УДК 37.01: 007
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Жукова Е.Ю., Глотова В.М.
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические и психологические особенности дистанционного обучения детей-инвалидов. Изучается роль сетевого преподавателя и пе-дагога-куратора в реализации мероприятия.
The article deals with pedagogical and psychological characteristics of distance learning disabled children. We study the role of the teacher network and teacher-facilitator in the implementation of the event.
Ключевые слова: сетевой преподаватель, педагог-куратор, ребенок-инвалид, дистанционное обучение, дистанционное образование.
Network lecturer, teacher and curator, a child with a disability, distance learning, distance education.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения, получения второго образования, делает обучение более доступным. Особенно актуально данное направление для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 2010 года Челябинская область активно включилась в реализацию мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритет-
ного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренную на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года.
Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов в Челябинской области являются:
— Добровольность участия детей-инвалидов в проекте.
— Обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий.
— Обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий.
— Адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.
— Создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте.
Для реализации мероприятия в Челябинской области создана следующая организационная схема
Исследования молодьхученьх
Министерство обрачов ания и науки Челябинской области
Дети-инвалиды, родители (законные представители) детей-
ннвалидов
Схема 1. Организационная схема реализации мероприятия
Согласно данной схеме:
— Министерство образования и науки Челябинской области является уполномоченным органом реализации данного проекта.
— ГОУ ДПО ЧИППКРО назначается Министерством образования и науки Челябинской области региональным оператором проекта в части осуществления повышения квалификации сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, организации образовательного про-
цесса с использованием дистанционных образовательных технологий.
— ОГУ РКЦ назначается Министерством образования и науки Челябинской области региональным оператором проекта в части технического сопровождения проекта.
— В качестве социальных партнеров в рамках реализации мероприятия выступает образовательный контент ГОУ Центр образования «Технологии обучения», предоставляющий
доступ сетевых преподавателей и детей-инвалидов к образовательному контенту и ОАО «Ростелеком» в компетенцию которого входит установка компьютерного оборудования сетевым преподавателям и детям-инвалидам - участникам мероприятия.
- Ключевую роль в реализации мероприятия играют представители педагогической общественности Челябинской области - сетевые преподаватели и педагоги-кураторы.
Сетевой преподаватель-педагог, реализующий общепедагогические и дидактические задачи учебного процесса и осуществляющий методическое сопровождение обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Педагог-куратор (тьютор) - педагог, осуществляющий организационную, социальнопсихологическую и консультационную поддержку обучающихся в условиях дистанционного обучения непосредственно по месту проживания ребенка. Каждая из этих категорий специалистов выполняет круг важных задач, а именно:
Сетевой преподаватель:
1. Осуществляет педагогическую деятельность, управляя образовательным контентом.
2. Предоставляет учащемуся информацию об особенностях изучения предмета при использовании Интернет (требования к прохождению уроков учеником, особенности он-лайн и офф-лайн уроков и сроки их прохождения, сроки выполнения различного типа заданий, возможность проведения дополнительных уроков и консультаций.
3. Координирует совместно с педагогом-куратором расписание сетевых занятий.
4. Изучает портфолио и психологопедагогическую характеристику учащегося с целью построения индивидуальной траектории процесса обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
5. Проверяет домашние задания, пишет резюме, оценивает и заносит отметку в электронный журнал.
6. Проводит анализ академической успеваемости учащихся, выявляет объективные и субъективные причины их неуспешности, а также - факторы, способствующие достижению учащимися более высоких результатов.
7. Принимает участие в организации и проведении различных интерактивных меро-
приятий в сети: Интернет-конференциях, Интернет-дискуссиях, интернет-педагогических советах и т.д.
Педагог-куратор:
1. Сопровождает учащихся в освоении ими сетевого образовательного ресурса, формирует портфолио учебных и внеурочных достижений учащихся, совместно с психологом ОУ состав -ляет психолого-педагогическую характеристику ребенка для предоставления данной документации сетевому преподавателю.
2. Обеспечивает всестороннее знакомство ученика со всеми участниками образовательного процесса и способствует установлению взаимодействия между ними.
3. Составляет и координирует расписание сетевых занятий и информирует учащихся и сетевых преподавателей о внесенных изменениях.
