УДК 74.480.26:81.2-9 ББК 378.937:42/49(07)
Афанасьева Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент
кафедра английской филологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Федотова Марина Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра английского языка Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Afanasyeva Olga Yuryevna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Philology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Fedotova Marina Gennadyevna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Language Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Педагогическая практика как компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка Teaching practice as a component of a foreign language teacher professional training
В данной статье авторы с позиций партисипативного подхода рассматривают структуру, содержание и особенности организации педагогической практики будущих учителей иностранного языка как компонента их профессиональной подготовки.
The authors of this article consider the structure, contents and organizational peculiarities of the teaching practice of prospective foreign language teachers. This component of professional training is studied from the angle of participative approach.
Ключевые слова: педагогическая практика, компетенция, партисипатив-ный подход.
Key words: teaching practice, competence, participative approach.
Современное состояние научного сообщества свидетельствует о том, что в результате поиска новых образовательных парадигм, способных сформировать новое мировоззрение субъектов образовательного процесса, складывается новая педагогическая реальность.
Исходя из этого, в контексте изменяющихся международных, государственных и региональных условий инновационные тенденции в системе образования, обусловленные реальными потребностями общества и личности, создают не только предпосылки обновления системы педагогического образования, но и выявляют источник развития школы. По мнению многих ученых (Л.Е. Алексеева, Н.В. Баграмова, И.А. Зимняя и др.), этим источником является креативность учителей, которая находит отражение в разработке и введении нового содержания обучения, новых образовательных технологий, в экстраполяции мирового опыта обучения иностранным языкам на действующую практику.
Не вызывает сомнения тот факт, что обращение к компетентностной модели обучения позволяет устранить существующую пропасть между академическими знаниями и практическими умениями, а также создать обучающую среду для включения человека в самостоятельную (автономную) деятельность. В связи с этим в рамках подготовки учителя иностранного языка вопрос актуальности педагогической практики приобретает особое значение, так как сами знания вне определенных навыков и умений их использования не решают проблемы подготовки человека к практической деятельности [3].
Именно на педагогической практике студент выступает для самого себя и как объект управления, и как субъект управления, планирующий, организующий, осуществляющий и контролирующий свои действия. В известном смысле он принимает на себя функции учителя. Иными словами, ценность практики состоит в том, что она обеспечивает создание образовательного контекста, максимально приближенного к будущей профессиональной деятельности студентов. Следовательно, работа студентов в ходе педагогической практики направлена на освоение приемов моделирования практической деятельности учителя,
адекватной реальной педагогической деятельности, в процессе диалогического субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента с целью выработки и реализации совместного решения познавательной задачи.
Такое понимание и осмысление педагогической практики требует обращения к партисипативному подходу, который модифицирует стиль поведения участников образовательного процесса на основе актуализации их потенциала в саморазвитии для осуществления эффективного взаимодействия с целью достижения поставленных задач педагогической практики.
На наш взгляд, при организации и осуществлении педагогической практики мы должны исходить из основных положений партисипативного подхода, которые заключаются в том, что:
- каждый студент - это уникальная личность, поэтому стандартные теоретико-методологические подходы к его подготовке не всегда применимы и должны быть сформулированы по отношению к конкретному человеку и ситуации;
- взаимодополнительность индивидуальных особенностей студентов в учебной группе и общность основных ценностных установок обеспечивают полноценную реализацию интеллектуального потенциала студентов;
- необходимо наличие осмысленной межличностной коммуникации между преподавателем и студентом на основе общих целей, сформулированных таким образом, чтобы их творческая энергия была конструктивно направлена на достижение этих целей;
- студентам и преподавателям необходимо совместно участвовать в анализе педагогической ситуации и перспектив ее развития, в планировании совместных действий, в оценке (самооценке) полученных результатов.
Мы полагает, что партисипативный подход к управлению педагогической практикой студентов вуза должен обеспечить:
- организационную интеграцию, в рамках которой преподаватель и студент принимают разработанную ими стратегию профессионально-познавательной деятельности;
- идентификацию базовых ценностных ориентаций будущих учителей иностранного языка, а также неуклонную реализацию стоящих перед ними задач педагогической практики;
- функциональную сторону, т.е. вариативность педагогических задач, что требует использования гибких педагогических технологий в организации педагогической практики будущих профессионалов;
- структурную сторону, т.е. адаптацию студентов к различным видам инноваций, обеспечивающих гибкость их творческого мышления и пр. [1].
Педагогическая практика рассматривается нами как неотъемлемая часть единого образовательного процесса, которая отвечает за прагматическую составляющую профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Рассматривая педагогическую практику как систему, мы выделяем три ее составляющих: содержательную, технологическую и организационную.
Содержательная часть практики представляет собой информационно-дидактическое оснащение, которое включает обучающие материалы, обеспечивающие сопровождение деятельности студента в ходе его практики (дневник наблюдений, схема анализа урока, план-конспект урока и т.д.).
