УДК 364(07)
Санина Мария Констатиновна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики довузовского образования филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
Эзиешвили Эка Эдвардиевна
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы, рекламы и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
Sanina Maria Konstantinovna
PhD in Education Science, Head of Department for Theory and Methodology of Pre-University Education, Sochi branch of Russian State Social University
Ezieshvili Eka Edvardievna
PhD in Psychology, Head of Department for Social Work, Advertising and Social Rights, Sochi branch of Russian State Social University
EDUCATIONAL SUPPORT AS AN INNOVATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF TEENAGERS' ETHNO-CULTURAL KNOWLEDGE IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL SOCIETY: OBJECTIVES AND FUNCTIONS
Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития этнокультурных знаний подростков в условиях муль-тикультурного общества при педагогической поддержке. Рассматривается понятие «педагогическая поддержка» как система действий, основанных на учете индивидуальности ученика и направленных на формирование его этнического самосознания, на освоение им этнической, общенациональной и мировой культуры. Описаны цели и функции этнокультурной грамотности подростков.
Ключевые слова:
мультикультура, этнокультурные знания, муль-тикультурное общество, педагогическая поддержка, индивидуальность ученика, сензитивный период, национальные традиции, этническое самосознание, этническая толерантность.
Summary:
The article studies the problem of teenagers' ethno-cul-tural knowledge development in the conditions of multicultural society with the educational support. The educational support concept is considered as a system of actions based on the respect for the individuality of each student, and focused on helping the students to develop their ethnic identity, learning of ethnic, national and world culture. The authors describe in detail the objectives and the functions of the ethno-cultural literacy of adolescents.
Keywords:
multiculture, ethno-cultural knowledge, multicultural society, educational support, individuality of a student, sensitive period, national traditions, ethnic identity, ethnic tolerance.
Геополитические изменения идеологического и социально-этнического характера, усиление миграционных процессов, приводящих к потоку беженцев из одних регионов в другие, сделали современное российское общество полиэтническим и мультикультурным. Возникли такие новые социокультурные реалии, как глобализация и интернационализация, при которых происходит стирание культурных барьеров между представителями различных этносов, отрыв народов от своей национальной культуры и исчезновение исторической преемственности поколений. Однако, наряду с перечисленными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В такой ситуации проблема развития этнокультурных знаний подрастающего поколения (знаний о традициях, обычаях, нормах морали, специфике культур своего и других народов), воспитание личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, проявляющей терпимое отношение к представителям иной этнической принадлежности, является, на наш взгляд, особо актуальной.
В сензитивный период возникают наиболее острые проблемы во взаимоотношениях подростков с представителями разных национальностей. Поэтому работа педагогов по ознакомлению старшеклассников с особенностями как своей, так и иных этнических культур очень важна,
ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2015, № 1)
она ведет к процессу освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, роста уровня этнокультурной компетентности, становления мультикультурного самосознания, формирования этнической толерантности, готовности жить в поликультурном социуме. Поскольку подростки обладают еще недостаточно неразвитыми способностями к самостоятельной ориентации в мире социокультурных ценностей и межкультурного взаимодействия и нередко характеризуются проявлениями антисоциального и антикультурного поведения (Э.Ф. Зеев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.), то педагогическая поддержка выступает в качестве педагогического средства, наиболее адекватного процессу развития этнокультурных знаний подростка.
Для выявления сущности педагогической поддержки мы опирались на общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблемы субъект-субъектных взаимоотношений взрослого и воспитанника (К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.); диалогичного общения педагога и учащегося (С.В. Белова, С.Л. Братченко, А.В. Гаврилин, М.С. Каган, С.М. Юсфин и др.); особенностей подросткового и юношеского возрастов (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Обобщая опыт исследований по проблеме, можно сделать вывод о том, что в научно-педагогической литературе понятие «педагогическая поддержка» трактуется как «педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением» [1].
Такая характеристика относится к собственно педагогическому процессу. Сопряженный с ним процесс развития этнокультурных знаний подростка в условиях мультикультурного общества аккумулирует указанные черты педагогической поддержки и приобретает новые - индивидуализированные.
Педагогическая поддержка в аспекте нашего исследования - система действий, основанных на учете индивидуальности каждого ученика и направленных на помощь ему в формировании своего этнического самосознания, результатом которого станет возможность самоидентификации подростка, то есть осознания своей принадлежности к определенной этнической общности; в освоении подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, роста уровня этнокультурной компетентности, становления мультикультурного самосознания, необходимых для эффективной жизнедеятельности в мультикуль-турном обществе. Педагогическая поддержка - это взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование стремления к овладению этнокультурными знаниями и навыками межнационального общения, укрепление положительной самоидентификации подростка и веры в культурно-историческую значимость своего народа [2].
