Образование и наука. 2004. № 4 (28)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 37.01+008 ББК 74.202+71.0
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(конференция, Башкирский ГНОЦ УрО РАО, Уфа, 15-16 апреля 2004 г.)
В. Л. Бенин
15-16 апреля 2004 г. в Уфе состоялась региональная научно-практическая конференция, организованная Башкирским государственным научно-образовательным центром Уральского отделения РАО на базе Башкирского государственного педагогического университета. В работе конференции, проходившей по пяти основным направлениям (педагогическая культура в контексте педагогического и культурологического анализа; теоретические основы формирования и развития педагогической культуры; методологические основы формирования педагогической культуры; методические основы развития педагогической культуры; педагогические технологии как элемент педагогической культуры), приняли участие около 100 человек, представлявших различные вузы и исследовательские коллективы Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Оренбурга, Магнитогорска, Новоуральска. Широко были представлены и города Башкортостана - Уфа, Стерлитамак, Мелеуз, Туймазы, Нефтекамск.
Открывая пленарное заседание, научный руководитель Башкирского государственного научно-образовательного центра Уральского отделения РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Л. Бенин отметил, что педагогическая культурология представляет собой область гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающую общие закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающую варианты практической организации культурно-образовательной практики. Что касается проблем, решаемых новой областью гуманитарного знания, то на уровне фундаментальных задач - это обоснование образования как феномена культуры, выявление морфологии образовательной сферы как подсистемы культуры. На уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания в культурно-образовательных средах. И на уровне прикладных задач - разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа.
Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические
основы формирования и развития педагогической культуры _(конференция, Башкирский ГНОЦ УрО РАО, Уфа, 15-16 апреля 2004 г.)_
При таком подходе становится очевидным, что культурологическая компетентность для педагога не только желательна (в традиционной мотивации: «даст учителю возможность приобщиться к культуре», «повысит его культурный уровень» и т. п.), но и необходима, поскольку без нее он не может сформировать верное представление о роли и месте собственной профессии в глобальной системе социального наследования.
Член-корреспондент РАО К. Ш. Ахияров выступил с докладом на тему «К. Д. Ушинский - первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России». Он отметил, что в истории культуры есть имена, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания, человеческой деятельности. Имена людей, по отношению к которым понятие «прошлое» не применимо. Эти люди всецело принадлежат не только своей эпохе, но и последующим поколениям. Принадлежат не как историческое достояние, но как реальная сила общественного развития. Русская культура богата такими именами. И в их числе почетное место занимает Константин Дмитриевич Ушинский - первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России.
Антропологическому подходу в педагогической теории и практике был посвящен доклад доктора педагогических наук, профессора Р. М. Асадуллина. Докладчик обратил внимание аудитории на то, что педагогика, как это ни парадоксально, длительное время обходилась без главного - теоретически выведенных и обоснованных закономерностей. Проблема законов и закономерностей в педагогике и сегодня разработана слабо и находится на стадии общих дискуссий. К сожалению, они в основном носят характер пожеланий того, что должно быть сделано, вместо того, чтобы указать, как это следует сделать. Неслучайно в этой связи педагогику называют «наукой долженствования». Корневая система педагогики как гуманистически развивающей теории и практики находится в понимании сущности человека и закономерностей его развития. Сегодня становится очевидным, что принципиальное обновление и обогащение методологических подходов и идей, на котором строится весь каркас педагогических знаний, возможен на основе антропологического подхода.
Социокультурное воспроизводство и эволюция культуры стали предметом рассмотрения доктора педагогических наук, доцента И. Е. Видт. Она отметила, что с точки зрения теории систем культура, как все сложные исторические целостности, содержит особые информационные структуры, которые изоморфны по своим морфо-эпистемическим признакам метасистеме. Одной из таких подсистем этой метасистемы для культуры является образование, в рамках которого осуществляется социальное наследование. Соотношение «общее - частное» (где общее - культура, частное - образование) определяет закономерность, согласно которой эволюция образования должна соответствовать основным фазам и характеристикам эволюции культуры. В этой связи нынешний кризис образования - закономерное следствие, отражающее противоречие между образовательной моделью, служившей индустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа, суть которого - исчерпанность культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры. Разработка методологии социокультурного вос-
В. Л. Бенин
производства в условиях перехода от индустриальной культуры к постиндустриальной возможна на основе выявления закономерностей сменяемости образовательных моделей в культурогенезе.
Доктор педагогических наук, профессор Г. И. Гайсина выступила с докладом «Субъект профессионально-педагогической культуры как цель культуро-творческого педагогического образования». В нем отмечалось, что ценность объективного научного знания детерминировала цель формирования человека - носителя информации о мире предметов и явлений, воспроизводимой в репродуктивной или продуктивной деятельности. Однако профессиональные знания и умения, содействуя освоению и дальнейшему развитию общей и профессиональной культуры личности и представляя собой содержательный компонент профессионального образования, не могут служить его самоцелью. Являясь лишь его средством, они призваны обеспечить достижение генеральной образовательной цели - индивидуальное развитие личности специалиста. В системе приоритетов целей педагогического образования, исследуемых с позиций культурологического подхода, выделяется системообразующая характеристика личности учителя и его деятельностной позиции - способность быть субъектом профессионально-педагогической культуры.
