Научная статья на тему 'Педагогические инновации в контексте развития университетского образования'

Педагогические инновации в контексте развития университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL MODERNIZATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATION / COMPETENCES / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

Статья посвящена одной из актуальных проблем модернизации университетского образования в России. В ней определяются пути реализации и эффективного внедрения инновационных технологий образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнов Али Зульфигарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the actual problems of modernization of university education in Russia. The ways of realization and effective introduction of innovative technologies of education are defined in it.

Текст научной работы на тему «Педагогические инновации в контексте развития университетского образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378:811.111

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.З. Гусейнов

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена одной из актуальных проблем модернизации университетского образования в России. В ней определяются пути реализации и эффективного внедрения инновационных технологий образования.

Ключевые слова: модернизация образования, инновационные технологии обучения, компетенции, содержание образования.

Pedagogical Innovations in a Context of Development of University Education A.Z. Guseynov

The article is devoted to one of the actual problems of modernization of university education in Russia. The ways of realization and effective introduction of innovative technologies of education are defined in it.

Key words: educational modernization, innovative technologies of education, competences, content of education.

Кризис современного образования, проблемы, стоящие перед педагогической наукой, заставляют исследователей обращаться к истории образования и педагогической мысли. Полноценное понимание современных реалий зачастую невозможно без знания их генезиса, особенностей проявления, развития, знания примеров применения на практике и трансформации идей, определяющих сущность какой-либо теории и практики на разных этапах. Современные идеи личностно-ориентирован-ного, гуманизированного, дифференцированного обучения очень сложно понять без знания того, что в своем развитии педагогика проходила и через этапы схоластического, обезличенного авторитарного образования.

В современных условиях развития общества особенно востребованными являются компетентностные возможности личности, так как социальный и научный прогресс определяется степенью подготовленности людей к профессиональной деятельности. Это определило социальный заказ на высокое качество университетского образования, основанного на инновационных решениях, способствующих успешной социализации обучающихся в обществе и их активной адоптации на рынке труда.

Уровень компетентности специалистов-профессионалов, призванных быть проводниками научно-технических и технологических идей, способствует установлению в стране стабильных социально-экономических отношений. На современном этапе

развития цивилизации возникла также необходимость вхождения России в мировое сообщество. Разработка глобальных проектов с целью рационального использования природных ресурсов планеты, экологические проблемы, освоение космоса требуют интеграции системы высшего образования в нашей стране с мировой системой, приближения уровня профессиональной подготовки у нас к уровню подготовки специалистов в наиболее развитых странах мира - США, Германии, Японии и др. Кроме того, деятельность российских вузов никогда не ограничивалась только образованием и наукой. Она всегда была связана с развитием народного просвещения и культуры общества. Просветительская и культурная роль вузов определялась высоким интеллектом профессорско-преподавательского состава, большинства аспирантов и студентов, их активной гражданской позицией.

Присоединение России к Болонскому процессу и введение многоуровневой системы высшего образования определены жизненной необходимостью интеграции российской системы образования с мировой. Для эффективного решения насущных проблем высшего образования в рамках многоуровневой профессиональной подготовки специалистов необходимо радикальное обновление содержания, методов, средств и форм обучения, что несомненно приведет к качественному улучшению образования. Успешное достижение поставленной цели возможно при опоре на личностно-ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие целостный взгляд на студента как на личность, ориентацию на потребности, личный опыт и уровень построения образовательного процесса в зоне ближайшего развития обучающегося; совершенствование универсальных способностей личности, прежде всего, мыслительных, творческих, коммуникативных, рефлексивных как фундамента профессионализма, цикличность организации образования (проблемность ситуации, анализ ситуации и постановка проблемы, решение проблемы, рефлексия способов решения и самоизменений)1.

В последние десятилетия просветительская роль вузов, многие традиции вузовской жизни, важнейшие функции высшего образования были в значительной степени утрачены. Наметился кризис идей и технологий. Определились существенные недостатки высшей школы: технократизм образования, обезличенность, «валовый подход» к учебно-воспитательному процессу, административно-бюрократический, формальный стиль организации вузовской жизни. Назрела необходимость в разработке новой модели высшего образования, предполагающей глубокие изменения в его содержании и структуре.

