Научная статья на тему 'Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие'

Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2157
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ / РЕФЛЕКСИЯ В ФИЛОСОФИИ / AS REFLEXION AND CRITICAL THINKING / REFLEXIVE PROCESS / TEACHING REFLEXION / PEDAGOGICAL REFLEXION / REFLEXION IN PSYCHOLOGY / REFLEXION IN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расковалова Ольга Сергеевна

Данная статья раскрывает понятие рефлексия как междисциплинарное понятие. Анализируются понятия "рефлексия", "критическое мышление", "рефлексивный процесс", "обучение рефлексии", "педагогическая рефлексия", "рефлексия в психологии", "рефлексия в философии". Обнаружены и раскрыты цели и задачи рефлексивного обучения, которые достигаются на основе использования методик обучающих рефлексии в образовательном процессе на базе учебных занятий образовательного учреждения, а также на базе внеклассных мероприятий. Проведена и апробирована авторская методика их использования. Проведен эксперимент с использованием указанных методик: анкетирование, опросы, внеклассные дискуссии. В заключении представлены результаты, где показана эффективность выбранных методик в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical reflection as an interdisciplinary concept

The present article reveals the notion of reflexion as an interdisciplinary factor. Such notions as reflexion and critical thinking, reflexive process, teaching reflexion, pedagogical reflexion, reflexion in psychology, reflexion in philosophy were analysed. The targets and objectives of reflexive studying that are achieved on the basis of the reflextion teaching approaches during the process of studying with the help of class lessons and extra-curricular activities was discovered and revealed. The author's methodology of their use was performed and tested. The experiment was performed with the use of the following methods: questioning, surveys, extra-curricular discussions. In conclusion, the efficiency of the chosen methods and their influence in studying was demonstrated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие»

В заключение, высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура - направлены на приоритетное совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, что закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.

Вузам и кафедрам физического воспитания предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний учебного заведения, контингента студентов, преподавателей,тренеров, климатических и географических условий.

Представляется важным использовать результаты настоящей работы как рекомендации для кафедр физического воспитания экономических вузов по формированию образовательных компетенций у студентов специальности маркетинга посредством физической культуры с использованием спортивной борьбы дзюдо.

Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно важно и значимо.

Примечания:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2010. - 656 с.

2. Приказ Минобразования России от 1 декабря 1999г. №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования"

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И., Физическая культура работников умственного труда. - М., 1987.

4. Официальный сайт о дзюдо Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа, http://www.judo.ru/ свободный. - Загл. с экрана.

5. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/. Дзюдо, свободный. - Загл. с экрана.

6. Сайт о дзюдо (англоязычный) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.judoinfo.com, свободный. - Загл. с экрана.

7. Селицкий К.Ю., Философия дзюдо [Электронная версия книги]. - Режим доступа: http://www. masters, donntu. org/2009/fem/seMckü/ind/ index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

8. Введение в теорию маркетинга : учебное пособие / В.И. Дорошев. - М. : Инфра-М, 2009.

9. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М., 1978. Ю.Евсеев Ю.И. Физическая культура : учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.

11. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. -М.,1993.

12.Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики : материалы Региональной межвузовской научно-практической конференции. - Рос-тов-н/Д., 1995.

СО

1-Н

О си

Q-<

СО си

kj^ Г Ё

73

PEDAGOGICAL REFLECTION AS AN INTERDISCIPLINARY CONCEPT

Raskovalova Olga Sergeevna, Postgraduate student, Department of Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The present article reveáis the notion of reflexion as an interdisciplinary factor. Such notions as reflexion and critical thinking, reflexive process, teaching reflexion, pedagogical reflexion, reflexion in psychology, reflexion in philosophy were analysed. The targets and objectives of reflexive studying that are achieved on the basis of the refiextion teaching approaches during the process of studying with the help of class lessons and extra-curricular activities was discovered and revealed. The author's methodology of their use was performed and tested. The experiment was performed with the use of the following methods: questioning, surveys, extra-curricular discussions, in conclusion, the efficiency of the chosen methods and their influence in studying was demonstrated.

Keywords: as reflexion and critical thinking; reflexive process; teaching reflexion; pedagogical reflexion; reflexion in psychology; reflexion in philosophy.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ УДК 37.02

КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОНЯТИЕ ВАК РФ 13.00.01

Данная статья раскрывает понятие рефлексия как междисциплинарное поня- @ Расковалова О.С., 2018 тие. Анализируются понятия "рефлексия", "критическое мышление", "рефлексивный процесс" "обучение рефлексии" "педагогическая рефлексия", "рефлексия в психологии" "рефлексия в философии". Обнаружены и раскрыты цели и задачи рефлексивного обучения, которые достигаются на основе использования методик обучающих рефлексии в образовательном процессе на базе учебных занятий образовательного учреждения, а также на базе внеклассных ме-

ЪС

UJ

u

UJ

< a.

