М.Ю. Чуркина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
В статье рассматривается вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя химии при изучении различных химических дисциплин.
Общеизвестно» что уровень образования определяет уровень культуры, экономики, темпов развития любой страны. Поэтому совершенствование образования является одной из первоочередных задач любого цивилизованного общества. К концу прошлого столетия в нашей стране назрела насущная потребность в серьезной модернизации всей системы образования. Эта потребность и сейчас ощущается многими, но единого понимания того, куда должен быть направлен ее вектор и каковы конечные цели модернизации, в обществе нет.
Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием для развития общества.
Следует отметить, что усилия, прилагаемые высшими образовательными учреждениями в направлении здоровье сберегающей подготовки будущих учителей недостаточно эффективны, о чём свидетельствуют: снижение уровня двигательной активности студентов, отсутствие стремления к здоровому образу жизни, наличие недостаточной инновационной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятий, отсутствие необходимого формирования ценностных ориентаций у студентов в области здоровьесбе-режения.
Интенсификация образования предполагает решение задач по внедрению в практику новых педагогических технологий. Как известно, педагогическая технология - это, с одной стороны, средство совершенствования педагогической деятельности в руках преподавателя, помогающее ему в решении традиционных педагогических задач, а с другой стороны, - это процесс, в котором преподаватель выступает элементом системы. Педагогическая технология - это способ деятельности, который дает преподавателю возможности, недоступные ни отдельному техническому средству, каким бы совершенным оно ни было, ни отдельному преподавателю, каким бы
искусным он ни был. Эти возможности, возникающие в соединении того и другого, позволяют более совершенно решать принципиально новые, ранее неизвестные задачи,
Проведя анализ, существующих методологи-ческах подходов к образованию в педагогике, мы решили применить к разработке понятия «здо-ровьесбережение» и технологии формирования соответствующих компетенций будущего учителя химии десмоэкологический подход, который является наиболее актуальным и уместным для построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания. Главная идея десмоэкологии - интеграция знаний, способностей, лучших социально-значимых качеств человека и объединение усилий всех наук, так как, по словам В.И. Вернадского «в реальности всё связано, а в теории связи нет. У каждой науки свои теории, свой язык и свой предмет». В десмоэкологии реализована задача создания общей базы для всех наук: это 7 дескрипторов ее тезауруса (глобальныйэкологический кризис; общечеловеческие ценности и ноосферные нормы поведения людей Земли; биотическая регуляция окружающей среды; самоорганизация; эколого-соци-альная ответственность; дифференциация и интеграция знаний и человеческого общества; профессиональная компетентность специалистов широкого профиля),
Для формирования у студентов системы адекватных представлений о здоровье, здоровом образе жизни, формирования умений самостоятельно решать оздоровительные задачи, способствовать развитию у студентов устойчивых мотивов к здоровьесберегающей деятельности нами разработана специальная педагогическая технология, целью шторой является теоретическая и практическая подготовка будущего учителя к осуществлению обучения здоровьесбережению учащихся в процессе изучения химии в школе,
Основные идеи:
- системное построение процесса образования на основе принципа непрерывности;
154
Вестник КГУ им. Н-А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© М.Ю. Чуркина, 2008
- интегрированный учебно-воспитательный процесс, создание интегрированных учебных курсов, в которых происходит пересечение образовательных областей для отражения вопросов здоровьесбережения;
- формирование здоровьесберегающих компетенций на основе установления связей между различными естес твенными науками при рассмотрении и изучении влияния химических процессов на окружающую среду и обратного влияния;
- усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает образовательный фундамент для формирования экоори-ентированного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному учителю.
Взаимопроникновение и взаимодействие социальных, биологических, химических, экологических, социально-экологических, дидактических и профессионально-педагогических идей определяют структуру содержания здоровьесберегающего образования.
Для успешного обучения по новой технологии требуется интеграция традиционно-предмет-ного, систематизированного в рамках конкретных дисциплин образования с изучением вопросов здоровьесбережения, и надпредметного обучения в рамках интегрированных курсов, направленных на формирование у студентов системы адекватных представлений о здоровье. Поэтому для формирования здоровьесберегающих компетенций мы использовали смешанную модель подготовки учителя химии. Первая, многопредметная часть модели, связана с насыщением базовых химических дисциплин на 1-3 курсах дополнительным материалом, связанным со здоровьем, здоровье сбережением и эколого-химическими проблемами. Во второй части модели (4 и 5 курсы) предусматривается разработка и использование
интегрированных элективных курсов. Мы предлагаем при этом в спецдисциплинах изучать вопросы влияния на окружающую среду и здоровье человека: озонового слоя и озоновых дыр, парникового эффекта, кислотных дождей, загрязнений почвы, запыленности, производства и потребления энергии, проблемы чистой воды, сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности, бытовых и промышленных отходов, электромагнитного излучения и др. В качестве элективных курсов предлагаются: «Химия и здоров ьесбережение», «Химия природных соединений», «Здоровьесберегающее питание», «Химия лекарственных соединений» и др.
Все разработанные нами вопросы, связанные со здоровьем и здоровьесбережением мы объединили в комплект методических материалов «Аккумулятор химических знаний по вопросам здоровьесбережения», который включает теоретические вопросы и лабораторно-практические занятия.
Для экспериментальной проверки эффективности нашего исследования был проведен педа-гогическй эксперимент. В результате для определения уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции были использованы соответствующие тесты и анкеты, разработанные на кафедре экологии и экологического образования СГПУ: 1) анкета самооценки состояния здоровья; 2) тест на сформированность социальнопсихологической здоровьесберегающей компетенции; 3) сформированности акмеологической части здоровьесберегающих компетенций студентов. Итоговое анкетирование и тестирование в экспериментальной группе после внедрения в учебный процесс разработанной нами технологии показал достаточно высокий уровень сформированности здоровьесберегающих компетенций у будущих учителей химии.
Педагогика. Психология, Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ X» 6
155