В основе разработки новой модели высшего образования лежат компетентност-ный, модульный и кредитный подходы, а также принципы, вытекающие из ее ориентации на разностороннее развитие личности: а) интеграция всех воспитательных сил общества (вуза, науки, производства и других социально-экономических институтов) в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса; б) гуманизация обучения и воспитания - усиление внимания к личности каждого молодого человека, подход к нему как к высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными и моральными качествами; в) дифференциация и индивидуализация обучения - создание условий для полного, максимального проявления и развития интеллекта и способностей каждого студента; г) демократизм жизни вузов - создание необходимых условий для высокогуманного, педагогически целесообразного и высокоэффективного творческого сотрудничества студентов и педагогов.

Компетентностный подход выражает идущие в мировом образовании процессы -переход от понятия «квалификация» к понятиям - «результат обучения», «компетент-ность»2. Сегодня происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда. Ценится не квалификация, а компетентность, т.е. обладание определенными способностями. При этом компетенция не означает отказа от категории «квалификация», она включает квалификацию, т.е. профессиональные знания и умения. Компетен-

ции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов, которые определяют, что будет способен делать студент по завершении обучения. Они понимаются нами как интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения образования. Существенным является переход на обучение по вариативным учебным планам, раскрепощение преподавателей, студентов, приоритет идеологии развивающего обучения, достижение целостности и практической применимости знаний, полученных по различным дисциплинам на последовательных этапах образования.

Реализуемая ныне система отличается следующими инновационными особенностями: она характеризуется целостностью и иерархичностью; представляет собой комплекс взаимосвязанных приемов, методов и форм обучения; в ней находятся в оптимальном соотношении аудиторные и внеаудиторные формы организации учебного процесса; она строится с учетом последовательной конкретизации задач обучения и формирования у студентов навыков учебного труда.

Важнейшее направление многоуровневой подготовки специалистов - определение критериев отбора предметно-содержательного материала по учебным дисциплинам с целью его предельной интеграции (укрепления дидактических единиц) и усиления гуманизирующего и развивающего воздействия на личность студента. Прежде всего, ведется углубленная работа по анализу фундаментальных основ научных дисциплин, которые представляют собой общие теоретические положения, адекватно отражающие суть и объекты наук, способствующие формированию профессионального мышления, мастерства будущего специалиста.

Следует отметить, что в перспективе одним из источников приобретения соответствующих знаний станут симбиозные (смешанные) факультеты будущих вузов (биофизический, физико-математический, физико-геологический, физико-медицинский и

т.д.) с соответствующими наборами кафедр и научно-учебных лабораторий по специальностям. На этих факультетах предусматриваются специальности, предполагающие слияние наук в одно целостное мировоззрение. Например, студент-биофизик может быть одинаково сведущ в молекулярной физике, физике твердого тела полупроводников, термодинамике и статистике, в органической химии, в ботанике, биологии, физиологии, цитологии, генетике, в проблемах взаимодействия внешних полей и биообъектов, радиофизике, физике хаоса и т.д.

Путь к новому облику российского вуза - путь от вуза авторитарного и безликого к обновленному на самых высоких гуманистических началах. Данный путь предполагает усиление личностной направленности при изучении каждой научной дисциплины как естественно-научного, так и гуманитарного циклов3. Сегодняшнее образование призвано максимально обеспечивать интеллектуальное развитие молодого специалиста, воспитание у него культуры речи, общения, исторического мышления, бережного отношения к природе. Например, в техническом вузе должны изучаться основы педагогики и общей психологии. Инженер - это прежде всего организатор производства, воспитатель трудового коллектива. Такой инженер должен обладать развитым педагогическим и психологическим мышлением. Содержание курсов педагогики и психологии для студентов вузов сегодня коренным образом пересматривается, обновляется за счет современных достижений теории обучения, воспитания, педагогической психологии, конкретных рекомендаций. В нынешнем варианте данные курсы пока что представляют собой набор теоретических положений, концепций, раскрывающих разные общие аспекты воспитания, психологического развития человека. Составлены они так, что живого человека в них не видно.

