Н. В. Анненкова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ КАК СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья посвящена вопросам оказания педагогической помощи родителям, которую можно рассматривать как стремление общества и государства защитить себя, избежать катастрофических проблем в воспитании современной молодежи. Автор доказывает, что помощь со стороны общества должна быть ориентирована на создание условий для укрепления самостоятельности и независимости молодых семей, обеспечение поддержки родителям в выполнении присущих им функций.
N. Annenkova
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PARENTS AS A STRATEGY
OF SOCIAL POLICY
The article is devoted to pedagogical support for parents, which can be viewed as an aspiration of society and state to protect themselves, avoiding catastrophic problems in bringing up of the modern youth. The author proves that help from society should be oriented to create conditions to strengthen independence of young families, assisting parents in their functions' fulfilling.
Современное российское общество со всей остротой осознало опасность, связанную с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды. Социумом сформулирован заказ на разработку научного фундамента социального развития личности; запрос на формирование корпуса специалистов, имеющих психолого-педагогическую подготовку, позволяющую профессионально оказывать помощь родителям и детям. Политическая стабилизация в стране и реализация приоритетных национальных проектов создают условия для ресурсного
обеспечения развития семьи и семейного воспитания.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Права и обязанности родителей определены в ст. 38, 43 Конституции Российской Федерации, гл. 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Наше государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность се-
мьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки. Принимаются решения в сфере государственной семейной политики, которые направлены на улучшение жизни в семье. Объектами семейной политики являются как сама семья, так и государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
Острота поставленной проблемы заключается еще и в том, что многие родители потеряли уверенность в завтрашнем дне и в своей способности удовлетворить потребности и интересы своих детей. Поэтому мы посчитали необходимым обратиться к мнению молодежи, которой только предстоит создать семью. Обследование демографических установок студентов вузов свидетельствует о существенном пересмотре своих репродуктивных планов. Желаемое число детей сокращается с 2 (двух) детей в среднем на семью до 1 (одного) ребенка. Обращаясь к историческому прошлому, следует заметить, что воспитательный потенциал семьи в значительной степени зависит от ее демографической структуры.
Современная семья, выражающая в полной мере кризис и дезорганизацию семейного образа жизни, не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности. С начала 1990-х гг. педагогические возможности российских семей заметно снизились из-за негативных демографических тенденций. Это проявилось в повышении доли единственных детей, нормальная социализация которых затруднена [6], во-первых, из-за отсутствия у ребенка опыта общения с братьями и сестрами в семье, а во-вторых, родители не готовы к воспитательной деятельности, так как опыт и традиции старшее поколение не передает, а их собственный находится в стадии формирования.
Процесс социализации человека начинается в семье, с первых дней жизни ребенка.
Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте проявляются позднее в различных отклонениях развития, асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации в социуме. Переоценить значение и заменить семью в ее функции первоначальной социализации личности невозможно.
Во многих современных исследованиях (Е. Г. Бреева, М. И. Буянов, И. Ф. Дементьева, Г. М. Иващенко, Н. Ю. Синягина, Л. М. Ши-пицына, В. М. Целуйко и др.) выявляется негативное воздействие кризисных семейных структур, определяется достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиациям. Среди основных проблем выделяются чаще всего следующие:
• ошибки семейного воспитания, приводящие к искажению нравственного облика личности;
• девальвация нравственных ценностей;
• влияние ближайшего окружения на подростка и его зависимость от референтной группы;
• различные формы насилия и жесткого отношения к ребенку;
• задержка эмоционального развития;
• незнание социальных и правовых норм;
• ситуации длительной социальной де-привации;
• низкая общая культура в семье;
• заболевания, в том числе психические
и др.
Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи. Нередко причина становится побудителем конкретного вида девиантного поведения. Существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть и предотвратить с определенной долей вероятности.
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность и безнадзорность, характеризующиеся как отсутствием дома у ребенка, так и родительским контролем. Уход детей
из семьи связан с различными формами насилия и жестокого обращения с ними родственников. По оценкам специалистов, в России ежегодно сбегает из дома около 50 тысяч детей. Около 2 миллионов детей в России ежегодно избиваются родителями, 2 тысячи детей из них умирают [3]. Безнадзорность в семье, беспризорность и их социальные последствия рассматриваются органами власти страны как один из факторов угрозы национальной безопасности России.
