£
180
160
140
120i
100
80
60
40
20
0
137
109
112
116
—I
12
“Экспериментальная группа
недели эксперимента
• Контрольная группа
Рис. 3 Динамика показателя усложненной пробы Ромберга у испытуемых экспериментальных и контрольных групп ВМед (средние данные)
2
7
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ВУЗА
Н.Н. Ключникова
Студенты государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, должны по окончании вуза обладать полным набором качеств и профессиональных навыков, необходимых для службы кадровому офицеру. Поэтому обучение студентов военных кафедр вузов должно быть максимально приближено к процессу боевой и физической подготовки военнослужащих.
Обладая широкими возможностями для военно-профессиональной и физической подготовки офицеров запаса, спортивное ориентирование, в настоящий момент, не получило большого распространения в системе физической культуры студентов военных кафедр вузов.
Результаты проведённого ранжирования, позволили выявить факторы, определяющие высокую эффективность применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. К ним относятся:
- высокая степень сформированности прикладных навыков полевой выучки ориентирования на местности с картой и компасом (1 ранговое место);
- высокий уровень общей выносливости (2 место);
- включение спортивного ориентирования в содержание комплексных занятий (3 место);
- высокий уровень развития прикладных навыков по преодолению естественных препятствий (4 место);
- рациональное распределение нагрузки на занятиях по физической культуре (5 место);
- постепенное поэтапное увеличение сложности заданий при работе с картой и компасом (6 место);
- учет физической нагрузки, полученной студентами при выполнении упражнений из других разделов курса физической культуры (7 место).
Для обоснования эффективности спортивного ориентирования в военно-
профессиональной подготовке студентов был проведён корреляционный анализ влияния физических упражнений на различные показатели тактикоспециальных действий. Результаты корреляционного анализа представлены на рис. 1.
Примечание:
1 - Выдвижение к месту атаки переднего края противника
2 - определение места своего нахождения с последующим выходом в заданный район
3 - Проникновение в тыл противника
4 - Передвижение в горно-лесистой местности
5 - Спасение, эвакуация раненых различными способами
Рис. 1. Корреляционные связи физических упражнений с профессиональными действиями в процессе тактико-специальной подготовки студентов военной
кафедры вузов
Как свидетельствуют результаты этого анализа, спортивное ориентирование имеет высокую корреляционную связь с большинством показателей тактико-специальных действий. Особенно высокая связь наблюдается с такими действиями как определение места своего нахождения с последующим выходом в заданный район.
Технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры вуза представлена на рис. 2.______
Этапы обучения в вузе Содержание тренировочного комплекса Решаемые задачи Величина нагрузки
4^
1 этап «начальной подготовки» (1 курс) Спортивные игры, упражнения на перекладине, развивающие силу, равномерный бег до 5 км. Изучение топографических знаков, карт, спортивного ориентирования как вида спорта. Развитие выносливости, силы, ловкости. Формирование знаний по топографической подготовке ЧСС 120-140 (уд/мин
2 этап «формирования навыков ориентирования» (2 курс) Силовые упражнения на перекладине, эстафеты, спортивное ориентирование на местности (3-4 км) с задачей отыскать 2-3 пикета. Участие в соревнованиях среди студентов учебной группы. Развитие общей выносливости, силы, ловкости. Формирование первичных навыков ориентирования на местности с картой и компасом ЧСС 130-150 (уд/мин
3 этап «развитие навыков ориенти рования» (3 курс) Силовые упражнения с тяжестями и на перекладине. Спортивное ориентирование по маркированной трассе, с отысканием пикетов, с выбором пикетов (8-10 км). Эстафеты по спортивному ориентированию. Развитие общей и специальной выносливости, силы. Развитие навыков ориентирования по различным вариантам соревновательной программы ЧСС 140-160 (уд/мин
4 этап «углублённой специализации» (4 курс) Тренировка в преодолении естественных и искусственных препятствий, развитии силы. Военное ориентирование на местности с использованием топографических карт и решением военно-прикладных задач. Развитие военноприкладных навыков, силы, общей выносливости. Развитие навыков ориентирования при решении задач офицера запаса. ЧСС 150-170 (уд/мин
5 этап «спортивного и военноприкладного совершенство вания» Тренировка в решении учебных задач по выходу военнослужащих в заданный район. Ориентирование на местности ночью, при решении задач тактико-специальной подготовки. Тренировка в развитии силы и силовой выносливости. Участие в соревнованиях. Развитие навыков ориентирования при решении военно-прикладных задач. Развитие общей и специальной выносливости, силы, ловкости. ЧСС 160-180 (уд/мин
Рис. 2. Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в процессе комплексных занятий по физической культуре со студентами военной кафедры вуза
Эффективность данной технологии проверялась в процессе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного технического университета в течение 2003-2006 учебного годов. В эксперименте приняли участие две учебные группы в количестве 50 человек (по 25 человек в группе).
При комплектовании экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) мы исходили из одинакового первоначального уровня развития физических качеств у всех участников педагогического эксперимента.
Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились в соответствии с действующей программой по дисциплине «Физическая культура», а в экспериментальной группе по опытной программе с применением спортивного ориентирования.
В результате проведённого педагогического эксперимента показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) имели тенденцию к улучшению. Однако, студенты ЭГ имели достоверно лучшие показатели в беге на 3 км, в пробах Генча и Штанге, подтягивании, решении учебно-тактических задач по выходу в заданный район, быстроте перемещения вне дорог и преодоления препятствий.
Так результаты ЭГ в подтягивании в конце эксперимента составили 15,6 ± 0,5 раза, а в КГ - 12,8 ± 0,9 раза; в беге на 3 км (мин., с) в ЭГ - 12,10 ± 2,2, а в КГ - 12, 26 ± 6,6; в беге на 100 м 13,3 ± 0,1 и 13,5 ± 0,2 секунды соответственно.
Вывод: в ходе проведённого исследования разработанная технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов, обучающихся по программам офицеров запаса, показала высокую эффективность, что позволило в значительной степени повысить уровень военно-прикладной и физической подготовленности обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.: Воениздат, 1971. - 171 с.
2. Роговцев В.Г. Военно-спортивное ориентирование: методическое пособие. - Л.: ВИФК, 1983. - 43 с.
3. Чайкин Н.А. Подготовка по спортивному ориентированию в условиях военного вуза. - Ярославль: ЯВФЭИ, 1999. - 171 с.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ
Р. В. Кожокин
Проблема адаптации к условиям деятельности долгие годы привлекала внимание исследователей, при этом периодически интерес к ней то усиливался, то вновь ослабевал. В подавляющем большинстве выполненных работ изучалась адаптация к специфике самой деятельности, а не к условиям ее осуществления. Актуальность исследования адаптации лыжников-гонщиков к условиям соревнований и возможностей ее ускорения обусловлена следующим: на сегодняшний день не выявлены факторы дезадаптированности спортсменов к