Технологическая составляющая - это алгоритм деятельности студента и преподавателя, направленный на включение студента в аутентичную продуктивную деятельность на иностранном языке, связанную с освоением обучающимися реального социокультурного пространства. Данная деятельность обеспечивает ему реализацию его личностного когнитивного и креативного потенциала, дает возможность овладеть стратегиями педагогической деятельности, а также приобрести самостоятельный опыт в избранной профессии.
Известно, что функциональной единицей профессиональной деятельности учителя иностранного языка является методическое действие - умение,
способность применять полученные знания и способы действия в конкретной ситуации, т.е. на основе формулирования задачи путем соотнесения цели обучения с конкретными условиями. Из приведенного определения следует, что умение применять полученные знания предполагает:
- деятельностный параметр: владение стратегиями и приемами профессионально-познавательной деятельности и управления учебной деятельностью и деятельностью обучаемого от постановки цели до оценки результата;
- личностные параметры: способность к критической рефлексии, к принятию ответственных решений относительно всех этапов профессионально-познавательной деятельности, к переносу опыта в новые учебные ситуации, гибкость в различных учебных контекстах, принятие ответственности за результат своей деятельности, осознание и накопление индивидуального опыта, независимость, самостоятельность, позиция «Я - учитель». Таким образом, в ходе педагогической практики идет процесс формирования, накопления индивидуального опыта на основе осознания себя в качестве субъекта деятельности
[4].
Центральное звено методического умения составляет процесс выработки, принятия и реализации решения. Это сложный многоплановый процесс решения разнообразных функциональных задач, обусловленный уровнем сформиро-ванности когнитивной базы деятельности и развитием педагогической направленности личности.
Организационная составляющая педагогической практики обеспечивает процедуру определения степени достижения ее целей, что связано с осознанием себя как субъекта деятельности по управлению процессом обучения, которое предполагает:
- осмысление основных компонентов деятельности по изучению иностранного языка, включая механизмы овладения и обучения иностранному языку;
- способность к самостоятельному управлению данной деятельностью, к критической рефлексии индивидуального опыта, к инициации текстовой деятельности, к использованию ситуаций общения, т.е. владению иностранным языком как средством общения;
- способность к саморазвитию.
У студентов контроль и самоконтроль формируют навыки рефлексии и выполняют мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции. Исходя из того, что для преподавателя контроль - это механизм мониторинга качества формирования основных компетенций, его функциями выступают диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная, организующая. Использование адекватных форм контроля способствует перераспределению ролей преподавателя и обучаемого, усилению степени автономии студентов, делая их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда.
Рассмотренный подход к природе методического умения позволяет не сводить задачи педагогической практики к вопросам тренировки, «натаскивания» студентов в приемах профессиональной педагогической деятельности. Задача состоит в том, чтобы в ходе практики закреплять, совершенствовать и развивать у студентов способность компетентно, конструктивно и независимо осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе постоянного саморазвития и самосовершенствования.
Сознавая этот факт, мы считаем, что педагогическую практику необходимо строить как процесс овладения опытом выработки, принятия и реализации решений, который осуществляется на различных уровнях: теоретическом, проектно-методическом и практическом. Эти уровни образуют определенную иерархию, характеризуются взаимосвязанностью и взаимопроникновением. Решения, принимаемые на теоретическом уровне, влияют на решения на проектном и практическом уровнях, а изучение эмпирического опыта обучения иностранному языку выступает источником для принятия решений на теорети-
ческом уровне. Учитывая уровневый характер принятия решений, можно определить функциональные роли учителя и соответствующие им характеристики деятельности и компетенции. Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: учебно-воспитательную, методическую и исследовательскую и предполагает развитие комплекса компетенций [2].
Педагогическая практика носит системный характер и проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические цели и ориентирован на определенный вид содержания, усвоение которого осуществляется с помощью средств и методов, адекватных целям и содержанию формируемой деятельности.
Каждый этап педагогической практики направлен на решение конкретной методической и функциональной задачи, характеризуется определенным уровнем выполнения деятельности (репродуктивным, локально-моделирующим, системно-моделирующим). Все эти уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, обеспечивая преемственность и динамический характер формирования профессионально-методической деятельности будущего учителя (Табл.1).
Таким образом, педагогическая практика выполняет следующие функции: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение опыта принятия индивидуальных решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления; обеспечение условий развития профессиональной мотивации.
Таблица 1.
Содержание педагогической практики
№
Вид
практики
Цель и задачи практики_
Характер осуществляемой деятельности_
Компетенции
Учебные действия
Сформирован-ные умения
1.
Учебная практика по методике
обучения ИЯ
3 курс
6 семестр
3 недели
Раскрыть деятельность учителя по воспитанию, развитию, образованию учащихся средствами ИЯ:
- формировать и развивать у студентов умения и навыки профессиональной деятельности, педагогическое сознание, профессионально значимые качества личности;
- развивать профессиональную культуру;
- развивать самоанализ, самооценку, корректировку собственной деятельности т.д.
