опыта в данной сфере, без обозначения перспектив личностного, карьерного роста.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что оценивая вклад Б.З. Вульфова, в развитии социально-педагогической теории, мы исходим из понимания образа, как некоего представления автора о данном феномене, облеченного в форму конкретного индивидуального его восприятия и отражения. Поэтому согласимся с мнением автора, что социальная педагогика - явление и общее, присущее каждому обществу, и особенное, окрашенное национальным, этническим, демографическим, производственным своеобразием, наполненное многообразием ситуаций, сложнейшим переплетением причинно-следственных связей [2, с. 70-71].
Дальнейшее же ее развитие будет связано с преодолением противоречий на нескольких уровнях: целевом (между общими интересами и задачами отдельных ведомств), содержательном (между непротиворечивостью социализации, воспитания и развития личности, насыщением
среды ее жизнедеятельности общественно и лич-ностно значимыми деятельностью, отношениями и общением), нравственно-психологическом (за счет создания комфортной безопасной среды, общественной атмосферы обоюдной доброжелательной требовательности, гуманизации как средства, результата и фона активного взаимодействия личности и социума).
Социальная педагогика сможет выполнить свое назначение, если в центре ее системы будет личность и благоприятные условия для ее проявлений.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация деятельности. -М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. I.
2. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация. - М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. II.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
УДК 37.091.4
Рожков Михаил Иосифович
доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА
В данной статье рассмотрены некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой автором концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.
Ключевые слова: экзистенциальный подход, педагогическая деятельность, взаимоуважения педагогов и школьников, педагогическая рефлексия.
Прошло много лет с тех пор, когда будучи аспирантом НИИ ОПВ АПН СССР . я в 1977 году познакомился с Б.З. Вуль-фовым. Он сразу произвел впечатление необыкновенного незаурядного человека. Наше знакомство в девяностых годах переросло в настоящую дружбу, которая помогала мне решать многие научные и жизненные проблемы.
В данной статье хочу сопоставить некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой нами концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.
По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает
существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал» [5, с. 323]. Человек, по словам философа, -это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.
Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.
Основной идеей экзистенциального подхода в педагогике является выделение в качестве идеальной цели - формирование человека умеющего реализовать себя в системе социально-про-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Рожков М.И., 2012
фессиональных отношений на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего смысл своей деятельности и реализуя себя в соответствии с этим выбором.
Какие основания говорить о том, что основополагающие идеи педагогической теории Б.З. Вульфова помогают глубже понять сущность экзистенциального подхода.
Главная идея, которая, по моему мнению, сущностно изменяет представление о педагогической деятельности - это идея педагогической рефлексии.
Б.З. Вульфов утверждает, что возрастает «значение профессиональной идеологии педагога, внутренне им принятой, а поэтому успешно реализуемой на протяжении всей трудовой жизни» [3, с. 438]. В этом высказывании две экзистенциальные составляющие. Первая говорит о важности понимания смысла своей деятельности. Вторая о необходимости проекта своего существования и реализации себя в профессиональной сфере.
Вульфов в своих работах подчеркивает важность содержательной рефлексии, которая предполагает «сомнения в себе, своей позиции, своих возможностях» [3, с. 439].
Большое значение в работах Вульфова уделяется индивидуальности педагога. Он пишет: «Человеческое всегда шире профессионального, оно неисчерпаемо и безгранично, прежде всего, в индивидуальном» [3, с. 440]. При этом он подчеркивает, что «принципиальной системообразующей идеей рефлексии выступает то, что она сопротивляется любому насильственному влиянию, попыткам манипулировать человеческим сознанием: рефлексия основана на самостоятельности» [3, с. 440].
Все перечисленные идеи отражают экзистенциальную педагогическую позицию Б.З. Вульфова. Несмотря на то, что он ни разу не говорил в прямую об этой позиции. Однако поддерживал меня в процессе обсуждения моих попыток разработать концепцию экзистенциальной педагогики.