UJ

74

РАСКОВАЛОВА Ольга Сергеевна, аспирант, кафедра Педагогики, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск [email protected]

роприятий. Проведена и апробирована авторская методика их использования. Проведен эксперимент с использованием указанных методик: анкетирование, опросы, внеклассные дискуссии. В заключении представлены результаты, где показана эффективность выбранных методик в образовательном процессе.

Ключевые слова: рефлексия; критическое мышление; рефлексивный процесс; обучение рефлексии; педагогическая рефлексия; рефлексия в психологии; рефлексия в философии.

I

Современные педагоги все больше стремятся к повышению успеваемости в своих дисциплинах, используя современные научные достижения в области педагогики и психологии. В качестве важного инструмента в руках "думающего учителя", анализирующего как свой, так и опыт своих учащихся, по словам A.A. Бизяевой, является, конечно, рефлексия. Современные исследования делают попытку исследовать данное понятие как важный элемент на пути научного познания. Рефлексия рассматривается с точки зрения таких дисциплин, как философия, психология и педагогика. Актуальность исследования обусловлена повышением интереса к методикам, помогающим развивать рефлексивные навыки, способствующие развитию умения эффективно осваивать новую информацию и получать опыт, необходимый для его личностной и профессиональной деятельности.

В "Словаре иностранных слов для школьников и студентов" Е. Грубер можно найти следующее определение рефлексии: "[лат. reflexio - отражение] размышление, полное сомнений и противоречий; анализ собственных мыслей и переживаний". [2,442].

Рефлексия впервые была упомянута древними философами и была использована для описания процесса осознания человеком, прежде всего самого себя. В данном толковании рефлексия уже приобретает оттенок критичного мышления, так как помимо познания себя учит осознанию своего незнания в некоторых областях и учит подвергать сомнению свои знания. Рефлексия определялась как важный инструмент самопознания еще во времена древних философов. "Я знаю, что ничего не знаю" и "Познай самого себя", как говорил Сократ, указывая на важность исследования собственных мыслей и жизненного опыта так же, как и обнаружение собственной ограниченности мышления. Таким образом, формируя рефлексивный процесс в сознании, который должен помочь личности выйти за пределы своего мышления для обнаружения своих истинных целей и достижения духовного развития. [9,13-23]

Здесь же автор приводит описание рефлексии, по Дж Локку, который описывает опыт человека как подразделяемый на внешний и внутренний. Таким образом, один из них можно отнести к рефлексии, а другой к личным ощущениям человека. Дж. Локк считал, что рефлексия только частично способствует изучению своих мыслей, в первую очередь этому помогает исследование своих ощущений, которые включают в себя сомнения, переживания, веру, наблюдения. В то время как рефлексию он описывал как наблюдение за деятельностью, которое позволяет изучить эту деятельность и сформировать в разуме новые идеи. [9,13-23].

Козырева Т. В. в статье "Понятие рефлексии в истории и философии" приводит представление о рефлексии в Средние века на примере Августина Блаженного, который считал, что самым достоверным знанием человека является знание о собственном бытии и сознании. Таким образом, чем глубже человек познает и исследует

свое собственное сознание, тем ближе он становится к Богу и достигает истины. В этом процессе разум человека преображается и будучи ведомым ортодоксальной верой, как обязательным условием.

Здесь же автор приводит описание рефлексии по Декарту, который предлагал ставить все под сомнение. Таким образом, единственное, что не могло быть поставлено под сомнение, это сам факт собственного мыслительного процесса вто время, как все остальное стоило воспринимать как менее недостоверное, начав прежде всего со своих чувств, так как они обманывают прежде всего. [3,75-85]

Чтобы привести пример исследования рефлексии в области психологии, можно привести следующую характеристику рефлексивного процесса. В статье "Способы формирования рефлексии" К. А. Вартазарян в журнале "Известия РГПУ им. А.И. Герцена" приводит следующие этапы развертывания рефлексивного процесса по Степанову и Семенову для субъекта, столкнувшегося с проблемной ситуацией, опыт решения которой у него отсутствует:

1. "Актуализация. Вхождение субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию.

2. Апробирование различных стереотипов, личного опыта и шаблонов действия.

3. Осознание несостоятельности имеющегося опыта в контексте обнаруженных противоречий.

4. Переосмысление. Осмысление проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней". [1,364-367]. Таким образом, приобретение нового опыта через осознание и деятельность способствует переоценке конфликтной ситуации и поиску новых путей для ее решения, так же ведет к переосмыслению собственных ресурсов и навыков решения подобной проблемы.

