А. В. Куршев
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ключевые слова: педагогические технологии, гражданское воспитание курсантов.
Предпринимается попытка исследования особенностей педагогической технологии гражданского воспитания как интегративного качества личности военнослужащих, анализируются современные научные подходы, приобщение военнослужащих к культурным богатствам, накопленным российским народом и всем человечеством, способствует формированию внутренней культуры, развитию интеллектуальных и нравственных качеств.
In given work by author is undertaken attempt of the study of the particularities of the civic duty as uniting quality of soldiers, are analyzed modern scientific approaches, joining soldiers to cultural wealth, dug by Russian and all mankind, promote shaping the internal culture, development intellectual and moral quality.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к эффективному сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Новые реалии жизни предъявляют высокие требования к личности, чем обусловлено необходимость постановки новых критериев, соответствующих времени. Учитывая, что демократизация общества в России происходила на фоне либерализации рынка, проявившегося в развитии института частной собственности, росте конкуренции, нередко сопровождавшихся социальными последствиями, соответственно формирование гражданственности у молодежи обретает особое значение, поскольку ее отсутствие может привести к потере социальных ориентиров, личной инициативы и ответственности.
В связи с этим перед отечественным военным образованием в качестве одной из важнейших образовательно-воспитательных задач встала задача подготовки молодой личности с высоким уровнем гражданственности. С одной стороны, как закреплено в законодательстве, вузы дистанцированы от активного участия в политической жизни, с другой-общество налагает на них особую ответственность за решение задач гражданского воспитания, сущность которых, на ваш взгляд, состоит в воспитании у курсантов таких качеств, как способность уважать чужое мнение и без амбиций, но твердо защищать собственные взгляды, умение создавать бесконфликтные ситуации, не ошибаться в нравственном выборе, способность ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Появившиеся в последние годы многочисленные теоретические и эмпирические исследования в области гражданского воспитания свидетельствует о значительном повышении внимания к этой насущной педагогической проблеме. Однако в настоящее время практически отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные рассмотрению гражданственности курсантов ввуз как педагогической категории. В данной статье мы попытаемся сформулировать основные моменты особенности педагогической технологии граж-
данского воспитания курсантов высшей военной школы.
Педагогическая технология состоит из следующих основных элементов:
1) интеллектуальная информация, соответствующая инновационным идеям гражданского воспитания и пронизывающая весь общепедагогический процесс;
2) разнообразные задания, отражающие содержание этой интеллектуальной информации и приемы ее реализации;
3) развитие теоретического материала на педагогической практике;
4) общественно-значимая деятельность
5) контроль знаний и умений курсантов,- также соответствующие идеям гражданского воспитания.
Охарактеризуем каждый из этих элементов.
1. Исключительная роль интеллектуальной информации в гражданском воспитании курсантов объясняется двумя моментами:
Во-первых, посредством данной информации реализуется главная идея гражданского воспитания в новых социальных условиях - сформировать понимание существа и особенностей гражданского общества как социального феномена, возможность становления которого в российских условиях весьма вероятна.
Во-вторых, учитывается ведущая психолого-возрастная особенность курсантов, когда их интеллект уже сформировался и проявляет себя наиболее продуктивно в процессе обучения.
Интеллектуальная информация - это специально подобранный материал о гражданском обществе, который продуманно включался в контекст всей работы с курсантом. Этот элемент технологичности, поскольку, во-первых, материал включался бы во все без исключения занятия, т.е. постоянно актуализировался, независимо от темы занятий. Если учесть, что, конечно же, не все темы, например дидактические, могут контекстуально подходить для материала о гражданском обществе, то очевидна необходимость продумывания того, как это сделать. Во-вторых, надо учесть характер информации и в зависимости от этого продумывать формы ее подачи на занятиях (ведь каждое занятие имеет и собственную цель). В-третьих, интеллектуальная информация «добывалась» и самими курсантами, это тоже требует методической продуманности. В-четвертых, информация должна была «всплывать» и в период педагогической практики. Здесь трудность заключается в том, чтобы знания курсантов и знания, передаваемые учащимся, связать в единую методическую цепочку, что означает не просто передачу сведений от одного источника к другому, а достижение определенного эмпатического образа открытая нового через познание идей гражданского общества, гражданственности как общей культуры человека, так необходимой в современном мире. В-пятых, информацию необходимо подбирать таким образом, чтобы она обязательно затронула чувства курсантов, действовала по принципу" запоминай, размышляя и переживая познанное.