Целью педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в мульти-культурном обществе является помощь:
- в формировании знаний о культуре своего и других народов и приобщении к культуре мира;
- в формировании национального самосознания и, как следствие, этнической самоидентификации подростка;
- в формировании опыта этнокультурной ориентации, мультикультурного взаимодействия и этнотолерантности.
Для системы педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в мультикультурном обществе характерна многофункциональность. Нами были выделены следующие функции данного процесса:
Социально-развивающая. Заключается в следующем: 1) ребенок за счет развития способностей видеть, учитывать и занимать разные позиции в учебных ситуациях, созданных учителем и направленных на развитие знаний о национальных особенностях культуры какого-либо народа, приобретает опыт рефлексивного управления ими; 2) подросток за счет развития знаний о традициях, обычаях, религии, обрядах и культурно-исторических достижениях своего народа, приобретает возможность этнической самоидентификации; 3) подросток за счет развития знаний об особенностях культуры других народов приобретает способность легко входить в межнациональный диалог, развивает навыки мультикультурного взаимодействия при сохранении своей этничности.
Социально-развивающая функция педагогической поддержки заключается в познании особенностей других культур через познание своей национальной культуры, в формировании субъективного опыта подростка в межнациональной взаимодействии.
Личностно-развивающая функция. Осуществляется через подчеркивание педагогом способностей подростка, его возможностей в усвоении этнокультурных знаний, положительных сторон.
Направленность педагогической поддержки функционально означает понимание педагогами подростка, принятие его таким, каков он есть, независимо от его принадлежности к какой-
либо национальности, а в общении с ним учитывать значение таких средств, как тон, жесты, выражения, которые могут обидеть подростка - представителя иной культуры.
Чтобы продемонстрировать веру в подростка, педагогическая поддержка должна включать в себя следующее: забывание о прошлых неудачах старшеклассника во взаимодействии с людьми другой национальности, помощь в укреплении уверенности в том, что он справится с данной задачей; вера в способность подростка понять значимость всего многообразия этнических культур и усвоить их особенности, сохраняя при этом свою этничность, свои национальные корни.
Итак, личностно развивающая функция педагогической поддержки заключается в опоре на сильные стороны подростка; не в подчеркивании промахов, а в демонстрации удовлетворенности ребенком, любви и уважения к нему; в умении взаимодействовать с ним, в предоставлении возможности решать самому проблемы там, где это возможно; в избегании дисциплинарных поощрений и наказаний; в принятии индивидуальности ребенка (национальности).
Следовательно, педагогическая поддержка основывается на том, чтобы помочь подростку почувствовать свою нужность, значимость независимо от его принадлежности к определенному этносу, чтобы сработала так называемая положительная «Я-концепция»; «Я могу, Я значу, Я нужен».
Мотивационная. Только педагогическая поддержка при определенных условиях способна выдержать положительную мотивацию подростка к изучению культуры своего и иных народов, сыграть положительную роль в процессе самоидентификации подростка и формировании этно-толерантности.
Диагностическая. Заключается в возможности: определить исходный уровень развития этнокультурных знаний подростков, способность к изучению этнической культуры своего и иных народов; выявить причины и факторы, влияющие на отсутствие или наличие интересов старшеклассников к этой области знаний; выявить учащихся, испытывающих затруднения в этнической самоидентификации в условиях насаждения западной культуры, самостоятельности и творческого отношения к познавательной деятельности в ходе уроков, направленных на развитие этнокультурных знаний; выявить учащихся, испытывающих затруднения в межкультурном взаимодействии [3].
Тактическая. Выражается в том, что преподаватель имеет возможность выбора видов (по степени своего участия, по времени оказания, по длительности) и приемов педагогической деятельности в зависимости от имеющегося у подростков исходного уровня этнокультурных знаний, от умения старшеклассников ориентироваться в многообразии этнических культур народов, проживающих в регионе. На каждом этапе педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в мультикультурном обществе меняются тактики педагогической деятельности и позиции педагогов.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что педагогическая поддержка развития этнокультурных знаний подростка в мультикультурном обществе призвана реализовывать:
- этническую идентификацию старшеклассников, ценностное отношение подростка к культуре (традициям, обычаям, обрядам, вере и т. д.) своего народа, гуманизацию отношений между представителями различных национальностей, отношение к подростку как к личности, его защиту и поддержку;
- приобщение подростка к этнической культуре народов, проживающих в регионе, мире, через развитие этнокультурных знаний о своем и других этносах; возвращение образования в контекст этнопедагогики;
- творческий профессионализм и педагогическое мастерство учителя при оказании педагогической поддержки, повышение педагогической культуры, навыки мультикультурного взаимодействия при сохранении своей этничности.
Ссылки:
1. Антонова Л.Н. Педагогика поддержки в системе страхования рисков детства // Новое в психолого-педагогических исследованиях : сборник научно-методических статей. М., 2006. Вып. 1. 310 с.
2. Санина М.К., Санин С.А. Инновационная модель педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе // Гуманитарные исследования. 2010. № 4. С. 274-279.
3. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997. 340 с.