4. Ведет строгий учет всех сеансов Интер -нет-общения с сетевыми преподавателями, координирует проведение дополнительных онлайн уроков и консультаций.
5. Готовит к заключению договоры гражданско-правового характера с сетевыми преподавателями, составляет акты выполненных сетевыми преподавателями работ по дистанционному обучению учащихся.
6. Ведет табель учета рабочего времени сетевого преподавателя, предоставляет его в бухгалтерию ОУ для оплаты.
7. Готовит к заключению договоры с ОАО «Ростелеком» на оплату услуг интернета.
8. Систематически передает информацию об учебных достижениях учащегося в ОУ, занося отметки в классный и электронный журналы.
9. Осуществляет поддержку учащихся в рамках проектной деятельности, принимая участие в сетевых проектах и коллективных образовательных мероприятиях.
10. Осуществляет поддержку учащихся в регистрации на контенте, сообщая им логин, пароль, кодовое слово, помогая первоначально выйти на образовательный контент.
11. Предоставляет отчетную документацию об итогах реализации проекта по установленным формам региональному оператору проекта
- ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
12. Оказывает консультационную поддержку ребенку и его семье по организационным и техническим вопросам;
Исследования молодых.ученых. ЧИППКРО
13. Принимает участие в организации и проведении интерактивных мероприятий в сети: Интернет-конференции, интернет-дискуссии, интернет-педагогические советы и т.д.
Опыт реализации мероприятия на территории Челябинской области показывает, что в целом дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при использовании методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие учащихся между собой, обратную связь между педагогом и учащимся, активность учащегося на всех этапах деятельности.
Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от сетевых преподавателей, их профессионализма. Тем более что с перспективой широкого внедрения дистанционного обучения в практику наших образовательных учреждений, сегодня стоит задача подготовки студентов педагогических вузов не только для очного, но и для дистанционного обучения. Технологии дистанционного образования должны входить в программу подготовки специалистов педагогических вузов.
В настоящее время в реализации мероприятия принимают участие 84 сетевых преподавателя Челябинской области, прошедшие курсы повышения квалификации по образовательной программе «Технологии дистанционного обучения в образовательном процессе». Модуль «Современные подходы в организации дистанционного обучения детей-инвалидов» в объеме 144 часа.
Уровень профессионализма сетевых преподавателей очень высок, среди них:
- руководители общеобразовательных учреждений Челябинской области (3 человека),
- Заслуженные учителя Российской Федерации (7 человек),
- грантополучатели, победители отраслевых педагогических конкурсов регионального и муниципального уровней (9 человек),
- Отличники образования (15 человек),
- специалисты высшей квалификационной категории (58 человек).
По мнению участников образовательного процесса: (детей-инвалидов, их родителей (законных представителей), педагогов-кураторов
- все они в полной мере обладают тремя группами компетенций:
- Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии).
- Компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения обучаемых разных возрастов и т.д.).
- Компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.
На наш взгляд, формирование данных компетенций максимально эффективно проходит на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в том числе, и в режиме дистанционного обучения.
Именно дистанционное обучение помогает сетевым преподавателям сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль обучающихся в рамках курсов, сетевым преподавателям будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность анализа позиции преподавателя и обучающегося в процессе дистанционного обучения.
Сам характер технических средств, применяемых в дистанционном обучении, накладывает определенные требования на отбор и способы представления и подготовки учебного ма -териала для системы дистанционного обучения.
- «Индивидуализация обучения» - предполагает, что система дистанционного образования может улучшить качество обучения, поскольку учитываются индивидуальные особенности обучаемых.
- «Персонификация учебного процесса» -подразумевает то, что процесс обучения осуществляется по индивидуально графику. Причем этот график может оперативно и гибко изменяться в соответствии с текущей занятостью студента и его темпом восприятия информации.
- «Интенсификация использования - преподавательского ресурса» - говорится, в сущности, о том, что система дистанционного об-
разования интенсифицирует преподавательский труд, что нередко сопровождается для педагога необходимостью также и повышения своей квалификации. Часто при этом решение данного вопроса наталкивается на консерватизм как административного, так и педагогического персонала.
— «Повышение эффективности обучения»
- достигается через использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т.д.
