Педагогические аспекты повышения профессиональных компетенций преподавателей физической культуры в условиях дистанционного обучения
Рублев Александр Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, Одинцовский филиал, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) E-mail: [email protected];
Развитие общества, технический прогресс, ускорение ритма жизни человека находит свое отражение и в сфере образования. К профессиональным компетенциям преподавателя предъявляются иные требования - это уже не только подача учебного материала, это еще и разработка современного учебного электронно-цифрового контента. В статье говорится о проблемах образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. В ходе проведенных эмпирических исследований выявлены методические недочеты в проведении занятий по физической культуре в режиме онлайн/офлайн-обучения. Автором раскрываются противоречия между возрастающими требованиями к уровню педагогического мастерства и недостаточной эффективностью процесса обучения в условия дистанционного обучения. Предлагаются конкретные мероприятия по решению сложившейся ситуации - применение новых методических приемов и средств для решения поставленных задач на уроке, создание электронного образовательного ресурса. Разработанные методические рекомендации раскрывают новые возможности в повышении уровня профессиональных компетенций преподавателя.
Ключевые слова: учащийся, дистанционное обучение, электронно-образовательный ресурс, контент, инструментарий.
Реалии дня сегодняшнего, связанные с введением дистанционного и смешанного форм обучения, делают необходимым и обязательным условием, внедрение новых информационных образовательных технологий и методов обучения. Необходимо отметить, еще до введения локдауна, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставили перед преподавателем аналогичные задачи, направленные на воспитание гармонично развитой, социально активной и творческой личности, формирование прикладных компетенций. Однако, как показала практика, работа в условиях онлайн/офлайн-обучения выявила ряд методических недочетов в педагогической деятельности. Наглядным и распространенным примером являлась ситуация - при проведении занятий в очном формате, когда учащийся становился «пассивным потребителем информации», преподаватель, получая «оперативную обратную связью», имел возможность скорректировать свои действия, заставить ученика работать. При работе в формате онлайн/офлайн, велика вероятность потери «обратной связи». Новая организация взаимодействия «обучающий-обучающийся» с использованием цифровых технологий (систем, сервисов, инструментов), требует от преподавателя, априори, умения работать в электронном пространстве (знать, «что делать», «как учить», «что эффективно», «какой будет конечный результат»). В настоящее время возникают противоречия между возрастающими требованиями к уровню педагогического мастерства и недостаточной эффективностью процесса обучения в условия дистанционного обучения. Наблюдается рассогласованность между теоретической разработкой ФГОС и их недостаточным воплощением в практику. Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность и цель нашего исследования.
Цель исследования - повышение уровня профессиональных компетенций преподавателя в условиях онлайн/офлайн-обучения.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что повышение уровня методической грамотности преподавателя положительно скажется на качестве подачи материала, значительно повысит уровень знаний, умений и навыков учащейся молодежи по изучаемому предмету.
Объект исследования - учебный процесс по физической культуре учащихся 15-17 лет в формате дистанционного обучения.
Предмет исследования - методика проведения занятий по физической культуре в условиях дистанционного обучения.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см о см
Проведенный опрос преподавателей физической культуры средней и высшей школы г.г. Москвы, Екатеринбурга и Московской области позволил выявить нюансы, которые влияют на качество подачи и восприятия учебного материала в условиях дистанционного обучения. Данные полученные в ходе педагогического исследования показали, что такими моментами являются: способность ставить и анализировать цели и задачи обучения; формирование электронного учебного контента; применение новых методических приемов и средств для решения поставленных задач на уроке; мотивационный компонент обучения; корректировка критериев получаемых знаний.
