УДК 371.711
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
© А.В. Гулин, Т.Ю. Никифорова
Ключевые слова: антинаркотическое воспитание; здоровый образ жизни; наркомания; профилактическая работа; психоактивные вещества.
Употребление вредных для здоровья веществ в детском и подростковом возрастах деформирует физическое, психическое и нравственное развитие человека. Причинами первого употребления различных наркотических веществ являются: проблемы личностного и социального развития детей, низкая самооценка, любопытство, недостаточный уровень знаний об отрицательном влиянии на организм психоактивных веществ. Педагогическая работа с подростками должна предусматривать выработку у них ответственного отношения к своему здоровью, формирование установок на здоровый образ жизни и повышение психологической устойчивости личности к давлению сверстников.
Приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотиков в Российской Федерации с каждым годом катастрофически возрастает. Так, если в 1996 г. первое «знакомство» ребенка с наркотическими и сильнодействующими веществами происходило в 10 лет, то уже к 2000 г. этот показатель снизился до 7-8 лет [1]. Наряду с этим происходит увеличение числа школьников с девиантным поведением, школьной и социальной дезадаптацией, распространение безнадзорности и правонарушений.
Наиболее заметное распространение наркомании отмечается в подростковом возрасте. Так, в возрасте от 14 до 18 лет потребителями наркотиков в России является каждый 4-5 подросток (около 20 %). В целом по нашей стране среди школьников от 30 до 50 % знакомы с наркотиками, что, в свою очередь, обусловливает нарастание у подростков заболеваемости ВИЧ-инфекцией. При этом на долю впервые выявленных ВИЧ-инфицированных приходится 80-90 % лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами
Следует отметить, что в связи с употреблением и злоупотреблением наркотическими средствами отмечаются специфические нарушения в деятельности систем организма. Наиболее отчетливые последствия в физическом, интеллектуальном развитии от употребления наркотиков в период полового созревания.
В процессе развития, совершенствования большинства функциональных систем, перестройки нервнорегуляторных механизмов, становления мировоззрения организм подростка становится легко уязвимым при воздействии одурманивающих веществ.
Напрямую с фактором потребления психоактивных веществ следует связать нарастающую опасность разрушения организма как на физическом, так и на духовно-нравственном уровне. Причем особенно заметные разрушительные последствия для здоровья отмечаются у всех больных в короткие сроки: поражение внутренних органов, нервной системы, психические расстройства, нарастающая деградация личности, потеря работоспособности, постепенная полная инвалидизация.
Средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 4-4,5 года с периода начала употребления наркотиков. Следовательно, приобщение человека к наркотическим средствам в 14-15 лет приводит к ранней смерти в возрасте до 30 лет.
Тенденция к приобщению подрастающего поколения к употреблению наркотиков во многом обусловлена наличием проблем личностного и социального развития детей, связанных с их интересами и потребностями, особенностями отношений в микросреде, кон-фликтоустойчивостью, а также с низкой гигиенической грамотностью о влиянии используемых психоактивных веществ на организм [2, 3].
Очевидным становится, что процесс формирования определенных, относительно устойчивых жизненных ориентаций индивида зависит от уровня развития культуры данного общества, общеобразовательных воздействий, отношений внутри семьи и в личностнозначимой группе. При этом следует обращать внимание на выработку человеком собственной социальной позиции и личной ответственности за свои поступки, которая протекает особенно активно в период подросткового возраста (с 11 до 15-16 лет) [4].
Цель исследования: обосновать педагогические подходы по профилактике употребления подростками наркотических средств.
Одним из наиболее доступных путей реализации антинаркотического воспитания подрастающего поколения может стать использование педагогических профилактических средств в рамках системы образования. При этом особое внимание в области профилактики зависимости от наркотических средств должно уделяться:
1) расширению уровня знаний у учащихся об отрицательном влиянии на организм наркотиков и последствий их употребления для здоровья;
2) выработке у них сознательного, ответственного отношения к своему здоровью и установки на здоровый образ жизни;
3) обучению школьников основам здоровой жизнедеятельности;
4) повышению психологической устойчивости (иммунитета) личности к наркогенному соблазну и развитию умения управлять своим поведением.
Процесс формирования у детей установки на здоровье и культуру здорового поведения необходимо начинать уже в дошкольном и младшем школьном возрастах, когда закладываются необходимые жизненные установки и базис как биологического, так и социального компонента здоровья. Следовательно, начатое в раннем детстве формирование приоритетного отношения к своему здоровью должно «сопровождать» человека, по крайней мере, до наступления его физиологической и социальной зрелости [5, 6].
