№ 8 (38)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
август, 2017 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРИОРИТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Цуркан Таисия Георгиевна
ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Черновицкого Национального Университета имени Юрия Федьковича 58012, Украина, г. Черновцы, улица Коцюбинского, 2
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS AS A PRIORITY FOR CONTINUING EDUCATION OF ADULTS
Taisiia Tsurkan
assistant of the department of Pedagogy and Methodology of Primary Education Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University, 58012, Ukraine, Chernivtsi, Kotsyubynsky str., 2
АННОТАЦИЯ
В статьи рассматривается важность социального взаимодействия формализованного (явного) и неформализованного (неявного) знания в процессе формирования педагогической культуры родителей. Представлено условия получения родителями практической мудрости и стадии формирования их педагогической культуры.
ABSTRACT
The importance of social interaction of formalized (explicit) and unformalized (implicit) knowledge in the process of formation of parents' pedagogical culture is considered in the article. The conditions for parents to receive practical wisdom and the stage of formation of their pedagogical culture are presented.
Ключевые слова: культура, педагогическая культура, социализация, экстернализация, комбинация, интер-нализация.
Keywords: culture, pedagogical culture, socialization, externalization, combination, internalization.
Информационный этап развития общества вызывает рост потребности населения в знаниях, что стимулирует опережающее развитие образовательных услуг. Многие учебные заведения создали системы сбора, хранения и обмена знаниями, но этого недостаточно, чтобы они могли успешно адаптироваться и развиваться. Учителя сегодня сталкиваются с трудностями оказания помощи родителям в преобразовании знания в "практическую мудрость", поскольку ведущей задачей школы XXI века является не только распространение просветительской информации среди родителей младших школьников, а формирование их педагогической культуры.
Современное состояние проблемы формирования педагогической культуры семьи и родителей находим в исследованиях таких ученых, как: Т.Ф. Алексеенко, Ю.Я. Левков, А.И. Наседкина, Ю. Петров, М.А. Попов, В.Я. Титаренко и др.
Понятие "культура" возникает в древнем Риме и происходит от латинских слов "colo", "cultio", что означает обработку, "colore" - обрабатывать, выращивать, а позже - поклоняться и чтить богов или предков. Постепенно понятие "культура" распространяется на такие сферы человеческой деятельности, как воспитание, обучение [2].
Руководствуясь педагогическим словарем С.У. Гончаренко, можно трактовать понятие "культура" (от лат. Cultura - воспитание, образование, развитие) как совокупность практических, материальных и духовных достижений общества, отражающие исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности [1, с23].
Многообразие трактовок культуры требует выбрать собственную позицию относительно понимания сущности понятия. Мы считаем, что культура
Библиографическое описание: Цуркан Т.Г. Педагогическая культура родителей как приоритет непрерывного образования взрослых // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 8(38). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/502 7
№ 8 (38)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека и существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Поэтому выделение педагогической культуры в специальный объект рассмотрения нам кажется теоретически корректным.
Педагогическая культура является компонентом общей культуры личности. Исследования современных ученых (И.А. Зязюн, И.Д Бех, В. М. Гринева, М. Б. Евтух, Н. В. Кичук, А. Сысоева и др.) доказывают, что выделение феномена педагогической культуры обусловлено спецификой деятельности, направленной на формирование растущей личности, способной в перспективе воспроизводить, обогащать и передавать культурные достижения.
В педагогической литературе впервые понятие "педагогическая культура" раскрыто в работах В.А. Сухомлинского, который толковал ее как особую способность воспитателя быть благосклонным к детям, обладать не только психолого-педагогическими знаниями и умениями, но и "богатым источником чувств" [3].
В нашем исследовании, мы рассматриваем педагогическую культуру как динамическую структуру, связанную с интернализованной культурным содержанием и опытом его экстернализации в повседневную и специализированную практику, включая общекультурный и специальный мировоззрение, сети возможностей, развита речь, ценности, нормы, рефлексивные умения, мотивацию на самостоятельное личностное и профессиональное рост и способность к самоорганизации саморазвития.
Профессор И. Нонака исследует, как приобретенные знания из опыта могут быть применены к практической мудрости, чтобы люди могли принимать взвешенные решения и совершать действия на основе реальной ситуации, руководствоваться ценностями и моралью, и в конце концов стать мудрыми. Эксперты японской школы управления знаниями И. Нонака и Х. Такеучи акцентируют внимание на важности социального взаимодействия формализованного (явного) и неформализованного (неявного) знания.
Понятие формализованного и неформализованного знания были введены Майклом Полани, который описал различия между ними [Ро1апу^ 1966]. Неформализованные знания (или неявные) - личностные, зависящие от ситуации и поэтому трудно поддаются формализации и распространению. Формализованное или явное знание может быть передано языковыми средствами. М. Полани придавал большое значение роли неформализованного знания в процессе познания. Ученый уверен, что люди получают знания с помощью активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, выраженное словами и числами - всего лишь
август, 2017 г.
верхушка айсберга всего знания. По словам М. По-лани, "мы знаем больше, чем можем сказать» [6, с. 4].
Проанализируем четыре этапа "спирали знаний" И. Нонака (Ikujiro Nonaka) и Х. Такеучи (Hirotaka Takeuchi) [5].