Вместе с тем велика роль семейного неблагополучия в формировании группового преступного поведения, в появлении среди молодежи агрессии и ненависти к близким людям, в приобщении детей к сексу, в увеличении роста суицидального поведения среди детей, в приобщении молодежи к алкоголизму и наркотикам. Данные государственной статистики и независимых социологических исследований убедительно свидетельствуют о преобладающем и решающем влиянии семьи на формирование подростковой девиации и в целом на социализацию молодежи.
В настоящий момент от семьи общество ожидает социальной ответственности за жизнь и воспитание ребенка. Семейная политика государства на современном этапе развития, опираясь на идеи гуманизации общественных отношений, ставит своей задачей создание необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их репродуктивного, воспитательного, экономического, развивающего потенциала и предполагает помощь в осуществлении основных ее функций.
Роль и значимость семьи в жизни ребенка изучена и доказана демографами, социологами, философами, педагогами, психологами, медиками (В. Г. Алексеева, Л. И. Божович, В.В. Давыдов, С. В. Дармодехин, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, К. Е.Игошев, С. В. Ковалев, Т. А. Куликова, Т. В. Лодкина, В. С. Мухина, Л. И. Маленкова, Г. М. Миньковский, Л. К. Пелипенко, М. М. Плоткин, В. Г. Сенько, А. С. Спиваковская, В. Я.Титаренко, А. Г. Хар-чев и др.). Отмечено, что педагогическое воздействие на ребенка оказывается при взаи-
модействии всех составляющих воспитательного потенциала семьи.
В ходе гуманизации общественных отношений в научных исследованиях важное место занимает проблема обеспечения условий индивидуального развития, раскрытия личностного потенциала человека. Особое значение приобретают идеи личностно ориентированного образования, в которых отражена необходимость разработки педагогики возможностей. Идеи индивидуализации нашли свое отражение в теории педагогической поддержки (Т. В. Анохина, В. П. Бедерхано-ва, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.). Определяется ее сущность, компонентный состав, раскрываются особенности взаимодействия участников, способствующие саморазвитию человека.
Показателем процесса гуманизации современной системы образования является расширение сферы применения педагогической поддержки к различным категориям лиц. Разработка теории и методики педагогической поддержки осуществляется в основном в рамках образовательного процесса. Поддержке индивидуального развития личности в семье, способствующих этому воспитательных отношений уделено в теории педагогики недостаточно внимания. В связи с этим мы обратились к вопросу стабилизации института семьи со стороны общества педагогическими средствами. В соответствии с российским законодательством каждый родитель имеет право на помощь со стороны государства и в этом смысле, педагогическая поддержка семьи может рассматриваться как часть социальной политики по отношению к ней.
Понятие «педагогическая поддержка» исследователи (Н. Б. Крылова, О. С. Газман и др.) рассматривают как профессиональную деятельность педагогов и общественных учреждений. Термин используется в значении оказания адресной помощи родителям и ребенку в процессе их жизнедеятельности.
Наряду с понятием педагогическая поддержка, в педагогике используется понятие педагогическая помощь. В основном данные категории рассматриваются как взаимозаме-
няемые. В нашем представлении термин «поддержка» в отличие от понятия «помощь» более конкретно отражает субъектно-деятельностный подход к личности. Поддержка предполагает активность и целеустремленность человека к позитивным изменениям. Теоретической базой изучения проблемы педагогической поддержки семьи ученика явились многочисленные исследования общих вопросов эффективности социальной деятельности в различных аспектах (В. Н. Гуров, М. П. Гурьянова, Е. С. Евдокимова, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олиференко, О. М. Потаповская и др.).
Л. Я. Олиференко применительно к взаимоотношениям родителей и детей школьного возраста рассматривает социально-педагогическую поддержку как специально организованную, профессиональную помощь, заключающуюся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации его прав на полноценное развитие и образование [5]. Исследователь М. П. Гурьянова определяет как совокупность различных форм социально-педагогической деятельности, направленной на активизацию жизненных сил человека и выделяет виды педагогической поддержки: социальная помощь, моральная поддержка, социально-воспитательная помощь, социально-образовательная помощь [2].
Педагогическая поддержка семьи является составляющей частью социальной работы, которая направлена на развитие воспитательных возможностей всех ее членов. Сущность педагогической поддержки семьи определяем как практическую помощь семье в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, способность в использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленность к преодолению жизненных и педагогических трудностей. Роль образовательного учреждения как социального института, возможности учителя в данном процессе до настоящего времени в психолого-педагогической литературе не раскрыты.