Процесс обучения нацелен на получение конкретного конечного результата и от того как сформулирована цель (сделана установка) зависит успешность выполнения задания. Цель - формулируется и конкретизируется в глагольных формах - «чего я хочу достичь», «чему я должен научиться», дает представление о будущем результате деятельности. Поставленная цель должна отвечать следующим требованиям: непротиворечива (однозначна), формулируема, реалистична, проверяема и востребована. Важным моментом целеполагания является объяснение - «для чего» и «с какой целью это делается», должно быть понимание процесса, в противном случае, процесс обучения заканчивается, не успев начаться. Постановки одной цели на весь курс прохождения материала, что характерно для очной формы, в условиях дистанционного обучения недостаточно. Обязательным компонентом в планировании урока должно стать не только целеполагание на все занятие, но и постановка промежуточных, локальных целей (задач) для каждого последующего этапа урока (занятия). Проведенные эмпирические исследования, показали, что уровень объема и качества полученных знаний был выше в группах с постановкой нескольких промежуточных, локальных целей. Важно, цель предопределяет тот инструмент, которым в дальнейшем используется. Так, в зависимости от того, что мы хотим получить от ученика, (используя шкалу критериев проверки итогового результата (научиться-уметь-знать)), преподаватель может - проверять ответы сам; задание проверяется автоматически с использованием цифровых технологий; проверка работы самим учащимся с выставлением себе оценки; взаимопроверка - учащийся проверяет работу другого, выставляя оценку, или то же самое, но с анализом проверяемой работы. Урок - это шаги от простого к сложному, от знания к оценке (таксономия Б. Блума (1956)). Если мы хотим, чтобы ученик знал изучаемый материал - «знание», то мы должны сделать так, чтобы он (ученик) смог его воспроизвести, рассказать, показать назвать (например, рассказываем на уроке про легкоатлетические дисциплины - учащийся должен перечислить прыжковые или беговые дисциплины легкой атлетики). Следующий этап обучения - «понимание» - характеризуется способностью объяснения
информации, определить признаки, формулировать по-другому. Решение проблем с использованием полученных знаний, применение, иллюстрация знаний, - определяет, третью ступень таксономии Б. Блюма - «использование». Этапу «анализ» (четвертая ступень) присущи - сравнение, выявление различий, анализ, проверка, умение провести эксперимент (например, передачи мяча сверху двумя руками в волейболе, на этапе «знания» учащийся рассказывает, как выполнять технический элемент, на этапе «анализ» учащийся производит сравнение, анализирует как выполняют данное упражнение другие игроки). «Синтез знаний», являясь пятой ступенью - основывается на нахождении уникальных решений проблемы - создать придумать, разработать, составить план. Высшая, шестая, ступень таксономии - «оценка знаний», позволяет учащимся представлять аргументы, иметь критические суждения, защищать точку зрения, прогнозировать. В зависимости от степени «обученности» учащегося, преподаватель ставит цель для последующего шага - просто проверка знаний или на основании полученных ответов во время занятия, учащийся должен предложить свои варианты изучения материала с учетом выявленных недочетов.
Изучение теории на занятиях физической культуры строится на материале, излагаемом преподавателем, который в дальнейшем подкрепляется соответствующими учебно-методическими пособиями (например, домашнее задание - прочитать в учебнике). Использование, в режиме демонстрации учебной информации в виде сканированных страниц спортивных журналов и учебника, по мнению большинства обучающихся (89%, при п = 865), не привлекает внимание, не вызывает интереса, не находит эмоционального отклика. В условиях цифрового обучения необходимо создание контента для электронно-образовательного ресурса (ЭОР), когда контент - не содержание учебника (текстовой материал, иллюстрации), а преобразованное, структурируемое содержание учебно-методической, научной литературы, отвечающее образовательным критериям (четко определена цель, ожидаемый результат, критерии). Для проектирования электронного учебного контента мы рекомендуем следующий алгоритм действий: тема занятия - цель (изучить) - задачи (познакомить/ изучить) - прогнозируемый результат (знание, умение) - инструментарий (сайты, конструкторы, сервисы) (табл. 1). Формирование контента подчинено вопросу - «что надо сделать для получения результата», под поставленную задачу (в том числе и под локальные) подбираются соответствующие цифровые инструменты (интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, форум, чат, семинар, тест, аудио, видео, задание, лекция, презентация, гиперссылка и др.), которые направлены на формирование конкретных универсальных учебных действий (УУД), компетенций. При обучении на расстоянии, при ограниченности общения «обучающий-обучающийся», возрастает
объем выданного задания, время работы с материалом, и, здесь, необходимым, обязательным условием становится регулярная и систематическая проверка заданий, мониторинг работы. При самостоятельной работе очень важно, чтобы обучающийся понимал, знал - «зачем» и «почему» «Я» это делаю. Следующим аспектом является мотивация, которая «задается» преподавателем в процессе объяснения, выдачи задания - для чего, то или иное задание, в показе - «где» и «как» это можно применить, и «проявляется» в виде вопросов, создания проблемной ситуации (дефицит знаний подталкивает на возникновение желания
получить недостающие). Во избежание дискуссионных, спорных моментов, при выполнении работ, необходима разработка инструкций к каждому заданию, включающей в себя пошаговое выполнение задания: как оформить (размер шрифта, межстрочный интервал), как сделать (документ Word, презентация, видео или фото отчет), объем работы (количество знаков при письменном ответе, продолжительность видео-ролика с включением определенного набора упражнений), где разместить (вывесить на доску, чат, выслать на E-mail, https://www.youtube.com/).
