ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Педагогические аспекты формирования мотивационных установок на этапе подготовки и поступления на службу в органы внутренних дел молодых сотрудников
Александр Анатольевич Лунин
доцент кафедры огневой и физической подготовки
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации Москва, Россия [email protected] 0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 08.10.2021 Принята 17.11.2021 Опубликована 05.12.2021
< 10.25726/о9778-1224-6247-з
Аннотация
Сегодня во всех сферах нашей жизни происходят достаточно серьезные изменения которые требуют грамотного чёткого и безусловно ответственного отношения всех специалистов задействованных, в реформах за принимаемые решения, которые станут флагманом развития государства и всех его институтов. Отдельно хотелось бы отметить, что педагогика и психология являются динамичными науками, в сферу которых входит в том числе изучение мотивов выбора путей своего личностного развития подростков, где важное значение имеет применение психолого-педагогических технологий, направленных на активизацию процесса обучения подрастающего поколения и развития самостоятельности. В эпоху развития цифрового контента, информатизации и перехода в сети интернет многих жизненно важных направлений деятельности человека изменилась и система ценностей, мотиваций и анализа перспектив развития личности. Поэтому все, что связано с получением образования, выбора перспективных путей реализации полученных знаний и навыков также должно идти в ногу со временем и даже опережать его.
Ключевые слова
информатизация, процесс обучения, образование, технологии, развитие.
Введение
Завтра появятся новые технологии, новые профессии, а значит и новые требования к компетентности выпускников школ, колледжей и ВУЗов страны, чья грамотность и приобретенные навыки должны быть высококлассными и конкурентоспособными.
Молодёжь XXI века прекрасно понимает, что все-то, что сейчас они смогут получить в качестве знаний и умений, компетенций, впоследствии они эффективно смогут применять на практике и они им пригодится в целом в будущей жизни.
Не вызывает сомнения, что большинство современных подростков увлечены изучением новых дисциплин, новых педагогических технологий и оценивают свои шансы по реализации приобретённых знаний на рынке труда, не только на территории России, но и за рубежом. Новое поколение молодежи думает по-другому, размышляет и принимает решения в цифровом облачном пространстве, с активным использованием социальных сетей, возможности которых практически безграничны.
Материалы и методы исследования
Успешные люди, которые способны строить свои планы и качественно реализуют их, достигают своих целей, и будут составлять костяк представителей нового бизнеса, государственного сектора, науки и образования.
Мы понимаем какие задачи стоят перед педагогами, в чьи обязанности входит мотивирование обучающихся на формирование ответственного поведения, воспитание прилежности, соблюдение законов страны и одно из важных составляющих- это способность брать на себя ответственность за поступки.
Молодые люди должны научиться брать пример со своих наставников, которые каждый день обучают их, проводят с ними большое количество времени, переживают и стараются научить их всему новому.
Выбор профессии для каждого человека является ответственным шагом и на определенном этапе, получив обязательное среднее образование, молодой человек сталкивается с необходимостью принятия решения, что ему делать дальше и чем заниматься - поступать в колледж, в институт или университет, либо идти сразу на производство или в другую сферу для того чтобы обеспечивать себя.
Результаты и обсуждение
В своей работе мы хотели акцентировать внимание на том, какими мотивациями сейчас продиктовано решение молодых людей приходить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Выбор профессии сотрудника органов внутренних на каждом этапе развития нашего государства всегда был сопряжен с пониманием того, что необходимо полностью отдавать себя служению Отечества и решать сложные, а зачастую опасные правоохранительные задачи, связанные с защитой жизни, здоровья граждан и соблюдение законности всеми членами общества.
В связи с этим является очень важной, с точки зрения педагогики, постоянная активная работа, начало которой должно быть заложено в семье, в школе, в вузе по формирование мотивационных установок молодого человека, который сегодня, завтра и в будущем выберет профессию сотрудника правоохранительных органов.