Осуществление педагогической поддержки семьи возможно через взаимодействие субъектов социума (педагоги, психологи, социальные работники, юристы, медики и другие специалисты по работе с детьми) и родителей. В данном аспекте педагогическую поддержку семьи мы характеризуем как одну из форм социального взаимодействия субъектов образовательного пространства. Образовательное учреждение мы рассматриваем в качестве базового звена системы педагогической поддержки семьи как института социализации и воспитания подрастающего поколения. Педагогическая поддержка семьи является компонентом воспитательной деятельности образовательного учреждения и заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы семьи. И таким образом, эта деятельность со стороны общества контролируется и регулируется.
Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества. Сегодня образовательное учреждение является основным носителем социального воспитания молодежи, обеспечивающим педагогическое влияние на семью, на другие социальные службы и институты. Однако на практике учителями упрощается смысл понятия «педагогическая поддержка семьи» и рассматривается в основном через призму «просвещенческой модели». Основной акцент делается на формирование сознания родителей и остается без внимания целостность их личности, возможности отдельной семьи в воспитании конкретного ребенка. Таким образом, существует противоречие между потребностью семьи, воспитывающей ребенка, в адресной педагогической поддержке, учитывающей индивидуальные особенности всех участников процесса воспитания, и недостаточной разработанностью соответствующей педагогической теории и методики.
В идеале педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка
на полноценное развитие и образование. Вслед за И. В. Гребенниковым мы считаем, что семья является активной системой, с имеющимися в ней резервами социальной активности и ее собственным воспитательным потенциалом [1]. Многие имеющиеся возможности семьи способны проявиться только в определенных стимулирующих условиях. И такие условия нужно создавать профессионально подготовленным специалистам.
Развитие воспитательного потенциала семьи для решения нашей проблемы имеет существенное значение. В организации педагогической поддержки семьи, оптимизации ее воспитательной функции необходимо специалистам использовать дополнительные, невостребованные резервы современной семьи, направленные на совершенствование ее педагогического влияния. Требуется выявление и стимулирование потенциальных возможностей семьи, что способствует успешной социализации личности ребенка в семье, повышению социальной активности всех ее членов.
В научных исследованиях констатируются факты кризиса современной семьи, с одной стороны, а с другой - укрепления семьи с помощью семейного воспитания и повышения педагогических возможностей родителей [4]. Оказание целенаправленной педагогической помощи родителям как составная часть системы воспитания молодых людей основывается на осуществлении социальной поддержки семьи, стратегическими целями которой являются:
• повышение авторитета семьи и семейного воспитания в обществе;
• содействие улучшению качества жизни членов семьи;
• восстановление традиционных российских ценностей семьи;
• содействие формированию социально-воспитательной функции семьи;
• формирование педагогической компетентности родителей.
Основными принципами организации педагогической поддержки семьи, которые обеспечивают ее содержание, являются: субъ-
ектность, адресность, проблемность, сотрудничество. Принцип субъектности строится на основе признания личностного опыта и предполагает активное привлечение родителей к участию в процессе педагогической поддержки, опору на их опыт в ходе разрешения противоречий в воспитательных отношениях, обеспечение условий для осуществления свободы выбора. Принцип адресности учитывает особенности семьи ребенка, ее воспитательный потенциал, готовность родителей к педагогической поддержке. Принцип проблемности предполагает ориентацию на потребность семьи в педагогической поддержке, путем выявления в ее воспитательных отношениях противоречия, требующего от родителей самоопределения в них и определения готовности семьи к его разрешению. Принцип сотрудничества заключается в организации педагогической поддержки на основе равноправного взаимодействия педагога и семьи, согласования целей и совместного планирования.
Педагогическая технология поддержки родителей есть модель совместной деятельности образовательного учреждения и семьи ребенка, которая включает в себя цели, содержание, организационные формы, методы и принципы, реализуется через последовательные этапы самоопределения родителей в воспитательных отношениях. Основными этапами педагогической поддержки семьи ребенка могут быть проблемно-ориентировочный, проектировочный, поисковый, оценочно-смысловой, конструктивный, результативный. Каждый из них выступает как самостоятельный элемент системы, так и взаимодополняющий.
Целью педагогической помощи семье в рамках социальной политики является обеспечение благополучия родителей и детей, формирование такого образа жизни, который удовлетворил бы высокие потребности всех ее членов. Конечный результат зависит от педагогической компетенции родителей, которая является частью семейного благополучия, что, в свою очередь, становится целью социальной политики. Уровень родительской
компетенции зависит от качества оказываемой педагогической помощи семье. В нормативных актах указывается, что именно школа призвана сыграть особую роль в решении этой проблемы. Система образования имеет огромный опыт взаимодействия с семьей. Однако в массовой педагогической практике существуют серьезные противоречия во взаимных ожиданиях родителей и педагогов. Для решения имеющихся проблем необходимо сотрудничество семьи и школы, установление партнерских отношений, оказание взаимопомощи и взаимоподдержки. Педагогический коллектив является ответственным за положительное развитие этих отношений. Взаимодействие всех воспитателей основываются на регулярных связях и совместных поисках способов улучшения взаимоотношений.