Исходя из этого, можно сказать, что интеллектуальная информация подразделяется по своему характеру и по форме. По характеру - это, во-первых, констатирующая, т.е. ознакомительная информация, во-вторых, аналитическая, и, в-третьих, эмпатическая, т.е. оказывающая эмоциональное воздействие. По форме она проявляется в различного типа заданиях, которые являются самостоятельным элементом гражданского воспитания.
Курс педагогики состоит из 19 основных тем (по учебной программе подготовки курсантов ввуз всего 4 темы).
В зависимости от характера информации все 19 тем подразделены на 3 группы (табл. 1).
Темы, имеющие интеллектуальную информацию следующего характера
Констатирующего Аналитического Эмпатического
1. Понятие о педагогических системах. Реализация цели и принципов в системе общественного воспитания на современном этапе. 2. Физическое воспитание 3. Методы воспитания 4. Основы воспитания в семье 5. Учебный план и программа 6.Сущность и общепедагогические основы процесса обучения 7. Формы организации обучения 1. Личность как педагогическая категория 2. Проблема цели и принципов воспитания 3. Формирование готовности к труду и осознанному выбору профессии 4. Этническое воспитание 5. Содержание образования 6. Принципы обучения 7. Методы обучения 1. Предмет педагогики 2. Роль коллективного воспитания в развитии личности 3. проблема цели и принципов воспитания 4. Понятие процесса воспитания. Содержание процесса воспитания 5. Нравственное воспитание.
Примечание: курсивом выделены темы, которые наиболее полно отражают характер информации (типичные).
Для реализации инновационных идей нами были разработаны, во-первых, новый тематический план по изучению общих основ гуманитарных и социально-экономических дисциплин, теории и методики воспитательной работы, во-вторых, обновленное содержание программы по гуманитарной и социально-экономической дисциплине с целью актуализации идей модернизации образования в целом и гражданского воспитания в частности.
По нашему замыслу, этот план должен быть постоянным в работе преподавателя, помогать ему «видеть» материал как бы «насквозь», представлять содержание в системе, в смысле не только логической последовательности изложения, но и в порядке постоянного общения с курсантами во время подачи лекционного материала. Это обеспечивается наличием в плане разделов «Самостоятельная работа курсантов в аудиторное время» и «Самостоятельная работа курсантов во внеаудиторное время». В каждом из них предусмотрены примерные формы работы и контроля. План имеет также раздел «Межпредметные связи курса», в котором содержатся технические указания по двум курсам «Философия» и «Психология», значение которых в настоящее время значительно возросло, поскольку идет поиск идеологических и теоретических основ педагогической науки, а с точки 'Зрения гражданской направленности курса педагогики они имеют исключительно важное значение, что будет показано при раскрытии лекционно-семинарских занятий.
Рассмотрим, как это реализуется на примере тех лекционно-семинарских тем, которые приводятся в качестве типичных по их гражданской направленности (табл. 2).
№ лекции Темы лекций и семинаров Самостоятельная работа курсантов в: Межпредметные связи курса (дисциплины, темы)
Аудиторное время Внеаудиторное время
1 Личность как педагогическая категория В чем суть основных философских систем и их роль в определении философской и педагогической сущности личности. Совместное составление сравнительной таблицы. По учебной и дополнительной литературе восстановить в памяти знания по зарубежным философским системам, по теориям постиндустриа-лима: по проблеме развития личности и теориям личности. Философия: Позитивизм, прагматизм, экзистенциализм и др. Теория Постиндустриа-лизма. Психология: Развитие личности.
