Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСТВУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСТВУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военный вуз / курсанты / лидерство / педагогическая технология / формирование готовности к лидерству / military university / cadets / leadership / pedagogical technology / formation of readiness for leadership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапорев Александр Александрович

Введение. Статья акцентирует внимание на необходимость формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза как важнейшего элемента их профессионального становления. Научная новизна статьи заключается в выявлении новых элементов педагогической проблемы формирования лидерских качеств курсантов. Материалы и методы. Избранные педагогические подходы обеспечивают формирование необходимых ценностно-смысловых ориентаций и образовательных компетенций, необходимых для рационального управления и эффективного командного взаимодействия в подразделении. Теоретическая значимость статьи заключается в описании методологии проектируемой педагогической технологии. Практическая значимость – в определении методов формирования готовности к лидерству курсантов. Результаты исследования. Описанная сконструированная автором педагогическая технология, акцентирует внимание на важности развития у курсантов профессиональных и личностных качеств, для достижения поставленных целей при выполнении военно-профессиональных задач. Обсуждение и заключение. Исследование выделяет ключевые критерии для оценки сформированности готовности к лидерству курсантов: уровень знаний о лидерстве, ценностно-смысловые ориентации, практические навыки и рефлексивные способности. Результаты работы подчеркивают значимость готовности к лидерству, позволяющие принимать ответственные и рациональные решения в различных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапорев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING READINESS FOR LEADERSHIP OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Introduction. The article focuses on the need to develop readiness for leadership among military university cadets as the most important element of their professional development. The scientific novelty of the article lies in the identification of new elements of the pedagogical problem of developing the leadership qualities of cadets. Materials and methods. The selected pedagogical approaches ensure the formation of the necessary value-semantic orientations and educational competencies necessary for rational management and effective team interaction in the department. The theoretical significance of the article lies in the description of the methodology of the designed pedagogical technology. Practical significance in determining methods for developing readiness for leadership in cadets. The results. The pedagogical technology described, designed by the author, focuses on the importance of developing professional and personal qualities in cadets in order to achieve their goals when performing military professional tasks. Discussion and Conclusions. The study identifies key criteria for assessing the level of readiness for leadership of cadets: the level of knowledge about leadership, value and semantic orientations, practical skills and reflexive abilities. The results of the work emphasize the importance of readiness for leadership, allowing one to make responsible and rational decisions in various situations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСТВУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES OF LEGAL EDUCATION

Научная статья

DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-113-120

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСТВУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Шапорев Александр Александрович1

1 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия [email protected]

Аннотация:

Введение. Статья акцентирует внимание на необходимость формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза как важнейшего элемента их профессионального становления. Научная новизна статьи заключается в выявлении новых элементов педагогической проблемы формирования лидерских качеств курсантов.

Материалы и методы. Избранные педагогические подходы обеспечивают формирование необходимых ценностно-смысловых ориентаций и образовательных компетенций, необходимых для рационального управления и эффективного командного взаимодействия в подразделении. Теоретическая значимость статьи заключается в описании методологии проектируемой педагогической технологии. Практическая значимость - в определении методов формирования готовности к лидерству курсантов.

Результаты исследования. Описанная сконструированная автором педагогическая технология, акцентирует внимание на важности развития у курсантов профессиональных и личностных качеств, для достижения поставленных целей при выполнении военно-профессиональных задач.

Обсуждение и заключение. Исследование выделяет ключевые критерии для оценки сформированности готовности к лидерству курсантов: уровень знаний о лидерстве, ценностно-смысловые ориентации, практические навыки и рефлексивные способности. Результаты работы подчеркивают значимость готовности к лидерству, позволяющие принимать ответственные и рациональные решения в различных ситуациях.

_Ключевые слова: военный вуз, курсанты, лидерство, педагогическая

© А.А. Шапорев, 2024 113

технология, формирование готовности к лидерству.

Для цитирования: Шапорев А.А. Педагогическая технология формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 113-120. DOI: Ы^:// doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-113-120.

Original article

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING READINESS FOR LEADERSHIP OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Alexander A. Shaporev1

1 Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia, shaporev. [email protected]

Abstract:

Introduction. The article focuses on the need to develop readiness for leadership among military university cadets as the most important element of their professional development. The scientific novelty of the article lies in the identification of new elements of the pedagogical problem of developing the leadership qualities of cadets.

Materials and methods. The selected pedagogical approaches ensure the formation of the necessary value-semantic orientations and educational competencies necessary for rational management and effective team interaction in the department. The theoretical significance of the article lies in the description of the methodology of the designed pedagogical technology. Practical significance - in determining methods for developing readiness for leadership in cadets. The results. The pedagogical technology described, designed by the author, focuses on the importance of developing professional and personal qualities in cadets in order to achieve their goals when performing military professional tasks.