Доктор педагогических наук, профессор М. Н. Дудина выступила с докладом на тему «Свобода как педагогическая ценность». В современной педагогике, подчеркнула она, актуализировано понятие гуманизма, но истинный гуманизм сопряжен со свободой человека и, в частности, ребенка. Образование является той сферой жизни, которая призвана и реально может поддержать права ребенка, развить его свободу и достоинство. Образование все более превращается в наиболее значимую сферу жизни, судьба человечества все более зависит от «плодов просвещения». Дальнейшее развитие цивилизации убеждает, что спасти мир может воспитание, позволяющее человеку, обладающему свободой и достоинством, раскрыться во всей гуманистической полноте. Отсюда значимость происходящих в образовании и воспитании перемен для будущего человечества, так как результаты, достигаемые в образовании и воспитании, благотворно влияют на другие жизненные сферы.
На конференции работали две секции. На первой из них - «Теоретические основы формирования и развития педагогической культуры» - прошло обсуждение проблем эстетического воспитания как предпосылки формирования нравственной культуры человека, культурологического смысла основных педагогических понятий, современной информационной культуры сельского учителя как основы его педагогического профессионализма. Педагогическая культура рассматривалась в контексте динамических процессов в современном российском образовании. Анализировались методологическая культура педагога-исследователя, культурологическая парадигма элитарной меры как условие воспитания эстетического вкуса, особенности креативной функции педагогической культуры, принципы обучения культурологии в современной средней школе.
На второй секции - «Методологические основы формирования педагогической культуры» - обсуждались вопросы, связанные с традициями и обычаями в народной педагогике, личностной мобильностью в контексте социокуль-
Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические
основы формирования и развития педагогической культуры _(конференция, Башкирский ГНОЦ УрО РАО, Уфа, 15-16 апреля 2004 г.)_
турного подхода, здоровьесберегающими основами преподавания информатики, взаимодействием информационной и педагогической культуры, педагогической компетентностью как основой реализации личностно-ориентированной модели образования. Также были заслушаны сообщения о педагогической культуре и этике в профессиональном становлении личности педагога; о гуманистических ориентирах физкультурного образования студентов; о значении изучения учащимися культуры местного края; о соотношении традиций и современности в культуре православного педагога.
Обсуждение докладов и сообщений, прозвучавших на конференции, стимулировало плодотворный обмен мнениями по многим актуальным проблемам формирования и развития педагогической культуры современного российского преподавателя.
Образование и наука. 2004. № 4 (28)
ФОРУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ
С 29 сентября по 2 октября 2004 г. в Москве состоится Всероссийский форум «Образовательная среда - 2004». Организаторы форума: Министерство образования РФ и ОАО «Всероссийский выставочный центр».
Основные мероприятия Форума: 6-я выставка-ярмарка «Современная образовательная среда», выставка-ярмарка «Материально-техническое оснащение образовательных учреждений», 6-я выставка-ярмарка «Мир без границ», выставка «Где учиться» и выставка-ярмарка «Где работать».
Программа 6-й выставки-ярмарки «Современная образовательная среда» включает в себя следующие тематические разделы:
• единая образовательная информационная среда;
• информационные и методические ресурсы учебного назначения;
• программно-технические комплексы и технологии удаленного доступа;
• открытое образование;
• учебно-методическая литература и научные издания;
• обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров;
• социальное обеспечение и здоровье учащихся;
• регионы России - образованию.
В рамках Форума будет проводиться объединенная Всероссийская конференция, семинары, круглые столы, презентации и конкурс новых научно-технических разработок.
По вопросам участия обращаться в оргкомитет форума: 129223, Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 5, Выставочный комплекс «Наука и образование», тел./факс (095) 974-63-00. E-mail: [email protected], http://www.edu.fairs.ru.
С 21 по 25 ноября в Новосибирске пройдет III международный конгресс «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования». Организаторы конгресса: Новосибирский государственный педагогический университет, Министерство образования и науки РФ, Научно-исследовательский институт философии образования, Институт философии и права Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, Сибирское отделение Российской академии образования, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, администрация Новосибирской области, кафедра ЮНЕСКО Новосибирска и Барнаула, Новосибирское философское общество России и др.
Цели и задачи Конгресса: определение основных принципов формирования государственной политики в области интеграции научно-образовательного потенциала, ориентированного на формирование мировоззрения открытого общества и вхождения в мировое образовательное пространство; создание новой концепции образования, разработка правовой основы построения совре-
Форумы, конференции, выставки
менной государственной системы воспитания, образования, просвещения населения России; исследование роли науки и образования в решении глобальных социальный проблем и обеспечении сбалансированного развития; трансформации системы ценностей цивилизации и проблемы развития образования и науки; изучение существующих прогрессивный технологий науки и образования. Конкретные направления работы Конгресса:
• Образование и наука: проблемы и перспективы интегративного развития. Философия образования как основа осмысления интефационных процессов.
• Национальные и региональные стратегии развития образования, науки. Научно-образовательный потенциал Сибири и Севера: проблемы развития.
• Правовые проблемы управления и организации в науке и образовании. Реформирование современного образования и науки.
• Наука и образование: теоретические подходы в развитии педагогических технологий. Концепция школы XXI века. Экологическое, правовое, гражданское образование и воспитания. Образование как духовная основа жизни общества. Этнокультурные ценности в стратегии образовательного процесса. Насилие, ненасилие в образовательной деятельности Здоровье нации: просвещение, образование и воспитание. Роль семьи в третьем тысячелетии. Проблема детской беспризорности и преступности, пути ее решения.
Материалы конгресса будут опубликованы в сборниках и журнале «Философия образования» (№ 7-8). К печати принимаются статьи до 0,5 п. л. Заявки и статьи выгсыглать по адресу: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28. НИИ ФО НГПУ. Контактные телефоны: (3832) 68-07-31, 68-16-71. E-mail: [email protected], [email protected], [email protected].