Научная статья на тему 'Педагогическая специфика занятий фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе'

Педагогическая специфика занятий фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / УРОК ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ / LESSON OF PIANO ENSEMBLE / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN'S MUSICAL SCHOOL / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / MODERN MUSICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE / ОПТИМИЗАЦИЯ УРОКА / OPTIMIZATION OF LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются важнейшие аспекты методики организации и проведения занятий фортепианным ансамблем. На основании обстоятельного анализа современной музыкально-педагогической практики автор обращает внимание на важнейшие вопросы, связанные с оптимизацией урока фортепианного ансамбля в детской музыкальной школеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the major aspects of a technique of the organization and carrying out of employment by piano ensemble are considered. On the basis of the detailed analysis modern musical-pedagogical practice the author pays attention to the major questions connected with optimization of a lesson of piano ensemble at children's musical school

Текст научной работы на тему «Педагогическая специфика занятий фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе»

2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993.

3. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: [учебное пособие для студ. высших учеб. заведений] / Е. В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Николаева А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. И. Николаева. - М., 2004.

5. См.: Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. -М: ВЛАДОС, 2000. - С. 135-136; Критская Е. Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки / Е. Д. Критская // Теория и методика музыкального образования детей: [научно-методическое пособие] / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 112; Усачева О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Усачева. - М., 2006. - 174 с.

6. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников / Л. В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей: [научно-методическое пособие] / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 1998.

О. В. Мартынова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются важнейшие аспекты методики организации и проведения занятий фортепианным ансамблем. На основании обстоятельного анализа современной музыкально-педагогической практики автор обращает внимание на важнейшие вопросы, связанные с оптимизацией урока фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, урок фортепианного ансамбля; детская музыкальная школа; современная музыкально-педагогическая практика; оптимизация урока.

In the article the major aspects of a technique of the organization and carrying out of employment by piano ensemble are considered. On the basis of the detailed analysis modern musical-pedagogical practice the author pays attention to the major questions connected with optimization of a lesson of piano ensemble at children's musical school. Keywords: liberal education, lesson of piano ensemble; children's musical school; modern musical-pedagogical practice; optimization of lesson.

В контексте современной музыкально-педагогической мысли, где на первый план выдвигается развитие личности учащихся, важна педагогическая установка на подготовку музыканта, владеющего не одним-двумя, а целым спектром творческих умений и навыков (исполнительских, композиторских, теоретических). На сегодняшний день даже в рамках исполнительской области прослеживается смещение акцента на одну форму занятий - преимущественно сольным исполнительством. Такая замкнутость на одной из форм проведения занятий приводит к определенной узконаправ-ленности и обедненности педагогического процесса. Однако, как нам кажется, активно вовлекать ребенка в разнообразные виды музыкальной деятельности необходимо начинать уже в начале обучения музыке. Это актуально как для обучения и воспитания музыканта-профессионала, так и для учащихся, получающих общее музыкальное развитие. В связи с этим направленность на всестороннее развитие учащихся, на постижение искусства звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие должна определять методику работы детских музыкальных школ (ДМШ).

Музыкально-исполнительская деятельность делится на индивидуальную -

сольное исполнительство и коллективную (совместную) — ансамблевое исполнительство. Методике организации занятий сольным исполнительством в определенной мере уделялось внимание в научно-методической литературе (хотя и здесь необходимо расширять научно-теоретическую базу, пополнять ее новыми фактами на основе пристального изучения), в то время как методика организации и проведения ансамблевых занятий имеет в своей основе почти исключительно эмпирическую природу, без каких-либо серьезных и системных знаний теоретического характера. Особенно это касается преподавания ансамбля в ДМШ.

Обращение к данной проблеме сегодня приобретает особую актуальность в свете поиска новых форм и методов воздействия на динамику развития творческого потенциала личности. Согласно опросу педагогов, проведенному в рамках поиска новых путей развития креативности и творческого самовыражения учащихся фортепианных классов детских музыкальных школ, преимущественно возобладала точка зрения об огромной пользе проведения занятий ансамблевым исполнительством. Причем важно отметить, что большинство педагогов видят перспективу данного вида работы именно в системной и планомерной организации ансамблевой деятельности учащихся. На сегодняшний день имеются отдельные практические рекомендации по ведению ансамблевых занятий в средних и высших учебных заведениях (там эта проблематика имеет несколько более широкое освещение). Методика организации и проведения ансамблевых занятий с детьми и подростками в ДМШ на данный момент практически не разработана.

