Научная статья на тему 'Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении'

Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4077
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКСИОЛОГИЯ / ПРАКСЕОЛОГИЯ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКСИОЛОГИЯ / МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ / PRAXEOLOGY / PRAXEOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL PRAXEOLOGY / MODELS OF SUCCESSFUL ACTIVITIES OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна, Федотова Вера Сергеевна

В статье обосновывается значение педагогической интерпретации праксиологического знания в профессиональной подготовке специалистов. Раскрыты модели достижения успешной деятельности специалистов на основе оптимизации средств и технологии их сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical praxeology: knowledge structure and implementation models in vocational training

The article substantiates the importance of pedagogical interpretation of praxeological knowledge in vocational training of specialists. Successful activities achievement models based on optimization of the support technologies are revealed

Текст научной работы на тему «Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении»

А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. С. Федотова

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКСИОЛОГИЯ: СТРУКТУРА ЗНАНИЯ И МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

В статье обосновывается значение педагогической интерпретации праксиологического знания в профессиональной подготовке специалистов. Раскрыты модели достижения успешной деятельности специалистов на основе оптимизации средств и технологии их сопровождения.

В условиях введения новых образовательных стандартов в профессиональной подготовке специалистов особо значимым является исследование возможностей оптимизации учебного труда на основе организации успешной деятельности в аспекте ее продуктивности, рациональности, эффективности. Предметом рассмотрения теории и моделей организации такой деятельности выступает интегративная область научного знания -педагогическая праксиология.

Ключевым в понимании сущности педагогической праксиологии является термин «праксиология». Раскрывая семантическое поле данной категории, обратимся к историческому аспекту возникновения праксиологии.

Понятие «праксиология» впервые использовал в 1897 году А. Эспинас в книге Les Origines de la Technogi (Возникновение технологии], представляющей собой собрание его работ, помещенных в разных философских журналах 90-х гг. XIX века. А. Эспинас писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово «практика» порождает термин праксиология для определения науки о подобных фактах, рассматриваемых в их единстве, науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ» [Цит. по 5, с. 7].

Впоследствии австрийский экономист Л. Мизеса в работе «Человеческая деятельность» (1949 г.] использовал понятие «праксиология» для обозначения науки о человеческом поведении. Являясь представителем австрийской экономической школы, еще в середине XX века он указывал на необходимость создания общей науки, изучающей человече-

ское действие, - праксиологии (что в дословном переводе означает «логика действия»]; подчеркивал междисциплинарный характер изучения человеческой деятельности, необходимость интеграции социальных наук в общую метанауку.

В середине XX века польский философ и логик Т.Котарбиньский опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе», которая принесла ему всемирную известность и стала основанием формирования праксиологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой деятельности в аспекте ее целесообразности, рациональности, эффективности. Автор определил праксиологию как общую теорию эффективной («исправной»] организации деятельности. Он отмечал, что праксиология охватывает три группы проблем: аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий; изучение условий и законов, определяющих эффективность действий; изучение генезиса и развития различных видов деятельности, путей их совершенствования и регресса, движимых силой традиции и изобретательностью. По заключению Т. Котарбиньского, праксиология выступает дисциплиной, синтезирующей данные различных наук, относящиеся к организации труда. Она объединяет только то, что применимо к любой деятельности и имеет всеобщий характер. «Праксиология является типичной моделью организационной науки с уклоном к выработке практических советов, с ассимиляцией данных из десятков наук, с систематизацией этих данных под углом зрения задач данной области деятельности» [7, с. 18].

Именно отсутствие самостоятельной дисциплины, занимающейся изучением условий

максимальной эффективности действия, а также существование парадоксов эффективного действия, когда, например, минимальное вмешательство могло вызвать огромные изменения, а максимум усилия приводил к ничтожным результатам, стало, по мнению Т. Котарбиньского, основным мотивом появления праксиологических исследований.

В хрестоматии по праксиологии отмечается, что праксиологию можно определить «как теорию сознательного изменения, преобразования и усовершенствования природы, общества, человека на основе познанных законов и с помощью различного рода техник и технологий. Праксиология как наука занята изучением исторических типов и видов практики - рациональных форм организации человеческих действий, направленных на изменение природы, общества и самого человека. Праксиология как учебная дисциплина выступает в качестве образовательной практики формирования принципов организации практического отношения человека к миру, практического ума и мудрости» [7, с.2].

Анализ научных и учебно-методических работ показывает, что термин «праксиология» употребляется в различных контекстах: праксиология семейных отношений, философско-правовая праксиология, адвокатская праксиология, политическая праксиология, рефлексивная праксиология, педагогическая праксиология и другие.

