ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
В XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
С. Ф. МАХРАЧЕВ
В статье рассматривается история педагогических музеев Тамбовской губернии. Анализируются их возможности в образовательно-воспитательном процессе. Показан вклад известного педагога Н. Ф. Бунакова в развитие музейного дела.
Ключевые слова: музей, школа, педагогика, история, воспитание, урок.
С реформами в сфере народного образования во второй половине XIX в. (учреждение начальных народных и реальных училищ, реорганизация гимназий, некоторая демократизация женского образования, появление женских гимназий) связана история создания педагогических и школьных музеев. Подобные музеи стали возникать в столицах. Таков, например, Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге, основанный в 1892 г. Авторами проектов были известные педагоги К. Д. Ушинский и Н. Ф. Бунаков [5]. Педагогические музеи ставили своей задачей ознакомление преподавателей низших, средних и специальных учебных заведений с передовым опытом учебно-воспитательного дела в России и за границей. Структура музеев исходила из программы обучения и задач воспитания подростков.
Педагогические и школьные музеи создавались и в Тамбовской губернии. В 1870 г. по инициативе и на средства Э. Д. Нарышкина в Тамбове открылся Екатерининский учительский институт. В 1871 г. он переехал в здание, расположенное на углу Кадетской улицы и Набережной Студенца. Первоначально дом принадлежал коллежскому секретарю Г. Н. Кармыщеву. В начале XIX в. дом использовался для дворянского собрания, заседания которого проходили в центральном зале. До 1869 г. здесь размещались начальные классы кадетского корпуса. Екатерининское училище было самое престижное училище в Тамбовской губернии. В его стенах готовили учителей для различного типа школ и училищ. В 1918 г. Екатерининское училище преобразовано в Учительскую семинарию, в 1921 г. - в Педагогический техникум, в 1945 г. - в Педагогическое училище № 1 им. К. Д. Ушинского. В 2006 г. Педагогическое училище № 1 стало Педагогическим колледжем при
Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина и располагается в настоящее время по ул. Рылеева в доме № 52. Здание Екатерининского института сгорело в 20-е гг. ХХ в. Частично на фундаменте бывшего Екатерининского института по ул. К. Маркса, д. 167 была построена школа, до последнего времени носившая имя Н. А. Рябова [10].
В Екатерининском училище в 1871 г. был создан Музей наглядных пособий, чему активно содействовал Э. Д. Нарышкин. Музей ставил целью использование его коллекций в учебном процессе. Первые предметы в фонды пожертвовал
Э. Д. Нарышкин (микроскоп и другие наглядные пособия), впоследствии музей пополнялся усилиями преподавателей, учащихся и выпускников, а также покупались пособия на средства института.
После 1917 г. предметы из музейного собрания частично были сохранены сотрудниками Педагогического училища № 1. В 1970 г. они легли в основу вновь созданного Музея истории педагогического училища № 1 им. К. Д. Ушинского. Таким образом, музей педучилища считает датой своего основания именно 1871 г. Следует добавить, что в музее имеется раздел экспозиции на тему: «Екатерининский учительский институт
(1870-1917 гг.)» [7].
Важным событием в культурной жизни губернии было открытие Передвижного музея наглядных пособий имени Н. Ф. Бунакова при Тамбовской земской управе. О Бунакове, чья деятельность связана с Тамбовщиной, следует сказать несколько слов. В «Большой российской энциклопедии» имеется статья: «Бунаков Николай Федорович - российский педагог, теоретик и практик начального образования... Создал своего рода социально-педагогический комплекс - шко-
ла, народный дом, амбулатория, библиотека, школа для взрослых, первый крестьянский театр. Подчеркивая характер школы как общенационального института воспитания и образования, Бунаков исходил из идеи всеобщего и бесплатного начального обучения, условиями осуществления которого считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. Разработал дидактические основы начального образования и создал систему изучения русского языка методом объяснительного чтения» [4].
Родился Николай Федорович Бунаков 26 ноября 1837 г. в Вологде. Отец его, Федор Николаевич, был правителем канцелярии Вологодского военного губернатора Бологовского, а мать была из помещичьего рода Поповых. Первые годы детства будущего знаменитого педагога прошли обычным порядком: семья жила так, как жили в те времена семьи среднего состояния. Чтение началось у попа, а затем для дальнейшей подготовки был приглашен гимназист - семиклассник.
В гимназии мальчик не отличался успешностью и был аттестован как «шалун, грубиян и дурной мальчишка». В качестве такового мальчику пришлось испытать на себе все меры педагогического воздействия: оставление без обеда, стояние на коленях, сечение розгами. В те времена еще предполагали, что гимназия непременно должна «довести до дела» своих питомцев, потому к исключению «шалунов» не прибегали. «Посекут с согласия родителей. а все-таки доведут и как-нибудь выпустят. » [8].
В гимназии начались первые литературные опыты Николая Федоровича в форме различных пародий и эпиграмм на учителей. Понятно, что подобное сочинительство не поощрялось и родителям Николая Федоровича приходилось нередко улаживать отношения своего гимназиста с его учителями. Отчасти поэтому, отчасти из соображений практического свойства, отец решил направить своего сына по юридическому отделению. Гимназии в то время подразделялись на два отделения (факультета): филологическое и юридическое. Последний не давал права поступления в университет, а готовил к государственной службе.
Но чиновника из Николая Федоровича не вышло. Слишком была велика склонность к какому-либо живому, серьезному делу. Окончив в 1854 г. курс гимназии, он в том же году выдержал
экзамен на учителя уездного училища и был определен учителем в уездный город Тотьму.
В Тотьме вышли в свет первые печатные труды Николая Федоровича: «Вологда в начале XVII столетия». Здесь он интересуется экономикой, этнографией и статистикой. В 1859 г. переезжает в Вологду, занимается общественно-политической деятельностью. В 1863 г. вместе с товарищем Ф.А. Арсеньевым делает попытку основать в Вологде частную газету «Починок», но возникает конфликт с местным обществом, особенно после появления его рассказа «Выбор старины» в «Искре», а затем повести «Бесовское наваждение». И в том, и в другом произведении местное общество и власти осыпались едкими сарказмами.
В 1864 г. Николай Федорович переехал в Санкт-Петербург с намерением жить литературным трудом. Он примкнул к «Современнику». Но как человек, привыкший отдавать себе отчет в своей деятельности и оценивать свои труды, Николай Федорович пришел к заключению, что у него нет художественного таланта и дальше обличительных рассказов он пойти не может, положение же рядового чернорабочего литературы ему совсем не нравилось.
Некоторое время Николай Федорович прибывал в унынии, думая о невозможности найти тот труд, которому можно было бы отдаться вполне, и найти удовлетворение. Знакомство с двумя известными педагогами К. Д. Ушинским и Ф. Ф. Резене-ром дало иное направление его мысли.
16 августа 1867 г. в Воронеже была открыта Школа Бунакова и очень скоро заслужила симпатии общества. В школе собрались педагоги, полные любви к детям и самоотверженно отдававшие себя делу воспитания. Николай Федорович активно работал, принимал участие в редактировании газеты «Воронежский телеграф». Трудовая энергия Николая Федоровича была вообще неутомима. В 1866-70-е гг. активно участвовал в деятельности Воронежского кружка по устройству публичных чтений.
Школа Бунакова существовала 17 лет - до 1884 г. Лично Николаю Федоровичу его школа, помимо нравственного удовлетворения и живой проверки выработанных взглядов на дело начального обучения, ничего не давала. Материальных выгод Николай Федорович и не преследовал. Все доходы школы употреблял на нужды учебного дела. Пополнялись коллекции, и в 1877 г. провел первую выставку всех пособий для начального обучения.
С 1872 г. деятельность Н. Ф. Бунакова в области народного образования значительно расширяется. Он принял в этом году участие в работе все-
российского съезда учителей, проходившем в С. Петербурге при Политехнической выставке. Чтение лекций на съезде увеличило известность Бунакова. В 1872-74 гг. руководит съездами учителей в Костроме, Херсоне, Пскове. В 1897-1900 гг. руководит учительскими курсами в Тамбове, Ярославле, Курске, Херсоне, Одессе [8].
Создание Передвижного музея в Тамбове было связано с планами Губернской управы по проведению учительских курсов в 1901, 1902 и 1903 гг. Для организации курсов были приобретены наглядные пособия, которые предполагалось использовать во временной школе на занятиях по методике для учителей, собравшихся на курсы. Однако курсы не состоялись, и возник вопрос: что делать с наглядными пособиями? Было решено устроить передвижной музей наглядных пособий для обеспечения ими школ губернии. Предполагалось, если опыт будет удачным, то целесообразным будет создание подобных музеев в других уездах губернии. После того, как решение об открытии музея состоялось, бывший руководитель Тамбовских учительский курсов в 1897 г. Н. Ф. Бунаков пожертвовал для проектируемого музея часть своей богатой коллекции наглядных пособий. Другая часть материалов была пожертвована им Новоторжскому уездному музею. В это же время путем частных пожертвований удалось собрать коллекции насекомых, спиртовые и формалиновые препараты, некоторые картины. Несмотря на эти пожертвования, коллекция наглядных пособий не отличалась законченностью и систематичностью. Организаторами музея было высказано пожелание о выделении государственных субсидий для пополнения музея [2].