Наиболее актуальной проблема игры в ансамбле является для учащихся фортепианных классов, поскольку ученики других инструментальных классов имеют опыт игры в различных ансамблях или в оркестре (в своей основе имеющем ансамблевую природу). Кроме того, музыканты других специальностей играют с концертмейстерами, что также дает им некоторое понимание ансамблевых закономерностей. Учащиеся-пианисты, в большинстве случаев, сосредоточены на индивидуальном исполнительстве и обращаются к ансамблю гораздо реже, чем другие инструменталисты. Именно поэтому речь пойдет в первую очередь об ансамблевом развитии учащихся-пианистов на занятиях фортепианным ансамблем.

Фортепианный ансамбль — явление уникальное. Сам по себе инструмент фортепиано — исключительный инструмент, обладающий невероятными возможностями. С помощью фортепиано можно передать почти всю музыку, которая существует в мировом музыкальном пространстве. Г. Г. Нейгауз, высказываясь о возможностях фортепиано, говорил, что рояль «самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охватывает самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы. Ведь на нем, кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыки, созданной "лично для него", можно исполнять все, что называется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных построений» (3, с. 73). Фортепианный ансамбль еще более расширяет и обогащает исполнительские и художественные возможности фортепиано. Благодаря фортепианному ансамблю можно познакомиться практически со всей мировой музыкальной литературой.

Приобщать детей к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли — вот только некоторые из тех важнейших задач, которые стоят перед педагогами в деле воспитания подрастающего поколения. Фортепианный ансамбль как нельзя лучше способствует возникновению потребности в общении с лучшими произведениями музыкального мира. Одним из

музыкально-дидактических принципов, нацеленных на достижение максимально развивающего эффекта в обучении, разработанных в трудах Г. М. Цыпина, является «увеличение объема используемого в учебно-образовательной практике материала, расширение репертуара обучающихся в музыкально-исполнительских классах за счет обращения к возможно большему количеству произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений» (4, с. 344). Этот принцип в полной мере может быть реализован на уроках фортепианного ансамбля.

Урок фортепианного ансамбля — это урок, потенциально несущий в себе неисчерпаемые возможности познания существующей музыкальной действительности. С педагогической точки зрения занятия фортепианным ансамблем приносят огромную пользу в деле воспитания профессиональных и личностных качеств учащихся. И здесь встают вопросы, связанные с наиболее рациональным построением урока; урока, отвечающего современным требованиям ведения педагогического процесса. На первый план выдвигаются факторы, обеспечивающие эффективность урока, его педагогическую целесообразность, оптимальность всех его дидактических и структурных компонентов.

В свете современных тенденций развития музыкально-педагогической действительности идея оптимизации учебно-воспитательного процесса является одной из ведущих. Согласно теории оптимизации, разработанной в общей педагогике в трудах Ю. К. Бабанского, «оптимизация предполагает наиболее эффективное (оптимальное) функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения и воспитания, а также особенностей данного класса и отдельных учеников» (1, с. 12). Таким образом, оптимизацию можно трактовать как одно из важнейших требований к современному уроку или к системе уроков.

Урок фортепианного ансамбля в ДМШ призван решать следующие задачи обучения, воспитания и развития учащихся: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие его творческих способностей, творческой инициативы и творческой активности; раскрытие индивидуальных творческих качеств личности; возможность творческого роста на основе ансамблевых занятий; активное привлечение детей к музыке, обогащение и развитие их музыкальных впечатлений; формирование и развитие навыков восприятия и исполнения музыки в процессе активного вовлечения в сферу ансамблевой деятельности; возможность собственными силами внести вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру; формирование музыкально-художественного сознания учащихся: музыкальной культуры, кругозора, интересов, установок, вкусов, идеалов, потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей в процессе ансамблевой работы; привитие любви и интереса к различным музыкальным явлениям и достижениям в сфере искусства и культуры; формирование и совершенствование пианистической базы, исполнительских умений и навыков на основе ансамблевого исполнительства; решение коммуникативных и социально-педагогических задач (формирование музыкально-общественной активности, реализация в социуме на основе творческого общения и творческих контактов); возможность самоопределения, саморазвития и самореализации через ансамблевую деятельность; развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности; развитие ансамблевых умений и навыков; формирование чувства ответственности, чувства долга, дисциплины и организованности; воспитание личностных качеств; развитие самостоятельности; развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности учащихся на основе совместной музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыкально-исполнительской деятельности в процессе ансамбле-

вых занятий; просветительские задачи (при грамотном ведении репертуарной политики за счет обращения к возможно большему количеству произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений); формирование чувства стиля; освоение музыкального языка и принципов музыкального мышления различных исторических эпох и направлений; эстрадно-сценическое самовыражение учащихся в ансамблевом исполнительстве; формирование основ коммуникативной культуры учащихся, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия на основе совместной музыкальной деятельности. Решить поставленные задачи возможно благодаря системно организованной, четко спланированной и методически выстроенной ансамблевой работе.