Discussion and Conclusions. The study identifies key criteria for assessing the level of readiness for leadership of cadets: the level of knowledge about leadership, value and semantic orientations, practical skills and reflexive abilities. The results of the work emphasize the importance of readiness for leadership, allowing one to make responsible and rational decisions in various situations.

Keywords: military university, cadets, leadership, pedagogical technology, formation of readiness for leadership.

For citation: Shaporev A.A. Pedagogical technology of forming readiness for leadership of military university cadets // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. pp. 113-120. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-113-120.

Введение.

Современная система военного образования предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке курсантов, одной из важнейших составляющих которой является формирование готовности к лидерству. Лидерство, как ключевой компонент управления в военной сфере, требует от офицеров не только глубоких профессиональных знаний, но и развитых качеств, направленных на лидерство. В совокупности овладение командиром подразделения необходимыми профессиональными и личностными качествами, направленными на лидерство, обеспечивает подразделению успешное выполнение поставленных военно-профессиональных задач.

Обзор литературы. Методологические основы лидерства в образовании описывались в научных трудах А.Г. Асмолова, В.И. Журавлева, А.М. Новикова, В.А. Сластенина и др.

Вопросами формирования лидерских качеств у обучающихся занимались Б.Ц. Бодмаева, В.Г. Демина, М.И. Дьяченко, А.И. Китова, В.М. Крук, Н.М. Мартынова, В.А. Соколова, С.И. Съедина, Я.Я. Юрченко, В.Т. Юсова, Э.П. Утлик и др.

Вопросы о сущности и способах формирования лидерства (лидерских качеств) у курсантов высших военных учебных заведений представлены в трудах И.А. Алехина, А.В. Валькова, О.А. Губановой, А.А. Дьячкова, С.В. Лычагина, М.Е. Кожевникова, А.С. Маркова, Н.Н. Маслянова, С.В. Тенитилова, И.Н. Чайки, А.В. Филинова и др.

Образовательный процесс в военном вузе имеет свои особенности: строго регламентированная система подготовки и четкая иерархия взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость внедрения системной профессиональной подготовки, которая не только передает знания, но и способствует комплексному развитию личности курсантов, обладающих ценностно-смысловыми ориентациями на лидерство, навыками ассертивного поведения в военном управлении, эмоционального интеллекта и профессионально-деятельностного мышления, средствами самосознания и саморегуляции.

Материалы и методы. Учитывая это, целостное изучение данной проблемы представляется в разработке и обосновании методологии исследования, заключающейся в конструировании педагогической технологии формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза, что значимо для военного образования.

Формирование готовности к лидерству курсантов военного вуза обеспечивается несколькими аспектами. Во-первых, формирование у курсантов системного понимания лидерства и принципов управления. Военная служба требует от офицера необходимых компетенций по управлению подразделением, организации различных процессов в коллективе и взаимодействие с подчиненными.

Опираясь на анализ научно-педагогической литературы, готовность к лидерству курсантов военного вуза, понимается нами как: «интегральная

характеристика профессиональных и личностных качеств будущих военных специалистов, отражающих уровень мотивации к рациональному управлению, ценностно-смысловых ориентаций, знаний об эмоциональном интеллекте, коммуникативных умений и ассертивных навыков, опыта эффективного командного взаимодействия, для достижения поставленных целей и способность решать задачи в ситуации неопределенности» [1].

Задачей нашего исследования является разработка педагогической технологии формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза.

В ходе конструирования педагогической технологии мы основывались на работах В.П. Беспалько [2], И.Г. Долининой [3], Г.К. Селевко [4], В.А. Сластенина [5].

Результаты исследования. Проектирование педагогической технологии нацелено на установление взаимосвязей между ее компонентами для достижения положительных изменений в формировании готовности к лидерству курсантов. Данный подход подразумевает комплексное взаимодействие всех структурных элементов технологии, направленное на повышение эффективности подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности.

Логическими структурными элементами технологии явились установочный и информативный операциональный и итоговый блоки.

Построение установочного блока педагогической технологии определяет методологическую основу исследования, основанную на требованиях государственного и социального заказов, обусловленных необходимостью подготовки квалифицированных военных специалистов к управлению в качестве лидера, способных принимать решения и мотивировать других людей работать сообща ради достижения поставленных военно-профессиональных целей в интересах общества и государства.

Государственный заказ определяется нормативно-правовой базой Российской Федерации (ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 01.02.2023), ФГОС ВО и квалификационные требования; Устав Вооруженных сил РФ).