В педагогике праксиологическая методология стала актуальной в связи с возросшим вниманием к рациональной и продуктивной педагогической деятельности в условиях усложнения педагогического труда и неизбежности повышения степени его осмысленности.

Основу педагогической праксиологии в профессиональной подготовке специалистов составляют определенные логические требования к организации действий в рамках педагогического процесса, заданные профессиональной установкой. Выполняя функцию методологического ориентира, педагогическая праксиология помогает специалисту выйти на новый уровень осуществления профессиональной деятельности за счет включения его в иной тип отношений. Как отмечают И. А. Колесникова и Е. В. Титова, «праксеологические отношения человека с действительностью всегда конструктивны. Они предполагают создание объектов в идеально- либо в материально-образцовой фор-

ме на основе принципа целесообразности и успешности. Педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный образ действия, но и необходимый образ мыслей о действии. Эта наука рассказывает не только о том, что и как делать педагогу, но и о том, как рационально думать, чтобы хорошо делать» [4, с. 12].

Заметим, что в рамках данной статьи мы используем написание праксиология в отличии от написания праксеология, принятого названными выше авторами. Объяснение такой авторской позиции можно найти в статье «Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе» [6].

С развитием педагогической праксиологии связано внедрение праксиологического подхода в педагогическую практику, в том числе и систему профессионального образования.

Рассмотрение праксиологических моделей профессиональной подготовки требует раскрытия понимания сущности праксиологического подхода как методологического основания.

Современный педагогический тезаурус не содержит однозначного понимания термина «подход». Большой толковый словарь русского языка определяет подход как «совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо, в воздействии на кого-либо, что-либо и т.п.» [2, с. 885]. В Энциклопедии образовательных технологий подход понимается как комплексное педагогическое средство, включающее: основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования учебно-воспитательной практики; принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности; методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации [9].

Достаточно полно категория «подход» проанализирована в исследовании Т. Б. Алексеевой [1]. Автор, выделяя смыслы, в которых употребляется термин «подход», подчеркивает, что в социогуманитарных науках часто подходом называют: авторскую систему взглядов, которые определяют конкретную (индивидуальную] совокупность установок при решении той или иной проблемы; термин «подход» может использоваться в качестве синонима определенной, принятой научным сообществом теоретической кон-

цепции решения каких-либо научных и практических проблем; употребляется также при характеристике общенаучных и частнонаучных методов по степени общности их применения (предельно общие методы, общенаучные, частнонаучные методы и специальные методики].

В широком процессно-деятельностном аспекте подход рассматривается как совокупность научных представлений, принципов и положений о процессе описания, анализа, проектирования, прогнозирования или преобразования объекта познания [3].

Педагогическая праксиология в системе профессионального образования выступает как общая методология, аккумулирующая положения, категории, законы, с помощью которых объясняется феномен трудовой деятельности; общенаучные подходы, связанные с рассмотрением и решением проблем профессиональной активности человека и закономерностей построения его деятельности; междисциплинарного знания, представляющего собой совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления профессиональных действий; результатов рефлексии по поводу причин, условий и механизмов успешности деятельности.

Сущность праксиологического подхода к организации профессиональной подготовки специалистов состоит в поиске, отборе и внедрении в образовательную практику разнообразных средств, необходимых для ее осуществления с позиций категорий «рациональность», «эффективность», «технологичность», «эстетичность», «валеологичность».

Праксиологический подход к организации профессиональной подготовки специалистов рассматривается нами как методология оптимизации деятельности субъектов образовательного процесса, предусматривающая общую стратегию рассмотрения успешной деятельности с позиций генерирования нового

научно-профессионального знания (гносеологический аспект], изменение образовательной среды (процессуальный аспект], достижение качества продукта (результативный аспект].

Оптимизация профессиональной подготовки специалистов и ее организации на основе праксиологического подхода предусматривает такое взаимодействие субъектов образовательной практики, которая меняет механизмы ресурсного обеспечения данного вида деятельности и предполагает новое качество получаемого в результате образовательного процесса продукта.

Особого внимания в профессиональном образовании заслуживает представление о структуре праксиологического знания, предполагающего рассмотрение субъекта практики (человека или группы людей], цели как субъективного образа будущего, целенаправленной деятельности по выбору средств и ресурсов практики, объекта деятельности и её результата.

На основе сущностных представлений праксиологического подхода как методологии оптимизации профессиональной подготовки специалистов, предусматривающей общую стратегию рассмотрения успешной деятельности с позиций ее результативности, нами выделены ресурсно-технологическая, прогрессивно-продуктивная, научнокреативная праксиологические модели профессиональной подготовки специалистов.

