Научная статья на тему 'Педагогические функции практикоориентированного астрономического просвещения подростков'

Педагогические функции практикоориентированного астрономического просвещения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МИРОПОНИМАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ / ПРОДУКТИВНЫЙ ДОСУГ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйкова Татьяна Феликсовна

Интерес к астрономии чаще всего возникает у школьников подросткового возраста. Астрономическое просвещение подростков целесообразно проводить в учреждениях дополнительного образования детей, поскольку в последние годы астрономия в школе не изучается. Астрономическое просвещение подростков должно быть практикоориентированным, тогда школьники смогут применять полученные знания в повседневной жизни: сейчас и в будущем. Сумма компонентов образовательной, воспитывающей, развивающей, компенсаторной функций практикоориентированного астрономического просвещения решает задачу прямого и опосредованного применения подростками теоретических знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические функции практикоориентированного астрономического просвещения подростков»

УДК 374.01

Т.Ф. Чуйкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Интерес к астрономии чаще всего возникает у школьников подросткового возраста. Астрономическое просвещение подростков целесообразно проводить в учреждениях дополнительного образования детей, поскольку в последние годы астрономия в школе не изучается. Астрономическое просвещение подростков должно быть практикоориентированным, тогда школьники смогут применять полученные знания в повседневной жизни: сейчас и в будущем.

Сумма компонентов образовательной, воспитывающей, развивающей, компенсаторной функций практикоориентированного астрономического просвещения решает задачу прямого и опосредованного применения подростками теоретических знаний на практике.

Ключевые слова: астрономическое просвещение, практикоориентированность, самообразование, межпредметные связи, миропонимание, личностные качества, познавательный интерес, познавательная активность и деятельность, адекватная самооценка, самоопределение, профессиональные интересы и склонности, продуктивный досуг, ситуация успеха.

Знания об окружающем мире, о Вселенной всегда были неотъемлемой частью человеческой культуры, и ведущей наукой в этой области для всего научного сообщества на протяжении столетий неоспоримо являлась астрономия. Результаты астрономических исследований постоянно расширяют и изменяют научную картину мира, а в наши дни развитие астрономии и космонавтики достигло высокого уровня. Острый интерес к астрономии охватывает самую широкую аудиторию: от школьников младших классов до пожилых людей, от маститых учёных до любителей.

Именно поэтому парадоксом последних лет явилось исключение астрономии как отдельной дисциплины из базового учебного плана общеобразовательной школы. Это значит, что важная область современного знания о мире оказалась отчужденной от целостного образовательного процесса. И хотя часть астрономических знаний (далеко не полная) интегрирована в курс физики или факультативные курсы, этого явно недостаточно для формирования у школьников объективной, целостной астрономической картины мира, которая является частью общего мировоззрения.

Каким образом можно устранить создавшееся противоречие и восполнить пробелы в представлениях школьников о космическом мироздании?

В настоящее время в Российской системе образования параллельно с общеобразовательной школой функционирует сеть учреждений дополнительного образования детей (УДОД), созданных для оказания дополнительных образовательных услуг и организации содержательного досу-

га детей. Главная особенность дополнительного образования состоит в том, что предлагаемые им образовательные программы «идут» за ребёнком и ребёнок сам выбирает то, что он хочет узнать и чему научиться, в соответствии со своими познавательными интересами, природными склонностями и способностями. Отсюда следует, что школьники могут удовлетворить свои познавательные интересы в области астрономии именно в учреждении дополнительного образования детей.

Следует отметить, что уровень сложности изучаемого материала должен соответствовать возрасту учащихся. Практика показывает, что чаще всего острый интерес к объектам и процессам, изучаемых астрономической наукой, возникает у школьников подросткового возраста. Поэтому на занятиях в УДОД целесообразно осуществлять астрономическое образование подростков в рамках астрономического просвещения.