Такая работа должна включать в себя ключевые компоненты:
- знакомство будущего сотрудника с историческими аспектами становления и развития подразделения, в котором ему предстоит проходить службу;
- формирование знаний в правовой сфере, с усвоением требований норм федерального законодательства и соблюдения конституционных норм;
- обучение основам психолого-педагогической работы как с сотрудниками в служебном коллективе, так и с гражданами в повседневном режиме;
- формирование умений и навыков проявлять выдержку и хладнокровие в экстремальных ситуациях;
- формирование личностно-ценностных установок, патриотизма и морально-волевых качеств.
Очень важно с самого начала, с первых дней службы, в том числе и на этапе подготовки к службе в органах внутренних дел привить молодому человеку любовь к профессии, а значит и уважение к служебной деятельности, которой он будет занят продолжительное время.
Безусловно, такая работа ведется в каждом подразделении органов внутренних дел, в каждом субъекте Российской Федерации, с привлечением наиболее подготовленных специалистов и руководителей кадрового аппарата, опытных наставников и ветеранов, а также преподавателей.
Как отмечает в своей работе Томашевская Н.П., мотивация активности личности молодых специалистов приобретает особую важность в свете того, что процесс обучения и профессиональная деятельность всегда связаны с преодолением внешних и внутренних трудностей (Томашевская, 2020).
Как отмечает в своей работе Овечкин Д.Г., высокий уровень профессионализма сотрудников является основой эффективного функционирования любой организации или ведомства (Овечкин, 2020).
С мнением этих исследователей мы согласны полностью и хотим привести в пример собственные педагогические наблюдения, которые накопились за период работы преподавателем во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Выборка слушателей по программам повышения квалификации, проходящих обучение в нашем образовательном учреждении, на кафедре огневой и физической подготовки за последние 5 лет представлена молодыми сотрудниками в возрасте от 20 до 25 лет, в количестве 50 человек, где 32% процента-это мужчины и 18% это женщины.
В соответствии с требованиями, регламентированными в приложении к приказу МВД России от 05.05.2018 № 275 сотрудники должны знать тактические приемы несения службы, приемы и правила оказания первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, правила пользования и порядок эксплуатации специальной техники, средств индивидуальной бронезащиты и связи, специальных средств, элементы строевой подготовки, порядок действий сотрудников при непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени в соответствии с тематикой, разрабатываемой ДГСК МВД России (Приказ МВД России, 2021).
На сотрудников в практических подразделениях ОВД, в том числе отдельных служб на различных уровнях возлагаются серьезные организационные и оперативные вопросы, связанные с решением большого спектра задач: от набора будущих сотрудников ОВД в подразделения ОВД, прохождения ими службы, обучения и профессиональной переподготовки, до контроля качественного исполнения всеми без исключения сотрудниками ОВД своих должностных обязанностей. Важнейшая стратегическая задача образовательных организаций системы МВД России заключается в актуальном, эффективном, целевом обучение специалистов как на первоначальном уровне, так и по вопросам профессионального обучения и профессиональной переподготовки (Садеков, 2020).
