рация Таэквондо (ИТФ) - 5-е изд - Волгоград, 2000
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНОСИЛОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ БАРЬЕРИСТОК
Н.Н. Вдовина
Специфика бега с барьерами предъявляет высокие требования к проявлению скоростно-силовых способностей, особенно в момент преодоления барьеров (В.В.Балахничёв, 1987; О.Д.Викторова, 1990; Е.В.Чистякова, 2001).
При относительно равной «беговой» подготовке победу одерживают те спортсменки, которые быстрее и техничнее преодолевают барьеры.
Анализ выступлений сильнейших спортсменок Вооружённых Сил Российской Федерации в беге с барьерами свидетельствуют о нерешённости ряда вопросов, связанных с управлением их скоростно-силовой подготовкой. Это приводит к снижению спортивных результатов, а порой и к неоправданным травмам.
Всё вышеизложенное и обусловило выбор направления нашего исследования.
В процессе исследования выявлялись наиболее ценные средства тренировки скоростно-силового характера и факторы, определяющие высокую эффективность управления скоростно-силовой подготовкой барьеристок.
Для этого проводился опрос тренеров и других специалистов по лёгкой атлетике. В опросе принимали участие 21 человек.
Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее эффективными средствами скоростно-силового характера в тренировочном процессе барьеристок являются:
- на первом этапе подготовительного периода - выжимание штанги ногами (упражнение выполняется лёжа на спине); ходьба в полуприседе со штангой весом 25 - 30 кг на плечах (30 - 50 м); прыжки с ноги на ногу со штангой весом 20 - 25 кг на плечах; приседание со штангой весом 40 - 50 кг на плечах;
- на втором этапе подготовительного периода - одинарные двойные и
тройные прыжки в длину с места (отталкивание производится одновременно двумя ногами); прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди, 15
- 20 м (желательно выполнять на мягком грунте, опилках, песке или матах); прыжки (тройной, пятерной, семерной и т.д.) с места (отталкивание производится попеременно правой и левой ногами); темповые выпрыгивания из глубокого приседа (выполняются сериями по 15 - 20 раз в подходе).
- на первом и втором этапах соревновательного периода - бег на отрезках до 100 м с набеганием в конце; бег под уклон и в гору; бег с ходу на отрезках от 20 до 100 метров; бег с низкого старта на 20, 30, 40, 50, 70 и 80 метров.
По результатам опроса были выделены факторы, определяющие высокую эффективность управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у барьеристок.
К ним относятся: отсутствие травматизма у спортсменок; положительная динамика физического состояния в соревновательный период; наивысшая готовность спортсменок к главному старту сезона; рациональная последовательность распределения нагрузки и средств скоростно-силовой подготовки; организация тренировок с учётом индивидуальных особенностей структуры мышц
и связок у барьеристок; высокий уровень мотивации и общей физической подготовленности спортсменок к достижению успеха; высокие показатели развития морально-волевых качеств.
Одним из факторов, снижающим эффективность скоростно-силовой подготовки барьеристок является наличие травматизма у спортсменок. Для установления причин травматизма был проведён специальный анализ полученных травм в команде барьеристок ЦСКА в сезоне 2004 года (Таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика травматизма барьеристок легкоатлетической ко-
манды ЦСКА в сезоне 2004 года
Ранговое место Травмы Количество (%)
1 Голеностопный сустав 38,2
2 Коленный сустав 22,2
3 Пояснично-крестцовый отдел позвоночника 16,4
4 Паховые мышцы бедра 12,2
5 Прочие травмы 11,0
По нашему мнению, более высокая распространённость этих травм среди спортсменок, специализирующихся в барьерном беге, объясняется значительной нагрузкой на указанные суставы и паховые мышцы бедра в тренировочном процессе, а также недостаточной их подготовкой к соревновательной борьбе. Поэтому главное внимание мы сконцентрировали на укреплении этих мышц и связок в процессе скоростно-силовой подготовки спортсменок.
В ходе исследования были обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у барьеристок. Для этого проводилось ранжирование условий, в котором принимало участие 22 человека (тренеров и спортсменок).
В результате проведённого исследования установлено, что к таким условиям относятся: профессиональная подготовленность тренеров по использованию наиболее эффективных средств и методов для развития скоростносиловых качеств у барьеристок; материальное стимулирование барьеристок за высокие спортивные результаты; поддержание здорового моральнопсихологического климата в команде легкоатлеток; проведение эффективной селекционной работы среди спортсменок; рациональное использование времени, выделяемого на специальную физическую подготовку; методическое и материальное обеспечение тренировок.
Проведённое исследование позволило обосновать и разработать технологию управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у барьеристок. Главное место в данной технологии занимает разработанная нами программа скоростно-силовой подготовки барьеристок в процессе круглогодичной тренировки. Структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки женщин, специализирующихся в беге с барьерами представлена в таблице 2.
Развитие физических и волевых качеств барьеристок, совершенствование техники и повышение тренированности достигаются во время выполнения разнообразных физических упражнений (в том числе и барьерного бега) в
процессе систематической целенаправленной круглогодичной тренировки. Тренеру и спортсмену важно не только хорошо знать все эти упражнения, но и найти наиболее оптимальное соотношение их в занятиях.
