гу, направленному на избегание, между студентами с низким и высоким уровнями тревожности и между студентами с низким и средним уровнями тревожности, а также эмоционально ориентированному копингу и копингу направленному на избегание между студентами со средним и высоким уровнями тревожности.
ВЫВОДЫ
Студенты факультета физической культуры со средним уровнем тревожности наиболее эффективно, а студенты с низким уровнем тревожности наименее эффективно используют различные стратегии совладающего поведения. Яркой отличительной особенностью студентов с низким уровнем тревожности является неумение использовать эмоционально-ориентированный копинг в трудных стрессовых ситуациях, в отличие от студентов с высоким уровнем тревожности которые пользуются этой стратегией поведения слишком сильно выражая свои эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности : практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. - СПб. : Речь, 2005. - 208 с.
2. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика : сб. науч. трудов. Вып. 1 / отв. ред. В. А. Соловьева. - Кострома : Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова, 2001. - С. 70-82.
3. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДНЫХ СУДОВ
Александр Александрович Бурняшев, соискатель,
40 НИИ, Военно-морская академия,
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов. Автором в ходе проведенного исследования было установлено, что использование в процессе профессиональной подготовки тренировочных комплексов, моделируюшцх практические действия при ликвидации и локализации пожаров на водных судах, является главным фактором, определяющим высокий уровень их профессиональной готовности. Во время тушения пожара на водном судне на специалистов пожарной безопасности возлагается: оценка обстановки; проведение разведки; расчет необходимых сил и средств пожаротушения; определение решающего направления, границ предупреждения распространения огня и основных участков борьбы с пожаром с учётом имеющихся сил и средств; расстановка сил и средств пожаротушения; тушение пожара
Ключевые слова: педагогическая технология; тренировочные комплексы; специалисты пожарной безопасности водных судов; профессиональная подготовка.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF APPLICATION OF TRAINING COMPLEXES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF FIRE SAFETY
OF WATERCRAFTS
Alexander Aleksandrovich Burnjashev, the competitor,
40 scientific research institutes, Naval Academy, St.-Petersburg
Annotation
The work presents the results of the conducted research on working out the pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of watercrafts. It has been established by the author during the conducted research that use of the training complexes in the course of vocational training, modeling practical actions at liquidation and localization of fires on watercrafts, is a primary factor, defining high level of their professional readiness. During fire extinguishing on the water vessel it is assigned on the experts of fire safety: conditions estimation; investigation carrying out; calculation of necessary forces and fire extinguishing means; definition of a solving direction, borders of the prevention of distribution of fire and the basic sites of struggle against fire, taking into account the available forces and means; alignment of forces and fire extinguishing means; fire extinguishing
Keywords: pedagogical technology, training complexes, experts of fire safety of watercrafts, vocational training.
Профессиональная деятельность специалистов пожарной безопасности по противопожарной защите водных судов, связана, прежде всего, с локализацией и ликвидацией корабельных пожаров и спасением людей. В связи с этим, профессиональная деятельность специалистов пожарной безопасности водных судов требует новых подходов к организации их профессиональной подготовки [3].
Условия и характер труда специалистов пожарной безопасности водных судов, предъявляют повышенные требования к уровню их психической и физической готовности к профессиональной деятельности. Во время тушения пожара на водном судне на специалистов пожарной безопасности возлагается: оценка обстановки; проведение разведки; расчет необходимых сил и средств пожаротушения; определение решающего направления, границ предупреждения распространения огня и основных участков борьбы с пожаром с учётом имеющихся сил и средств; расстановка сил и средств пожаротушения; тушение пожара [2].
Наибольшую опасность на водных судах представляют пожары, сопровождаемые взрывами и возгоранием значительных масс топлива, а также нефтепродуктов. В повседневных условиях такие пожары могут развиваться из небольших очагов по причине низкого профессионализма членов экипажей судов, специалистов пожарной безопасности или несвоевременного использования противопожарных средств корабля [4].
В этой связи, профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности для противопожарной защиты водных судов предполагает использование совокупности приёмов специального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных и физических качеств, обеспечивающих надежность действий по противопожарной защите судов. В образовании профессионально важных качеств личности участвуют не только свойства личности, связанные с профессиональной деятельностью, но личностные качества, профессионально важные и физические качества для осуществления ими профессиональной деятельности в сфере пожарной безопасности.
Формирование профессионала происходит в процессе осуществления им деятельности, при вовлечении в которую человек входит с индивидуальными, только ему присущими, свойствами нервной системы, психофизиологическими показателями, уровнем развития физических, профессиональных качеств и работоспособности [4-6]. Все это требует целенаправленного поэтапного профессионального развития личности специалиста пожарной безопасности на водных судах.
Анализ профессиональной деятельности данной категории специалистов пожарной безопасности свидетельствует о том, что многим из них не достает профессионализма в работе, умения работать в коллективе, проводить слаженные, эффективные действия в условиях локализации пожаров, что негативно сказывается на результатах их профессиональной деятельности [4]. Поэтому формирование профессиональных качеств, умений действовать слаженно и эффективно в составе пожарных расчетов, приобретает первостепенное значение.
Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о высокой эффективности применения тренировочных комплексов для отработки совместных действий специалистов пожарной безопасности по локализации пожаров в различных условиях [1,4-6].
Между тем, проведенный анализ литературы свидетельствует об отсутствии научно обоснованной технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов.
В ходе проведенного исследования было установлено, что использование в процессе профессиональной подготовки тренировочных комплексов, моделирующих практические действия при ликвидации и локализации пожаров на водных судах, является главным фактором, определяющим высокий уровень их профессиональной готовности.