2 Роль коллективного воспитания и развития личности Создание проблемных ситуаций по логическим звеньям материала (детерминация личности в сопоставлении марксисткого и неоф-рейдисткого понимания). Тематическое изучение учебной и дополнительной литературы по философии и психологии (конспект). Философия: Личность и общество: Психология: Детерминация развития личности, неофрейдизм, эпигенетическая теория Э.Эриксона.
3 Методы воспитания Проблемная ситуация: современны ли идеи А.С.Макаренко: в чем гражданский смысл методов обучения и воспитания педагогов - новаторов. Ознакомление с дополнительной литературой произведения А.С.Макаренко и современных педагогов-новаторов (конспект). Философия: Общество как развивающаяся система, прогресс. Психология: Общение; коллектив; личность.
4 Содержания образования Проблемная ситуация: смена парадигмы образования на основе прогноза развития человеческого общения. Ознакомление с дополнительной литературой по реформе образования в зарубежных странах Философия: Общество; прогресс, Роль НТР. Психология: Качества личности, мышление и др. характеристики личности.
Лекционно-семинарские занятия продуманы так, чтобы максимально реализовать инновационные идеи гражданского воспитания курсантов, как мировоззренческую, самоактуализацию личности, главным образом, посредством продуманной системы самостоятельной работы курсантов и вовлечения их в интенсивную интеллектуальную работу. По всем темам было обновлено содержание программы по усилению гражданского воспитания курсантов. Образцы тем занятий приведены в табл. 3.
Таблица 3 - Образцы тем по усилению гражданского воспитания
Темы и программные требования Коррегирующие программные требования - информация констатирующая, аналитическая, эмпатическая
1 2
1. Личность как педагогическая категория: - гуманизация и демократизация социальнопедагогических процессов - главная тенденция современного общества; - положения философии о человеке, как природном, социальном, историческом существе - методологическая основа педагогического понимания личности; - взаимосвязь категорий «индивид - индивидуальность» - «субъект - личность»; - личность - цель воспитания; субъект собственного развития и процесса воспитания; стимуляция сущностных сил личности (личностно-ориентированное воспитание); - создание педагогически целесообразной среды; организация взаимодействия всех участников воспитания, в т.ч. самой личности Гуманизм и демократизм - главные признаки гражданского общества и проявление этого в зарубежных теориях личности. Краткий анализ - экскурс в развитии философских положений и решение проблемы человека в них: прагматизме, позитивизме, экзистенцианализме; связь их возникновения с общественным кризисом и духовными исканиями человека; сравнение основных положений в зарубежной философии с марксисткой философии. Решение этой проблемы зарубежной философии; сравнение с марксистским решением. Решение проблемы в зарубежной психологии и педагогике; фрейдизм - неофрейдизм; гуманистическая и когнитивная психология - оздоровляющая и терапевтическая (адаптационная) линии педагогических систем; особенности зарубежных теорий личности; роль их для гражданского общества и воспитания; общинное воспитание и личность
2. Роль коллективного воспитания в развитии личности: - философская обоснованность развития человека. - полемика вокруг проблем коллективного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Раскрытие сущности диалектической детерминированности развития человека, обоснованная отечественными философами и психологами в сравнении со взглядами зарубежных исследователей: Хайдеггера, Ясперса, Франкла, Фромма и др. Проявление признаков комунитарности в постиндустриальном обществе; социального капитала в ГО. Диалектика коллективного и индивидуального в постиндустриальном обществе.
1 2
3. Понятие о педагогических системах. Реализация идеи и принципов в системе общественного воспитания на современном этапе; - системный подход, как методологическая основа к рассмотрению сложных явлений и процессов современной науки; - системный подход применительно к социально-педагогическим объектам, явлениям, процессам. Применение системного анализа в объяснении общественно-педагогических явлений: взаимосвязи и взаимовлияний общественных процессов - изменения социальной политики в странах Европы под влиянием социализма в СССР и др. странах и общественного кризис в Европе; влиянию идей гражданского общества на стран бывшего соц. лагеря. Общее и различное в системах воспитания в отечественной и зарубежной педагогике
Пример наглядно демонстрирует, какая информация и как контекстуально включается в программу дисциплины гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Интеллектуальную информацию можно понимать в широком смысле, как актуализацию всего учебного материала по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, всей учебной информации с позиции «наполнения» ее гражданским звучанием, гражданской направленностью или как говорил В. Д Сухомлинский «гражданским видением мира». И это также осуществляется в процессе преподавания гуманитарных и социальноэкономических дисциплин (табл. 4).
