REFERENCES
1. Rodomanova, S.S. (2007), “Study of gender relations in sport (for example sport)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 81-84.
2. Stambulova, N.B. (1997), “Assessment of the motor activity of adolescent’s formalized method of self-reports”, Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 27-31.
3. Chermit, C.D., Ebzeev, M.M., Chekunov, N.H. and Bachov C.U. (2007), “Semantics and the relationship between the concepts of "physical culture of personality", "professionally-applied physical culture of personality", "professionally-applied physical training"”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. б, pp. 93-99.
4. Streletskaya, H.E. (3005), Adaptive recreational and educational environment in the system of additional education, dissertation, Maykop.
5. Chermit, C.D. and Aganyan, E.K. (2006), Symmetry, harmony, adaptation, publishing house “SCNC HS SFU”, Rostov-on-Don.
6. Chermit, C.D. and Mametov, K.W. (2007), Physiology development of girls in puberty, publishing house “SCNC HS SFU”, Rostov-on-Don.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2014.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Александр Владимирович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры; Сергей Александрович Скрипачев, соискатель, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Ярославский филиал)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки. Эта модель ориентирована на улучшение показателей работоспособности, физической подготовленности, функционального состояния организма, а также высокую эффективность учебной и военно-профессиональной деятельности курсантов вузов ПВО. Данная модель состоит из целевого, содержательного, организационно-практического, оценочно-критериального компонентов. Все компоненты взаимосвязаны между собой.
Ключевые слова: педагогическая модель; курсанты; нормирование тренировочной нагрузки; занятия по физической подготовке.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p11-14 PEDAGOGICAL MODEL OF THE PHYSICAL TRAINING OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE WITH APPLICATION OF THE TRAINING LOAD RATIONING
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University; Alexander Vladimirovich Borisov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chief of chair; Sergey Aleksandrovich Skripachev, the competitor, The Mozhaisky Military Space Academy (Yaroslavl branch)
Annotation
The article presents the results of the author’s researches on justification of the pedagogical model of physical training for the cadets of the higher education institutions of air defense with application of the
training load rationing. This model is focused on improvement of the performance indicators, physical readiness, functional condition of the organism, and also high efficiency of the educational and military professional activity of the cadets of the higher education institutions of air defense. This model consists of target, substantial, organizational and practical, estimated and criteria components. All components are tightly interconnected.
Keywords: pedagogical model, cadets, rationing of training load, classes of physical preparation.
В условиях реформирования войск ПВО большое значение уделяется оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах, связанной с точным нормированием тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами. Точное нормирование тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами вузов ПВО играет важную роль в эффективном развитии физических качеств и повышении уровня их
Практика показывает, что точное нормирование тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке с курсантами обеспечивает высокое качество образовательного процесса в вузах ПВО. Исследования показали, что нормированное использование физических упражнений способствует повышению уровня всех функциональных систем организма курсантов, облегчает освоение важнейших военно-прикладных навыков. Под влиянием нормирования тренировочной нагрузки во время занятий по физической подготовке происходит повышение резервных и адаптационных возможностей организма курсантов. Это благотворно сказывается на работоспособности курсантов и способствует более быстрому освоению воинской специальности. [1-6].
Между тем, проведенный анализ литературы, свидетельствует об отсутствии научного обоснования педагогической модели физической подготовки для курсантов вузов ПВО с нормированием тренировочной нагрузки. Отсутствие научно обоснованной педагогической модели физической подготовки для курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки негативно сказывается на качестве образовательного процесса.
Анализ педагогической литературы, раскрывающей организацию процесса физической подготовки курсантов вузов ПВО, позволяет выделить наиболее распространенные формы и методы построения педагогической модели с использованием нормирования тренировочной нагрузки. Педагогические модели представляют собой довольно сложные системы и, как все сложные системы, не могут иметь «линейной» классификации, т.е. классификации по одному признаку. При обосновании педагогической модели физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки необходимо чётко представлять алгоритм действий. В качестве отличительного признака нами использовалась степень активизации курсантов вузов ПВО в физкультурно-спортивной деятельности. Основываясь на данных признаках, нами была разработана педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки (рис.1).
Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки.
У курсантов экспериментальной группы достоверно улучшились показатели функционального состояния организма, физической подготовленности и военнопрофессиональной работоспособности, а в контрольной группе эти изменения были не достоверны.
Общая оценка по физической подготовке у курсантов экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента выросла в среднем на 15-17%, в то время как в контрольной группе этот прирост составил лишь 5-7%.
Рис. 1. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования разработанной педагогической модели, для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотип, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотип, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А. Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.
6. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2014. - № 8 (114). - С. 39-42.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), “Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), “The factors defining need of rationing of training loading in process of occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
6. Bolotin, A.E. and Borisov A. V., Skripachev S. A. (2014), “Psychology and pedagogical conditions necessary for effective rationing of training loading in process by physical training of cadets of higher education institutions of air defense”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 39-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2014.
УДК 378.147:378.018.43
МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЁЖНОСТИ ПЕДАГОГА
Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,
Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,
Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель,
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка модели профессиональной надёжности педагога. В настоящее время существует множество точек зрения па понятие “профессиональная надёжность”, по авторы считают необходимым рассматривать её с позиций общеизвестного вероятностностатистического подхода. Построение моделей профессиональной надёжности и выделение критериев её оценки - необходимое условие создания системы мониторинга профессиональной деятельности педагога, который, как известно, включает контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений. Модели и критерии оценки профессиональной надёжности педагога
- целевой ориентир для системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических