УДК 37.014 ББК 430
Корнещук Нина Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск Гужеля Дмитрий Юрьевич соискатель г. Москва
Петрова Юлия Владимировна соискатель г. Москва
Korneshchuk Nina Gennadievna
Doctor of Pedagogics,
Professor Magnitogorsk Guzhelya Dmitry Yuryevich
Applicant for a Degree Moscow Petrova Yulya Vladimirovna
Applicant for a Degree Moscow
Педагогические критерии оценки эффективности реализации федеральных целевых программ развития образования Pedagogical Criteria of Efficiency Evaluation of Education evelopment Federal Target Programs Realization
В статье обоснован комплекс критериев и показателей, который позволяет провести объективную оценку результативности федеральных целевых программ развития образования, мероприятий, отдельных проектов на этапах обоснования потребности, планирования, исполнения.
The article proves the complex of criteria and indexes which allows to make an objective assessment of education development federal target programs’ effectiveness, arrangements, individual projects during the stages of needs proving, planning and performance.
Ключевые слова: развитие образования, федеральная целевая программа, критерии эффективности федеральной целевой программы развития образования.
Key words: education development, federal target program, effectiveness criteria of education development federal target program.
Модернизация системы образования привела к появлению принципиально
новых структур и механизмов управления: систем лицензирования, государственной аттестации и аккредитации, нового финансового механизма, государственно-общественных структур управления. Одновременно осуществляется реа-
лизация широкомасштабных федеральных программ в сфере образования, которые сопровождаются проектами и экспериментальными исследованиями. Все это потребовало нахождения новых механизмов и моделей оценки развития инновационных проектов. Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) является, несомненно, наиболее заметным из них. Именно масштабность самих программных целей и мероприятий, с одной стороны, требует обязательного мониторинга происходящих процессов, а с другой - делает процедуру критериальной оценки процессов развития российского образования чрезвычайно сложной.
Анализ текущего положения дел с разработкой и исполнением целевых программ показывает, что авторы и заказчики целевой программы часто обладают скромным инструментарием и организационно-правовой основой для участия в реализации программы. Такое планирование приводит к заключению контрактов с недостаточной детализацией заданий на разработку, в которых зачастую отсутствуют основания для объективного контроля предметной области выполняемых работ, качества и др.
Следует выделить две стратегические задачи, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности министерства и ведомств - операторов государственного образовательного заказа:
1) совершенствование процедуры создания программ и их проектов, путем перехода от планирования эффектов в рамках целевой программы, к планированию их вклада в улучшение конкретных образовательных процессов;
2) переход к активному управлению программой, через совершенствование процедур планирования, контроля и анализа предметной области, управления качеством, расписанием, контрактами (закупками) и др.
Проблема оценки эффективности реализации Федеральных целевых программ развития образования, разработки критериев этой оценки пока не стала предметом специального исследования.
При реализации ФЦПРО возникает серьезная проблема разработки адекватной системы показателей, характеризующих разноплановые аспекты про-
цессов развития образовательного комплекса. С одной стороны, имеющиеся критерии, индикаторы и показатели весьма неоднородны, несоизмеримы и асинхронны по времени измерения. С точки зрения применения факторного анализа такая ситуация недопустима, поскольку методы статистического и математического моделирования предъявляют высокие требования к качеству исходных данных, их достоверности и однородности, что необходимо для получения надежных результатов в ходе применения факторного анализа.
С другой стороны, существующий набор критериев не дает возможности для адекватного и оперативного мониторинга и оценки хода выполнения ФЦПРО на промежуточных этапах. Это связано с тем, что показатели и индикаторы предполагают использование таких источников информации, по которым невозможно получение оперативных данных в связи с отсутствием их регулярного обновления либо невозможностью проведения статистических измерений, необходимых для эмпирических расчетов, чаще, чем один раз в год.
Отсутствие связанного синхронизированного многофакторного комплекса критериев и показателей не позволяет должным образом проводить ситуационный анализ взаимосвязи отдельных работ, программных мероприятий, национальных, региональных, муниципальных и других программ и проектов, направленных на развитие российского образования, который позволил бы выполнять работы с наивысшей эффективностью, еще на этапе планирования оценивать получаемые результаты в перспективе и корректировать ход выполнения подобных работ. Вместе с тем без подобного анализа невозможно эффективное использование государственных, общественных и частных ресурсов, направляемых на поддержание и развитие российского образования.
В ходе исследования мы при определении критериального аппарата учитывали следующие его особенности:
1) критериальный аппарат включает - система критериев, показателей и методов их диагностики;
2) на региональном уровне учитывается Федеральная система оценки качества реализации федеральных целевых программ развития образования в России;
3) при оценивании акцент делается на педагогические аспекты реализации федеральных целевых программ развития образования в России.
В конечном итоге критериальный аппарат должен оценить максимальный комплексный эффект от реализации программы развития образования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также на основе выделенных достоинств и недостатков отдельных реализованных мероприятий и программы в целом сформировать основные направления, цели и задачи реализации последующих программ развития образования.
При решении проблемы критериев эффективности мы имели в виду, что критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне функционирования и развития. Показатели могут быть определены как количественные или качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта.
Традиционным показателем эффективности образовательного процесса в любом образовательном учреждении является качество образования. Именно этот показатель до сих пор является основным в статистических отчетах руководителя образовательного учреждения.
Во всех случаях под качеством образования понимают совокупность свойств образования, соответствующих современным требованиям педагогической теории, практики, и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества, государства.
Выделение критериев и показателей эффективности подготовки мы осуществляли по двум направлениям:
1) изучение опыта реализации ФЦПРО, что оказалось наиболее приемлемым.
2) изучение систем критериев и показателей эффективности научнотеоретических исследований (диссертации, монографии и т.п.).
3) выполнение анализа критериев эффективности функционирования и развития инновационных образовательных систем.
На основе анализа различных систем по названным направлениям мы в первую очередь выделили наиболее общие критерии эффективности реализации ФЦПРО:
- оптимальность (необходимость и достаточность затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей);
- рациональность способов и приемов деятельности субъекта и объекта;
- конкретность как соответствие всех операций характеру деятельности субъекта деятельности,
- перспективность;
- актуальность деятельности;
- активность и самостоятельность субъектов деятельности
Однако, на наш взгляд, данная система критериев без их привязки к конкретным проблемам оказывается неполной.
При определении эффективности реализации ФЦПРО мы в первую очередь обращали внимание на следующее:
- наличие и характер исходных идей деятельности образовательного учреждения;
- оценка этих идей с позиций педагогической науки и теории управления;
- оценка этих идей с позиций их перспективности;
- выделение специфических признаков (особенностей) деятельности педагогов и учащихся, их оценка;
- определение и оценка функциональной направленности деятельности и ее элементов;
- определение условий и факторов выполнения педагогической и иной деятельности, оценка их влияния на результаты деятельности.
-определение перспективы развития и распространения опыта деятельности.
При разработке системы критериев и показателей (индикаторов) следует, на наш взгляд, руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее
предоставления.
При разработке критериального аппарата диагностики мы исходили из того, что система критериев, показателей и методов их диагностики должна обеспечивать решение следующих задач:
1) оценить эффективность реализованных проектов, путем установления факторов наиболее влияющих на успешность проекта в рамках ожидаемых результатов, указанных в Паспорте ФЦПРО, что позволит определить валидность между плановыми работами по проектам и результатами, полученными в ходе их реализации;
2) сгруппировать проекты по факторам проведения исследований, для более детализированного анализа проектных работ;
3) проранжировать факторы с учетом их влияния на выполнение проекта и успешность его реализации; с целью формирования требований и рекомендаций к реализации будущим проектам;
4) сформировать объективную картину факторов, также влияющих на успешность реализации проектов; с целью расстановки приоритета значимости для каждого из факторов, отвечающих за получение положительных результативных показателей;
5) сформулировать рекомендации к последующему процессу составления технических заданий, формулированию технических предложений и самому процессу реализации проектов.
Полученные статистические данные по разработанным критериям должны помочь предсказать тенденции развития образования на основе ФЦПРО, в том числе эффективность и целесообразность по будущим проектам в рамках заданных направлений, учитывая все особенности в ходе реализации предшествующих проектов, которые отразятся в экспертных оценках.
В процессе реализации ФЦПРО решается комплекс стратегических задач, связанных с развитием образования.