В практике преподавания ДМШ следует отметить один из негативных моментов, отрицательно влияющих на перспективные возможности проведения фортепианно-ансамблевой работы. Урок фортепианного ансамбля в ДМШ зачастую рассматривается педагогами как вспомогательная форма работы, в которой применяются методы, проецируемые с формы занятий сольным фортепианным исполнительством, не учитывающие специфику ансамблевой игры. По линии организации и проведения урока фортепианного ансамбля, со стороны педагога обнаруживается недостаточное внимание к процессу теоретического осмысления, учету важнейших факторов, лежащих в основе занятий фортепианно-ансамблевым исполнительством, обусловленных спецификой игры в ансамбле. В то же время именно в условиях занятий в ДМШ на первоначальной ступени музыкального образования закладываются те основы, тот фундамент, на котором в дальнейшем выстраивается здание профессионального музыкального образования и воспитывается музыкальная культура учащихся, и важнейшую роль в этом процессе играет ансамблевое исполнительство.

В нашей концепции построения и организации урока фортепианного ансамбля в ДМШ мы обращаем внимание на следующие факторы: правильный подбор участников ансамбля; создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы на занятиях; развитие ансамблевых умений и навыков; привитие навыков общения, взаимодействия участникам ансамбля; воспитание в учащихся умения работать в ансамбле (находить верное художественное решение, адекватное композиторскому замыслу, в процессе совместной работы; создавать общий исполнительский замысел и определять в соответствии с ним исполнительские функции каждой партии; уметь находить совместное решение, направленное на создание художественной концепции музыкального произведения); воспитание в учащихся умения целесообразно проводить самостоятельные репетиции; комплексное планирование обучающих, воспитательных и развивающих задач для каждого ансамбля; составление репертуарного плана для каждого ансамбля, учитывающего вышеуказанный спектр задач, широко охватывающего горизонты музыкальной Вселенной, объединяющего произведения различных исторических эпох, направлений, стилей.

Согласно высказыванию известных дидактов И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, «урок — это педагогическое произведение» (5, с. 10). Выдающийся ученый-музыковед Л. А. Баренбойм писал о том, что сама атмосфера в классе и форма проведения урока зависят от педагога. «У одного педагога урок скучен и безлик, у другого -приносит ребенку радость; у одного - целенаправлен, у другого - лишен системы и логики...» (2, с. 12).

Среди вопросов, акцентируемых нами в связи с построением урока фортепианного ансамбля, мы выделяем следующие вопросы:

1) вопросы к содержанию урока (необходимо сделать урок насыщенным, емким с точки зрения содержания);

2) вопросы к построению урока, к форме урока (структура, тип урока) (необхо-

димо сделать урок разнообразным с точки зрения формы);

3) эмоциональная наполненность урока (важно сделать урок интересным, увлекательным, ярким; каждый урок должен быть событием в жизни ученика и педагога);

4) целесообразность, продуктивность урока (урок должен быть целесообразным, продуктивным; результаты урока определяют как эффективность урока в целом, так и эффективность отдельных его частей).

Понимание урока фортепианного ансамбля как целостного явления, в котором в сложном взаимодействии функционируют основные элементы учебно-воспитательного процесса - такие, как цели, задачи, содержание, средства, методы, организация, ведет к всестороннему его исследованию на основании глубокого анализа музыкально-педагогической действительности. Поиск оптимальных форм построения и организации урока фортепианного ансамбля позволит выработать творческий подход к обучению и воспитанию на фортепианно-ансамблевых занятиях, избежать шаблонного, трафаретного и стандартизированного построения уроков, создать наиболее благоприятные возможности для ансамблевого развития учащихся в детской музыкальной школе.

Примечания

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса: в вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Рад. школа, 1983. - 287 с.

2. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Исследование / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

3. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. -6-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 1999. - 232 с.

4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений] / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

5. Требования к современному уроку: метод. указания / сост. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. - М.: МГОНО, МГИУУ, 1969. - 15 с.

Носири Мукаддам Тахере

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ

В статье рассматриваются необходимые условия для школы, которые способствуют полноценному нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников. Также в статье приводится ряд целевых критерий структуры воспитательного процесса, которые представляют собой совокупность определенных задач, на решение которых направлен весь процесс. Доказано, что именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность. Ключевые слова: образование в сфере культуры, нравственное воспитание, младшие школьники, целевые критерии структуры воспитательного процесса.

In article necessary conditions for school which promote high-grade moral-patriotic education of younger schoolboys are considered. Also in article a number target criterion of structure of educational process which represent set of certain problems on which decision all process is directed is resulted. What in process purposefully организуемой activity, is formed in the person the major, defining it as the developed person requirement is proved. Keyword: liberal education, high-grade moral-patriotic education, younger schoolboys, target criterion of structure of educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.