Таблица 4 - Темы гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебная информация Формы актуализации гражданственности
1. Педагогические теории и взгляды выдающихся ученых и педагогов 2. Педагогическая деятельность преподавателей 3. В контексте учебного материала, по мере возникновения смысловой и другой ситуации 4. В процессе изучения всего учебного материала Факты жизни и деятельности, характеризующие их как гражданина (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ский, А. С. Макаренко, В. Франкал, В. С. Соловьев, В. Л. Сухомлинский и др.) Факты жизни и деятельности, характеризующие их нравственный и гражданский облик (Я.Корчак, Б. Слок, В.Ф. Шаталов, В.Л. Дубровский и др. позиция преподавателей в трудных жизненных ситуациях примеры из современной жизни) Яркие примеры, отдельные мысли, вызывающие эмпатию о книги Э.М. Ремарка «Искра жизни», о боевике «Бегущий человек» и т. п. Создание проблемных ситуаций: формулировка выводов и их обоснование; нетрадиционное решение известных проблем; неожиданный взгляд, вопрос и т. п.
При разработке педагогической технологии интеллектуальной информации необходимо учитывать также следующие моменты.
Во-первых, любая информация всегда носит внушающий характер. На это особо указывал еще Бехтерев, который глубоко изучил механизм и роль внушения, как фактора личностных изменений.
В социальной психологии, особенно зарубежной, данная особенность также хорошо изучена и успешно применяется В информационных технологиях для манипулирования массовым сознанием.
Во-вторых, население, особенно молодежь, испытывает мощный информационный прессинг со стороны СМИ, который зачастую носит характер, далекий от высокой нравственности и гражданственности. И, если учесть внушающий характер информации, то актуализируется вопрос о том, как сделать так, чтобы молодежь более осмысленно, более критично воспринимала информацию СМИ. И дело не только в этом, критичность мышления — показатель развитого интеллекта.
Следовательно, интеллектуальная информация должна носить наступательный, систематичный (пронизывающий весь процесс общепедагогической подготовки), объективный, доказательный, оригинальный и образный характер. Это учитывает и то, что курсанты - народ мыслящий, живо откликающийся на новое и интересное.
2. Задания разных типов, отражающие содержание интеллектуальной информация и приемы ее реализации:
Это следующие: 1) задания - проекты; размышления; информации; доклады; сообщения; 2) выступления- дополнения; суждения; обобщения (резюме); вопросы: 3) творческие работы - рефераты; сочинения; макеты (для практики).
Задания - проекты имеют целью связать теоретические знания с практическим применением, учат моделировать возможную практическую ситуацию. В изучении общественных явлений моделирование превращается в метод познания.
Пример. Раздел «Дидактика» изучается после «Теории воспитания», к этому времени у курсантов накапливаются определенные базовые знания о гражданском обществе в контексте педагогического материала, которые, могут, служить основой для выполнения заданий проектов.
- Составьте проект одного из вариантов учебного плана темы занятия, в котором был бы усилен гражданский компонент.
Исходным для выполнения этого задания являются следующие моменты: Во-первых, курсанты знают, что такое учебный план и его структура; во-вторых, по дополнительной литературе знакомятся с тенденциями развития военного образования за рубежом, к примеру, в Германии.
Проект составляется по группам и обсуждается на семинаре в форме защиты.
Задания - размышления имеют цепью развить аналитическое мышление, умение сопоставлять различные факты, взгляды, суждения и на их основе обосновывать собственные доводы и предложения.
Пример. Педагогов называют «новаторами» за то, что они используют гуманистические подходы, но разве высшая военная школа не является гуманистическим институтом?
Размышляя над этим заданием, курсанты должны придти к выводу, что новаторство возникло в условиях авторитарного стиля общения с учащимися, которая на многие годы стала «педагогическим фоном» высшего военного учебного заведения.