— «Расширение рынка образовательных услуг» — здесь подразумевается внедрение и оптимальное использование системы дистанционного образования на удаленных территориях и таким образом значительное расширение соответствующего рынка услуг.
— «Сохранение и распространение педагогического опыта, знаний и улучшение методики преподавания» — предполагает возможность использования новых, мощных носителей информации и электронных архивов.
— «Обогащение учебного процесса за счет использования новых (электронных) обучающих компонентов» — широкое всестороннее использование учебных электронных составляющих при наличии существенных сервисов типа e-mail или http.
— «Дополнительная мобилизация административного ресурса» — создание системы дистанционного образования требует соответст-вующих, новых административных усилий.
Мы полагаем, что дистанционное образование должно основываться на традиционных принципах классической дидактики, но в то же время реализовывать свойственные ему принципы, к числу которых относятся принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования самых современных мультимедийных и интерактивных средств. К таким принципам относятся:
Принцип рефлексии. Предполагает необходимость в связи с выполняемым учебным заданием самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний, умений и навыков.
Принцип нелинейности информационных структур и процессов предполагает нелинейное структурирование процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учета мотива -ционных установок, интересов и других личностных особенностей учащегося.
Принцип комбинированного использования различных форм обучения Педагогические эксперименты показали, что познавательная деятельность при дистанционном образовании протекает наиболее эффективно, если эта деятельность реализуется через разнообразные формы ее организации: например, 15-20 минут работы с теоретическим материалом, затем 5-7 минут самопроверки с помощью соответствующего теста уровня усвоения знаний, после чего 20-25 минут выполнения практических заданий и 5-10 минут компьютерного контроля проверки качества усвоения приобретенных знаний.
Принцип комплексного использования
средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной задачи, применения мультимедиа возможностей современных персональных
компьютеров, в частности, звука, графики, анимации, слайд-шоу и т.п. При этом в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов
Принцип интерактивности предполагает развитие новых методов обучения мультимедиа, телекоммуникационных систем в системе дистанционного образования.
Принцип адаптивности процесса обучения. Традиционно считается, что качество и эффективность учебного процесса во многом зависят от того, насколько преподаватель адаптирует учебный материал к конкретным условиям учебного процесса. Новые возможности для развития этого принципа представляют современные телекоммуникационные системы.
Принцип гибкости. Им руководствуются на всех этапах создания дистанционного обучения: при разработке структуры программы кур -са, форматировании конкретного учебного процесса, - сочетая различные способы и средства обучения, налаживая деятельность центров дистанционного обучения.
Принцип модульности. При формировании учебных программ выбираются курсы - модули
Исследования молодыхученых. ЧИППКРО
из соответствующих комплексов, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и требования к программному составу процесса обучения.
Таких принципов достаточно много, но даже если при разработке методического обеспечения дистанционного образования руководствоваться только перечисленными выше, то эффективность обучения резко повысится.
Сетевой преподаватель дистанционного обучения должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса, уметь создавать и применять элементы учебнометодического комплекса в образовательном дистанционном процессе. А также оценивать учащихся, т.е. преподаватель должен владеть различными видами педагогического контроля, умения выбора программного обеспечения и технологии проведения контроля.
Опыт реализации мероприятия в Челябинской области показал, что в системе дистанционного обучения процесс обучения приобретает следующие характеристики:
- трансформируются позиции сетевых преподавателей и обучаемых детей-инвалидов
- роль преподавателя приобретает черты наставничества вместо традиционной роли организатора познавательной деятельности обучаемых и их самостоятельной работы, а основой учебной деятельности обучаемого становится целенаправленная самостоятельная работа;
- увеличивается количество видов педагогического взаимодействия, однако его качество зависит от коммуникационной компетентности сетевого преподавателя, возможностей образовательных программных средств информационных и коммуникационных технологий и содержания курса;
- эффективность учебного процесса зави-сит от способности сетевого преподавателя оказывать влияние на мотивацию обучаемых и их удовлетворенность качеством обучения;
- использование мультимедийных технологий предполагает разработку специальных приемов и методик по их интеграции в структуру учебных курсов в контексте представления интерактивных заданий и коммуникационных сообщений.
Немаловажную роль в процессе дистанционного обучения учащихся играют и сетевые проекты, развернутые в рамках реализации мероприятия. Таких сетевых мероприятий проведено уже 9 с общим охватом учащихся - 117 человек.
