УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ Л.В. Ковтуненко
В статье предложено определение ресоциализации как процесса взаимодействия личности правонарушителя с социальной средой с целью вторичного усвоения принятых в обществе норм и ценностей под воздействием комплекса факторов (социальных, психологических, правовых); потенциалом ресоциализации выступает комплекс взаимосвязанных характеристик: педагогическая среда исправительного учреждения, психологические особенности и социально-криминологические данные личности правонарушителя
Ключевые слова: социализация, ресоциализация, несовершеннолетний правонарушитель, педагогическая среда воспитательной колонии
Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей является неотъемлемой частью профилактики противоправного поведения подростков.
Само понятие «ресоциализация» основывается на признании социальной обусловленности преступного поведения, хотя и характеризуется своей неоднозначностью: используется различными социально-гуманитарными науками
(юриспруденцией, социальной психологией, педагогикой, социологией) наряду с терминами «социализация» и «десоциализация»). При этом смысловое наполнение термина имеет заметные отличия.
Приставка ре- в переводе с латинского может иметь несколько значений:
а) возобновление или повторение какого-либо действия, в этом смысле ресоциализация может пониматься как повторная социализация;
б) противоположное действие или противодействие, тогда ресоциализацию можно рассматривать как «усвоение ценностей и норм, противоположных тем, что были усвоены ранее» [1, с. 153].
В психологии термин «ресоциализация» впервые был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения. Педагогическая психология раскрывает
закономерности целенаправленной педагогической деятельности по ресоциализации, опираясь на междисциплинарный анализ процесса
социализации, определяя, как и в какие возрастные периоды возникает наибольшая вероятность деформации и нарушения социального развития.
Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением, дает ответы на вопросы, как в процессе взаимодействия происходит усвоение
Ковтуненко Любовь Васильевна - Воронежский институт ФСИН России, канд. пед. наук, доцент, тел. 8-908-134-1252, e-mail: [email protected]
социального опыта, интериоризация, перевод внешних групповых норм и социальных ценностей в систему внутренней регуляции. Сегодня в социальной психологии этот термин понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса - как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха. Социологи предлагают рассматривать ресоциализацию как одну из сторон взрослого этапа социализации. При этом отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за этим этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
В социальной и культурной антропологии трактовка термина «ресоциализация» близка по содержанию к термину «адаптация».
Ресоциализация рассматривается как процесс освоения новой социокультурной среды, предполагающий интеграцию в систему общественных отношений, чувство эмоционального комфорта субъекта, удовлетворенность его своим материальным положением.
Наиболее широкое освещение ресоциализация получила в юридической литературе. В юридических науках ресоциализация понимается как процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. Вопросы социализации, десоциализации и ресоциализации, активно разрабатываются криминологами, юристами, в частности в работах Ю. М. Антоняна, В. Н. Кудрявцева, Н. А. Стручкова, А. Р. Ратинова, А. М. Яковлева и других.
Если социализацией называют процесс, в результате которого происходит усвоение и интериоризация знаний, норм и ценностей, принятых в данной культуре и дающих возможность адекватно существовать в социальной среде (И.С. Кон, Л.Н. Митрохин, Б.Д. Парыгин и др.), то под ресоциализацией понимается возобновление или повторность действия и противодействие асоциальной деградации личности. Большинством исследователей признано, что ресоциализация - это «восстановление ранее нарушенных социальных
качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе» [7, с.26].
В педагогике интерес к проблеме социализации наметился в русле социальной педагогики [6], и только потом в возрастной и педагогической педагогике.
Под понятием «социализация» первоначально понимался процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду.
По определению Л. С. Выготского,
социализация есть «процесс врастания в человеческую культуру», который осуществляется в результате целенаправленных воспитательных усилий, осуществляемых семьей, учебновоспитательными учреждениями, а также в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном отношении индивида к нормам и ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей» [5].
Б.Г. Ананьев выделял совокупно действующие факторы формирования личности:
наследственность, влияние среды, воспитание в широком и узком смысле слова, собственную практическую деятельность человека. При этом наследственные, врожденные, индивидные свойства, по мнению ученого, выступают как предпосылки формирования личности, в то время как социальные факторы играют решающую роль в усвоении индивидом социального опыта, в его социализации. [2, с.145 -167].