Такой ракурс постановки проблемы часто является для курсантов новым, неизби-
тым, вызывает интерес, их мысль начинает работать более напряженно в поисках правильного ответа. Чаще всего они справляются с этим заданием самостоятельно, но с чувством удовлетворения оттого, что задумались над термином «педагог-новатор».
Пример. Идея всестороннего гармоничного развития личности не нова, она возникла как цель воспитания еще в древней Греции. Почему именно в этой стране? Можно ли считать, что она современна и сейчас, почему?
В педагогике традиционно стожилось так, что цель воспитания как всестороннее, гармоническое развитие личности, связывается только с коммунистической идеологией. Это заблуждение особенно популярно у курсантов.
В лекции по теме «Цель воспитания» рассматривается вопрос в историческом плане, хотя и не даем прямого ответа на поставленный вопрос, а на семинаре его ставим в связи с материалом об особенностях постиндустриального общества (по дополнительной литературе), а затем анализируются полученные сведения.
Задания - информации. Основное их назначение - привлечь курсантов к самостоятельной работе по педагогическим и армейским журналам. Например, популярны задания - информации по передовому опыту профессорско-преподавательского состава вву-за.
Задания - доклады и задания - сообщения направлены на расширение теоретических знаний, общего и научного кругозора курсантов по разнообразным информационным источникам. В тоже время их назначение и чисто методического порядка - научить курсантов готовить доклады и выступления в качестве формы научной деятельности. Поэтому на начальном этапе изучения курса гуманитарных и социально-экономических дисциплин даются задания, в которых прежде чем раскрыть суть основного теоретического материала необходимо раскрыть, что собой представляет научный доклад, как к нему необходимо готовиться, а затем раскрывается ход подготовки и только после этого курсант знакомит со своим докладом. Процесс обучения идет и после окончания доклада, по ходу его обсуждения, когда курсантам дается возможность оценить доклад с позиции требований к нему.
Пример. Сделать доклад на тему «Э. Фромм — философ, психолог, педагог. Для этого соблюдайте последовательность подготовки: 1) разберитесь, что такое научный доклад; (по энциклопедиям, словарям, научно-методической литературе); 2) какие требования, предъявляются к научному докладу; 3) подберите литературу к докладу, изучите её; 4) составьте доклад.
Выступления. Этому придается очень большое внимание, потому что именно умение выступать, высказывать свои мысли и суждения, обосновывать, аргументировать и т.п. является частью гражданской культуры, поскольку гражданин - это общественно активный индивид и одним из показателей и приемов его активности является именно умение публично выступать.
В связи с необходимостью постоянного стимулирования активности курсантов выступления организуются как дополнения по ответу сокурсников, как суждения в ходе анализа учебного материала, как обобщения (резюме) и как вопросы. Каждое подобное выступление поощряется по рейтинговой системе, поэтому курсанты бывают особенно активны в этом виде работы.
Творческие работы, главным образом, используются для развития педагогического видения, педагогической интуиции. Это очень сложное умение, конечно же, формируется в процессе всей подготовки будущего офицера-воспитателя, но продумывать специальные технологические подходы также необходимо. Наиболее типичными являются такие творческие работы, как рефераты, курсовые работы и составление макетов воспитательных ме-
роприятий с воннослужащими (для использования в период практики и шефской работы). Если рефераты - традиционная форма, то курсовые работы и макеты — это авторская технологическая разработка.
Курсовые работы способствуют активизации размышления над педагогическими или другими фактами, требуют широкого кругозора и хороших теоретических знаний по дисциплине, общей эрудиции и культуры умственного трудя. Они, как показывает практика, более выражают специфику материала о гражданском обществе, когда требуется осмыслить интеллектуальную информацию, прочувствовать ее.
Пример.
Напишите курсовую работу на тему «Моя гражданская позиция».
Напишите курсовую работу на тему «Примечательный день педагогической практики».
Макеты. Так обычно называют материальную творческую продукцию, посвященную определенной теме и выполненную для демонстрации. Мы называем «макетом» -«овеществленную», с практическими материалами подготовку курсанта к проведению воспитательного мероприятия с будущими подчиненными военнослужащими войсковой части.