С учетом положений методологических подходов, существующих систем оценок эффективности различных аспектов образования личности, а также с
учетом содержания этапов реализации ФЦПРО нами разработан инновационный критериальный аппарат оценки программ. Этот аппарат максимально полно представлены в паспорте всех федеральных (а также и региональных) целевых программ развития образования. Этот аппарат учитывается при всех дальнейших доработках систем оценки эффективности ее реализации. Именно эти критерии являются отправной базовой точкой при всех дальнейших разработках предложений по критериальным системам, поскольку являются их прообразом.
Итак, состояние, функционирование и развитие основных субъектов и объектов образования в рамках ФЦПРО может быть оценено по следующим критериям в рамках соответствующих задач (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки реализации ФЦПРО
Стратегическая задача № п/п Критерии
Совершенствование содержания и технологий образования 1 Образование детей старшего дошкольного возраста
2 Профильное обучение в старшей школе
3 Государственные образовательные стандарты
4 Модели непрерывного образования
5 Перечень направлений образования
6 Образовательные технологии и принципы организации учебного процесса
7 Участие в Болонском и Копенгагенском процессах
Развитие системы обеспечения качества образования 8 Государственная система оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)
9 Формы и механизмы оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений
10 Механизмы признания документов об образовании
11 Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена
12 Единая система оценки качества образования
13 Система государственной аттестации научнопедагогических кадров
Повышение эффективности управления в системе образования 14 Интегрированные образовательные учреждения
15 Общенациональные университеты и системообразующие вузы
16 Сегмент национальной инновационной системы
17 Модели управления в образовательных учреждениях
18 Инфраструктура общественного участия в образовательной деятельности
19 Меры по формированию управленческого корпуса для системы образования
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования 20 Модели финансирования образовательных организаций всех уровней образования
21 Механизмы развития экономической самостоятельности образовательных учреждений
22 Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования
23 Нормативы финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех уровней образования
В ходе исследования пришли к выводу, что для каждого критерия нужны специфические показатели.
Предлагаемая система критериев позволяет в течение года отслеживать деятельность школы в рамках проектов и сопоставлять ее с задачами ФЦПРО, а по итогам года оценивать эффективность и результативность как отдельных проектов, так и в целом деятельности в рамках ФЦПРО.
Ориентированная на содержательные цели и задачи, четко обозначенные в ФЦПРО, система критериев и показателей ее реализации предполагает работу с данными не только в рамках системы образования, но также и вне системы. При этом вся работа подчиняется основной цели, обозначенной в ФЦПРО -обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, путем:
- создания новых институциональных механизмов регулирования в
сфере образования;
- обновления структуры и содержания образования;
- развития фундаментальности и практической направленности обра-
зовательных программ;
- формирования системы непрерывного образования.
Разработанный критериальный аппарат оценки реализации ФЦПРО, ее мероприятий и проектов должны быть взаимосвязаны на уровне входных и выходных результатов. Взаимоувязка этих критериев возможна только при значительном углублении планово-аналитических данных по каждому планируемому и исполняемому проекту той или иной программы, более детальном исследовании точек воздействия на процессы оказания образовательных услуг и обеспе-
чивающие процессы системы образования.
Таким образом, настоящий комплекс критериев и показателей позволяет провести объективную оценку результативности ФЦПРО, мероприятий, отдельных проектов на этапах обоснования потребности, планирования, исполнения.
Библиографический список
1. Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. - М.:Наука, 1984. - 120 с.
2. Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. - М.: Наука, 1987. -
143 с.
3. Экспертные оценки в задачах управления /Сборник трудов. - М.: Институт проблем управления, 1982. - 106 с.
4. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - 196 с.
5. Смушкевич Л.Е. Математические основы педагогических измерений / Л.Е.Смушкевич. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 200 с.
Bibliography
1. Expert Evaluation in Management Tasks/ Collected Works. - М.: Management Problem Institution, 1982. - 106 p.
2. Larichev, О.1. Objective Models and Subjective Decisions. - М.: Nauka, 1987. - 143 p.
3. Pankova, LA., Petrovsky, А.М., Schneideman, М.У. Expertise Organization and Analysis of the Expert Information. - М.:Nauka, 1984. - 120 p.
4. Sidelnilov, Yu.V. Theory and Organization of Expert Forecasting. - М.: IMEMO AN USSR, 1990. - 196 p.
5. Smushkevich, LT. Mathematical Framework of Pedagogical Measurement / LT.Smushkevich. - Маgnitogorsk: Маgnitogorsk State University, 2009. - 200 p.