И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [8, с. 22]. Близкое к этому определение социализации дает Б.Д. Парыгин: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [10, с. 21-26].
Позднее в определение понятия «социализация» были внесены существенные поправки.
Б.Ф. Ломов определяет сущность социализации как комплекс двух взаимосвязанных, взаимообусловленных процессов: «С одной
стороны, личность все более включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации» [9, с.329-333].
Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3, с.276-392].
Педагогическая наука до недавнего времени не уделяла проблеме ресоциализации
несовершеннолетних осужденных должного внимания, считая гораздо более важным выявить наиболее эффективные формы и методы целенаправленного формирования личности, ее воспитания или исправления.
Ресоциализация в педагогике понимается как целенаправленная, комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на преодоление у социально-неадаптивной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности.
Идеология концепции ресоциализации правонарушителей сформировалась в 60-80-е годы XX века под влиянием западно-европейской доктрины «новой социальной защиты» (основатель Марк Ансель), а также воззрений американских мыслителей-гуманистов Р. Кларка, Дж. Митфорда и интернационального движения за гуманизацию условий отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Данная концепция в качестве первоочередной цели наказания предусматривает социальную реабилитацию преступников в период изоляции от общества и социальную адаптацию в постпенитенциарный период, а также применение разнообразных средств воздействия на них (социально-криминологических, медицинских, психолого-педагогических, психиатрических,
религиозных и т.д.), поскольку поведение человека обусловливается множеством объективных и субъективных факторов, прежде всего влиянием социальной среды. Но главным условием социальной реабилитации и реализации всех средств исправления преступников ее представители считают «гуманную среду обитания» [11, с. 13-17].
Обязательным требованием международного сообщества к социальной реабилитации является требование незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ресоциализации: «... с самого начала отбывания срока заключения, - гласит ст.80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, - следует думать о будущем,
которое ждет заключенного после его освобождения».
Проанализировав и обобщив опыт изучения и практического осуществления ресоциализации несовершеннолетних в США и Великобритании, в качестве ведущих тенденций современной стратегии социализации несовершеннолетних делинквентов можно выделить: преобладание превентивной
политики, учитывающей особенности этнической культуры страны; оптимальное сочетание
государственного и общественного начал в ресоциализационной деятельности; превращение законодательства в эффективный инструмент социально-правовой защиты детства; разработку и осуществление мер противодействия делинквентной активности несовершеннолетних. Под
ресоциализацией (на западе рассматривается как вторичная социализация) делинквентного поведения несовершеннолетних понимается относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер.
В рамках пенитенциарной системы на Западе ресоциализация несовершеннолетних
осуществляется с помощью мер, которые позволяют воздействовать не на последствия правонарушения, а на его предпосылки:
1) консультирование с целью определения психологических и социально-педагогических проблем несовершеннолетнего (включая причины, мотивы преступной деятельности), и последующая разработка программ помощи для решения этих проблем;
2) образование с целью общеобразовательной подготовки несовершеннолетнего и возможности повлиять на его установки, ценностные ориентации и поведение;
3) профессионально-ориентированное обучение и подготовка.
Российские системы ресоциализации осужденных так же, как и западные делились на репрессивное и исправительное направления, которые, исторически сменяя друг друга, всегда находились в состоянии взаимного спора и научной дискуссии, так как опирались на противоположные философские представления, нравственные принципы и теоретико-методологические платформы.
Становление идей ресоциализации в России связано с именами выдающихся прогрессивных педагогов-практиков середины XIX века А.Я. Герда (организовавшего в Петербурге первую в России колонию для несовершеннолетних осужденных (1841-1848)), А. С. Макаренко.
Концепция исправления подростков А.Я. Г ерда строилась на принципах гуманизма и любви к детям, педагогического оптимизма, уважения к личности несовершеннолетнего, сотрудничества педагогов и воспитанников и др. [4, с. 195-196].
Опыт А.С. Макаренко позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний в масштабах Украины. Он выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима, упразднив в колониях для несовершеннолетних карцеры и внутреннюю охрану. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с
производительным трудом. Ядро его учения -теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Макаренко разработал вопросы организации коллектива, методы воспитания; определил основные направления воспитания.