Учитывая взаимосвязь процесса формирования культуры здоровья с развитием у школьников мотивации на здоровье и отказом от употребления наркотических средств, раскроем содержание педагогической антинаркотической работы со школьниками.
У учащихся младших классов следует воспитывать отрицательное отношение к одурманивающим веществам в целом, вырабатывать эмоциональную негативную их оценку, а также умение подтверждать актуальность проблемы сохранения здоровья. В качестве учебного материала могут использоваться средства, воздействующие на образное мышление и эмоциональную сферу: буклеты, озвученные слайды и видеофильмы [7].
Благодаря формированию у учащихся среднего возрастного звена собственного мировоззрения, развитию стремления к самоутверждению, самостоятельности особенно значимой и уязвимой становится личностная сфера. В целях предупреждения эмоциональной нестабильности, психологических и социальных конфликтов у подростков педагогу следует корректно подходить к воспитанию у них разумных потребностей, повышать познавательный интерес к изучаемым проблемам и развивать навыки в вопросах оценки, контроля и коррекции своего состояния здоровья [2].
В работе с подростками следует приводить конкретные факты с целью формирования устойчивого негативного отношения к наркотическим средствам и недопустимости даже однократного приема какого-либо из них. На занятиях целесообразно использовать памятки, фильмы, буклеты, рассчитанные на более высокий уровень внимания, восприятия научных данных, обобщения [4].
Педагогический процесс в старших классах должен быть направлен на выработку ценностного отношения к вопросам здоровой жизнедеятельности, раскрытие индивидуальных психофизиологических и социальных аспектов здоровья. Поскольку особое развитие у старшеклассников получают интеллектуально-познавательная и потребностно-мотивационная сферы, то это позволит больше внимание уделять творческому подходу к проблеме обеспечения здоровья, ценностному отношению к собственному здоровью как высшей ценности [4].
При проведении антинаркотической работы со старшеклассниками необходимо использовать средства, несущие научную аргументацию, информацию, раскрывающие тематику, наиболее значимую для этого возраста (здоровье, семья, потомство и т. д.). Наряду с этим следует больше воздействовать на эмоциональную сферу через кино- видеофильмы, озвученные слайды и планшеты (комплексы средств наглядной агитации) [7].
В результате у выпускников появится возможность конструктивно относиться к собственным потребностям, способностям, недостаткам, позволяющим максимально полно удовлетворять здоровые потребности, не прибегая к использованию наркотических средств.
В процессе проведения антинаркотической работы с учащимися в рамках отдельного раздела естественнонаучных дисциплин (биология, естественные науки и др.) или спецкурса целесообразно ориентироваться на следующие положения:
- соответствие содержания программного материала закономерностям формирования здоровья человека с учетом возрастно-полового, индивидуального и социального развития учащихся;
- непрерывное и развивающее антинаркотическое образование как условие воспитания психологического иммунитета к психоактивным веществам и приоритета здоровья в системе ценностей;
- системный подход к пониманию здоровья человека и формированию индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся (в единстве диагностических, коррекционных и развивающих приемов);
- открытость программы по профилактике наркомании;
- возможность варьирования педагогическими технологиями обучения и воспитания, обеспечивающая творческий подход к ее реализации.
В связи с необходимостью разработки и реализации программ, ориентированных на индивидуальный подход и работу с группой учащихся, заслуживает внимания координация деятельности педагогического и медицинского персонала по вопросам зависимостей (социальный педагог, психолог, врач-нарколог и др.). Преимущественное значение в индивидуальной профилактической работе должно отводиться: учету познавательных интересов учащихся, позитивных сторон личности, которые могут быть положены в основу планирования рациональных форм досуга и увлечений. При этом желательно воздействовать на сознательность ребенка по формированию его собственной ответственности за выбор здоровых стратегий поведения и путей решения проблемных ситуаций.
Специфичность программ профилактической работы по проблемам полинаркотизма в группах учащихся состоит в их направленности на опережающее развитие позитивных жизненных установок и опыта ребенка. Наряду с этим, объектом внимания должна стать и другая категория несовершеннолетних - школьники, находящиеся в социально опасной ситуации. Формы организации работы с детьми и подростками могут быть представлены в виде беседы, дискуссии, ролевых, деловых игр, досуговых мероприятий и др. [4].
