Научная статья на тему 'Педагогическая практика как системообразующий компонент профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов'

Педагогическая практика как системообразующий компонент профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF YOUNG SPECIALISTS / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / FORMATION OF HABITS AND ABILITIES / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-PERFECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Дилбар Зикриёевна

На современном этапе развития образования актуальна организация такой системы профессиональной подготовки будущих педагогов, которая бы развивала их творческие способности. В процессе педагогической практики это придает особую актуальность созданию необходимых условий для развития творческих способностей студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, совершения ими осознанного выбора профессии в соответствии с собственными способностями, достигнутым уровнем подготовки и личностной мотивацией. В исследовательской работе уделяется особое внимание развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики, так как именно в ходе этого процесса будущие учителя получают возможность применить и обосновать приобретенные знания, умения и навыки, соотнести собственную систему ценностей с требованиями и нормами профессиональной среды, закрепить и развить личностную мотивацию на самореализацию в реальной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Practice as a System-Forming Component of Professional Training in Regard to Future Teachers of Elementary School

At the present stage of education development such organization of professional training in regard to a future pedagogue is actual which would evolve his/her creative abilities. In the process of pedagogical practice such conditions should be arranged which enable students to develop their creative abilities accounting for their being brought to a pedagogical educational establishment. The author of the article lays an emphasis upon professional training of future teachurs of elementary school; personal motivation should be fortified in a professional milieu in order a student could prepare himself / herself for self-realization in his/her future pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как системообразующий компонент профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов»

Рахманова Дилбар Зикриёевна,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности ХГУ им. акад. Б. Гафурова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В современных условиях, когда проблема человеческого фактора оказывается все более значимой, особенно актуальным становится исследование дидактических путей, условий и средств формирования будущего учителя в качестве субъекта предметно - преобразующей деятельности. «Главной задачей системы образования, - говорится в законе Республики Таджикистан «Об образовании», - является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [1, 22].

На современном этапе развития образования актуальна организация такой системы профессиональной подготовки будущих педагогов, которая бы развивала их творческие способности. В процессе педагогической практики это придает особую актуальность созданию необходимых условий для развития творческих способностей студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, совершения ими осознанного выбора профессии в соответствии с собственными способностями, достигнутым уровнем подготовки и личностной мотивацией.

В процессе педагогической практики возникают условия для развития творческих способностей, студенты овладевают необходимыми умениями и навыками и целостно воспринимают опыт учебно-воспитательной работы.

Многие исследователи придают большое значение развитию творческих способностей в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Например, В. Пекелис говорит о важности выявления студентов «наиболее способных, имеющих склонность к самостоятельной творческой деятельности», и необходимости «создавать условия и побуждать к тому, чтобы они могли проявить себя максимально» [5,48].

В исследованиях О.А. Абдуллиной, Н.Г. Алексеева, Ю.К. Бабанского, Ф.Н. Гоноболина, М. Лутфуллоева, А.Д. Сазонова затрагивается проблема увеличения исследовательского направления в подготовке будущих педагогов.

Видный таджикский ученый - педагог М. Лутфуллоев указывает, что «формирование творческих способностей будущих учителей начинается со студенческой скамьи педагогического вуза. Выпускник высшей школы должен быть исследо-

вателем, проектировщиком, разработчиком новых технологий обучения и воспитания» [3, 278].

Творческий подход будущих специалистов к работе во многом связан с необходимостью решения проблемы повышения их интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала. Поиск средств развития познавательных и творческих способностей, повышения эффективности обучения студентов и их профессиональной подготовки является проблемой, общей для многих стран. Современная высшая школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации студентов, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы считаем необходимым уделение особого внимания развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики, так как именно в ходе этого процесса будущие учителя получают возможность применить и обосновать приобретенные знания, умения и навыки, соотнести собственную систему ценностей с требованиями и нормами профессиональной среды, закрепить и развить личностную мотивацию на самореализацию в реальной педагогической деятельности.

Педагогическая практика как системообразующий компонент является важнейшим этапом профессиональной подготовки будущего педагога в системе народного образования. Она способствует закреплению знаний, полученных студентом во время теоретического обучения, формированию умений и навыков его практической деятельности как специалиста, составляющих основу педагогического мастерства.

Цель педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студентов личностную готовность к работе учителем начальных классов и умение творчески организовать учебную и воспитательную работу с младшими школьниками.

В связи с этим проблема нашего исследования состоит в научном обосновании системы педагогических условий организации педагогической практики, которые способствуют развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов.

