УДК 347.97/.99
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАЦИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ю. В. Деришев, Е. Е. Забуга
Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.
К. Гельвеций
В статье рассматривается перспектива внедрения медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отечественное уголовное судопроизводство, отмечается педагогическая (воспитательная) ценность медиации.
Ключевые слова: медиация, несовершеннолетние, альтернатива уголовному преследованию, прокуратура.
Вопросы воспитания детей всегда имели существенное значение для формирования любого гражданского общества, вне зависимости от его принадлежности к определенной правовой семье. Указанные вопросы не являются праздными и для России, о чем свидетельствует учреждение в 2009 г. (впервые в отечественной истории) должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, которому предоставлены обширные полномочия в сфере защиты прав детей '. Главной идеей введения нового института стало создание общества, дружелюбного к детям, где нет места социальному сиротству, насилию и игнорированию проблем детей.
Подобные идеи должны найти воплощение в различных по своей правовой природе общественных отношениях, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. В уголовно-правовом смысле повышение уровня заботы государства о детях также имеет существенное значение. Справедливо отметил В. И. Омигов: «Следует учитывать, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни: благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями, поскольку создана и действует в соответствии с государственной, семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых национальных программ...» 2.
Важной правовой предпосылкой для обеспечения интересов несовершеннолетних стало издание Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее — Национальная стратегия) 3. Она стала первым документом нормативного характера в отечественном праве, в котором главой государства дается критическая оценка сложившей-
ся ситуации в области реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, отмечается несоблюдение норм международного права в этой сфере, в том числе в уголовной юстиции, указывается на принципиальную необходимость создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, дружественного к ребенку правосудия. В Национальной стратегии приведена дефиниция дружественного к ребенку правосудия, под которым понимается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
В числе основных принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия называются: общедоступность; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения) и др.
Так, одной из альтернатив уголовному преследованию несовершеннолетних в современном европейском праве является уголовно-правовая медиация, активно развивающаяся и нашедшая свое признание в международных правовых актах, принятых межправительственными организациями, а также рекомендованная Советом Европы для применения в национальных юрисдикциях.
По нашему мнению, под медиацией необходимо понимать способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (потерпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления. Несмотря на то что сформированная дефиниция является наиболее общей, она содержит все существенные признаки медиации в рамках уголовной юстиции.
Варианты построения медиации в национальных юрисдикциях разнообразны. Так, в роли медиаторов могут выступать полицейские, работники суда и прокуратуры либо независимые общественные организации 4.
В целом идея медиации развивает антропологический подход к праву. Повышенное внимание к интересам людей, их участию в принятии решений, стремлению преодолеть конфликтные ситуации, оказывает влияние на роль права. Право обретает еще большую ценность в жизни каждого человека, а это способствует становлению правового государства 5.
Идеи создания института медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не являются новыми для отечественного права. Еще десятилетие назад они выражались в научной литературе (А. Д. Бойков, Л. В. Головко, Л. М. Карнозова, М. Г. Флямер). Кроме того, в конце XX - начале XXI вв. идеи медиации использовались в правоохранительной деятельности в качестве механизма примирения сторон по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6, однако ни научные идеи, ни практические инициативы не получили должного отклика у законодателя.
Несмотря на это, по данным официального мониторинга, в 15 субъектах Российской Федерации в настоящее время созданы и успешно функционируют 748 школьных служб примирения и 77 территориальных служб примирения. Они применяют медиацию в качестве способа разрешения уголовно-правовых конфликтов, что приводит к последующему прекращению уголовных дел в отношении несовершеннолетних за примирением сторон 7.
Помимо этого, медиативные технологии используются и в деятельности судов общей юрисдикции Ростовской, Ленинградской, Самарской областей, Пермского края и др. 8
Подобная статистика очевидно демонстрирует педагогическую ценность медиации, способность с ее помощью примирять стороны конфликта, в том числе уголовноправового, а также нивелировать его последствия.
Правильно организованный процесс медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет большое воспитательное значение, поскольку направлен на осознание несовершеннолетним содеянного, ориентирует последнего на позитивное посткриминальное поведение в отношении потерпевшего и недопустимость нарушения уголовного закона в будущем.
Поэтому, по нашему мнению, с учетом российского менталитета, особого социального статуса прокуратуры России, первоначально именно прокурора необходимо наделить полномочиями по проведению медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, что позволит создать не противоречащую закону практику прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также укрепить авторитет самой процедуры, сделать ее понятной и доступной обществу 9.
Правосудие по уголовным делам в отношении несовершеннолетних — пока единственная область в российском уголовном судопроизводстве, где проводятся программы восстановительного правосудия и складываются модели их соорганизации с классическим уголовным процессом, однако без законодательного закрепления института медиации ювенальные технологии будут оставаться лишь частной инициативой отдельных правоприменителей.
Идея медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по своей сути уникальна, поскольку:
— во-первых, она воплощает в себе правовое средство, которое отвечает требованиям выполнения международных обязательств государств-участников межправительственных организаций по формированию гуманного, но обязательно законного механизма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
— во-вторых, именно медиация представляет собой проявление принципа персонализации ответственности, что служит одновременно и превентивной мерой, т. е. мерой, направленной на воспитание несовершеннолетнего;
— в-третьих, медиация направлена не только на удовлетворение интересов потерпевших, на нивелирование последствий уголовно-правового и уголовно-процессуального толка, но и на разрешение возникшего в связи с совершением преступления социального конфликта.
В заключение отметим, что внедрение медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отечественный уголовный процесс не только позволит сделать шаг вперед в сугубо юридическом плане, но и даст возможность российскому уголовному судопроизводству приобрести новую психологическую окраску, соответствующую идеям построения подлинного демократического правового государства.
1 Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 // Рос. газета. 2009. 4 сент.
2 Омигов В. И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2012. № 1. С. 22-26.
3 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 23, ст. 2994. С. 6819-6845.
4 Пояснительная записка к Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященная медиации в уголовных делах [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Гусев В. Е. О соотношении права и медиации // Молодой ученый. 2011. № 10, т. 2. С. 56-57.
6 Флямер М. Г. Опыт Центра «Судебно-правовая реформа» по включению процедур примирения в уголовное правосудие. URL: http://www.sprc.ru (дата обращения : 20.05.2013).
7 Хананашвили Н. Результаты мониторинга деятельности служб примирения в 2012 году // Вестник восстановительной юстиции. 2013. № 10. С. 136-152.
8 Ткачев В. Н. В Ростовской области региональная модель ювенальной юстиции // Рос. юстиция. 2002. № 2. С. 25-27 ; Кульшина Э. Ю. О практике работы Кингисеппского городского суда Ленинградской области по рассмотрению дел в отно-
шении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 4. С. 25-29 ; Вельянинов В. Н. О деятельности Пермского краево-
го суда по развитию ювенальной юстиции в Пермском крае // ной практики зарубежных стран) // Научный вестник Омской
Там же. С. 30-31. академии МВД России. 2013. № 1. С. 10-15 ; Еремеев С. Г., Ка-
9 Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Потенциал прокуратуры раваев А. Ф. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 2011.
России в сфере уголовной юстиции (на примере медиацион- 207 с.