УДК-374:378.14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СПЕЦКУРСА «КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СЛУЖАЩИХ»
М.М.Калашников
Статья освещает опыт разработки спецкурса, предлагаемого с целью решения одной из актуальных педагогических проблем - развитие культуры делового общения служащих.
Теоретическую основу спецкурса составляют перцептивный, коммуникативный и интерактивный компоненты структуры делового общения, показатели проявления культуры делового общения и педагогические условия качественной подготовки служащих в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: государственная служба, культуры делового общения, профессиональное образование, уровень интеллигентности служащего, мониторинг, деловые совещания.
Совершенствование государственной службы - одна из первостепенных задач Российского государства. Государственная служба как механизм государственного управления - глубокое, разностороннее и емкое понятие. В нем отразились политические, экономические, социальные, кадровые и иные аспекты организации и функционирования государственного аппарата. Поэтому формирование и развитие культуры делового общения служащих является одной из актуальных педагогических проблем.
В этом аспекте очевидно, что качественная подготовка будущих служащих в системе высшего профессионального образования будет оптимальна при реализации следующих условий:
- теоретического обоснования и разработки интегративного содержания спецкурса «Культура делового общения служащих»;
- научного обоснования и построения педагогических технологий учебного процесса с использованием новейших дидактических теорий (проблемное обучение, развивающее обучение, дидактические игры, личностно-ориентированное обучение, поэтапное формирование знаний и умений и др.);
- выстроенной технологии мониторинга учебной, творческой и исследовательской деятельности студентов в процессе формирования культуры делового общения будущих служащих;
- наличия широкого спектра практических занятий, направленных на формирование у студентов умений и навыков делового общения.
Для теоретического обоснования, с целью интегративного построения содержания спецкурса «Культура делового общения служащих», нами был проведен анализ научной литературы по проблеме делового общения. В ходе анализа было выявлено, что деловое общение - это форма деятельности, выраженная в обмене информацией, взаимовлиянии и взаимопомощи. Структуру делового общения составляют перцептивный, коммуникативный и интерактивный компоненты. Проведенный нами анализ характерных особенностей проявления данных компонентов и составило теоретическую основу спецкурса.
На основе анализа литературных источников по проблеме культуры делового общения и деловых отношений было подтверждено, что культура делового общения и деловых отношений - это специфический способ поведения человека, который обеспечивает протекание процесса общения между людьми, в основе которого лежат нормы этики, соблюдение этикета, проявления профессиональной компетентности и толерантности.
Для выявления наличия и установления уровня развития культуры делового общения работающих служащих и студентов, обучающихся по специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление» был обоснован и логически выстроен мониторинг по отслеживанию динамики развития данного феномена.
В основу мониторинга были положены следующие методы: тесты, анкеты, наблюдение, анализ, математическая и статистическая обработка показателей.
В качестве показателей проявления культуры делового общения были приняты:
- понимание служащими своего социально-правового положения и профессиональной подготовки на современном этапе общественного развития и соответствующей оценки данного понимания рядовыми гражданами;
- уровень интеллигентности современного служащего;
- особенности характера служащих;
- уровень общительности;
- коммуникативные и организаторские способности (КОС) служащих;
- оценка самоконтроля в общении;
- умение служащих излагать свои мысли;
- умение служащих слушать и слышать других;
- уровень владения служащими невербальными компонентами в процессе делового общения;
- умение проводить деловые совещания;
- стратегия дискуссионного поведения;
- уровень конфликтности служащих.
Нами был проведен мониторинг данных показателей и осуществлен подробный анализ полученных результатов по всем указанным компонентам и составлены обобщающие интегративные данные.
В целом констатирующий эксперимент свидетельствует (таблица № 1), что 65 %, охваченных констатирующим экспериментом служащих (148 чел.), проявляют низкий и средний уровень развития культуры делового общения и только 35 % показали высокий уровень из числа работающих служащих.
Таблица № 1
Интегральное выражение уровней развития культуры
делового общения служащих
п = 148
№ п/п Составляющие культуры человеческого общения Уровни развития, %
низкий средний высокий
1. Социально-правовое положение и проф. подготовка служащих 17,7 32,6 49,7
2. Интеллигентность служащих 6,2 75,7 18,1
3. Особенности характера служащих 20 27 53
4. Общительность служащих 27 41 32
5. Коммуникативные и организационные способности 27 к 34 к 39 к
42 18 40
6. Оценка самоконтроля служащих 25,8 53 21,2
7. Умение служащих излагать свои мысли 9 10 81
8. Умение служащих слушать других 8 80 12
9. Владение служащих невербальными компонентами общения 73,7 0 26,3
10. Умение служащих проводит деловые совещания 8 75 17
11. Умение осуществлять стратегию поведения 27 41 32
12. Уровень конфликтности служащих 7,2 43,1 49,7
ср. 25 40 35
Так как культура делового общения служащих является составным компонентом их профессиональной культуры, то это показатель и соответствующего уровня профессиональной культуры. Наиболее высокий уровень развития культуры делового общения служащие проявили по таким критериям, как социально-правовая и профессиональная подготовка - 49,7 %, умение излагать свои мысли - 81 %, умение избегать конфликтных ситуаций - 49,4 %, коммуникативные и организаторские способности - 39 % и 40 % соответственно. Остальные компоненты культуры делового общения служащих находятся на низком уровне развития.
