УДК 371: 373.63
Т. А. Малахова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Рассмотрена необходимость развития педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля; выделены три основные направления в формировании данного профессионального качества, даны характеристики этих направлений.
This article emphasizes the need to develop the pedagogical dimension of training of mid-level technical specialists. The author identifies and characterizes the three basic directions in the formation of the given professional quality.
Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогическая направленность, подготовка специалистов среднего звена технического профиля.
Key words: professional orientation, pedagogical dimension, training of midlevel technical specialists.
В образовательной системе России особое положение занимает профессиональное образование. Среди специалистов среднего звена технического профиля, подготавливаемых в системе профессионального образования, важное место занимает мастер производства. Именно от него во многом зависит выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед начальным и средним профессиональным образованием, по подготовке квалифицированных кадров, поскольку специалист среднего звена технического профиля — это главный учитель профес-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 146—149.
сии, организатор работы и жизнедеятельности. Мастер имеет двойной предмет труда: с одной стороны, его составляют взаимоотношения с людьми, а с другой — специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области [1].
Важнейшими задачами образования, профессионального в том числе, становятся подготовка молодых людей к успешной жизни в обществе и вооружение их всеми необходимыми средствами для дальнейшего самосовершенствования. Необходимо, чтобы выпускники были конкурентоспособными, быстро адаптировались к новым условиям, а значит, стали эффективными в профессиональной деятельности. Поэтому в последнее время значительно повысилась роль педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля. Такая педагогическая направленность — это, прежде всего, процесс освоения будущими специалистами педагогических знаний, развитие на их основе коммуникативных умений, навыков и личностных качеств, наличие и степень сформированности которых обеспечивает специалисту результативность в работе с людьми.
Формирование педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля является задачей преподавателей, классных руководителей, воспитателей, мастеров производственного обучения и всего педагогического коллектива. Решение данной проблемы зависит от многих факторов и не может быть достигнуто в течение короткого времени. Процесс формирования педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля следует планировать на весь период их обучения по трем основным направлениям:
1) подготовительный период формирования педагогической направленности;
2) формирование педагогической направленности при изучении спецкурса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля»;
3) формирование педагогической направленности во внеурочное время [2].
Рассмотрим их подробнее. Итак, первое из них — подготовительный период формирования педагогической направленности, который начинается с первого дня поступления в колледж. Начальные педагогические знания студенты получают в процессе изучения таких дисциплин, как литература, культура речи, социальная психология, общест-вознание, введение в специальность. Кроме того, специфика классноурочной системы косвенно создает возможность развивать такие педагогические качества, значимые в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, как уверенность в себе, саморегуляция в процессе обучения и жизнедеятельности, коммуникабельность, сплоченность, самоанализ во время работы в микрогруппах на лабораторных и практических занятиях и т. д.
Второе направление — педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля посредством ведения спецкурса. Это период обучения на втором и третьем курсах колледжа. Переходя на старшие курсы, учащиеся начинают углубленно заниматься специальными предметами. К сожалению, при подготовке
147
148
специалистов среднего звена технического профиля недостаточно широко изучаются гуманитарные науки. Так, отсутствие курсов «Педагогика», «Основы педагогических знаний» и других в учебном плане приводит к тому, что выпускники не готовы к решению ряда педагогических задач, возникающих в их профессиональной деятельности.
Проведение отдельных интегрированных уроков не спасает положение, поэтому появилась необходимость разработки интегрированного курса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля», апробация которого осуществлялась в БОУ СПО ВО «Вологодский строительный: колледж». Спецкурс нацелен на формирование педагогической направленности будущих специалистов, приобретение ими педагогических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, профилактику проблем и конфликтов, возникающих в ходе профессиональной деятельности и связанных с ее спецификой: дает представление о возможных трудностях будущей профессии, специфике профессиональной деятельности и карьерных притязаний. Тематика лекционных занятий раскрывает основное содержание дисциплины. Знания, получаемые при изучении курса, представляют собой основу профессионального мировоззрения. На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы; например, проводя лекционные занятия, преподаватель помогает студентам ориентироваться в новом для них материале, постоянно задает наводящие вопросы, интересуется мнением учащихся по изучаемому материалу, выносит на общее обсуждение спорные моменты, пытается максимально включить студентов в мыслетехнический процесс [3; 4].
Третье направление — педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля во внеурочное время. Работа на этом этапе предполагает педагогическую направленность внеклассной деятельности учащихся. Начиная с первого курса будущих специалистов необходимо привлекать к участию в общественных мероприятиях колледжа (творческие конкурсы, КВНы, конкурсы профмастерства, творческие вечера, концерты); к работе студенческого совета самоуправления, изданию ежемесячной газеты, оформлению стенгазет, проведению факультативных занятий; к работе в музее колледжа; к проведению олимпиад, конференций и т. д. Это поможет им сформировать, а после освоения спецкурса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля» и творчески применять полученные знания и умения не только в профессиональной (во время прохождения технологической практики), но и в не связанной с будущей профессией деятельности. Участие в подобных мероприятиях дает студентам возможности для развития личности, получения нового опыта взаимоотношений, совершенствования навыков публичного выступления, осознания своего поведения, повышения уверенности в себе, выработки гибкости поведения [5].
Педагогическая направленность профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля реализуется за счет дидактического обеспечения профессиональной подготовки студентов, которое представлено на основе системного и аксиологического подходов в совокупности компонентов целостного педагогического процесса: целевого, содержательного и результативного. Кроме того,
----------------------------------------------------------------------
система целей профессиональной подготовки (дидактических, воспитательных, развивающих) обусловливает в качестве ведущей дидактическую направленность общетехнических знаний и умений, предусматривает воспитание профессиональных качеств личности и развитие профессионально важных способностей будущего специалиста. Также профессиональная подготовка студентов включает в себя следующие дидактически адаптированные составляющие: информационно-прикладную, исследовательскую, практическую, культурологическую — и реализуется на основе методов активного обучения, стимулирования и мотивации к учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо учитывать такие педагогические условия, как поэтапность формирования педагогической направленности, которая целенаправленно реализует стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля; а также то, что доминантой содержания профессиональной подготовки является педагогическая направленность. Необходимо принимать во внимание и вариативность личностно-ориентированных технологий, актуализацию личностного роста студентов.
Сегодня учебным заведениям среднего звена особенно важно подготовить таких специалистов, которые были бы не только хорошими мастерами своего дела, но и способными передать полученные знания своим ученикам. Важно, чтобы выпускник умел объяснять своим будущим ученикам трудные задания, разрешать конфликтную ситуацию, предвидеть результаты той или иной деятельности и т. д. Поэтому формирование педагогической направленности в подготовке специалистов среднего звена технического профиля стало сегодня важной задачей, решение которой зависит от многих факторов. В связи с этим нужно организовать учебный процесс и создать необходимые условия для развития педагогических способностей у будущих специалистов.
Список литературы
1. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплин С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / под общ. ред. Г. П. Скамницкой. М., 2005.
2. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. М., 2005.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник. М., 2004.
4. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. М., 2002.
5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной. М., 1984.
Об авторе
Татьяна Александровна Малахова — преп., Вологодский строительный колледж.
E-mail: [email protected]
About author
149
Tatyana Malakhova, Lecturer, Vologda Construction College. E-mail: [email protected]