Основу каждого телекоммуникационного проекта составляет совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Основной целью участия в них становится развитие самообразовательной активности, которая направлена на освоение нового опыта в условиях сетевого взаимодействия.
В рамках практической деятельности удалось выработать общие требования к реализации сетевого проекта:
- возможность совместного обсуждения решения общих проблем в реальных условиях;
- использование различных форм информационного поиска;
- активная работа в телекоммуникационных сетях, требующая систематизации и четкости мысли, выражаемой в письменном виде;
- обмен текстовой, цифровой, графической информацией в режиме анализа и синтеза идей;
- возможность сбора и сопоставления данных по регионам (на уровне поиска общих тенденций, организации сравнительного исследования явлений, процессов, проблем, вариантов их решений);
- возможность многократного использования текстовой информации;
- регламентированные сроки ответов;
- встроенность тематики проектной деятельности в общий контекст воспитания и обучения.
Стандартные этапы организации проектной деятельности в рамках телекоммуникационных проектов дополняются некоторыми специфическими действиями и задачами. При этом происходит значительное увеличение нагрузки на педагогов-кураторов, которые являются руководителями сетевого проекта на местах. Это становится заметным уже на предпроектном этапе,
где предстоит решить ряд специфических задач. В их круг входит:
- необходимость анонсирования проекта на всем реальном и виртуальном пространстве, где могут обнаружиться потенциальные участники (дети-инвалиды);
- выбор и назначение целесообразного временного промежутка для регистрации и подачи письменных заявок, поскольку будущих проектантов разделяют порой значительные расстояния;
- педагогическое обеспечение гарантий того, что каждый из участников готов к сетевому взаимодействию в мотивационном, техническом и коммуникативном плане (вопрос компьютерной грамотности и социальной, коммуникативной, компетентности);
- подготовка и «обустройство» пространства сетевого общения: создание образовательного портала, веб-сайта, адресных папок участников (по группам и индивидуально) и др.
Педагог-куратор строит тактику сетевого взаимодействия с каждым обучающимся на основе личностно-ориентированной технологии, позволяющей вовлечь каждого ученика в актив -ный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение.
Личностно-ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие друг с другом, сетевым преподавателем и педагогом-куратором. Следует отметить, что указанные методы и технологии обучения требуют большой подготовительной работы. При организации указанных видов деятельности педагог-куратор становится незаменимым помощником сетевому учителю, так как стремится обеспечить полноценное эффективное взаимодействие с различными категориями учащихся виртуально.
Опыт практической деятельности по реализации мероприятия в Челябинской области показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучаю-
щимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.
В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого ребенка-инвалида составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями, которые включают в себя планы на продолжение образования и получение профессии. В условиях получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образования с использованием сетевого образовательного ресурса ГОУ ЦО «Технологии обучения» (I — школа) значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учеб -ного процесса соответственно. Именно на этих участников образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Литература
1. Гавриков, Д.М. «Вики Иркутск» — среда для реализации сетевых проектов и дистанционного обучения / Д.М. Гавриков // e-Leaming PRO
— 2009. — № 10 — С. 6.
2. Демкин, В.П. Психолого-педагогические особенности ДО / В.П. Демкин // Высшее образование в России — 2000. —№ 3. — С. 124-128.
3. Исаев, А.В. Характеристика методической системы дистанционного обучения / А.В. Исаев // Среднее профессиональное образование
— 2008. — № 8. — С. 43-45.
4. Кофтан, Ю.Р. Программно-инструментальное обеспечение сетевых систем дистанци -онного обучения / Ю.Р. Кофтан // Дистанционное образование — 1999. — № 4. — С. 19-26.
5. Мазничевская, Л.И. Деятельность педа-гога-куратора в системе дистанционного обучения / Л.И. Мазничевская // Информатика и образование — 2008. — № 9. — С. 59-60.
6. Никуличева, Н.В. Какими компетенциями должен обладать преподаватель дистанционного обучения и как их сформировать? / Н.В. Никуличева // e-Learning PRO — 2009. — № 11.— С. 2-5.
7. Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е.С. Полат // Информатика и образование — 2005. — № 4.
— С. 25-33.