Курсантам предлагается выбрать тему мероприятия подготовиться к его доведению: ознакомиться с литературой; составить план мероприятия; получить методическую консультацию: составить план — конспект или сценарий; обсудить с преподавателями и внести коррективы; подготовить оснащение и оформление и т.д.
Пример.
- Подготовить диспут на тему «Мое увлечение (хобби)».
Речь идет об увлечении самого курсанта, перед которым была поставлена задача -показать себя как интересную личность,
- Подготовить беседу - встреча с интересным человеком.
Отсюда видно, что обращено внимание на личностные качества, а значит, раскрывается гражданственность.
3. Аудиторные теоретические занятия соединены в единую систему с педагогической практикой курсантов.
Во-первых, ставится задача - обеспечить преемственность тесную связь всех видов практики с 1 по V курс.
Во-вторых, - как можно полнее актуализировать теоретические знания, особенно по гражданскому содержанию и использовать их в воспитательной работе с курсантами.
Отразим это в табличной форме (табл. 5).
На Ш курсе курсанты впервые проходят педагогическую практику, поэтому чувствуют себя очень неуверенно, порой робеют, но вместе с тем они остро чувствуют военную жизнь, иногда проявляют наблюдательность, еще несвойственную их опыту. С учетом этого вместо отчета им предлагается вести дневниковые записи и написать курсовую работу. Опыт показывает, что такая форма оправдывает себя, курсанты очень искренне выражают свои мысли, стараются поделиться своими сомнениями и первыми радостями или переживаниями. Таким образом, налицо личностное (гражданское) отношение к первой педагогической практике.
На IV курсе этот технологический подход проявляется в качестве более сложного уровня профессионального роста: курсанты самостоятельно организуют воспитательную работу, в т.ч. реализуя тот методический материал, который готовят заранее (макеты).
На V курсе курсанты самостоятельно проводят воспитательную работу, обращая
внимание на её гражданскую направленность. Например, знакомят солдат с особенностями общественной жизни в развитых странах, с жизнью их сверстников, с культурой Запада и т.д. В этой работе ставится цель не только ознакомительная, но и активизирующая мышление, сопереживание солдат, чтобы была «радость открытия» нового, интересного мира, подобное которому хотелось бы создать вокруг себя.
4. Общественно-значимая деятельность курсантов рассматривается в контексте педагогической подготовки и ограничена её рамками. В неё включается, в основном, индивидуальная шефская работа курсантов с солдатами войсковых частей. Она начинается в период стажировки, особенно с IV курса, когда курсанты ведут плановую индивидуальную работу с солдатами, и может продолжаться до окончания курсантами учебного заведения.
Таблица 5 - Аудиторно-практические занятия по формированию гражданственности
Виды практики Курс Актуализированное содержание практики
1. Ознакомительная (2 недели) III Цель: начать формирование умения педагогического видения Форма работы: - введение педагогического дневника - написание педагогического сочинения «наиболее примечательный день практики».
2. Комплексная (4 недели) IV Цель: продолжить формирование умения педагогического видения: реализовать теоретические знания гражданского характера и воспитания курсантов. Форма работы: - индивидуальная работа с учащимся - проведение воспитательного мероприятия на гражданскую тему или с гражданской актуализацией (возможно реализация «макетов»)
3. Стажерская (6-8 недель) V Цель: овладеть педагогическими умениями Форма работы: - проведение воспитательной работы в т.ч. гражданского характера - проявление себя, как личности
Чаще всего, это бывает инициативная работа курсантов, чем она и особенно значима для гражданского воспитания.
В этот же элемент включены и научно-исследовательские работы курсантов, опыт показывает, что курсант отличается от профессионального исследователя, и не только неопытностью, но и подходом - он ведет себя скорее как воспитатель. И результативность их исследовательской работы носит выраженный практический характер, что можно толко-
вать как общественно-значимый. Поскольку научно-исследовательские работы проводятся в рамках общепедагогической подготовки, то их подобная оценка оказывается вполне оправданной
5. Контроль знаний и умений курсантов, как элемент технологии гражданского воспитания.