Построение информативного блока объединяет совокупность образовательных и профессиональных компетенций, определяющих наполнение готовности к лидерству, образовательных модулей учитывающих специфику подготовки, а также методологических подходов (полисубъектный, аксиологический, компетентностный, деятельностный) и их характеристик.

Полисубъектный подход создавал возможность более глубокому и всестороннему развитию лидерских качеств, характеризующийся полисубъектным взаимодействием в развитии личности курсантов. Позволил выявить индивидуальные качества курсантов, придать образованию мотивированный и рефлексный характер с опорой на субъектный опыт, развивать потенциал целеустремленной и ответственной личности.

Аксиологический подход заключался в ценностно-смысловых ориентациях курсантов. Создал направленность на ценностно-смысловые ориентации

и усвоение ценностей курсантами: формировать ценностное отношение к профессиональной деятельности, уважение интересов других, ответственность, соблюдение общепризнанных норм поведения, открытость, самореализация, развитие и поддержание групповых ценностей.

Компетентностный подход характеризуется интегративностью, системностью и последовательностью, индивидуализацией в профессиональной подготовке курсантов. Способствовал совершенствованию содержания образования по формированию необходимых профессиональных и личностных качеств курсантов, способствующих эффективному командному взаимодействию и управлению, обеспечивающих успех в достижении поставленных перед коллективомзадач. Данныйподходсоздал условия дляобучениясамостоятельному решению познавательных, коммуникативных задач, для своевременной оценки уровня достижений курсантов и развития их способности действовать в ситуации неопределённости.

Деятельностный подход, характеризующийся субъектностью, самосознанием, самомотивацией, саморегуляцией, эмоциональным интеллектом и ассертивным поведением, обеспечил обогащение образовательного процесса реальным опытом и практическими навыками, а также способствовал всестороннему развитию профессиональных и личностных качеств курсантов. Данный подход позволил определить наиболее благоприятные условия учебной практической деятельности курсантов, как особой формы совместной деятельности обучающихся с применением методов развития эмоционального интеллекта [6].

Теоретическая основа информативного блока технологии, основанная на ценностно-смысловых ориентациях, направлена на дополнение образовательного процесса образовательными модулями: Модуль 1 «Теория лидерства. Мотивация лидерства в военно-профессиональной деятельности», Модуль 2 «Психология лидерства при выполнении служебных обязанностей», Модуль 3 «Ассертивное поведение в эффективном командном взаимодействии» и Модуль 4 «Эмоциональный интеллект в межличностном (групповом) взаимодействии».

Операциональный блок педагогической технологии включает функции преподавателей, командиров подразделений и курсантов. Реализация педагогической технологии осуществлялась внедрением комплекса педагогических условий, реализующихся при помощи форм, методов и средств образовательной деятельности. Последовательность выполнения функций преподавателей (диагностическая, формирующая, рефлексивная) и курсантов (самосознание, самомотивация и саморегуляция) реализуется посредством активных (тренинги, ролевые игры, мозговой штурм); интерактивных (дискуссии, кейсы) и рефлексивных методов. В качестве средства формирования готовности к лидерству курсантов военного вуза выступает учебно-методическое пособие.

Итоговый блок обеспечил проверку достижения планируемого результата, эффективности реализации комплекса педагогических условий посредством определенных критериев и показателей, позволяющих определить уровень

сформированности готовности к лидерству курсантов военного вуза.

Когнитивный критерий обеспечивал оценку уровня полноты и осознанности знаний о лидерстве. Ценностно-мотивационный критерий обеспечивался определением нравственно-коммуникативной позиции личности обучающихся. Деятельностный критерий определял степень развития профессионально-деятельностного мышления, а также опыт обучающихся при принятии решений, разрешении конфликтов и эффективное управлении командой. Оценочно-рефлексивный заключался в самоидентификации курсантов в качестве лидера и проявление рефлексивных способностей.

Исследование подтвердило, что формирование образованности курсантов, направленной на лидерство, ценностно-смысловые ориентации и нравственно-коммуникативную позицию способствует развитию у них успеха в профессиональной деятельности, повышению уровня ответственности.

Необходимо обратить внимание на ценность развития у курсантов профессионально-деятельностного мышления, направленного на лидерство [7], которое способствовало рациональному принятию решений для эффективного управления коллективном. Профессионально-деятельностное мышление ориентированное на лидерство, позволило курсантам объективно анализировать сложные ситуации, находить оптимальные пути решения задач и учитывать как индивидуальные, так и коллективные интересы.

Опытно-экспериментальной базой для проведения нашего исследования выступал ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации». Внедрение результатов исследования осуществлено также на базе ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации».