Много работ, написанных Б.З. Вульфовым, было посвящено педагогическому сопровождению деятельности школьных комсомольских организаций, идеологические основы которых отнюдь не предполагали экзистенциальный подход. Однако, рассматривая педагогическое влияние на эти организации в своих работах, он акцентировал внимание на те аспекты взаимодействия педагога
и комсомольской организации, которые с полной уверенностью можно отнести к рефлексивно-деятельностному подходу, являющимся сущностным проявлением экзистенциальной педагогики.
В этих работах Б.З. Вульфов всячески подчеркивает важность взаимоуважения педагогов и школьников, предоставление им возможности проявлять активность и самостоятельно мыслить. Строить свои отношения со старшеклассниками гибко опираясь на «самоанализ» своих отношений с ними. Он подчеркивал, что «важно взрослым помочь ребятам, чтобы жизнь организации, представления о ее перспективах и путях их достижения, накопленный опыт общественной деятельности - все это (хорошо, если не в противоречие одно другому!) формировало и социально ценную мотивацию самостоятельности» [2, с. 31-32]. При этом он всегда подчеркивал соотношение мотивов участия с личностными мотивами и целями жизни.
Его «Семь парадоксов воспитания» - работа, которую можно назвать книгой поиска смысла педагогической деятельности. Именно в этой книге он пытается раскрыть сложный смысл педагогических действий, результат которых далеко не всегда приводит к запланированному результату.
Педагогическая рефлексия Б.З. Вульфова это основа формирования методологической культуры учителя. Он рассматривает профессиональную рефлексию и определяет ее как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь
о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом [4]..
Педагогическая рефлексия Б.З. Вульфова - это основа воспитания свободного человека, человека, обладающего внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.
Воспитание свободного человека это, прежде всего, создание условий для внутреннего раскрепощения, предоставление возможности экзистенциального выбора. Такой выбор может осу-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
ществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регламентации. Важно сформировать у человека внутренне ощущение зависимости реализации целей от собственного выбора жизненного пути.
Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе.
Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща. ... Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [6, с. 36].
Смысл жизни Б.З. Вульфова был определен им как служение науке педагогике, а экзистенциальный выбор «Жизнь-творчество»
И эта жизнь была примером собственного рефлексивного подхода к своему существованию. Он постоянно искал, анализировал и снова искал то новое, что может позитивно повлиять на процесс воспитания подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО; 1999.
4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989.
6. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
УДК 37.02
Фришман Ирина Игоревна
доктор педагогических наук
Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», г. Москва
ВОСПИТАНИЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА: ПОЗИЦИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА
Автор размышляет о роли Б.З. Вульфова в разработке концепции празднично-игровой культуры, а также в реализации идей педагогики игры.
Ключевые слова: игра, празднично-игровая культура, социальный опыт ребенка.
Проведение юбилейных конференций памяти учителей, присуще научным школам, которые убеждены в том, что «не посадишь дерево в юности, не под чем будет скрыться от непогоды в старости». Костромская научная школа в полной мере отвечает этой задаче. Размышление о выборе темы наиболее важного проблемного поля в социальной педагогике привело меня к идеям, которые стали поводом для совместной работы с Б.З. Вульфовым в 2006 году.
В этом году состоялось, на мой взгляд, знаменательное событие, вошедшее в историю социальной педагогики. На базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества создается Временный научно-исследовательский
коллектив по празднично-игровой культуре. Его председателем избирается Б.З. Вульфов. Именно Борис Зиновьевич обосновал понятие, положенное в основу концепции празднично-игровой культуры: «Игра - одна из форм реальной деятельности детей по условным, признанным участниками правилами. Этот же компонент присущ празднику - действу, связанному с торжествами по поводу значимых дат или событий. То и другое - фактическое наполнение досуга, то есть времени, во-первых свободного от выполнения обязанностей (учебных, трудовых, бытовых), во-вторых, представляющего возможность выбора детьми вида и характера деятельности». Свобода выбора - в этом тезисе, весь Б.З. Вульфов, его кредо и его позиция.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Фришман И.И., 2012