На первый взгляд может показаться какое значение контроль знаний и умений курсантов, традиционно относящийся к учебной работе, имеет для гражданского воспитания. Однако в любом виде учебной работы есть возможности усиления воспитательного потенциала. Одной из них в данном случае является рейтинговая форма контроля. И вот почему.
Известно, что зарубежная психология и педагогика, равно как и вся жизнь западного человека, исходит из постулатов прагматизма, отличительная особенность которого практическая полезность любого деяния по принципу «здесь и теперь». Фрейдизм и гуманистическая психология доказали, что эта особенность может быть с успехом использована для адаптации человека в кризисных ситуациях, когда ему особенно важно поверить в собственные силы. Именно такой поход к жизни человека к любым видам его деятельности является одной из наиболее сильных положительных сторон западного образа жизни в целом. Рейтинговая форма, как разновидность реализации принципа «здесь и теперь», пришла к нам также из западной профессиональной технологии.
Наш замысел заключается в том, чтобы посредством рейтингового контроля, во-первых, дать курсантам почувствовать успех в учебе, веру в собственные силы, достоинство человека, которому возможно быть первым среди равных (в этом суть рейтинга) это немаловажно в развитии личности, в раскрепощении его внутренних сил; во-вторых, постепенно формировать такие качества, как активность, ответственность и инициативность, которые являются основными в культуре гражданского общества.
Схема рейтингового контроля продумана так, что каждый курсант в течении одного занятия имеет реальную возможность получать одобрение и поощрение как от преподавателя, так и от своих сокурсников. Например, на лекции курсанты редко задают вопросы преподавателю, если даже что-то не понятно стараются отмолчаться или подойти к преподавателю после занятия. По требованию рейтинга за любой вопрос курсанту насчитывается определенный балл, а если вопрос творческий, интересный, необычный, то засчитывается дополнительный, поощрительный балл, причем эта процедура сопровождается обязательно поощрением вербального характера: «Очень интересно...; необычно, потому что..; неожиданный ракурс, поскольку это связано; ...молодец!» и т.п. Сиюминутная оценка из уст преподавателя, причем оценка за сметку, знания, наблюдательность и пр., очень воодушевляет курсантов, расковывает их, делает более демократичными в отношениях с преподавателем и своими однокурсниками, постепенно учит культуре общения.
Образец рейтингового контрольного листа приведен в табл. 6.
Отсюда видно, что учебная деятельность курсантов рассматривается всесторонне, стимулируются инициатива и творческий подход.
Таким образом, педагогическая технология гражданского воспитания курсантов ввуз нацелена на достижение единства интеллектуальной, эмоциональной и практической сфер деятельности, что составляет общую культуру, близкую требованиям гражданского общества.
Таблица 6 - Образец рейтингового контрольного листа
Виды работ и требований Баллы Оценка
1. Лекции:
а) Конспектирование
- полное 9-10 4-5
- недостаточно полное 5 3
- плохое 0 2
б) дополнительная проработка материала:
- полная 9-10 4-5
- недостаточно полная 5 3
-плохая 0 2
в) вопросы преподавателю:
- простые 5 3
- творческие 10
г) посещаемость
- отличная 10 5
- хорошая (не более 3-х пропусков) 9 4
- удовлетворительная (не более 6 пропусков) 5 3
- плохая (посещено меньше половины занятий) 0 2
2.Семинары:
а) выступление:
- полным освещением вопроса 9-10 4-5
- недостаточно полным освещением 5 3
- плохим освещением 0 2
б) запросы
- простые 5 3
- творческие 10 5
в) дополнения
- существенные 9 4
г) суждения, мысли, выводы 10 5
3. Доклады 10 5
4. Обзоры по журналам:
-полное 9-10 4-5
-недостаточно полное 5 3
5. Аналитические выступления:
-полное 9-10 4-5
-недостаточно полное 5 3
Общий балл:
-высокий 60-100 4-5
- средний 40 3
- низкий <10 2
© А. В. Куршев - канд. пед. наук, нач. цикла - старший преподаватель ин-та военного обучения КГТУ.