Обсуждение и заключение. Разработанная автором педагогическая технология характеризуется последовательностью, целостностью, а также интеграцией ее блоков, позволяя проводить диагностику на каждом этапе образовательного процесса. Ключевыми факторами является вариативность форм и методов обучения. Особое внимание педагогической технологии уделяется формированию ценностно-смысловых ориентаций, развитию навыков ассертивного поведения и эмоционального поведения, а также профессионально-деятельностного мышления, ориентированного на лидерство.

Таким образом, преодолевается противоречие между необходимостью формирования у будущих офицеров лидерских качеств и строго регламентированными условиями образовательной среды вуза, развивающей преимущественно исполнительские качества.

Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают значимость внедрения разработанной педагогической технологии в образовательный процесс курсантов военного вуза по формированию у них готовности к лидерству. Эта технология обеспечивает развитие у курсантов профессиональных и личностных качеств, необходимых для эффективного

управления коллективом, принятия ответственных решений и успешного выполнения военно-профессиональных задач. Дальнейшее совершенствование педагогической технологии позволит повысить качество подготовки будущих офицеров, способных демонстрировать лидерские качества в различных условиях службы и вдохновлять подчиненных на достижение поставленных целей.

Литература

1. Долинина, И. Г. Методология профессиональной педагогики: технология развития мышления обучающихся / И. Г. Долинина, И. А. Мехоношин, А. А. Шапорев // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2023. - Т. 12 - № 3. - С. 8-21.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.

- Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Долинина И.Г., Методология диссертационных исследований по профессиональной педагогике: разработка педагогической технологии // Вестник Университета Российского инновационного образования. - 2023. - № 2. - С.22

- 29.

4. Селевко, Г.К. Классификация образовательных технологий / Г.К. Селевко // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 4. - С. 87-92.

5. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. -№ 1. - С.43.

6. Шапорев, А. А. Значение эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке при формировании готовности к лидерству курсантов военного вуза / А. А. Шапорев // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. - 2024. - № 3(15). - С. 142-148.

7. Долинина, И.Г. Методология профессиональной педагогики: технология развития мышления обучающихся / И.Г. Долинина, И.А. Мехоношин, А.А. Шапорев // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2023. - Т. 12, - № 3. - С. 8- 21.

References

1. Dolinina, I. G. Metodologiya professional'noi pedagogiki: tekhnologiya raz-vitiya myshleniya obuchayushchikhsya [Methodology of professional pedagogy: technology for the development of students' thinking]. I. G. Dolinina, I. A. Mekhonoshin, A. A. Shaporev. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2023. V. 12 № 3. p. 8-21.

2. Bespal'ko, V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. V. P. Bespal'ko. Moskva: Pedagogika, 1989. 192 p.

3. Dolinina I.G., Metodologiya dissertatsionnykh issledovanii po professional'noi pedagogike: razrabotka pedagogicheskoi tekhnologii [Methodology of disser-

tation research on professional pedagogy: development of pedagogical technology]. Vestnik Universiteta Rossiiskogo innovatsionnogo obrazovaniya. 2023. № 2. p.22 -29.

4. Selevko, G.K. Klassifikatsiya obrazovatel'nykh tekhnologii [Classification of educational technologies]. G.K. Selevko. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2005. № 4. p. 87-92.

5. Slastenin, V.A. Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [Main trends in the modernization of higher education]. V.A. Slastenin. Pedagogich-eskoe obrazovanie i nauka. 2004. № 1. P .43.

6. Shaporev, A.A. Znachenie emotsional'nogo intellekta v professional'noi pod-gotovke pri formirovanii gotovnosti k liderstvu kursantov voennogo vuza [The importance of emotional intelligence in professional training in developing the readiness for leadership of cadets of a military university]. A. A. Shaporev. Al'manakh Permskogo voennogo instituta voisk natsional'noi gvardii. 2024. № 3(15). p. 142-148.

7. Dolinina, I.G. Metodologiya professional'noi pedagogiki: tekhnologiya raz-vitiya myshleniya obuchayushchikhsya [Methodology of professional pedagogy: technology for developing students' thinking]. I.G. Dolinina, I.A. Mekhonoshin, A.A. Shaporev. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2023. V. 12. № 3. P. 8- 21.

Информация об авторах

Шапорев Александр Александрович, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Российская Федерация, [email protected]

Information about the authors

Shaporev Alexander Alexandrovich, adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russian Federation, [email protected]

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Information about competitive interests:

The authors declare that they have no conflict of interest

Статья поступила в редакцию: 9.10.2024, одобрена после рецензирования: 16.10.2024, принята к публикации: 23.10.2024

The article was submitted: 9.10.2024; approved after reviewing: 16.10.2024; accepted for publication: 23.10.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.