Ресурсно-технологическая модель ориентирована на обучающихся технологического стиля мышления, имеет целью формирование профессиональной компетентности обучающихся и повышение результативности их учебной деятельности за счет изменения условий образовательной среды. Логику данного варианта иллюстрирует схема, представленная на рис. 1.

В рамках данной модели предполагается использование разнообразных методов,

Обратная связь - развитие личности

1 г

Личность Цель Средства = Результат (продукт -постоянный)

(субъект) переменные

Рис. 1. Ресурсно-технологическая модель профессиональной подготовки специалистов.

Обратная связь - развитие личности

Рис. 2. Прогрессивно-продуктивная модель профессиональной подготовки специалистов.

средств, педагогических технологий, форм обучения, создание благоприятных психологических, материально-технических условий и т.п.

В основу выделения ресурсно-технологической модели профессиональной подготовки специалистов положены идеи средового подхода (Ю. В. Громыко, Ю. С. Мануйлов, Ю. С. Песоцкий В. А. Ясвин и др.], сущность которого заключается в рассмотрении процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Такой подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и проектирования образовательного процесса.

Прогрессивно-продуктивная модель ориентирована на обучающихся аналитического стиля мышления, имеет целью формирование профессиональной компетентности обучающихся и повышение результативности деятельности за счет усложнения и развития ее конечного продукта при заданных используемых средствах. Высокое качество результата достигается варьированием

продукта и его последовательным усложнением в ходе профессиональной подготовки (рис. 2).

Данная модель наиболее успешно реализуется на материале дисциплин естественноматематического цикла, которые ориентиро-

ваны на развитие аналитического (логического] стиля мышления, ибо понимание смысла задания, выбор обоснованных методов, формул и алгоритмов решения, выделение существенных признаков, установление соответствия между данными, построения сложных логических отношений позволяют изменять и усложнять требования к продукту, получаемому в результате профессиональной деятельности.

Научно-креативная модель ориентирована на обучающихся с развитым аналитикотехнологическим типом мышления. Она имеет повышение результативности профессиональной компетентности за счет развития внутреннего творческого потенциала наиболее талантливых, способных обучающихся в процессе самостоятельного генерирования нового научного знания. В контексте организации результативной деятельности данный вариант организации направлен не от условий, в которых происходит образовательный процесс, а от обучающегося к созданию условий, в которых его развитие как профессионала не может не состояться (рис. 3.].

В рамках научно-креативной модели предполагается гибкое сочетание самостоятельных видов деятельности обучаемых и оперативного, систематического взаимодействия их с преподавателем-консультантом, координатором; индивидуальной и группо-

Обратная связь - развитие личности

Рис. 3. Научно-креативная модель профессиональной подготовки специалистов.

вой форм работы с использованием всего многообразия средств профессиональной подготовки.

Креативность - это способность к продуктивной деятельности; личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, то есть делать реально существующими, социально значимые продукты своей деятельности; достижение высоких положительных результатов.

Профессиональная подготовка специалистов, в том числе будущих педагогов, при таком моделировании ее организации характеризуется активным включением в профессиональную область посредством овладения ее научным тезаурусом, углублением знаний путем самостоятельного поиска и изучения опыта отечественных и зарубежных ученых, выбором модели получения собственного

инновационного продукта деятельности; развитием способностей к принятию «нетривиальных решений» (генерация новых идей] на основе анализа способов и форм учебной и профессиональной деятельности, позволяющих обучающемуся овладеть более совершенным инструментарием для организации собственной деятельности; определением эвристических методов и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения профессиональных задач.

Реализация праксиологических моделей подготовки специалистов способствует повышению качества их профессиональной деятельности в условиях реформирования образования, обновления его содержания в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Литература

1. Алексеева Т. Б. Культурологический подход в современном образовании. - СПб.: Книжный дом, 2008. - 352 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. А. В. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2002. - 1536 с.

3. Бордовская Н. В. Педагогическая системология. - М.: Дрофа, 2009. - 464 с.

4. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

5. Котарбиньский Т. Развитие праксиологии // Польское обозрение. - 1962. - №12.

6. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - №3. - С. 76-87.

7. Праксиология : хрест. / Госстрой России ; ИОЦ ГП «Новый город». - М.: ГУП ЦПП, 1997. - 180 с.

8. Пщеловский Т. Принципы совершенной деятельности. Введение в праксиологию : пер. с польск. - Киев, 1993.

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.