Репродуктивный:
- воспроизведение обучающих действий учителя;
- имитация приемов обучения;
- трансформация приемов в зависимости от конкретных ситуаций.
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-!)•
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). Способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
Проектирование образовательно го процесса. Использование разнообразных ресурсов.
Организация внеучебной деятельности. Общение с различными субъектами образовательно
го процесса. Определение места урока в системе уроков. Формулирование цели и задач урока. Отбор учеб-ного материа-
Владение методами обучения и способами взаимодействия с обучаемыми, различными средствами коммуникации.
ла. Анализ урока
с опорой на
схему и др.
2. Педагоги Ознакомить с Локально-моделирующий; Готов применять современные Системный Владение спо-
ческая деятельностью - самостоятельное вы- методики и технологии, мето- анализ и вы- собами про-
практика методиста по раз- страивание системы обу- ды диагностирования дости- бор техноло- ектной дея-
в началь- работке содержа- чения определенному виду жений обучающихся для обес- гий. тельности
ной и ос- ния средств обу- речевой деятельности; печения качества учебно- Учет различ-
новной чения: - комбинирование различ- воспитательного процесса ных контек-
школе - ознакомить с ных моделей занятий; (ПК-3). стов обуче-
методическими - владение определенными Способен использовать воз- ния и воспи-
4 курс концепциями раз- технологиями обучения можности образовательной тания.
личных УМК; ИЯ, их использование в среды для формирования уни- Планирование
8 семестр - анализировать конкретной ситуации; версальных видов учебной и организация
учебный материал - выбор средств обучения в деятельности и обеспечения действий
6 недель с точки зрения его зависимости от конкрет- качества учебно- учащихся.
усвоения; ных условий. воспитательного процесса Контроль
- научить анали- (ПК-5). сформирован
зировать урок по Готов к взаимодействию с ности навы-
различным пара- учениками, родителями, кол- ков и умений.
метрам; легами, социальными партне- Разработка
- описывать ис- рами (ПК-6). методических
пользуемые тех- Способен организовывать со- материалов.
нологии в их трудничество обучающихся, Коррекция
сравнении, их поддерживать активность и действий по
эффективность. инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК- 7). результатам учебной деятельности.
3. Педагоги Развивать творче- Системно-моделирующий:
ческая скую личность - моделирование системы
практика учителя, его по- деятельности, направлен-
в основ- знавательную ной на формирование
ной и инициативу, са- коммуникативной компе-
старшей мостоятельность: тенции с учетом социо-
школе - углублять и за- культурных особенностей;
креплять теорети- - оказание воспитательно-
5 курс ческие знания го воздействия на учащих-
студентов; ся;
9 семестр - изучать педаго- - самостоятельное вы-
гический опыт; страивание индивидуаль-
недель - развивать по- ной стратегии занятий с
требности в само- учетом современных тех-
совершенствова- нологий.
нии.
Готов применять современ- Использова- Владение спо-
ные методики и технологии, ние теорети- собами совер-
методы диагностирования ческих знаний шенствова
достижений обучающихся для для генерации ния профес-
обеспечения качества учебно- новых идей. сиональ
воспитательного процесса Проведение ных знаний и
(ПК-3). опытно- умений, мето-
Способен осуществлять педа- эксперимен- дами исследо-
гогическое сопровождение таль вания, спосо-
процессов социализации и ной работы. бами ориента-
профессионального самоопре- Разработка ции в профес-
деления обучающихся, подго- творческих сиональ
товки их к сознательному вы- заданий. Ор- ной информа-
бору профессии (ПК-4). ганизация самостоятельной работы и др. ции.
Библиографический список
1. Никитина, Е.Ю. Об использовании партисипативных методов развития у учащихся учебных заведений начального профессионального образования умений делового общения [Текст] / Никитина Е.Ю., Ковалева Ю.С. - Педагогические науки. - 2006. - №2. - С. 159 - 160.
2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // http://fgos.ru/fgosvpo/7/6/1/5
3. Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода [Текст] / отв. ред. Г.А. Баева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 270 с.
4. Языкова, Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков: монография [Текст ] / Н.В. Языкова. - Улан-Удэ, 1994. - 238 с.
Bibliography
1. Nikitina, Ye.Yu. The application of participative methods of developing business communication skills of elementary professional schools' students [Text] / Nikitina Ye.Yu., Kovalyova Yu.S. - Pedagogical Sciences. - 2006. - No 6. - P. 159 - 160.
2. Federal state standard of higher professional education: 050100 Pedagogical education [Electronic resource] / http://fgos.ru/fgosvpo/7/6/1/5
3. The formation of bilingual personality on the basis of competence approach [Text] / Ed. by G.A. Bayeva. - S.Petersburg: S.Petersburg Univ. Publ. House, 2012. - 270 p.
4. Yazykova, N.V. The formation of professional and methodological activity of prospective foreign language teachers: monograph [Text]/ N.V. Yazykova. - Ulan-Ude, 1994. - 236 p.