В своем исследовании мы оценивали один из блоков на результативность развития личностно-профессиональных качеств молодых сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки, по окончании которого проводился анализ показателей респондентов до обучения и после обучения, результаты которых представлены ниже в таблице (в %). За основу была взята педагогическая модель, предложенная Андриановым А.С. (Андрианов, 2020):
Таблица 1. Педагогическая модель результативности развития личностно-профессиональных
Организационно-педагогические условия Мужчины Мужчины Женщины Женщины
до после до после
обучения обучения обучения обучения
Формирование устойчивой мотивации 49% 74% 54% 87%
сотрудников органов внутренних дел к развитию личностно-профессиональных
качеств
Актуализация субъектной позиции 47% 68% 51% 70%
сотрудников органов внутренних дел
посредством построения индивидуального образовательного маршрута
Учебно-методическое обеспечение процесса 48% 71% 53% 88%
развития и совершенствования личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в профессиональной
деятельности
Педагогический процесс носил непрерывный характер, содержал в себе элементы творчества, решения практических ситуационных задач, позволял в индивидуальном порядке обучающимся самим выдвигать свои задумки и тактически решать их в команде, в тренингах, с участием опытного профессорско-преподавательского состава
Заключение
Таким образом можно сделать вывод о том, что выполнение организационно-педагогических условий безусловно очень важный этап для формирования в первую очередь понимания сотрудниками органов внутренних дел целей и задач, стоящих перед ними, а также уровня ответственности за их выполнение и что немаловажно, для себя молодые сотрудники понимают необходимость повышения уровня мотивации к службе, что в свою очередь позволит отточить мастерство и профессионализм, а это уже критерии успешности и карьерного роста сотрудника в будущем.
Список литературы
1. Андрианов А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ : специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2020. 206 с.
2. Овечкин Д.Г., Камнев Р.В. Использование информационных технологий для формирования мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к самостоятельным занятиям физической подготовкой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11(189). С. 375-378.
3. Приказ МВД России от 05.05.2018 N 275 (ред. от 25.01.2021) Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2018 N 51459).
4. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю. Современные аспекты учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузах МВД России // Университетская клиника. 2020. № Э. С. 457.
5. Томашевская Н.П. Теоретические основы мотивации деятельности и развития личности молодых сотрудников. Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. №4. С. 134-136.
Pedagogical aspects of the formation of motivational attitudes at the stage of preparation and admission to service in the internal affairs bodies of young employees
Alexander A. Lunin
Associate Professor of the Department of Fire and Physical Training
All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Moscow, Russia [email protected] 0000-0000-0000-0000
Received 08.10.2021 Accepted 17.11.2021 Published 05.12.2021
i 10.25726/o9778-1224-6247-s
Abstract
Today, in all spheres of our life, quite serious changes are taking place that require a competent, clear and unconditionally responsible attitude of all specialists involved in reforms for the decisions made, which will become the flagship of the development of the state and all its institutions. Separately, I would like to note that pedagogy and psychology are dynamic sciences, the scope of which includes, among other things, the study of the motives for choosing the paths of their personal development of adolescents, where the use of psychological and pedagogical technologies aimed at enhancing the learning process of the younger generation and the development of independence is important. In the era of digital content development, informatization and the transition to the Internet of many vital areas of human activity, the system of values, motivations and analysis of the prospects for personality development has also changed. Therefore, everything related to obtaining an education, choosing promising ways to implement the knowledge and skills acquired must also keep pace with the times and even be ahead of it.
Keywords
informatization, learning process, education, technology, development.
References
1. Andrianov A.S. Razvitie lichnostno-professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del v processe pervonachal'noj podgotovki v vuzah MVD RF : special'nost' 13.00.08 "Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija" : dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnojarsk, 2020. 206 s.
2. Ovechkin D.G., Kamnev R.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij dlja formirovanija motivacii kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k samostojatel'nym zanjatijam fizicheskoj podgotovkoj // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. № 11(189). S. 375-378.
3. Prikaz MVD Rossii ot 05.05.2018 N 275 (red. ot 25.01.2021) Ob utverzhdenii Porjadka organizacii podgotovki kadrov dlja zameshhenija dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 27.06.2018 N 51459).
4. Sadekov R.R., Senatorova O.Ju. Sovremennye aspekty uchebno-metodicheskogo obespechenija obrazovatel'nogo processa v vuzah MVD Rossii // Universitetskaja klinika. 2020. № S. S. 457.
5. Tomashevskaja N.P. Teoreticheskie osnovy motivacii dejatel'nosti i razvitija lichnosti molodyh sotrudnikov. Psihologija i pedagogika sluzhebnoj dejatel'nosti. 2020. №4. S. 134-136.