Таблица 1. Примерная схема проектирования электронного учебного контента
№ Тема Цель Задачи Прогнозируемый результат Инструментарий
1 Легкая атлетика. Легкоатлетические дисциплины Изучить дисциплины легкой атлетики 1. Познакомить с научно-методическим обеспечением при изучении раздела «легкая атлетика». 2. Изучить беговые, метательные и прыжковые дисциплины легкой атлетики 1. Умение работать с научно-методической литературой по разделу «легкая атлетика». 2. Знать беговые, метательные и прыжковые дисциплины легкой атлетики учебно-методическая литература (учебник), сервис https://yandex.ru/, чат, гиперссылка, форум и др.
2 Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции (стартовый разбег) Знакомство с техникой бега на короткие дистанции (стартовый разбег) Изучить технические характеристики выполнения беговых шагов при стартовом разбеге в беге на короткие дистанции. Прогнозируемый результат: Знание техники выполнения беговых шагов при стартовом разбеге в беге на короткие дистанции учебно-методическая литература (учебник), тест, сервис https://yandex.ru/, видео, конструктор LearningApp, форум, гиперссылка и др.
Методическую грамотность преподавателя следует рассматривать как процесс управления знаниями, навыками и умениями организации обучения, использования разнообразных технологии. Обобщение опыта работы учителей физической культуры по использованию электронных обучающих средств выявило ряд методических затруднений в построении, организации учебного процесса. Одним из таких затруднений является -управление действиями. Каждое действие/задание должно быть подчинено решению таких задач: как подать/объяснить материал, чтобы он был правильно воспринят, как мотивировать на обучение, какие использовать средства, приемы, технологии для решения той или иной задачи (например, при работе в Zoom/Skype, как сделать так, чтобы каждый учащийся работал, выполнял задание, был постоянно в поле внимания преподавателя, а не отображалась бы «иконка» на экране монитора). При традиционной (очной) форме обучения технологии базируются на общеизвестных принципах, методах, формах и средствах обучения. В условиях цифрового обучения традиционные формы и средства обучения претерпевают изменения, происходит трансформация и количественное увеличение применяемых принципов и методов обучения.
Методическое обеспечение онлайн-обучения невозможно без целенаправленного использования инструментов педагогического планирования -плана-конспекта и технологической карты урока. Как показал анализ учебного процесса по физи-
ческой культуре, многие преподаватели (84%, при п=57) отдают предпочтение план-конспекту урока. План-конспект задает канву проведения занятия, есть постановка темы и задач урока, представлено содержание, дозировка и методические рекомендации по выполнения заданий, но, к сожалению, на основе плана-конспекта урока, мы не имеем возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации образовательной деятельности на каждом этапе урока, в том объеме, который предоставляет технологическая карта урока. Корректировка критериев получаемых знаний - важный и необходимый компонент в условиях цифрового образования. Большим подспорьем в работе педагога становятся ФГОС, ориентированные на личностный и системно-деятельностный подход в обучении, когда постановка триединой цели урока - воспитание, обучение и развитие школьника позволяет, в зависимости от уровня подготовки конкретного ученика, вносить коррективы в учебный процесс, выбирать индивидуальную, личностную траекторию образования (табл. 2). Рассогласованность в выборе цели занятия, как мы отмечали ранее, негативно сказывается на конечном результате. Обязательным условием, по нашему мнению, в целеполага-нии изучении учебного материала на каждом этапе урока, должно стать планирование личностных результатов (связанных с решением воспитательных задач), предметных (связанных с обучением) и метапредметных результатов (направленных
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
на развитие личности, развивающие задачи образовательного процесса).