Заботливые родители интересуются деятельностью образовательного учреждения, тем, как их ребенок проводит время в школе. У них возникают вопросы, связанные с условиями полноценного развития их ребенка, на которые могут ответить только школьные работники. В связи с чем возникает необходимость формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса, способствующей неконфликтному взаимодействию, демократизации и гуманизации школьной и семейной жизни. Получение родителями педагогических знаний и использование их в практике семейного воспитания способствует взаимосвязь педагогического просвещения и педагогического самообразования. Традиционные формы организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи являются доступными и масштабными (лекции, собрания, беседы), что позволяет решать важную задачу приобщения родителей к целенаправленному воспитательному процессу подрастающего поколения. Однако в активном включении родителей, детей в организацию жизни образовательного учреждения продуктивными являются инновационные технологии общения участников взаимодействия. В массовой педагогической практике все-таки неоправданно пассивно происходит реализация тради-
ционных и освоение современных новых моделей взаимодействия с семьей.
Профессионально подготовленные кадры успешно на занятиях по педагогическому всеобучу (знакомство населения с основами воспитания) родителей используют приемы, обеспечивающие активное восприятие информации, поступающей от специалиста, ее критическое осмысление и обсуждение альтернативных решений жизненных ситуаций. Предлагают вопросы, побуждающие родителей думать, рассуждать. Специально подобранные задачи, содержание которых отражает практику воспитания детей в семье, решают в ходе коллективных дискуссий на основе знаний, полученных в ходе ознакомления родителей с педагогическим наследием и народной педагогики. Для анализа предлагаются ситуации стандартные, требующие осмысления типичных воспитательных ошибок с целью профилактики, и конструктивные, решение которых предполагает моделирование процесса воспитания в семьях разных типов. В результате решений проблемных задач родители повышают уровень своей педагогической компетентности.
Опыт показывает, что родители испытывают потребность в регулярных встречах с педагогическим коллективом. Их ожиданиям отвечают индивидуальные консультации, беседы по телефону с учителем о конкретном ребенке, его интересах и запросах. Таким образом, они могут обсуждать и искать пути решения тех вопросов, с которыми не могут справиться самостоятельно. Родители отмечают, что испытывают удовлетворение, когда встречают сочувствие и понимание педагога. Следствием этого является то, что дети лучше успевают в школе, более дисциплинированны дома, у преподавателей возникает меньше проблем в организации образовательного процесса, в глазах родителей возрастает авторитет школы и доверие к ней. Диалог как способ совместного бытия людей является важной формой в пространстве педагогической помощи семье.
Многие родители выражают желание посещать уроки, внеклассные мероприятия,
чтобы понять, в чем заключаются трудности у ребенка и оказать своевременную помощь. Ученые подчеркивают, что родительское общение обладает огромными возможностями воздействия на сознание и поведение детей различного возраста. Важным направлением в работе с семьей является овладение родителями практическими умениями и навыками общения с детьми в разнообразных видах деятельности. Членов семьи ребенка привлекают к проведению воспитательных форм работы как активных субъектов образовательного процесса. Они руководят кружками, выступают перед педагогами и детьми, выполняют общественные поручения, оказывают хозяйственную помощь и т. п.
Рассматривая педагогическую поддержку семьи как политическую составляющую современного общества, мы подчеркиваем, что она адресуется всем семьям, имющим детей школьного возраста. Она направлена
на предотвращение и появление социальных проблем и новых групп людей, требующих особого внимания со стороны социума.
В работе по оказанию педагогической помощи семье используются разнообразные формы и методы, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения, привлекаются к участию общественные организации. Образовательное учреждение обеспечивает педагогическое влияние на родителей, другие социальные институты. Оно выступает основным и профессионально способным координационным центром системы педагогической поддержки семьи как института социализации подрастающего поколения.
Педагогическая поддержка семьи - это перспективное направление социальной политики, которое выражает стремление общества и государства защитить себя, предупредить и избежать социальных конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
2. Гурьянова М. П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 2000. 184 с.
3. Дементьева И. Ф. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 23-30.
4. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета 2000, 2003. 40 с.
5. Олиференко Л. Я, Шульга Т. И, Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. 256 с.
6. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.