Указанная проблема обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:

1. Изучить сущность профессиональной готовности студентов к педагогической практике.

2. Разработать систему организационно-педагогических условий прохождения педагогической практики, которая способствовала бы развитию творческих способностей будущих учителей.

По нашему мнению, такими условиям могут быть:

- увеличение исследовательской работы студентов в процессе педагогической практики;

- создание реальных возможностей для закрепления и углубления полученных знаний;

- наличие у студентов желания самостоятельно реализовать учебно -воспитательную работу с младшими школьниками;

- анализ уроков практикантов не только руководителем педпрактики, но и учителями начальных классов;

- решение учебно - профессиональных задач по развитию творческих способностей студентов до начала педагогической практики в процессе учебно -воспитательной деятельности в вузе.

Мы считаем, что успехов в обучении и воспитании учащихся будущие учителя начальных классов смогут достигнуть только в том случае, если свои профессиональные обязанности они будут выполнять творчески, систематически вести поиски эффективных форм и методов решения педагогических задач в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Педагогическая практика должна внести свой вклад в подготовку студентов к творческой работе, к осмысливанию новых знаний, научить их самостоятельно разрабатывать отдельные проблемы на основе изучения научной литературы, анализа результатов наблюдений и экспериментов, формировать интерес к наиболее эффективным формам обучения и воспитания младших школьников.

В процессе прохождения педагогической практики студент имеет возможность непосредственно наблюдать работу своих старших коллег - мастеров педагогического труда, новаторов и в какой - то степени овладеть элементами передового педагогического опыта, который всегда содержит в себе творческий поиск, новаторство, инициативу и обеспечивает эффективность педагогических результатов учебно - воспитательного процесса.

Анализ деятельности студентов в процессе педагогической практики, связанной с наблюдением уроков учителей начальных классов, показал, что в ходе этой практики, несмотря на то, что целью ее является развитие творческих способностей студентов, они остаются в пассивной позиции, констатируют наблюдаемые факты и аргументируют свои ответы.

Опрос 80 студентов, которые должны были выйти на педагогическую практику, показал, что они (89%) перед выходом на педагогическую практику хотят изучать непосредственно те дисциплины, знание которых необходимо в учебно - воспитательном процессе. Это такие дисциплины, как педагогика, психология, методика преподавания родного языка, методика преподавания математики и т.д. Многие студенты предпочитают проходить педпрактику в общеобразовательных школах (72%), так как считают, что уровень их знаний и возможностей не достигает того уровня знаний, которого требуют частные школы от учителей начальных классов. По мнению студентов (65%), педагогическая практика даст им возможность подготовиться к будущей педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов. Для развития творческих способностей 45 % студентов стремятся работать с научной литературой, 26 % работают над самообразованием и совершенствованием себя как будущего учителя и применяют различные методы самообразования. Остальные 29 % считают, что творческие способности у них развиты в недостаточной степени. В условия, которые должны быть созданы для практикантов, студенты включают прохождение лабораторных занятий по методикам преподавания частных дисциплин, по возрастной психологии, умение работать во всемирной сети (Интернет), формирова-

ние умений использовать инновационные технологии в процессе педпрактики в начальных классах, развивать речь, в частности искусство общения.

По результатам анкетирования был составлен план методических рекомендаций по развитию творческих способностей студентов до начала педагогической практики. Он включал в себя следующие этапы.

Методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов - практикантов до начала педагогической практики

Неделя Наименование мероприятий Ответственные лица

1 неделя Проведение лабораторных Преподаватели родного языка

занятий по методике и математики

преподавания родного языка и

математики

(Правила разработки планов -

конспектов урока)

2 неделя Организация пробных уроков по Студенты 3 - го курса,

родному языку и математике преподаватели родного языка и математики

3 неделя Ознакомление с правилами Заведующие кафедрами

ведения документации педагогики и методики

педпрактики начального обучения, методисты педпрактики

4 неделя Организация пробных уроков по Студенты 3 - го курса,

пению, изобразительному преподаватели пения и

искусству и труду практической технологии

5 неделя Самостоятельное изготовление Методисты педпрактики,

наглядных средств. педагог, психолог

Ознакомление с

инновационными технологиями

и методами их использования

6 неделя Организация классного Методисты педпрактики,

(воспитательного) часа педагог

7 неделя Презентация творческого отчёта Заведующие кафедрами

студентов: педагогики и методики

а) отчёт по психологии начального обучения,

б) отчёт по методике факультетский руководитель

преподавания частных практикой,

дисциплин методисты педпрактики,

в) доклад на тему: «Учимся педагог, психолог,

творчеству» студенты 3 курса

При организации данной методической работы по развитию творческих способностей студентов были выявлены и некоторые негативные стороны. К ним мы отнесли:

1. Нежелание некоторых студентов (4%) сотрудничать с преподавателями и участвовать в организационных мероприятиях. Такое отношение они объясняли тем, что в будущем они будут работать в другом направлении.