Ведущим методом обучения в вузе, несмотря на его критику, остается лекция. В системе потоковых лекций повышение активности студентов достигается систематическим усложнением содержания изучаемого материала; постоянным повышением слож-

ности учебных заданий; изменением способов деятельности преподавателя и студентов при организации их выполнения. С учетом таких способов активизации познавательной деятельности студентов в вузах разрабатываются разные типы лекционного обучения (репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, исследовательский и др.), создаются специальные дидактико-методические условия.

Как показывает опыт, большую роль в активизации студентов на лекциях играют общие установки, нацеливающие на самостоятельную познавательную деятельность. Такие установки оказываются особенно эффективными перед изучением крупных разделов. Мы обрисовываем место изучаемого раздела в системе курса и отмечаем, какими существенными отношениями он связан с последующими темами, обращаем внимание студентов на наиболее сложные, узловые темы и проблемы науки.

В ходе лекционного обучения студенты систематически вовлекаются в творческую дискуссию. В качестве ведущих идей выдвигаются такие, как учение с увлечением и учение без принуждения. Однако учение не может быть построено на одном увлечении, интересе, без волевых усилий, требований со стороны преподавателя. Учеба - тяжелейший интеллектуальный труд, требующий от обучающегося максимального напряжения умственных и физических сил, а без четких требований со стороны преподавателя нельзя осуществлять эффективную учебную работу.

Незаменимое средство обновления лекционного курса - связь с практикой развития системы образования. Перекосы социально-экономического развития в течение длительного времени наслаивались, противоречия в постановке дела образования обострялись, что не могло не сказаться на нем отрицательно. Не теряют своего значения экзамены и зачеты. Эффективными они становятся в том случае, если наряду с проверкой прочности и осознанности полученных знаний выявляются и умения их применять, а также уровень самостоятельности научного и профессионального мышления.

Одним из инновационных методов выявления уровня знаний, умений и навыков,

достигнутых обучающимися, являются специально разработанные задания-тесты. Они подготавливаются с учетом особенностей обучения на разных курсах и позволяют вскрыть многие внутренние связи между возрастными особенностями мышления обучающихся, характером изучаемого материала и методикой обучения4. Полученные данные играют существенную роль в разработке развивающей методики обучения. Для диагностики достигнутого уровня продуктивного мышления обучающихся с успехом используются критериально-ориентировочные тесты, направляющие на тот или иной вид учебно-познавательной деятельности. Такие тесты показывают, что человек знает и умеет, а не то, каков он на фоне других. Они диагностируют психические особенности, уровень знаний в их динамике, в то время как традиционные тесты интеллекта всегда таили в себе идею предела, определяли границу развития того или иного человека. Диагностические критериально-ориентировочные тесты подобной метафизичностью не грешат. Построенные на программном материале, с учетом логики усвоения конкретных тем того или иного учебного предмета, они служат надежным инструментом определения достигнутого уровня продуктивного мышления обучающегося в реальных условиях обучения.

В настоящее время в учебный процесс вводится модульная структура учебных программ. Изменения, происходящие в социальной, политической и экономической сферах деятельности нашего общества, требуют дальнейшей демократизации системы высшего образования и учета изменяющейся социальной мотивации обучения в связи с наличием рыночной экономики. Особенность модульной организации учебного процесса заключается в том, что связка студент — вуз — рынок работает в режиме самоорганизации, как некоторая самонастраивающаяся система в силу того, что регулярные связи в ней действуют автоматически, учитывая конъюнктуру рынка, стремления и возможности студентов. Это обеспечивается высокой вариативностью содержания, форм и сроков обучения в сочетании с высокой адаптивностью к набору студентов и выпуску нужных в на-

стоящее время специалистов. При модульном построении учебного процесса все дисциплины (модули) изучаются и аттестуются в течение одного семестра; фундаментальная подготовка унифицирована для широких групп родственных специальностей (например, физические, радиофизические, физико-технический факультеты). Все модули условно объединяются в несколько блоков: гуманитарный (история, философия, языки и т.п.); фундаментальной подготовки, характерной для базиса данной науки (физика, математика, химия, биология и т.п.); подготовки по специальности; профессиональной подготовки; подготовки по актуальной и профессиональной специализации - конкретному направлению науки, техники, культуры (выбор дисциплин осуществляется по рекомендации предприятий, фирм, научного руководителя, а также самим студентом).

