Основные методы реализации этого этапа: анализ учебной документации, педагогические наблюдения; тестирование; экспертные методы (опрос, анкетирования, групповое обсуждение) и др.
10. Коррекция цели, планирования, содержания организации физкультурно-спортивной деятельности и физического образования.
Основные направления и содержание управленческой деятельности преподавателя по физической культуре на этом этапе: «перевод» мотивов физкультурно-спортивной деятельности на цель; коррекция содержания физкультурно-спортивной деятельности; поиск новых технологий образования.
Основные методы реализации этого этапа: анализ учебной документации; изучение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; экспертные методы (опрос, анкетирования, групповое обсуждение) и др.
В заключение следует заметить цикличность этапов управления процесса физического образования: после сбора, обработки и анализа результатов образовательной деятельности (9 этап), коррекции цели образовательной деятельности (10 этап) управленческая деятельность повторяется (начиная с 4 этапа — принятие решения) на новом качественном уровне.
Литература
1. ДурановМ.Е.Профессионально-педагогическаядеятельностьиисследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с.
2. Дуранов М. Е., Чернецкий. Ю. М. Общая педагогика. Челябинск :Юур ГУ, 1999. 186 с.
3. Жолдак В. И., Сейранов С. Г. Менеджмент. М. : Физическая культура, 2006. 372 с.
4. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. М. : Школа-Пресс, 1998. 512 с.
5. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1998. 479 с.
6. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации. М. : Физкультура и спорт, 2006. 464 с.
В.А. Козлов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Ключевые слова: отношения, нравственные отношения, нравственное воспитание, формирование нравственных отношений, нравственность, нравственные ценности.
До 60-х годов XX в. такая категория как мораль рассматривалась в этической литературе как форма общественного сознания, но затем большинство авторов стало отходить от этой позиции[5, С.6]. Утверждалось мнение в рамках философских наук о трех структурных компонентах морали: моральной деятельности, нравственных отношениях и моральном сознании, - которые, по мнению О.Г. Дробницкого, «...
© В.А. Козлов, 2013.
отражают три основные стороны морали - содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственная мотивация как специфическая сторона общественной деятельности в целом; регуляция этой деятельности моралью выражается в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование» [3, С.27]. О.Г. Дробницкий подчеркивал, что указанные элементы морали не рядоположены, а взаимно прикрывают друг друга, а поэтому и могут быть определены один посредством другого» [5, С.27]. Именно эта нерядоположенность усложняет выделение содержания каждого из основных структурных компонентов морали.
Проведённый теоретический анализ показал,чтонравственность- один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Она заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности [9, С.623]. Исходя из данного определения, нравственность мы можем рассмотреть только через призму отношений между людьми, между личностью и обществом.
В современном философском словаре«отношения» [9, С.712] предполагают момент взаимосвязи всех явлений. Отношение вещей объективно; вещи не существуют вне отношений последнее всегда есть отношения вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности ее отношений, к другим вещам объективного мира. Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь относясь к другому человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с другой - необходимость изучения общественных отношений для познания истории.
Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Отношение ученика к учению - установившаяся позиция учащегося, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения. Отношения межличностные - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из выше сказанного, можно предположить, чтонравственные отношения - это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных (нравственных) ценностей.
Анализ военно-педагогических трудов показывает, что на протяжении всего периода зарождения и становления военно-этических взглядов русских полководцев и военных теоретиков опережало процесс формирования отечественной научной
педагогики, практические потребности военного строительства обуславливали содержание военно-педагогической деятельности, требуя своевременного разрешения возникающих проблем. Гуманизм, единство обучения и воспитания, комплексный подход, требовательность на основе уважения личности подчиненных - все эти и многие другие принципы нравственного воспитания реализовывались в их повседневной военно-педагогической деятельности и выражались в нравственных отношениях между воинами российской армии на всех уровнях. Несмотря на активное заимствование западноевропейского опыта, теория и практика воинского воспитания выдающихся русских полководцев, военных теоретиков, военных реформаторов строилась с учетом национальных особенностей развития военного искусства, способствуя сохранению и приумножению отечественных традиций военного дела. Характерной чертой российской национальной военно-педагогической школы стало пристальное внимание к моральному фактору военного искусства, обоснование идеи приоритета воинского воспитания, укрепление «нравственных традиций русского войска» [6, С.34]. Выдающиеся русские полководцы в процессе практической деятельности уделяли значительное внимание нравственному воспитанию личного состава флота. Воин и нравственность для них были неразделимыми понятиями [6, С.89].