В последнее время всё чаще ведущие учёные, дидакты, педагоги отмечают неподготовленность многих выпускников общеобразовательных школ к самостоятельному творческому труду, к самоопределению, к применению полученных знаний в реальной жизни, к принятию верных решений в складывающихся жизненных ситуациях, которая идёт, как отмечает В.А. Березина, от навязанной свыше строгой регламентациии действий обучающихся и реализации жёсткого государственного стандарта, однозначно определяющего объём знаний и умений школьников.

Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) 2003 года, показало, что современная российская

© Т.Ф. Чуйкова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

447

школа, обеспечивая учеников значительным багажом знаний, не вырабатывает у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций, что означает оторванность теоретических знаний школьников от практики их повседневной жизни.

Очевидно, что изменить ситуацию может особое, практикоориентированное обучение, доминирующие задачи которого должны быть направлены на обеспечение жизненно обусловленной, жизненно востребованной учебной деятельности. Исходя из этого, астрономическое просвещение подростков в учреждении дополнительного образования детей, как обучающий процесс, должно быть практикоориентированным.

В этом смысле возможности астрономического просвещения с позиций практикоориентирован-ного подхода состоит в важности приобретаемых теоретических знаний, их интериоризации и практическом применении: непосредственно - в повседневности и опосредованно - в реализации межпредметных связей, в формировании основ естественнонаучного мировоззрения, в формировании научно-познавательной активности, в потребности самообразования, в потребности самоопределения, в том числе профессионального.

Чтобы точнее определить сущность практи-коориентированного астрономического просвещения, воспользуемся способом поэтапного лингвистического конструирования.

Просвещение в общем смысле - это образованность, знания и их распространённость. Тогда астрономическое просвещение подростков следует понимать как распространение астрономических знаний, обеспечивающих астрономическую грамотность подростков в смысле знание-вой компетенции.

Наконец, практикоориентированное астрономическое просвещение подростков можно определить следующим образом: это процесс получения подростками астрономических знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность их прямого и опосредованного применения, как в повседневной жизни, так и в перспективе на будущее.

Основой практикоориентированного астрономического просвещения является специально разработанная образовательная программа, которая содержит доступную подросткам систему базовых теоретических знаний и практических умений.

Как и любому процессу обучения, астрономическому просвещению присущи основные

функции обучения: образовательная, воспитывающая (воспитательная), развивающая. Специфика учреждения дополнительного образования позволяет выделить дополнительную функцию -компенсаторную.

Подходы к пониманию содержания этих функций в деталях могут различаться, но в целом они сводятся к нескольким фундаментальным составляющим.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в усвоении учащимися системы знаний, умений и навыков и, что особенно актуально для практикоориенти-рованного обучения, их использование на практике. Кроме «присвоения» учащимися ЗУНов, необходимо формировать у школьников стремление и умение пополнять свои знания, заниматься самообразованием, следить за современными научными изысканиями и преобразованием общественной практики посредством науки. В процессе обучения у школьников должна быть сформирована потребность в расширении своего кругозора, словарного запаса и выработаны умения, необходимые для занятия самообразованием. При этом М.Н. Скаткин полагает, что процесс самообразования включает в себя самостоятельность в определении тематики и программы самообразования, поиск материала для изучения, причём процесс самообразования может идти одновременно с процессом обучения, по дисциплинам, не включённым в учебный план школы. С позиций практикоориентирован-ного астрономического просвещения следует конкретизировать понятие ЗУНов, определяя их как единое целое (используя знания, овладевать умениями и навыками) и разделять умения и навыки на специальные и общеучебные, как предлагают Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова. Важность получаемых астрономических знаний состоит в их действенности, в умении ими оперировать, в мобилизации усвоенных знаний для получения новых. Следует учитывать, что по мнению Л.И. Бо-жович, система знаний формируется межпредметными связями, так как знания из области астрономии приводятся в связь с другими знаниями из различных научных областей. Существующая взаимосвязь способствует тому, что фрагментарные представления начинают складываться у школьников в общую картину мира.

Поэтому, исходя из вышесказанного, образовательную функцию мы раскрываем через ком-

поненты, наиболее адекватно выражающие сущность практикоориентированного астрономического просвещения.

1. Формирование основ астрономических знаний, специальных (астрономического характера) и общеучебных умений и навыков, в том числе активного астрономического словаря.

2. Формирование основ самообразования.

3. Формирование межпредметных связей.

Воспитывающая функция. Поскольку выделение основных функций из общего процесса обучения является условным, воспитывающая функция тесно взаимосвязана с образовательной и развивающей функциями. Современная дидактика в целом отводит воспитывающей функции роль фактора, формирующего естественнонаучное мировоззрение школьников, их нравственно-эстетические представления, отношения, положительные личностные качества. Например, В.Р. Ильченко считает, что сформированное «естественнонаучное миропонимание» школьника (как часть его мировоззрения) определяется как мыслительная деятельность, в процессе которой знания, полученные при изучении естественнонаучных предметов (в том числе и астрономии), организуются в единую систему, формирующую картину мира; на этой основе строятся взгляды воспитанников на жизнь и собственную деятельность.

Одной из особенностей воспитывающей функции практикоориентированного астрономического просвещения является создание необходимых условий для пересечения и единства всех важных для формирования личности процессов. Это означает формирование системы ценностей и ценностных ориентаций школьников, мотивов их деятельности и социального поведения, способности следовать законам и нормам поведения в обществе, то есть формируется базовая культура личности; причём воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования. Конечно, воспитательная функция обучения не проявляется «автоматически», необходимо целеполагание, то есть обучение, как указывает В.В. Краевский, специально организованное и направленное на получение воспитательного эффекта, заданного как цель. Достижение подобной цели становится возможным при специальной организации общения педагога с обучаемыми, которое базируется на взаимном доверии, взаимном уважении, индивидуальном подходе. Подчеркнём, что в условиях УДО

педагог, как личность, особо значим для воспитанника и способен влиять на личностные качества подростков и положительно воздействовать на их общий культурный уровень.

Исходя из вышесказанного, мы выделим компоненты, определяющие воспитывающую функцию, которая может быть реализована в практи-коориентированном обучении.

1. Формирование системы взглядов на мир (миропонимание) как значимой части общего мировоззрения школьников.

2. Формирование положительных личностных качеств подростков.

3. Становление основ базовой культуры.

Развивающая функция. Не подлежит сомнению тот факт, что обучение и воспитание способствуют развитию личности ребёнка. Для более эффективного осуществления развивающей функции в дидактике с 60-х годов XX века разрабатывается понятие «развивающего обучения».

Разработки современных дидактов в теории развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, И.Я. Лер-нер, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина и др.) показали, что современная организация обучения должна быть направлена на разностороннее развитие ученика. Оно предполагает, кроме формирования ЗУНов, разработку специальных мер по общему развитию личности, а именно: развитие умственной деятельности и овладение её приёмами; обучение анализу, сравнению, классификации, умению наблюдать, делать выводы; обучение выделению существенных признаков объектов, постановке целей, способам деятельности и др. Конечно, нельзя говорить о развитии средствами астрономического просвещения в равной степени всех сфер личности, основными из которых по классификации Н.И. Шевандрина являются: по-требностно-мотивационная, эмоционально-волевая, когнитивно-познавательная, морально-нравственная, экзистенционально-бытийная, действенно-практическая и межличностно-социальная.

Содержание астрономического знания таково, что может вызывать у школьников острый интерес к изучаемым объектам, а значит, формирует познавательную потребность, которая мотивирует познавательную активность и как следствие - познавательную деятельность, то есть стимулируется развитие потребностно-мотива-ционной, когнитивно-познавательной и действенно-практической сфер личности. Положительные,

яркие эмоции, которые испытывает подросток в процессе узнавания нового из интересной ему области наук, возможность поделиться новым знанием с одноклассниками, родителями, друзьями позволяют развить эмоционально-волевую и межличностно-социальную сферы.