Таблица 2. Требования ФГОС к результатам обучения
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Самоопределение внутренняя позиция ученика, самоиндифика-ция, самоуважение и самооценка Регулятивные управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность Основы системы научных знаний
Смыслообразо-вание мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания» Коммуникативные речевая деятельность, навыки сотрудничества Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Морально-этическая ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков Познавательные работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие Предметные и метапредмет-ные действия с учебным материалом
В результате опытной работы выявлены моменты педагогической деятельности, влияющие на качество подачи материала преподавателем в условиях дистанционного обучения, разработаны методические рекомендации. Акцентированное внимания на постановку и разъяснение цели и локальных задач занятия создает с первых минут «рабочую атмосферу», «прорабатывается» больший объем запланированного материала. Создание и использование ЭОР, по мнению преподавательского состава, способствует повышению уровня педагогической грамотности, росту профессиональных компетенций. Совместное использование план-конспекта и технологической карты урока, данные анкетирования, позволяет говорить о более высокой эффективности подготовки и проведения занятия. В результате эмпирической работы установлено, что учащиеся, в работе, с которыми применялись разработанные нами методические рекомендации, имели более высокие ранговые оценки при выполнении тестовых заданий (метод экспертной оценки). Определение достоверности различий по Т-критерию Уайта по-^ казало, что различия между полученными резуль-с= татами достоверны (Т=181, при р<0,05). Разрабо-~ танные методические рекомендации раскрывают сэ новые возможности в повышении уровня подачи == материала, что делает учебный процесс более со-^ держательным, мотивированным на получение
новых знаний Всё это позволяет сделать заключение о высокой эффективности проделанной работы. Результаты проведенного педагогического исследования могут являться материалом для дальнейших эмпирических исследований повышения уровня методической грамотности преподавателя.
Литература
1. Вайдорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис.док.наук:13.00.08 / Вайдорф-Сысоева Марина Ефимовна. - ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», 2019. - 461с.
2. Девтерова З.Р. Методология реализации систем дистанционного обучения электронного обучения / З.Р. Девтерова // https://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogo-obucheniya/viewer
3. Дмитриев Д.С. Формирование готовности преподавателя Вуза к применению средств в профессиональной деятельности: дис.кандидат наук:13.00.08 /Дмитриев Денис Сергеевич. -Самара, 2017. - 213с.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) https://fgos.ru/
5. Электронный ресурс https://единыйурок.рф/
6. Яндекс-учебник https://yandex.ru/promo/ education/distancionnoe-obuchenie-shkola-metodicheskie-rekomendacii
EDUCATIONAL ASPECTS OF IMPROVING THE PROFESSORIAL COMPETENCIES OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
Rublev A.I.
Odintsovsky Branch MGIMO
The development of society, technological progress, and the acceleration of the rhythm of human life are also reflected in the field of education. Other requirements are imposed on the professional competencies of the teacher - this is not only the presentation of educational material, it is also the development of modern educational electronic and digital content. The article talks about the problems of the educational process in the conditions of distance learning. In the course of the conducted empirical studies, methodological shortcomings were identified in conducting physical culture classes in the online/offline training mode. The author reveals the contradictions between the increasing requirements for the level of pedagogical skill and the insufficient efficiency of the learning process in the conditions of distance learning. Specific measures are proposed to solve the current situation - the use of new methodological techniques and tools to solve the tasks set in the lesson, the creation of an electronic educational resource. The developed methodological recommendations reveal new opportunities in improving the level of professional competencies of the teacher.
Keywords: student, distance learning, electronic educational resource, content, tools.
References
1. Waidorf-Sysoeva M.E. Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the context of digital learning: dissertation of docs: 13.00.08 / Weidorf-Sysoeva Marina Efi-movna. - FSBEI HE «Moscow State Pedagogical University», 2019. - 461p.
2. Devterova Z.R. Methodology for the implementation of e-learning distance learning systems / Z.R. Devterova // https://cyberlenin-ka.ru/article/n/metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogo-obucheniya/viewer
3. Dmitriev D.S. Formation of the readiness of a university teacher to use the means in professional activity: dissertation, candidate
of sciences: 13.00.08 / Dmitriev Denis Sergeevich. - Samara, 2017. - 213 p.
4. Federal State Educational Standards (FSES) https://fgos.ru/
5. Electronic resource https: //edinyurok.rf/
6. Yandex textbook https://yandex.ru/promo/education/distancion-noe- obuchenie-shkola-metodicheskie-rekomendacii