2. В процессе преподавания студенты не могут полностью раскрыться. У них в недостаточной степени развита литературная речь. Это можно объяснить тем, что современные методы обучения и контроля знаний студентов, в частности контроль знаний методами тестирования, на наш взгляд, может помешать развитию литературной речи.

Всё это говорит о том, что педагогическому коллективу вузов необходимо поднять на новый уровень работу по развитию и формированию творческих способностей студентов в процессе педагогической практики, привлекая их к организационным мероприятиям до начала педагогической практики. На наш взгляд, подготовившись к педагогической практике, студенты будут свободнее ориентироваться в школах и в достаточной степени реализовывать свои творческие способности в процессе педагогической практики.

Таким образом, развитие творческих способностей играет важную роль в становлении профессиональной готовности будущего учителя. Раскрытие творческого потенциала, формирование учителя-исследователя связано, в первую очередь, с решением учебных педагогических задач в процессе профессиональной подготовки. Решение данных задач стимулирует развитие познавательной активности и самостоятельности, которые подталкивают студентов к творческому преобразованию не только своей учебной деятельности, но и жизни. Этому способствует и педагогическая практика, т.к. именно в процессе ее прохождения студенты решают учебные задачи в реальном педагогическом процессе и проверяют уровень сформированности профессиональных умений - главного показателя профессиональной готовности.

Современные перспективы развития Республики Таджикистан зависят от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в нынешней системе образования. Сегодняшние выпускники высших учебных заведений - это наше завтрашнее, будущее общество, поэтому творческие способности и жизненно важные практические умения и навыки, нравственные позиции должны формироваться со студенческой скамьи.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Таджикистан "Об образовании".- Душанбе, 1994.- 22 с.

2. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. -М.: Просвещение, 1989. - 142 с.

3. Лутфуллоев М. Современная дидактика. - Душанбе, 2001. - 278 с.

4. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2007 года № 529 «О Государственной программе развития профессионального образования в Республике Таджикистан на 2008-2015 годы». -Душанбе, 2007.

5. Пекелис В. Твои возможности, человек!- М. : Знание, 1986. - 48 с.

6. Сазонов А.Д. Педагогическая практика студентов как средство улучшения профессиональной подготовки будущего учителя. //Вопросы содержания и организа-

ции педагогической практики студентов педвузов. -Белгород: Курск, пединст., 1973. -С. 70-75.

Д.З. Рахмонова

Педагогическая практика как системообразующий компонент профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая деятельность молодых специалистов, формирование умений и навыков, самосовершенствование, профессиональная подготовка, развитие творческих способностей

На современном этапе развития образования актуальна организация такой системы профессиональной подготовки будущих педагогов, которая бы развивала их творческие способности. В процессе педагогической практики это придает особую актуальность созданию необходимых условий для развития творческих способностей студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, совершения ими осознанного выбора профессии в соответствии с собственными способностями, достигнутым уровнем подготовки и личностной мотивацией.

В исследовательской работе уделяется особое внимание развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики, так как именно в ходе этого процесса будущие учителя получают возможность применить и обосновать приобретенные знания, умения и навыки, соотнести собственную систему ценностей с требованиями и нормами профессиональной среды, закрепить и развить личностную мотивацию на самореализацию в реальной педагогической деятельности.

D.Z. Rakhmanova

Pedagogical Practice as a System-Forming Component of Professional Training in Regard to Future Teachers of Elementary School

Key words: pedagogical practice, pedagogical activities of young specialists, formation of habits and abilities, self-perfection, professional training, development of creative abilities

At the present stage of education development such organization ofprofessional training in regard to a future pedagogue is actual which would evolve his/her creative abilities. In the process of pedagogical practice such conditions should be arranged which enable students to develop their creative abilities accounting for their being brought to a pedagogical educational establishment.

The author of the article lays an emphasis upon professional training of future teachurs of elementary school; personal motivation should be fortified in a professional milieu in order a student could prepare himself / herself for self-realization in his/her future pedagogical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.