Опыт многих школ показывал, что имеющиеся в школах учебные пособия часто остаются без употребления, поскольку «у учителей нет времени заниматься подбором учебников, в которых можно найти материал для объяснения пособий, или наоборот - подбором пособий, которые подходят к тексту статей, читаемых в данное время в классе» [9]. Поэтому, чтобы облегчить пользование коллекцией музея, был подготовлен список имеющихся в нем наглядных пособий с указателем статей из различных хрестоматий и книг для чтения, имеющих отношение к упомянутым в списке предметам. Указатель был разделен на две части. В первой главе для каждого предмета коллекции указаны статьи из наиболее употребительных книг для классного чтения, в которых учитель может найти материал по данному пособию. Вторая часть была составлена по особому плану. В ней отдельно для каждой из упомянутых выше книг для классного чтения дается перечень
наглядных пособий, имеющих отношение к той или иной части данной книги.
В дальнейшем музей постоянно пополнялся. Средства на приобретение выделялись Земской управой. Так, в 1912/13 гг. на пополнение фондов было выделено 300 руб., на которые были приобретены наглядные пособия из Вятской мастерской. Средств, выделенных Земской управой, не хватало. В отчетах музея отмечалось, что в Курской губернии только в последние годы открыто 23 подвижных музея для 6 уездов, и все они пользуются поддержкой местных властей [3].
Основным средством пополнения продолжали оставаться частные пожертвования. Например, в том же году от ученика гимназии Иванушкина поступило чучело совы, от ученика гимназии Загряжского - скелет филина, от Лебедянской земской управы - 38 экземпляров портретов Александра II. Супруга педагога Н. Ф. Бунакова -Л. М. Бунакова - пожертвовала музею 200 руб. В результате продолжительной работы по комплектованию фондов в 1915 г. в музее насчитывалось 668 единиц хранения. После революции материалы музея составили основу Тамбовского народного музея.
Главным видом работы музея было обслуживание школ губернии наглядными пособиями. Популярность музея в этом направлении постоянно росла. В начале своей деятельности музей обслуживал 10 начальных школ Тамбовского уезда. В 1912/13 гг. музей обслуживал 125 школ в 9 уездах. Всего рассылок было 300, общих выдач предметов - 2200. В 1913/14 гг. обслуживалось 154 школы в 11 уездах, что составляло 10 % от числа всех земских школ. Всего предметов было выдано 2400. Музей, кроме обслуживания школ, выполнял роль показательного учреждения. В 1912/13 гг. музей посетило 3000 человек, в том числе приезжих 548, учащихся учебных заведений - 1144, учеников начальных классов -956 [9].
Активной работе музея содействовал тот факт, что Министерство народного просвещения обращало особое внимание на внедрение, как в начальных школах, так и в средних школах наглядно-опытного метода преподавания, вследствие чего экскурсии и широкое использование наглядных пособий было признано обязательным.
Старейший школьный музей в России создан А. И. Новиковым, писателем и общественным деятелем. В 1898 г. он на свои средства построил мужскую Иоанно-богословскую учительскую школу в Козловском уезде. Впоследствии при ней создал местный краеведческий музей, в котором
были собраны материалы по истории края, в том числе фотографии здания Иоанно-богословской учительской мужской и женской школы, церкви, церковного хора, фотографии Александра Киреева и братьев - композиторов Николая и Антона Рубинштейнов. После смерти А. И. Новикова музей стал носить его имя. Музей значительно пострадал в годы гражданской войны, часть фондов погибла, часть попала в Мичуринский краеведческий музей, частично разошлась по частным собраниям [10].
В 1910 г. Борисоглебское городское управление учредило городской школьный музей. Принцип его построения и характер работы должен был соответствовать Тамбовскому музею наглядных пособий. Однако со временем здесь стали собираться материалы по истории и природе края, вследствие чего музей целесообразно классифицировать как учебный комплексный.
Официальное открытие музея состоялось в 1911 г. в доме № 66 по ул. Верхнеплощадной г. Борисоглебска. Создатели музея ставили перед собой две задачи: 1. Снабжение наглядными пособиями городских школ. 2. Путем просмотра выставленных в музее предметов, знакомить всех интересующихся естественноисторическими условиями нашего отечества вообще и местного края в особенности.