Бережное отношение полководцев к вверенным им войскам, необходимость искусного применения имеющихся сил - важная идея, сформулированная представителями российской военно-педагогической мысли. Победа малой кровью рассматривалась как дело чести командира: «не бесчестие ль наше, что во множестве нашем от малых людей стоять не можем» [7, С.26]. Важной составляющей гуманистического подхода стало заботливое отношение офицерского состава к подчиненным на основе выработанных нравственных ценностях, сформулированное и закрепленное в соответствующих нормативно-правовых актах. Командиру, по мнению Петра I, «надлежит с подчиненными быть яко отец, печься о их довольстве, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь, так же дела их накрепко смотреть, добрых похвалять и награждать, а злых наказывать» [10, С.60]. В петровскую эпоху сформировалось преставление об офицере как о внимательном и заботливом отце-командире военнослужащих [12, С.119] и нашло свое отражение в военно-педагогических взглядах продолжателей петровский идей (СуворовА.В., Потемкин Г.А., Румянцев П.А., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И., Милютин Д.А., Макаров С.О., Драгомиров М.И. и т.д.) [12, С.119].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что нравственные ценности будут являться основным содержанием нравственных отношений будущего офицера внутренних войск. Ими являются: единоначалие, которое является регулятором отношений между военнослужащими, высокий морально-боевой дух, преданность офицерскому долгу, офицерская честь, честь мундира, гордость за службу во внутренних войсках и т.д. [2, С.123]. Вышеперечисленные нравственные ценности офицера внутренних войск будут формировать его активную жизненную позицию и позволят понимать ее как нравственную. Поэтому нравственные отношения военнослужащих внутренних войск МВД России представляют собой отражение нравственной позиции офицера по отношению к командирам (начальникам), товарищам по службе (коллегам, соратникам, сослуживцам), а также к подчиненным.
На основе теоретического анализа был разработан авторский подход к дифференциации нравственных отношений военнослужащих внутренних войск. Замысел состоит в конкретизации основных видов данных отношений в двухмерном измерении: Во-первых, по направленности межличностного взаимодействия: в отношении старшего
или начальника; в отношении равного себе; в отношении младшего или подчинённого. Во-вторых, по сферам приложения социальной активности военнослужащего: сфера учебных занятий; сфера внутренней службы; сфера боевой, гарнизонной и караульной служб; сфера внеслужебной деятельности.
В свою очередь нравственные отношения курсантов в системе вуза внутренних войск будут формироваться во всех сферах деятельности курсанта, и выражаться в поступках курсанта по отношению к начальнику, сокурснику и курсанту младшего курса, обусловленных его нравственным поведением. Принцип единоначалия всегда будет являться регулятором отношений между военнослужащими. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника в любой обстановке. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно.
В связи с этим, процесс формирования нравственных отношений у курсантов вузов внутренних войск представляет собой целенаправленный, организованный процесс воздействия командования (управления), профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений вуза на чувства, сознание и волю курсантов в процессе обучения в вузе, направленный на изучение норм нравственности, принятых в обществе с целью принятия данных нравственных ценностей и формирования личного отношения к командирам (начальникам), сослуживцам и подчиненным посредством их нравственных убеждений, выражающееся в повседневном высоконравственном поведении.
Литература
1. Архангельский Л.М. Моральное сознание и нравственные отношения. Структура морали и личности. М., 1977.
2. Герцен А.И. Собрание сочинений в 9 томах Т.8. М. 1958.
3. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
4. Дрообницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
5. Кривуля А.М. Диалектика общественных отношений и человеческой деятельности. Харьков, 1988.
6. Матюшин Е.Г. Нравственные отношения: монография. М., 2000.
7. Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып.1. СПб, 1983.
8. Рыбаков М.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.
9. Руководство по информационно-воспитательной работе во внутренних войсках МВД России: Утверждено приказом ГКВВ МВД России от 31 декабря 2008г. № 536.
10. Современный философский словарь. М., 1998.
11. Строев Л.М. Петр Великий в его изречениях. СПб, 1910.
12. Толстова Л.Р. военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII-ХХвв. (историко-педагогическийанализ): дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
13. Устав внутренней службы ВС РФ. Ст.19.
14. ФЗ «О внутренних войсках МВД России» от 6 февраля 1997 от №27-ФЗ.
15. Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917гг.: дис. ... д-ра пед. наук. М. 1996.