Опираясь на данное положение, нами была разработана педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов (рис.).
В процессе исследований, в ходе педагогического эксперимента, проверялась эффективность разработанной педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов. По окончании педагогического эксперимента оценивались результаты освоения испытуемыми экспериментальной и контрольной групп всей программы профессиональной подготовки (табл.).
Таблица
Средние результаты освоения испытуемыми экспериментальной и контрольной групп тематикой программы профессиональной подготовки ________________по окончании педагогического эксперимента____________
№ п/п Содержание Результаты успешности обучения, в баллах (х±т) Р
КГ ЭГ
1. Теоретические основы пожарной безопасности на водном транспорте 3,9±0,15 4,3±0,14 -
2. Профилактическая работа по предупреждению пожаров на водных судах 3,8±0,23 4,2±0,27 -
3. Контроль соблюдения правовых актов, действующих в области пожарной безопасности на водных судах 3,6±0,12 4,3±0,09 0,05
4. Тактические приемы при ликвидации пожаров на водных судах и спасении людей 3,2±0,26 4,4±0,22 0,05
5. Оценка совместной деятельности при ликвидации пожаров на водных судах 3,3±0,16 4,2±0,18 0,05
У испытуемых экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента также наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих психофизиологическую надежность действий, физическую работоспособность и профессиональную подготовленность, включающую уровень развития профессиональных навыков.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов, с использованием тренировочных комплексов.
ВЫВОД: В ходе проведенных исследований было установлено, что применение разработанной педагогической технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов, с использованием тренировочных комплексов, обеспечивает высокий уровень их профессиональной готовности.
Комплекс Содержание Решаемые
(продолжи- тренировочного
тельность) комплекса
* * Ф
№1
(2 месяца)
№2
(2 месяца)
і
№3 (2 месяца)
і
№4 (2 месяца)
> Г
№е м (2 «5 сяца)
Тренировка в организации и проведении работы со специальной техникой, применяемой при ликвидации пожаров на морском транспор-_______те и спасении людей_________
Тренировка в организации поисково-спасательных работ. Определение маршрута движения и проведения поиска аварийного судна
Развитие профессиональных навыков работы с пожарными рукавами, лафетными стволами и др. средствами.
Формирование навыков подготовки противопожарных судов к выдвижению и поисковых мероприятий. Развитие выносливости и силы
Тренировка в проведении спасательных работ на водном транспорте. Поиск пострадавших. Способы эвакуации пострадавших и оказания помощи на воде.
Формирование навыков переноски пострадавших разными способами, оказание им первой медицинской помощи на воде. Развитие силовой выносливости
Итоговый
контроль
Тренировка в комплектах специального снаряжения и дыхательных аппаратах. Отработка коллективных действий по тушению пожаров на водном транспорте в учебных центрах
Тренировка в решении проблемных задач при локализации пожара на судах во время учений на воде. Отработка навыков швартовки к аварийному судну.
Организация подготовки и сдача зачета на профессиональную пригодность.
Формирование навыков коллективных действий. Развитие смелости, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов
Формирование навыков специальных тактических действий. Развитие психофизиологической надежности действий при ликвидации пожара
Оценка степени профессиональной готовности специалиста к действиям по тушению пожара на водных судах
Рис. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Востряков, В.И. Особенности расчета систем пенного пожаротушения на нефтеналивных и комбинированных судах / В.И. Востряков, Б.В. Потанин // Противопожарная защита судов. - М., 2005. - С. 42-47.
3. Ефентьев, В.П. Методика отработки практических действий с использованием тренажерных модулей пожарного полигона : учеб.-метод. пособие / В.П. Ефентьев, В.И. Прудников, В.Н. Дулин ; Федер. агентство по рыболовству, Балт. гос. акад. рыбопро-мысл. флота. - Калининград : Изд-во Балт. гос. акад. рыбопромысл. флота, 2008. - 86 с.
4. Павлов, Э.В. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов флота России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (69). - С. 64-69.
5. Ретинская, Ю.А. Педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 165-169.
6. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. № 22. - С. 85-89.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07; 796.034.2
ПРОЦЕСС ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Владимир Валентинович Вавилов, старший преподаватель,
Ульяновский государственный университет (УлГУ)
Аннотация
В работе рассмотрено влияние физической нагрузки анаэробной и аэробной направленности на уровень здоровья мужчин среднего возраста, занимающихся атлетической гимнастикой.
Ключевые слова: оздоровительные занятия, двигательная активность.
PROCESS OF HEALTH-IMPROVEMENT OF PERSONS AT MATURE AGE DURING ATHLETIC GYMNASTICS TRAINING Vladimir Valentinovich Vavilov, the senior teacher,
The Ulyanovsk State University
Annotation
The work analyzes the influence of physical activity with anaerobic and aerobic orientation on level of health of men at middle age, engaged in athletic gymnastics.
Keywords: health-improving training, motor activity.
В настоящее время высокую производительность труда можно обеспечить на основе повышения общей физической подготовки и работоспособности, сохранения и укрепляя здоровья работников в формировании которых значительную роль играет рациональное использование средств физической культуры, как в процессе рабочего, так и внерабочего времени. В этой связи огромное значение приобретают соответствующим образом организованные занятия физической культурой и спортом направленные на улучшение целого ряда показателей функционального состояния организма занимающихся [2].
В связи с этим проблема разработки и реализации индивидуальных программ физической рекреации и двигательной реабилитации для работников с учетом характера их труда, возраста, уровня физического состояния, а также отклонений в состоянии здоро-