Однако следует отметить, что все компоненты, составляющие культуру делового общения, находятся в диалектическом взаимодействии и низкий уровень отдельных из них негативно влияет на развитие других. Собранные нами показатели, послужили основой построение учебного спецкурса «Культура делового общения служащих», являющегося интегративным учебным пособием. Содержание спецкурса включает три раздела:
1) психолого-педагогические основы делового общения;
2) культура делового общения служащих;
3) пути и средства формирования культуры делового общения служащих.
Также имеются вопросы для самоконтроля и список литературы.
Программа рассчитана на 76 часов (38 - лекции и 38 - семинарские занятия).
Тематика семинарских занятий определялась с учетом тех требований в подготовке
будущих специалистов, на недостаток которых указывали современные служащие в ходе констатирующего эксперимента. Практическая значимость данного спецкурса заключается в следующем.
Во-первых, в построении программы реализуется целевой компонент спецкурса, предусматривающий, чтобы по овладению данным курсом будущие служащие умели эффективно и целенаправленно применять приобретенные знания и умения в практике своей профессиональной работы и тем самым достигать оптимальных результатов и поставленных целей. В этом состоит ее профессионально-практическая направленность.
Во-вторых, обоснованные учебные технологии позволяют студентам реально проявить себя в различных ситуациях делового общения, осознать стоящую перед ними цель, мобилизовать свои потенциальные возможности и подчинить их реализации поставленных задач.
При этом учебные технологии реализуются через использование таких активных форм и методов, как деловые игры, решение практически ориентированных задач, импровизация, профессиональный анализ различных деловых документов, тренинговые задания, тесты и т. д.
В-третьих, программа ориентирована на овладение интегральными профессиональными знаниями, которые сосредоточены в различных современных средствах коммуникаций, включая и Интернет.
В-четвертых, программа логически связана с профессиограммой по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», что непосредственно выражено в подборе тем семинарских и практических занятий, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью служащих.
В-пятых, программа непосредственно отвечает целевой установке по подготовке будущих служащих, которых учебно-воспитательный процесс уже адаптирует к условиям реальной практической деятельности.
Технология построения лекций основывалась на различных педагогических теориях (проблемное обучение, развивающее обучение, поэтапное усвоение знаний и умений, личностно-ориентированное обучение и др.), проведенных семинарских занятий, построенных на решении практических задач с использованием деловой игры, организации учебно-практических конференций, выполняющих обобщающий, подытоживающий характер.
Результаты учебного эксперимента по изучению спецкурса показали, что уровень культуры делового общения студентов экспериментальных групп оказался значительно выше по всем показателям по сравнению с контрольными (графики № 1 и № 1 А).
График № 1. Уровень сформированности культуры делового общения студентов по результатам констатирующего эксперимента
--J t-
-I -4 :fc -д- A- -JU 1 Г 1 V ft
JA it г T-S A /л 4 p -h J t I V Д —\ p
i - r t J £—J -у -- г— " 1 f - -r -t i—
И С & И
I я
g ^
ш ™
Н Я N Н 'В ш
ы 1
й а
55
-■Я"
н е * и
ш е е
LJ
Н
£ I
s tadi, С ejj e^tai ii, В - 1
-Контрольные группы —• Энепсрнмснпапьныс группы I
График № 1 А. Уровень сформированности культуры делового общения студентов по результатам обучающего эксперимента
4
т
&
У
к
т
т
I
f
3
9
£ е
Н — низкий, С — средний, В - вы«
| —Контр о
Однако разработанный нами спецкурс, естественно, не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием культуры делового общения служащих.
Дальнейшего рассмотрения требуют вопросы по формированию культуры делового общения будущих государственных и муниципальных служащих в системе междисциплинарного обучения и разработки соответствующих технологий обучения,
использования спецкурса «Формирование культуры делового общения служащих» в системе различных форм непрерывного образования при переподготовке и повышении квалификации служащих.
Список литературы
1.Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,
1995.
2. Таранов П. С. Дерзкие тайны общения.- Симферополь: «Реноме». 1997. 500 с.
Об авторе
М. М. Калашников - канд. пед. наук, доц. кафедры конституционного и муниципального права Брянского филиала ОРАГС, действительный член Российской муниципальной академии, bryanskgu@ mail.ru.