Общее развитие личности формирует адекватную самооценку подростка, которая важна тем, что позволит школьнику сейчас и перспективе на будущее определить собственные смысложизнен-ные ориентации, уровень притязаний, социальный статус и т.д.

Очевидно, что развивающие возможности практикоориентированного астрономического просвещения объективно велики. Определим их как ряд компонентов, составляющих развивающую функцию.

1. Развитие познавательного интереса и формирование познавательной активности, деятельности.

2. Развитие мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер.

3. Формирование адекватной самооценки.

Компенсаторная функция. Специфика образовательного процесса в условиях учреждений дополнительного образования предполагает возможность выделить дополнительную функцию -компенсаторную.

Учёные, педагоги-исследователи, освещая сферу дополнительного образования по многим направлениям, несомненно, называют компоненты компенсаторной функции, но в разряде компонентов других функций, чаще всего развивающей. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова чётко выделяют компенсаторную (психотерапевтическую) функцию, называя её «отличительной чертой» дополнительного образования. По их мнению, это возможность индивидуального развития тех способностей, которые не могут быть поддержаны в школе, создание ситуации успеха, изменение статуса школьника в связи с успехами вне школы и т.д.

В перечне функций дополнительного образования авторы Л.Н. Буйлова и Н.В. Клёнова выделяют близкую по смыслу «компенсационную» функцию, суть которой они видят несколько иначе: освоение ребёнком новых направлений деятельности, расширяющих школьное образование и создающих эмоционально значимый для ребёнка фон.

Следует помнить, что внешкольная деятельность, организуемая УДО, в общем смысле - до-суговая деятельность, то есть, как формулирует

Р.Н. Азарова, целенаправленная и эффективная организация свободного времени. При этом А.В. Купавцев уточняет, что досуг должен быть деятельностным, предметно-ориентированным, в том числе и учебно-образовательным, то есть продуктивным.

Отсюда следует, что практикоориентирован-ное астрономическое просвещение, именно как обучающий процесс, является продуктивным досугом подростков. Он увеличивает возможности самоопределения, самореализации, саморазвития школьников. Практикоориентированное астрономическое просвещение раскрывает перед учащимися другие научные дисциплины, связанные с ними профессии и виды деятельности, сопряжённые с астрономией прямо или косвенно. Мы не можем утверждать, что после курса астрономического просвещения подросток непременно захочет получить соответствующее образование; но для более полного личностного самоопределения школьников необходимо расширять их представления о других областях профессиональной человеческой деятельности, так как это поможет школьникам осознать и оценить собственную профессиональную направленность.

Исходя из вышесказанного, и из того, что возможности практикоориентированного астрономического просвещения ещё шире, мы определим компенсаторную функцию через следующие составляющие.

1. Формирование самоопределения, в том числе и профессионального (на уровне выявления профессиональных интересов и склонностей).

2. Выстраивание продуктивного досуга.

3. Создание ситуации успеха.

4. Противостояние негативному влиянию псевдоучений.

Каждую из названных функций практикоори-ентированного астрономического просвещения не следует рассматривать в отдельности. Полноценная практическая их реализация в образовательном процессе возможна (и целесообразна) только в единстве и тесной взаимосвязи указанных функций.

Библиографический список

1. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи // Педагогика. - 2005. - №>1. - С. 27-32.

2. БерезинаВ.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. - М.: ЭСЛАН, 2005. - 96 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. -288 с.

5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

6. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

7. Ковалева Г. PISA - 2003: Результаты международного исследования // Народное образование. - 2005. - №№2. - С. 37-43.

8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 352 с.

9. КупавцевА.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. - 2002. - №26. - С. 44-49.

10. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // Народное образование. - 2007. - №№3. - С. 267-269.

11. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. -М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция, и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 512 с.

13. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 1999. - 288 с.

14. ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

15. ЩукинаГ.А. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.