Е. Н. Рябышева в статье "Рефлексия как предмет исследования в отечественной Психологии" приводит в пример исследование И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова "Наиболее развернутая классификация рефлексивных процессов и феноменов, учитывающая большинство основных подходов к их изучению, была предложена И.Н. Степановым и С.Ю. Семеновым. С точки зрения авторов целью рефлексивной деятельности является не получение максимально исчерпывающей и объективированной информации, а создание "рефлексивного зеркала" для участников исследования с тем, чтобы наиболее полно осмыслить и переосмыслить эк-зистенциональную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворческих отношений с ней. [6,17-19.]

Считается, что понятие рефлексии появилось в педагогике сравнительно недавно. В диссертации "Педагогическая рефлексия: теория и технология развития" И.А. Стеценко харак-теризирует рефлексию как термин, который относительно недавно появился в педагогике. Так же автор указывает, что сам термин "педагогическая рефлексия" был введен Б.З. Вульфо-вым и В.Н. Харькиным. Они определяли его как взаимосвязь собственного восприятия педагога своей личности, своих возможностей с требованиями и общепризнанными характеристиками профессии преподавателя. [7, 84]

Навыки рефлексии являются крайне важным аспектом развития каждого человека, а так же способны оказывать значительное влияние на процесс обучения. В методическом пособии Ушевой "Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся", можно встретить следующее описание этих навыков на основе исследования Г.П. Щедровицкого, которые нужны каждому человеку для осуществления практической деятельности.

- кооперативные - умение работать в группе, умение организовывать деятельность пошагово, а также согласовывать достижения с целями;

- интеллектуальные - умение прогнозировать правильность выбранного плана, умение оценивать свои позиции;

- личностные - способность к самоанализу, анализу собственного поведения, допущенных ошибок;

- коммуникативные - умение проявлять эмпатию, встать на место другого, понимание причин действий другого человека в процессе общения [8, 7].

Навыки рефлексии, то есть умения обдумывать свой опыт и анализировать себя самого считаются заложенными в личности каждого человека в той или иной степени. Но для более эффективного и по возможности полного их применения, в педагогике были введены и позже нашли свое применение различные методы развития рефлексивных навыков.

В статье "Рефлексивные методы" И. В. Муш-тавинская приводит пример методики зарубежных исследователей направленной на развитие критического мышления, которая позже получила распространение и в России. Технология, авторами которой являются Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, появилась в российском образовании в 1997 году. Изначально проект был создан для развития критического мышления с помощью навыков чтения и письма. Позже, представленный российским ученым,

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

76

он был адаптирован под потребности российской педагогики. Была дополнена практическая часть проекта новыми приемами и в результате получила название "Технология развития критического мышления". Ее этапы соответствуют когнитивной деятельности человека, соответственно считаются логическими.

В данной системе выделяется следование трем фазам: вызов, осмысление и рефлексия так же важными условиями является активное участие участников проекта, разнообразные высказывания в процессе урока, возможность поднять противоречивые темы. Таким образом, на стадии вызова выделяется тема, которую интересно обсудить и вопросы, на которые необходимо получить ответы.

На второй стадии выдаются новые знания, но они должны быть основаны на задачах, поставленных в стадии вызова, то есть соответствовать личным запросам и потребностям учащихся, с которыми они определились на первой стадии.

На стадии рефлексии предполагается развитие критического мышления, то есть осознание учащимися своего нового опыта, появляется возможность оценить важность новых знаний и рассмотреть собственный прогресс по теме изучаемого предмета в процессе дискуссии или анкетирования. [5,146-151.]

Таким образом, развитие критического мышления неразрывно связано с развитием рефлексивных умений, так как развитие критического мышления способствует анализу своих действий, приобретенных знаний в процессе занятия, а так же учит оценивать свою работу самостоятельно. Что в результате развивает навыки, необходимые для более эффективного восприятия нового материала, а так же адекватной самооценки.

В.В. Марико, Е.Е. Михайлова в статье "Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития" выделяют следующие этапы успешности рефлексивных действий, отражающие этапы развития рефлексивной компетенции:

Первый этап представляет собой создание образа предмета изучения, выделение его отдельных частей как блоков информации, определение понятий, связанных с этим предметом, анализ затруднений, который возможно появится или уже был выявлен в процессе освоения предмета изучения, поиск путей решения возникающих проблем, определения успешности решения проблем и здесь же прогнозирование достижимого уровня в решении задачи.

Второй этап представляет собой атмосферу общения. Здесь важным моментом является выстраивание закономерностей в структуре общения с коллегами или одноклассниками. На данном этапе проводится оценка эффективности общения в контексте решения совместных задач и решения проблем.

