуждения, доводить начатое дело до конца [2].
Таким образом, для обучения в вузе студентам необходимы сформированные навыки самоорганизации учебной деятельности. Однако анализ практики показывает, что образовательные учреждения не уделяют этому специального внимания, так как приоритетное положение занимает знани-евый компонент, связанный с овладением общегуманитарными и профессиональными знаниями.
Современные представления о самоорганизации носят междисциплинарный характер. В общем значении этот феномен описывается как самоструктурирование природных систем и процессов, сопровождающееся качественными изменениями самих элементов [3]. Термин «самоорганизация» впервые был использован в работах У.Р. Эшби в 1947 г. В 50-60-е гг. ХХ в. проблема самоорганизации активно разрабатывалась кибернетиками и представителями общей теории систем, которые изучали закономерности явлений самоорганизации и нелинейных эффектов в сложноор-ганизованных, открытых, неравновесных системах на физическом, химическом, биологическом, социальном уровнях организации. В работах зарубежных (Н. Винер, Г. Паск, У.Р. Эшби), а в дальнейшем и отечественных (А.Я. Лернер, Б.Г. Юдин, В.Г. Пушкин) ученых установлены наиболее существенные параметры самоорганизующихся систем (сложность, адаптивность, стремление к равновесию, гибкость и устойчивость) [4]. Эволюция взглядов способствовала осмыслению этого понятия в контексте философской науки, где самоорганизация изучается на основе конкретизации философского принципа саморазвития как высший уровень развития динамических систем (А.К. Астафьев, А.А. Горелов). Исследования закономерностей самоорганизации в психолого-педагогических системах оформились в самостоятельное направление относительно недавно и представлены в работах Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, А.Д. Урсула, Н.В. Поддубного и др.
В начале XXI в. умения самоорганизации учебной деятельности были включены в структуру ключевой учебно-познавательной компетенции обучающихся (Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.). Исследованием вопросов самоорганизации непосредственно в педагогической сфере занимались В.Н. Донцов, Н.М. Варшавский, Н.А. Заенутдинова, Н.И. Му-рачковский, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина и ряд других исследователей. С дидактической точки зрения самоорганизация представляет собой систему умений самостоятельно составлять и осуществлять программу познавательной деятельности в соответствии с внешне заданными целями в отсутствие непосредственного прямого управления со стороны преподавателя.
Обзорная характеристика ряда психолого-педагогических исследований по проблеме самоорганизации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ подходов к характеристике самоорганизации
Автор Содержание понятия «самоорганизация»
А.Д. Ишков способ организации деятельности, который включает в себя целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию, а также волевые усилия [5]
С.Н. Михневич комплекс личностных действий (планирование, организация, контроль, оценка), основанных на учебных знаниях, специфике организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющих эффективно осуществлять социокультурное проектирование [6]
М.А. Воробьева совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека [7]
А.В. Кириллова упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов, проявляющаяся в осознанном построении деятельности по развитию компетентности к обновлению компетенций [8]
О.Н. Логвинова система способов и умений мобилизации возможностей личности для достижения лич-ностно или общественно значимой цели, которые позволяют учащемуся быть субъектом собственной учебной деятельности [9]
М.М. Ведмедев деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [10]
Таким образом, анализ работ отечественных исследователей по проблеме самоорганизации демонстрирует отсутствие единого понимания данного феномена. Некоторые ученые рассматривают самоорганизацию как процесс (А.Д. Ишков, С.Н. Михневич), другие - как совокупность уже имеющихся качеств и свойств личности (М.А. Воробьева, А.В. Кириллова), третьи связывают ее с понятием саморегуляции (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова).
Нами сформулировано собственное определение самоорганизации деятельности студентов в контексте положений компетентностного подхода и реализуемой государственной политики модернизации системы образования. Под самоорганизацией деятельности студентов понимаем сформированную на основе развития учебных компетенций комплексную способность к созданию системы самостоятельных действий по саморегуляции упорядоченных по степени важности целей и временных затрат, которые обеспечивают продуктивность учебной деятельности студентов.
В качестве параметров измерения самоорганизации чаще всего выступают внешние поведенческие признаки (организация рабочего места, рациональное расходование времени) и внутренние качества личности (способность к планированию, самоанализу, самоконтролю, умение проявить самокритичность и самодисциплину), которые в совокупности обеспечивают оптимальное использование своего времени и своих возможностей в учебной и профессиональной деятельности.
