7. Павлова Н.В., Шевченко Л.В. Речевое творчество при изучении русского языка в начальных классах // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л.И. Черемисиновой. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник». - 2016. - Вып. 8. - С. 115-122.
8. Павлова Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушением интеллекта: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
9. Соколенко Г.В., Павлова Н.В. Творческие работы по репродукциям картин: Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса спец. (коррекц.) образоват. учрежд.: учеб. пособие для обуч-ся по АОП. - Саратов: Наука, 2016. - 72 с.
Т. Н. Покудина
Педагогическая толерантность как разновидность
копинг-поведения педагогов в условиях инклюзивного образования
На сегодня инклюзивное образование в России с полным правом может считаться одним из приоритетных задач государственной образовательной политики. Принятый к действию ФГОС ДО, регулирующий процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагает совместное обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и воспитанников не имеющих особых проблем.
Инклюзия подразумевает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия [1]. Ведущая проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, минимальность контактов со взрослыми и особенно со сверстниками, в ограниченности общения, а иногда - и к элементарному образованию. Главным проводником в дошкольном мире ребенка с ОВЗ является педагог. На данный момент педагог условно готов к принятию таких детей в своей группе общераз-вивающего детского сада.
В результате исследования было выявлено, что педагоги испытывают следующие трудности и проблемы при работе с детьми ОВЗ:
- проблема непринятия детей с ОВЗ («Я не готов их видеть в своей группе, работать вместе с ними», «Они только мешают»);
- трудности в понимании и реализации подходов к обучению, в проектировании и построении коррекционно-развивающей работы («Как с ними работать?»);
- трудности в овладении собственным самоконтролем;
- проблема профессиональной некомпетентности в работе с детьми с ОВЗ (незнание особенностей детей, приемов взаимодействия с ними, реакций на проявления специфичного поведения детей);
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ и копирование их поведения.
У большинства педагогов отмечается собственное непринятие детей с ОВЗ, интолерантное отношение к ним. В условиях инклюзивного образования необходимой составляющей готовности (профессиональной, личностной) педагогов является формирование педагогической толерантности, как профессионально важного качества современного педагога.
Необходимым условием успешности педагогической деятельности в работе с детьми ОВЗ является безусловное принятие такого ребенка. Другими словами, у педагога должно быть сформировано такое интегративное качество личности как, профессионально-педагогическая толерантность. Оно включает в себя: безусловное принятие ребенка, терпение, психическую устойчивость, уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, наблюдательность, доброжелательность, близость к детям, отзывчивость, доброту, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с детьми.
Ю.П. Поваренков, анализируя особенности толерантности педагога в педагогическом процессе, определяет два вида толерантности педагога: психологическая (или психофизиологическая) и социальная (или социально-психологическая). Сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую эмоциональную устойчивость педагога к трудностям и стрессам в его профессиональной деятельности, а наличие социальной толерантности позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесс [4].
В социальной толерантности, Ю.П. Поваренков предлагает выделять следующие структурные компоненты: операциональные и динамические. Операциональную основу социальной толерантности составляют конкретные знания, способности и умения (знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, способность общаться и способность контролировать процесс общения, строить диалог и др.). Динамическая сторона социальной толерантности определяется содержанием мотивационной сферы педагога (готовность принять воспитанника, таким, каков он есть), системой его ценностей, интересов, убеждений и социальных установок [4].
Поэтому под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на принятие личности воспитанников и их родителей; установку на толерантность, как собственное качество личности; как норму своего поведения, одну из составляющих педагогической этики. Толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение. Это педагог, который может понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих [2; 4].
В связи со специфичностью работы и с возникающими трудностями (профессиональными, мотивационными, личностными, поведенческими) в деятельности педагогов, возникает вопрос: как же они будут с ними совладать? В современной психологии совладающее (копинг) поведение рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией, согласно её жизненной значимости для него и психологических возможностей человека. В связи с этим актуализируется потребность в подготовке педагогов образовательных учреждений, которые готовы или условно готовы к осуществлению инклюзивного образования детей с ОВЗ, через формирование продуктивного копинг-поведения, как условие принятия особого ребенка. Продуктивное копинг-поведение обеспечивает выработку наиболее адекватных форм поведения, твор-
ческой переработки ситуации, возможности регуляции педагогом своей деятельности в стрессовых ситуациях, стремительно реагировать на изменения обстоятельств и правильно принимать решения [3].
Педагогическая толерантность может выступать как разновидность продуктивного копинг-поведения педагогов. Педагогу, работая с детьми ОВЗ, в общеобразовательном саду, необходимо уметь справляться с негативными эмоциями и поведенческими проявлениями, уметь владеть собой и стремительно реагировать в новых неожиданных ситуациях, а также адаптироваться к трудным ситуациям. Обладание педагогами такими качествами, как эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самообладание, принятие и т. д. происходит обычно благодаря формированию копингов, что позволяет снизить и предупредить конфликтные и трудные ситуации между педагогом и детьми, между детьми, между педагогом и родителями в условиях инклюзивного образования. Копинг-поведение являются результатом приобретенного опыта, что позволяет говорить о целенаправленном формировании продуктивного копинг-поведения.
Таким образом, толерантный педагог, использующий продуктивные ко-пинг-стратегии, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, как в эффективности своего труда, так и во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса
Список литературы
1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная моногр. / отв. ред. С.В. Алёхина. - М.: МГППУ, Буки Веди. - С. 5-19.
2. Коржакова Л.Б. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
3. Поникарова В.Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педа-гогов-дефектологов: моногр. - Череповец: ЧГУ, 2011. - С. 48-59.
4. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. тр. / под ред. проф. В.И. Страхова. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. - Вып. 21. - 256 с.
Р. С. Птушенко
Формирование коммуникативных учебных действий
у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе
В свете требований ФГОС изменились подходы к современному образованию, целям образования. Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а, прежде всего на развитие его личности [5]. Другими словами, нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но и усвоил базовые учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, и коммуникативные). Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместном общении и деятельности [1].