Кардинальное направление интенсификации учебного процесса в высшей школе -это поиск новых форм организации самостоятельной работы студентов (СРС). СРС занимает значительную часть учебного времени и осуществляется в традиционных апробированных формах (основные из них: лабораторные работы исследовательского характера, участие обучающихся в проблемно-тематических семинарах и семинарах научных школ, решение задач фундаментального и прикладного характера с использованием современных информационных технологий и т.п.). Организация самостоятельной работы студента рассматривается как инструмент формирования творчески активной личности специалиста, его умения ориентироваться в теории и практических ситуациях, ставить и самостоятельно решать разнообразные задачи, постоянно возникающие в ходе познавательной деятельности. Следует учитывать одно важное обстоятельство: овладеть технологией умственного труда нисколько не легче, чем содержанием какого-либо предмета, для чего проводятся специальные занятия по научной организации труда. Организуется своего рода тренинг по быстрому изучению печатных источников, отработке точности записей различных видов, по выработке навыков ясного, четкого изложения прочитан-

ного, услышанного и увиденного и т.д. Важно и то, что у обучающихся воспитывается стремление к всестороннему развитию личности, к проявлению личной инициативы в ходе самостоятельных занятий, формируется потребность в более глубоком овладении определенными областями науки и культуры, в самовоспитании. Все это достигается возбуждением и поддержанием у них устойчивого интереса к изучаемым дисциплинам - на основе использования прогрессивных, активных методов, а также постоянного и систематического соотнесения изучаемого материала с новейшими открытиями, перспективами развития науки и техники, с проблемами, нуждами производства, со значением приобретаемой профессии для общества и лично для каждого молодого специалиста.

Немаловажна для мотивации учения и форма познания. Преподаватели постоянно повышают заинтересованность студентов структурой изложения информации, последовательностью, стройностью сообщений и красотой суждений, умозаключений и т.п. Исследования показывают, что в мотивации учения ведущими структурообразующими элементами должны стать в единстве социальные и специальные (профессионально направленные) интересы. Эта проблема далека еще от успешного решения. Задача вузов - вести неустанный поиск способной и талантливой молодежи. Следует постоянно посредством тестирования, конкурсов, викторин, олимпиад, проводимых в вузах для школьников старших классов, выявлять учащихся с высокой одаренностью. Надо смело, решительно расширять сеть вузовских лицеев и колледжей. Настало время повышения престижа, имиджа вузовской жизни.

Важным условием развития вуза, способствующим внедрению инновационных решений, является всемерное расширение и развитие международных связей учебных заведений с зарубежными партнерами. Это могут быть: совместная подготовка специалистов в различных формах, включая разнообразные формы студенческого обмена; образовательные программы подготовки кадров по отдельным специальностям; научно-исследовательские программы и отдельные

научные исследования; совместная экономическая деятельность и др. Международное сотрудничество может (и должно!) вестись как на основе прямых договоров, заключаемых вузами с зарубежными партнерами, так и в рамках соглашений, достигнутых с международными организациями и другими зарубежными партнерами.

В современных условиях развития общества высшее образование становится движущим фактором социально-экономического прогресса. Для того, чтобы оно стало действительно таковым, необходимо реализовать взаимосвязи между всеми структурными и функциональными компонентами взаимосвязанных систем: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью преподавате-

лей и обучающихся. Внедряемые в настоящее время инновационные педагогические технологии, несомненно, будут способствовать решению указанных задач образования.

Примечания

1 См.: Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б.С. Гершунский. М., 1997. С.67.

2 См.: Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. №10. С. 12.

3 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и методические рекомендации по ее реализации / Министерство образования Саратовской области. Саратов, 2002. С.8.

4 См.: Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы / А.Я. Савельев // Вестн. высш. шк. 2000. №3. С.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.