Процесс самоорганизации личности студентов обусловлен включением их в учебно-профессиональную деятельность, а способы организации этой деятельности выступают в качестве основного фактора самоорганизации личности. Успешность учебы в высшем учебном заведении непосредственно сопряжена с личностным развитием студента, овладением им умениями самоорганизации на основе осознанного взаимодействия с конкретной социальной средой в соответствии с внешними социальными требованиями и развитием профессионально-познавательной активности. Другими словами, условия для развития и закрепления умений самоорганизации студентов находятся в социально-образовательной среде, а движущие силы этого процесса -внутри личности. В процессе обучения на основе предметной деятельности под руководством преподавателя студент преобразует внешне заданное в личностно значимое, самостоятельно создает условия для оптимизации своей деятельности.
Педагогическое сопровождение развития системы умений самоорганизации деятельности у студентов реализуется на основе создания благоприятных условий образовательной среды вуза по следующим направлениям.
1. Мотивационно-целевое направление - создание положительных мотивационных установок на формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов на основе: инициирования рефлексивной позиции студентов в сочетании с разумной мотивацией своих действий; организации пропаганды опыта самосовершенствования лучших студентов; целенаправленного моделирования нестандартных учебных ситуаций, в которых студенты будут постоянно сталкиваться с необходимостью активно применять навыки самоорганизации, попадать в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально значимых качеств.
Отдельное внимание уделяется обучению совершенному владению действиями по организации внутренних схем деятельности, их координации с динамикой ближайших целей и личностно значимых смыслов на основе постепенного перехода от заданий репродуктивного уровня к заданиям продвинутого уровня на основе предметного материала, опережающего актуальное развитие студента. Развитие базовых мотивационных побуждений студентов под руководством преподавателя будет способствовать формированию механизмов их дальнейшего научно-исследовательского поведения.
2. Организационно-методическое направление - организация систематической совместной продуктивной деятельности педагогов и студентов на основе развития различных форм сотрудничества между ними, вариативного применения интегрированных методов активного обучения (анализ педагогических ситуаций, имитационные игры и др.), методов критического мышления с опорой на раскрытие субъектного опыта студентов, специальных эвристических задач и заданий различного уровня сложности, нацеленных на формирование у студентов умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности (выработка навыков фиксации и дифференциации временных затрат, планирования бюджета времени, выполнение рефлексивных заданий, необходимых для самоанализа и самооценки).
3. Контрольно-оценочное направление - включение студентов в совместную с педагогом деятельность по контролю и самоконтролю учебной деятельности на основе введения элементов состязательности, стимулирования активности студента в образовательном процессе, его перехода от ситуативно-зависимого поведения к надситуативной активности и свободе. Субъективная пассивность студентов в постановке целей саморазвития чаще всего проявляется в том, что жиз-
ненный замысел и его реализация не связаны у таких студентов с конкретными профессиональными достижениями и планами действий, которые замещаются мифологическими представлениями (упование на чудо), когда условия для счастливой жизни (собственный дом, здоровье, богатство) появляются «неожиданно», а отсутствие ценностного отношения ко времени, неготовность к самоорганизации ведут к растрате времени и неполной самореализации студентов. В таком случае студенту может быть предоставлена возможность свободного выбора форм и видов познавательной деятельности в соответствии с его возможностями, что в свою очередь создает условия для принятия цели самопреобразующей деятельности, создания с помощью педагога программы исполнительских действий и самоконтроля за ее исполнением.
Контроль временных затрат на конкретные виды деятельности реализуется на основе составления перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени, расстановки приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, правильной организации информационного пространства, выявления «поглотителей времени», приводящих к неэффективному его использованию, применения технологий тайм-менеджмента («принцип Эйзенхауэра», «система Франклина», «принцип Парето»).
В заключение отметим, что реализация студентами различных уровней самоорганизации требует кропотливой согласованной работы и активного участия преподавателей, кураторов, методистов на основе внедрения системы тьюторства и индивидуального сопровождения студентов. Однако реализуемая в вузе из года в год систематическая содержательная работа в рамках учебных дисциплин обеспечивает последовательное формирование сначала первичных умений самоорганизации (на начальных курсах), а затем, по мере дальнейшего обучения - более широкого диапазона комплексных умений самоорганизации и их применения студентами по отношению не только к своей учебной деятельности, но и к организации предметной среды и информации.
Ссылки:
1. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М. ; Нальчик, 1996. 124 с.
2. Ишков А.Д. Голографическая модель процесса самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура : материалы науч. конф. СПб., 2003. С. 90-94.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985. 264 с.
4. Kelso J.A.S. Dynamic Patterns. The Self-Organization of Brain and Behavior. Cambridge (Mass.), 1995. 334 p.
5. Ишков А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
6. Михневич С.Н. Самоорганизация студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. Новосибирск, 2012.
7. Воробьева М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 184-188.
8. Кириллова А.В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. 2012. № 2. С. 32-33.
9. Логвинова О.Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 14. С. 35-41.
10. Ведмедев М.М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации // Самоорганизация в природе и обществе : тез. докл. науч. конф. Л., 1988. С. 14-15.