Для достижения первой цели музей располагал разнообразной коллекцией приборов, моделей, таблиц, картин и прочем по всем отраслям знаний. Часть этого материала была пожертвована гражданами, а в большинстве своем приобретена на средства городского управления, которое ежегодно вносило в свою смету по 500 руб. на пополнение музея.
Вторую задачу предполагали осуществить за счет покупки и пожертвований материалов по естественной истории, которые «.так или иначе, характеризуют наш край в прошлом и настоящем» [3]. Для этого планировалось установить контакты с местными властями и любителями краеведения. К сожалению, немногие откликнулись на этот призыв. Было принесено лишь несколько костей мамонта. Но были и постоянные жертвователи, в их числе местный любитель древностей М. М. Юрьев.
Со временем в музее сформировалось 10 отделов: 1. Первоначальное обучение (158 книг -буквари, школьные хрестоматии, руководства к ним, учебники, орфографические справочники).
2. Арифметика (образцы мер длины - 5 представителей, образцы сыпучих тел - 5 представителей, образцы жестких тел, образцы мер веса, по-
верхностей и объемов, а также нескольких руководств по арифметике, геометрии, подбор задачников и пр.). 3. История. 4. Ботаника (семена, образцы сельскохозяйственных растений). 5. География. 6. Физика и химия. 7. Астрономия.
8. Зоология и анатомия (коллекции насекомых, кости скелета мамонта). 9. Минералогия (к этому отделу отнесена коллекция предметов каменного века и коллекция древних предметов из собрания М. М. Юрьева). 10. Старинные вещи (включая старинные предметы домашнего обихода: костюмы, музыкальные инструменты, монеты, денежные знаки, медали и пр.). Если в первых семи отделах находились наглядные пособия, то последние три отдела представляли материалы по истории и природе края [6].
Музей постоянно увеличивался, и уже в 1914 г. достиг достаточно крупных размеров. Он был в состоянии удовлетворять все требования, предъявляемые ему со стороны школ, вследствие чего обслуживал много учебных заведений. В музее также велось обслуживание посетителей. Для посещения музей был открыт три раза в неделю - по воскресным дням, вторникам и четвергам. Посещаемость постоянно росла. Если в 1913 г. музей посетило 735 человек, то в 1915 - 2379 [6].
Приведенные факты свидетельствуют о ряде преимуществ педагогических музеев. Местные власти оказывали им определенную поддержку, что было связано с общей политикой государства в сфере народного образования и в частности активного внедрения Министерством народного просвещения наглядного метода обучения. Положительной стороной в деятельности музеев данной группы была доступность всем интересующимся учебной и краеведческой работой. Постепенно эти музеи становились центрами по развитию новых методов преподавания и местного краеведения. Позитивный опыт школьных и педагогических музеев активно использовался в первые годы советской власти.
Литература
1. Большая российская энциклопедия. М., 2006. Т. 4. С. 348.
2. ГАТО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 244. Л. 14.
3. ГАТО. Ф. 1404. Оп. Д. 246. Л.4.
4. Заруцкий Б. А. Инициатор школьного музейного дела // Наш край Тамбовский. Тамбов, 1989. С. 145-148.
5. Каспаринская С. А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - нач. XX вв.) // Музей и власть. М., 1991. Ч. I. С. 47-48.
6. Махрачев С. Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов, 2005.
7. Музеи системы народного образования Тамбовской области. Аннотированный каталог / сост. Б. А. Заруцкий, В. Я. Назаренко, Л. М. Фомина. Тамбов, 1987. С. 8.
8. Македонов Л. В. Николай Федорович Бунаков. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк. СПб., 1907. С. 4.
9. Отчет о музее наглядных пособий имени Н. Ф. Бунакова за 1912/13 уч. г. Тамбов, 1913. С. 2-9.
10. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом / Сост. Ю. К. Щукин, А. А. Горелов, В.А. Головащенко [и др.]. Тамбов, 2002. С. 111.
* * *
TAMBOV’S PROVINCE PEDAGOGICAL MUSEUMS IN THE XIXTH - BEGINNING OF THE XXTH CENTURY
S. F. Mahrachev
In article the history of pedagogical museums of the Tambov province is considered. Their ability in the educational and training process is analyzed. The contribution of a famous teacher N. F. Bunakov in the development of museums is shown.
Key words: museum, school, education, history, education, lesson.