Значительный вклад в развитие представлений о ресоциализации внесли исследования Н. М. Ядринцева, И. Е. Фойницкого, Н. С. Таганцева, С. П. Мокрицкого, В. М. Бехтерева, М. Н. Гернета, А.Ф. Остроградского.
Вместе с тем, следует отметить, что проблема ресоциализации несовершеннолетних
правонарушителей в педагогике остается до сегодняшнего дня практически неразработанной. Анализ же отдельных ее аспектов, не дает полного представления о сущности ресоциализации как комплексном и целенаправленном процессе.
Следует заметить, что у ряда ведущих специалистов УИС термин «ресоциализация» до недавнего времени вызывал негативное отношение. В качестве основного аргумента приводилось уже имеющееся наличие понятия «социализация». Однако, считаем, что социализация осужденного как личности уже происходила в процессе его становления, но имела в силу субъективных и объективных причин извращенные формы, поэтому осужденный нуждается в повторной попытке возращения в общество, и термин «ресоциализация» точнее и полнее отражает этот процесс.
В своем исследовании под ресоциализацией мы понимаем социально организованный и контролируемый процесс целенаправленного педагогического воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его социальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения,
обеспечивающих в итоге устойчивость социализации личности. Ресоциализация
осужденных - длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психологопедагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества.
Особого внимания в связи с этим требуют несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, эффективное воздействие на поведение которых требует перестройки методов и форм работы с ними в воспитательной колонии (далее -ВК). На наш взгляд, эти изменения должны проводиться в направлении гуманизации условий отбывания наказания; педагогизации среды колонии; оптимизации деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних осужденных.
В современном российском обществе ресоциализация осужденных как социально-правовой процесс востребован реалиями жизни, приобретает актуальный характер, становясь
критерием оценки цивилизованности страны и эффективной реализации функций управления государством.
В условиях реформирования уголовноисполнительной системы идея ресоциализации осужденных становится ведущей. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменена такая мера взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в исправительных учреждениях введены должности психологов. Однако сложность проблем, стоящих перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.
Для объективного освещения характера процесса ресоциализации следует определить его задачи, к которым могут быть отнесены: повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях, нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести также осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания.
Ресоциализация реализуется одновременно и с помощью специального комплекса профилактики -воспитательных, коррекционно-терапевтических и контролирующих мер, осуществляемых различными социальными институтами.
Ресоциализация осужденного основана на изменении его личности, при которой у нее возникает ценностная ориентация на нормативное поведение и реализацию способов и средств, воспрепятствующих допущению рецидива.
Таким образом, ресоциализация определяет основные направления деятельности
исправительных учреждений. Она предполагает
усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества. Это поможет осужденному после освобождения, особенно в первые месяцы, более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основой для восстановления
соответствующего объема функций
законопослушного члена общества. В то же время ресоциализация предъявляет конкретные
требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания, которая на протяжении
многих лет мирилась с существующими в местах лишения свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического процесса.
Литература
1. Азаров Ю.П. Диалог / Ю.П. Азаров // Новый мир. - 1978.
2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. - Л., 1971.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический
энциклопедический словарь. - М., 2002.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М: Педагогика-Пресс, 1996.
6. Гурова Р.Г. Социологические проблемы
воспитания / Р.Г. Гурова. - М., 1981.
7. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных
несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и
криминологические аспекты : дисс. ...к. ю.н. / Ю.В. Жулева - Рязань, 2000.
8. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. -С. 329-333.
10. Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука / Б.Г. Парыгин. - Л.: Лениздат, 1967. - С. 124.
11. Чакубаш Ю.В. Социально-педагогические
основы деятельности пенитенциарной системы США. Автореф. диссерт. канд. юрид. наук / Ю.В. Чакубаш. - М., 1993. - С.13-17
Воронежский институт ФСИН России
PEDAGOGICAL RESOCIALIZATION OF MINORS: ACTUAL CONTEXT OF RESEARCH L.V. Kovtunenko
In the paper resocialization definition as process of interaction of the identity of the offender with the social environment for the purpose of secondary assimilation accepted in the society of norms and values under the influence of a complex of factors (social, psychological, legal) is offered; as potential of resocialization the complex of the interconnected characteristics acts: pedagogical environment of correctional facility, psychological features and social and criminological these persons of the offender
Key words: socialization, resocialization, minor offender, pedagogical environment of an educational colony