1. Социализация (Socialization) - процесс распространения знаний и создание неявного знания, например распространение интеллектуальных моделей и технических навыков. Человек способен воспринимать неявные знания непосредственно от других людей без использования слов. Например: подмастерье, работая с мастерами, учится ремеслу не слушая, а наблюдая, подражая и практикуясь.
2. Экстернализация (Externalization) - процесс оформления неявного знания в концепции. Когда мы пробуем концептуализировать образ, его суть мы выражаем, как правило, словами. Процесс письма - это акт преобразования неявного знания в знания, которые могут быть выражены словами. Но при выражении мыслей их смысл часто передается недостаточно адекватно, он искажается или частично не доносится до читателя. Такие разногласия и несогласованности между образами и их выражением способствуют, тем не менее, распространению "плодов раздумий" и взаимодействия людей.
3. Комбинация (Combination) - процесс включения концепций в систему знаний. Этот способ трансформации знаний подразумевает сочетание различных положений явного знания. Индивиды обмениваются знаниями и комбинируют их при переписке, встречах, телефонных разговорах, общении в компьютерных сетях. Изменение конфигураций существующей информации с помощью сортировки, добавления, комбинирования и классификации явного знания может порождать новое знание. Именно так происходит, как правило, создание знаний в процессе систематической работы по формированию педагогической культуры родителей в учебных заведениях.
4. Интернализация (Internalization) - процесс воплощения явного знания в неявное; процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. Она тесно связана с методикой "обучение на практике". Когда опыт с помощью социализации, экстернализации и комбинации интернализируется в неявное знание индивида в форме общей интеллектуальной модели или технического ноу-хау (от англ. know how - знаю как), он приобретает ценности. Преобразование явного знания в неявное будет облегчено, если представить его в вербальной форме - в виде диаграмм, инструкций и т.д.
Динамическое взаимодействие формализованного (явного) и неформализованного (неявного) знания можно представить в виде спирали знания (рис. 1)
№ 8 (38)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
август, 2017 г.
Рисунок 1. Спираль знания
Считаем, что для получения родителями практической мудрости процесс формирования их педагогической культуры должен:
• строиться на логике вписывания, или "укоренение", нового знания в уже сложившуюся систему знаний;
• формировать сети возможностей и жизненные ориентиры, определяющие экологичность взаимодействия с социальным окружением, в частности с учебным заведением;
• быть диалогической, предполагая рациональное развитие систем обратных связей между родителями и педагогами;
• быть информационно и операционно насыщенным за счет вооружение родителей средствами и критериями самостоятельного поиска и оценки информационных ресурсов, стимулирующим инициативу;
• быть плюралистическим по своей сути, формируя осознанное принятие возможности альтернативных подходов и решений в вопросах семейного воспитания и собственное позиционирование в них, сопровождаемое уважительным отношением к инакомыслию;
• использовать существующие возможности анализа биопсихологических особенностей взрослого, апробирования различных образовательных технологий с целью определения наиболее приемлемых для конкретной личности.
С учетом вышеизложенного процесс формирования педагогической культуры родителей можно представить в виде ряда последовательных стадий:
1) проблематизации, на которой осуществляется всестороннее определение проблемной области, мотивация участников на обучение, выявление сложно-
стей в семейном воспитании, определения необходимости изменений в личностном опыте, интересов и запросов участников;
2) расширение горизонтов, на которой предполагается ознакомление с существующими теоретическими подходами, инновационными достижениями, позволяющие осознать новые ракурсы видения проблемы и ее решений. Причем расширение горизонтов производится с учетом положений экологического подхода образования [4], который предусматривает формирование сетей возможностей и жизненных ориентиров участников. Сети возможностей показывают возможности, предоставляемые владением новым знанием, предусматривают выработку необходимых навыков пользования инновационным знаниям. Жизненные ориентиры предполагают вписывания нового знания в целостное мировоззрение родителей;
3) проектирование, где предполагается создание детальных проектов реализации инновационных решений с созданием возможностей для их публичного предъявления и коллективной экспертизы потенциала реализации. Конечным продуктом данной стадии является разработка плана реализации;
4) формирование зоны ближайшего и отдаленного развития, на которой предполагается разработка траектории личностного роста родителей, включая поиск необходимых информационных ресурсов, обеспечивающих развитие взрослых, онлайн-кон-сультирование;
5) формирование профессионального сообщества, на которой предполагается оказание помощи в нахождении единомышленников в инновационном развитии, в взаимоподдержке и взаимообогащении в выбранной сфере инноваций.
Список литературы:
1. Гончаренко С. Укра1нський педагопчний словник / Семен Гончаренко. - К. : Либщь, 1997. - 376 с
2. Куриляк В.£. Мiжкультурний менеджмент/ В.£. Куриляк. - Тернопшь : Астон, 2004. - 239с
3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х томах / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1971. - . - Т.1: Сердце отдаю детям. - 1971. - 558 с.
4. Barab, S. A., & Roth, W.-M. (2006). Curriculum-Based Ecosystems: Supporting Knowing from an Ecological Perspective. Educational Researcher, 35(5), 3-13.
5. Nonaka, Ikujiro; Takeuchi, Hirotaka (1995), The knowledge creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation, New York: Oxford University Press, p. 284, ISBN 978-0-19-509269-1
6. Polanyi (January 1966) "The Logic of Tacit Inference, " Philosophy: The Journal of the Royal Institute of Philosophy XLI (155) pp. 1-4