ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Педагогическая практика как основной компонент, формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов Акунова А. Р.
Акунова Айнура Рысбековна /Акипоуа Атита ЯуяЬекоупа - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра технологии обучения, факультет педагогики, кыргызского, русского языка в начальной школе, Кыргызский государственный университет им. Ишеналы Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в системе профессиональной подготовки будущего учителя педагогическая практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя.
Ключевые слова: начальное образование, педагогическая практика, студент-практикант, наставник, положение практики, стандарты практики, программа практики, дневник/рефлексивный журнал практиканта, модифицированы, профессиональные компетенции.
С 2008 года в КГУ им. И. Арабаева совместно с проектом ШЛЮ «Сапаттуу билим» осуществлялось тесное сотрудничество, и в результате этой совместной работы по направлению педагогической практики и наставничества были модифицированы:
• стандарты педагогической практики;
• положение педагогической практики;
• программы кафедр по педагогической практике;
• дневники студентов-практикантов;
• инструментарии по анализу и оцениванию уроков студента-практиканта.
Были предложены и апробированы:
• модели педагогических практик;
• ознакомительная/школьная практика/модель практического обучения на 3 курсе;
• контролируемая педагогическая практика/модель наставничества и обучения/консультирования на 4 курсе;
• государственная практика/полунезависимая практика/модель стажировки/интернатуры;
• 6 общих стандартов. Каждый стандарт соответствует уровню/виду практики в форме учебных результатов.
Стандарт 1. Студент-практикант демонстрирует понимание образовательной системы, законадательства Кыргызской Республики об образовании и знание школьных ситуаций в текущий период (знание ситуации в сфере образовании).
Стандарт 2. Студент-практикант демонстрирует улучшенное понимание центральных концепций, механизма опроса/наведения справок, структур дисциплины и того, как знание дисциплины организовано в учебной программе школы (знание содержания и знание учебной программы).
Стандарт 3. Студент-практикант демонстрирует знание о своих учащихся и о том, как они учатся (знание учащихся).
Стандарт 4. Студент-практикант демонстрирует улучшенное знание о том, как учащиеся отличаются в своих подходах к обучению и создает учебные возможности, адаптированные к различным исходным данным разных учащихся (знание учащихся).
Стандарт 5. Студент-практикант демонстрирует знание и навыки планирования, оценки и составления отчетности относительно эффективного обучения (знание содержания, педагогическое знание).
Стандарт 6. Студент-практикант демонстрирует понимание необходимости постоянно развивать и повышать уровень своих профессиональных знаний и практики (знание профессиональной практики и развитие) [1, стр. 15].
В положении педпрактики были четко указаны:
• законы об образовании КР, важность практики в получении педагогического образования;
• стандарты практики/цели;
• сотрудничество школы и университета;
• модель и компоненты практики;
• политика оценивания, выставления оценки/аттестации;
• правила и стратегии по подаче апелляционных жалоб.
Политика шкалы заработной платы по педпрактике [2, стр. 3].
| 79 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016
Программы кафедр по педпрактике были уточнены и усовершенствованы:
• структура постепенного развития навыков преподавания;
• вопросы по наставничеству;
• стандарты практики, подразделенные по видам и уровням практики;
• обязанности, руководство и управление;
• требования к наставникам, методистам и координатору;
• оценки практики.
Оценочные формы работы наставников и методистов [3, стр. 15].
Рефлексивные журналы/дневники практиканта подробно указаны и апробированы:
• стандарты и цели практики;
• права и обязанности студента-практиканта;
• содержание компонентов практики;
• понедельный процесс практики;
• формы планирования и оценивания пробных и зачетных уроков. Структура портфолио и отчета практики [4, стр. 7].
Были усовершенствованы и апробированы инструментарии по оцениванию практики:
• форма наблюдения урока для осуществления обратной связи наставника и практиканта;
• форма промежуточной оценки в течение практики для наставников;
• форма окончательной оценки преподавательской и внеклассной деятельности студента-практиканта.
Разработано и апробировано:
• Руководство для наставников: «Как стать хорошим наставником для студентов, проходящих педагогическую практику»; организован методический семинар «Культура наставничества» совместно с наставниками из школ, вузов и студентами-практикантами.
В этом учебном году КГУ им. И. Арабаева разрабатывает новые стандарты по педагогическому образованию на основе кредитной технологии обучения. В стандартах 3 поколения 12 % от общего кредита (240) 28 кредитов выделено для педагогической практики. Это составляет 840 часов, т. е. еще больше времени и возможности для того, чтобы непосредственно на практике формировать профессиональные компетенции. Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» 550700 с присвоением академической степени «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
1) Универсальными (УК):
• общенаучными (ОК);
• инструментальными (ИК);
• социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК).
2) Профессиональными (ПК ):
• общепрофессиональные компетенции (ОПК);
специальные компетенции (СК) [1, стр. 7]. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Виды педагогической практики:
Непрерывная-учебная - «Школьный день» - 17 кредитов. Профессионально-профильная - 4 кредита. Стажерская практика - 7 кредитов.
На третьем и четвертом курсе во время «Школьного дня» студенты осваивают методику постановки учебной и воспитательной работы в группах, классах, знакомятся с содержанием и методами работы общественных организаций, работой предметного кабинета, кружка, учатся проводить предметный вечер, учебные, воспитательные и внеклассные занятия, приобретают необходимые умения при изучении личности отдельных учащихся и классных коллективов.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: 550 000 -Педагогическое образование. Бишкек, 2012.
2. Положение педагогической практики. Бишкек, 2009.
3. Программы педагогических практик. Бишкек, 2009.
4. Рефлексивный журнал/дневник студента-практиканта. Бишкек, 2009.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016 | 80 |