Третий этап представляет собой описание собственного эмоционального фона. Анализ операций мыслительной деятельности, направленных на решение задач, и оценка их эффективности. Поиск затруднений, который возникает на пути освоения информации или изучения материала, а также поиск решения этих проблем. Изучение и определение закономерностей в мыслительной деятельности и использование их в собственном опыте познания.

На четвертом этапе происходит описание эмоционального фона собственной деятельности. Определение целей и задач деятельности, мотивов. Выстраивание шагов, направленных к достижению цели и деление своей деятельности на последовательные этапы. Определение затруднений. Оценка успешности выбранных действий с позиции достижения цели.

Пятый этап предполагает позицию рефлексивного управления: ставит учащегося в позицию активного субъекта обучения: "развивает способность учащегося к самоуправлению собственным учением; организует процесс обучения как решения учебно-познавательных проблем". Предполагаются пути выявления трудностей рефлексивного процесса на этом пути, поиск их устранения.

Шестой этап предполагает выстраивание отношений с учащимися с определенных позиций: "эксперта по подаче информации", "эксперта по коммуникациям" и "исследователя собственного опыта и опыта учащихся". Выстраивает рефлексивную ориентацию "на ученика", выявляя его внутреннюю основу действий [4,35-40.]

Таким образом, можно выделить следующие дисциплины, в которых получила упоминание рефлексия:

- философия. Рефлексия представляет собой анализирование собственных переживаний и знаний человека, не имеет четкого определения, но предполагает анализ опыта, полученного в процессе размышления над своими мыслями, деятельностью. Рефлексия предполагает критическое мышление, то есть умение ставить под сомнение свои знания, умение

признать свою неосведомленность в некоторых вопросах;

- психология. В психологии рефлексия изучается как развернутый процесс мышления человек, в котором задействованы естественные функции мозга: осознание ситуации, приложение личного опыта, знаний, осознание отсутствия нужных навыков или информации и выход в рефлексивную позицию;

- педагогика. В педагогике понятие рефлексии было образовано на основе исследования этого понятия в психологии, следовательно этапы педагогической рефлексии предполагают следование природному умению человека исследовать новые знания. Можно выделить следующие этапы: постановка задачи, проблемы; получение новых знаний; анализ новых знаний, приобретенных в процессе обучения новой деятельности или при получении ответов на вопросы, поставленные на первом этапе, осознание собственной большей осведомленности в данном вопросе или дисциплине.

Примечания:

1. Вартазарян К.А. Способы формирования рефлексии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -

№65. - С. 364-367

2. Грубер Е. Словарь иностранных слов для школьников и студентов. - М.: Локид Пресс, 2005. -С. 656-442.

3. Козырева Т. В. Понятие рефлексии в истории философии // Вестник угроведения. - 2013. - №2. (12).-С. 75-85

4. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1).-С. 35-40.

5. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I - Челябинск : Два комсомольца, 2011,- С. 146-151.

6. Рябышева E.H. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии // Территория науки. - 2016. - № 4. - С. 17-19.

7. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития : дис. докт. пед. наук. -Таганрог, 2006. - 533 с.

8. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся : методическое пособие. - Красноярск, 2007. - 88 с. - С. 7.

9. Хачатрян А. А. Рефлексия как принцип философского мышления // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2003. - №3. - С. 13-23.

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A NECESSARY CONDITION FOR IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS REQUIREMENTS

Senognoeva Nataliya Anatolyevna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy and Psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekarerinburg

in the article the author consider the material on the issue of development of the university's information-educational en vironment in the process of implementation of new Federal State Educational Standart's requirements, it provides the most relevant points of view on the organization of learning, such as the need to be guided when upgrading information-educational environment by professional standards, information security, system priority, the implementation of smart education paradigm. Consider the possibility of translating them into pedagogical university.

Keywords: pedagogical technologies; information educational environment; information educational technologies.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статью включен материал по проблеме развития информационно-образовательной среды вуза в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Приводятся наиболее актуальные точки зрения на организацию обучения студентов в информационной образовательной среде, такие как необходимость ориентироваться при обновлении ИОС на профессиональные стандарты, обеспечивать информационную безопасность, соблюдать приоритет системности, реализовать парадигму смарт-образования. Рассматривают возможности их воплощения в ИОС педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогические технологии; информационная образовательная среда; информационные образовательные технологии.

УДК 378.14.014.13 ВАК РФ 13.00.08

© Сеногноева Н.А., 2018

СЕНОГНОЕВА Наталия Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра Профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург senna taiiya2005iS>yan dex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.