В специальной литературе можно встретить немало авторитетных высказываний о том, что успех той или иной барьеристки есть результат хорошей разносторонней физической подготовки. Правильность данного положения не вызывает сомнения, но нам в дополнение хотелось бы сделать попытку дифференцировать соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе скоростно-силовой подготовки.
В спортивной литературе и в практике распространено мнение о том, что при выполнении различных упражнений с отягощениями увеличивается не только сила мышц, принимающих участие в работе, но и сила тех мышечных групп, которые почти не участвуют в данном упражнении.
Поэтому для скоростно-силовой подготовки барьеристки должны применяться те упражнения, которые положительно взаимодействуют по своему характеру с основным двигательным навыком (В.В.Балахничёв, 1987).
Таблица 2.
Структура годичного цикла скоростно-силовой подготовки женщин, ____________специализирующихся в беге на 400 м с барьерами_______________
октябрь ноябрь ! декабрь январь февраль : ! Í март : апрель май ; июнь июль август сентябрь
Периоды
1-й подготовительный 1-й соревновательный 2-й подготовительный 2 -й соревновательный Пере- ходный
Этапы
общеподготовительный специально 1-й подгогови- соревновательный тельный 1 общепод- 1 спец. готови- І подго-тельный 1 товка 2-й соревновательный Пере- ходный
Распределение нагрузки скоростно-силового характера ( % от шах)
85% 70% 40% 80% 1 75% 45% 10%
Доля средств развития силы (в % )
65% 45% 10% 1 70% ! 50% ! і 10% 25%
Доля средств развития быстроты (в % )
15% [ 25% і 35% 10% 30% 40% 10%
Доля прыжковых упражнений (в %)
5% 10% ¡ 15% 5% 10% 1 20% 1 5% і
Доля других средств развития физических качеств (в %)
15% 20% 40% 15% 10% 30% 60%
Программа тренировки барьеристок была реализована в разработанной нами технологии управления скоростно-силовой подготовкой спортсменок.
Разработанные технология управления и программа скоростно-силовой подготовки барьеристок прошли успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной нами технологии управления и программы скоростно-силовой подготовки барьеристок (Таблица 3).
В результате проведённого педагогического эксперимента показатели физической подготовленности спортсменок экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) имели тенденцию к улучшению. Однако, барьеристки ЭГ имели достоверно лучшие показатели в беге на 100 м, приседании со штангой 60 кг на количество раз, беге на 400 м, гибкости при Р 0,05.
Так, результаты в ЭГ составили в беге на 100 м - 12,1 ± 0,11 с, а в КГ -
12,5±0,12 с; в приседании со штангой 60 кг в ЭГ - 15,2 ± 0,57 раза, а в КГ -11,3 ± 0,98; беге на 400 м в ЭГ - 57,9 ± 2,21 с, а в КГ - 59,2 ± 3,37; гибкости в ЭГ - 12,31 ± 1,11 балла, а в КГ - 8,51 ± 0,92 балла.
Таблица 3
Показатели физической подготовленности у спортсменок опытных групп ____________до и после эксперимента (ЭГ и КГ по 7 чел.) ( ±т)____________
№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце экспгримгша
1 Сила. ЭГ 12,2±0,6 15,2±0,57
Приседание со штангой 60 кг КГ 12,6±0,5 11,3±0,98
2 Быстрота. Бег 100 м (с) ЭГ КГ 12,6±0,1 12,6±0,1 12,1±0,11 12,5±0,12
3 Скоростная выносливость. Бег 400 м (мин, с) ЭГ КГ 59,8±2,3 59,7±2,3 57,9±2,21 59,2±3,37
4 Гибкость. ЭГ 6,8±0,7 12,31±1,11
Наклоны туловища вперед (балл) КГ 6,3±0,5 8,51±0,92
Объективным показателем эффективности разработанной технологии управления скоростно-силовой подготовкой барьеристок явились успешные выступления барьеристок команды ЦСКА на крупнейших международных соревнованиях. Так, Ильдейкина Елена стала чемпионкой Европы среди молодёжи в 2005 году с результатом 55, 49 с в беге на 400 м с барьерами. Многие барьеристки команды ЦСКА стали чемпионками и призёрами чемпионатов Вооружённых Сил, России и других соревнований, улучшив личные достижения в беге с барьерами на 2 секунды и более за один год тренировок.
Вывод: в ходе проведённого исследования была подтверждена высокая эффективность разработанной технологии управления скоростно-силовой подготовкой барьеристок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балахничев В.В. Бег на 110 метров с барьерами. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 80 с, ил.
2. Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квалификации в беговых видах программы многоборья; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 24 с.
3. Еременко И.А. Построение спортивной тренировки бегунов-барьеристов на этапе начальной спортивной специализации в групповой индивидуальной подготовке; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 19 с.
4. Попова О.А. Обоснование ведущих критериев индивидуализации подготовки бегунов на 400 м групп спортивного совершенствования СДЮШОР: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994, - 24 с.
5. Степанова М.И. Подготовка спортсменок мирового класса в беге на 400 м с барьерами; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 1996, - 24 с.
6. Чистякова Е.В. Планирование тренировочного процесса бегунов. -Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2001. - 24 с.