Таким образом, реализация социально-педагогических технологий в системе общего образования должна ориентироваться на принципы гуманистической педагогики, т. е. принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, учет его познавательной и мотивационной сферы [3, 5]. При этом важно, чтобы учебно-воспитательный процесс и информационно-пропагандистская работа проводились в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастно-половыми особенностями школьников.
В воспитательном аспекте содержание деятельности педагога должно быть ориентировано на содейст-
вие максимальному развитию личности ребенка, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. Процесс воспитания предполагает формирование эмоционального отношения к здоровью, основанного на позитивных интересах и потребностях, на стремлении к совершенствованию личного здоровья и бережному отношению к здоровью окружающих его людей [б, У]. В этой связи у человека развивается новая иерархия ценностей, в которой центральное место уделяется собственному здоровью как высшей ценности. Итогом такой работы является успешная реализация всех потенциальных возможностей человека.
Важное место в этом отношении занимает процесс контроля за условиями организации жизнедеятельности, осуществляемый с помощью методов опроса, анкетирования, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В целях повышения эффективности антинаркотиче-ской работы с учащимися целесообразно избегать излишней детализации информации, касающейся подробных сведений о внешнем виде наркотических веществ, местах их произрастания, способах приема, вызываемых ощущениях. Подобная информация может играть роль своеобразной рекламы и вызвать у детей и подростков желание экспериментировать.
Особое внимание педагог должен уделять выбору конкретных примеров, ориентирующих учащихся на непредсказуемость действия наркотиков, большую опасность, связанную с их передозировкой и развитием осложнений.
Рассмотрение проблемы предупреждения употребления подростками наркотических средств должно проходить во взаимосвязи с профилактикой таких социально значимых заболеваний, как ВИЧ-инфекция, заболеваний, передающихся половым путем и др.
Одной из важных профилактических форм работы по антинаркотическому воспитанию является работа с родителями. В задачи педагогов должно входить вооружение родителей педагогическими знаниями, основными принципами воспитания, в т. ч. воспитания здорового образа жизни. Так, при проведении классных и школьных родительских собраний родителям необходимо излагать конкретную информацию по профилактике употребления наркотиков в соответствии с возрастом детей.
В индивидуальных беседах с родителями следует раскрывать тактику воспитательной работы с каждым конкретным ребенком, подростком. Информация должна включать специфику действия психоактивных веществ на растущий организм, последствия их употребления детьми, анатомо-физиологические и психоло-
гические особенности данного возрастного периода, мотивы употребления несовершеннолетними наркотических веществ, оздоровление микросоциальной среды и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация профилактической работы по предупреждению потребления и злоупотребления психоактивными веществами окажется эффективной в том случае, если будут обеспечены: социально-культурные условия жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, спорт, санитарное просвещение и пр.); условия для проведения ранней диагностики, своевременного лечения и выявление учащихся группы риска (вторичная профилактика); возможности для своевременной реабилитации лиц, имеющих психическую и физическую зависимость от употребления психоактивных веществ, реализуемой через систему методов специфической терапии (третичная профилактика).
ЛИТЕРАТУРА
1. Союз правых сил: Защитим детей от наркотиков / автор-составитель В.Л. Малыгин. СПб.: Норма, 2002. 48 с.
2. Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. 320 с.
3. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи. Медико-социальные аспекты. М.: Медицина, 1988. 192 с.
4. Педагогическая профилактика наркомании в школе / под ред. А.Г. Макеевой. М., 1999
5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркомания: программа профилактики среди подростков и молодежи // Сб. НИИ наркологии МЗ РФ. М., 1988. 81 с.
6. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. Мн.: Высш. шк., 1989. 96 с.
7. Трушов В. П. Учителю о наркотиках и наркомании: монография / под общ. ред. Л.В. Кураковой. Липецк: ЛЭГИ, 2003. 210 с.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Gulin A.V., Nikiforova T.J. Pedagogical aspects of preventive maintenance of drug-addiction among teenagers.
Use of unhealthy substances among children and teenagers deforms physical, mental and moral development of the person. Reasons of the first use of various narcotic substances are: problems of personal and social development of children, low selfestimation, curiosity, insufficient level of knowledge of negative influence on an organism, psychoactive substances. Pedagogical work with teenagers should provide development of responsible attitude to health, formation of mindset on a healthy way of life and increase of psychological stability of the person against pressure of contemporaries.
Key words: anti-narcotic education; healthy way of life; drug-addiction; preventive work; psychoactive substances.
З5