Научная статья на тему 'Педагогическая компетентность в сфере культуры'

Педагогическая компетентность в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетентность в сфере культуры»

П. ТЕРЕХОВ, доцент Казанский государственный университет культуры и искусств

Как сформировать профессиональную компетентность специалиста социально-культурной сферы (СКС), существенным моментом которой является педагогическая компетентность?

Выпускник должен владеть системой знаний о сущности, основных видах, формах и закономерностях художественно-творческой и педагогической деятельности, психолого-педагоги-ческими основами художественного образования и воспитания, методами диагностики и развития художественно-творческих интересов и способностей личности; освоить современные методики руководства художественнотворческим коллективом и преподавания народного художественного творчества в различных типах образовательных учреждений. Однако в реальной практике социокультурного образования реализация этих требований связана с многочисленными объективными и субъективными трудностями.

В своей работе по формированию педагогической компетентности студентов в вузе культуры и искусств мы попытались реализовать идею о проникновении педагогической компоненты в профессиональный социокультурный ресурс личности специалиста в ходе его профессиональной подготовки, нацеленной на активное и критическое освоение способов ценностного, рефлексивного отношения в процессах познания, поведения и художественнотворческой деятельности, тесного взаимодействия и сотрудничества с потребителями и создателями ценностей; на создание условий для самообразования, самоопределения и саморазвития

Педагогическая компетентность в сфере культуры

каждого как личности и индивидуальности.

Особенностью педагогической подготовки студентов в вузах культуры и искусства является неповторимый процесс соединения культуры, искусства, научной теории и практики художественно-педагогической деятельности. Каждое учебное занятие в художественно-творческом вузе несет свой неповторимый оттенок, имеет свою эмоциональную окраску. Педагогическая подготовка является во многом творческим процессом, постижение которого проходит на базе глубокого ценностно-смыслового опыта художественно-творческой деятельности.

В условиях изменения задач современного социокультурного образования, определяемых вариативностью учебных заведений, диверсификацией содержания образования, расширением инновационных процессов, возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику подготовки специалиста культуры и искусства к педагогической деятельности.

Педагогическая подготовка направлена, прежде всего, на самость личности, на ее потребность действовать в современной социокультурной ситуации в разнообразных проявлениях: самоактуализации, самообразовании, самоконтроле, самоопределении, самоорганизации, самопознании, саморазвитии, самореализации, саморегуляции и т.п. Логика их выстраивается каждый раз в зависимости от конкретных жизненных и деятельностных ситуаций. Именно в процессе творческих поисков и их практической реализации социокультурные

Обсуждаем проблему

125

ценности и педагогические технологии наполняются личностным смыслом. Осознание личностного смысла профессиональной социокультурной деятельности требует от студента достаточно высокой степени активности, способности управлять своим поведением в соответствии с возникшими или специально поставленными художественнопедагогическими задачами.

Педагогическая подготовка студентов социокультурного образования вариативна. Многообразие художественных специализаций в вузах культуры и искусств, различные спецкурсы, практикумы, индивидуальные занятия позволяют сделать педагогический процесс не просто вариативным, но и придать ему выраженную ориентированность на личность и выраженную направленность на практическую художественно-педагогическую деятельность. Этому же способствуют многообразные формы учебной и внеучебной работы: репетиции, концерты, фестивали, конкурсы, смотры и др., дающие различные виды вариативности. Содержание образования дополняется вариативностью воспитательной работы в вузе.

Отличительной особенностью педагогической подготовки является и то, что многие студенты вузов культуры и искусств совмещают обучение с работой в учреждениях начального профессионального образования: в детских музыкальных школах, школах искусств, хореографических и театральных студиях. Как показывает опыт, в новых социокультурных условиях развитие рынка образовательных услуг дало мощный импульс совершенствованию работы в системе дополнительного образования. Появляются детские академии искусств, музыкальные, художественные, детские спортивные школы, школы раннего эстетического развития, школы культурологического

направления и др. Этим учреждениям дополнительного образования дано право выбора своей системы, которая учитывает социум, максимально использует условия микрорайона, специфику педагогического коллектива, соответствующие формы работы. Эти особенности необходимо учитывать при разработке программ педагогической практики, которая осуществляется не только в культурно-досуговых учреждениях, учреждениях дополнительного образования, но и в общеобразовательных школах. Студенты во время практики ведут факультативные занятия по музыке, ритмике, изобразительному искусству, кружки художественной самодеятельности, декоративно-прикладного творчества.

Художественно-педагогическая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки, их художественное и педагогическое творчество и самореализация взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. Потребность в творческом самовыражении в области культуры и искусства, в личностной самореализации в процессе профессиональной художественно-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности студента вуза культуры и искусств.

Для преподавателей художественно-творческих специализаций вузов культуры и искусств характерно сочетание педагогической, научной и художественно-исполнительской деятельности. Общение студента с таким преподавателем обеспечивает высокий художественный результат и педагогический эффект. Это взаимодействие должно быть направлено не только на формирование исполнительских умений и навыков, но и на уяснение студентом цели и смысла профессиональной художественно-педагогической подготовки, что будет обеспечивать

активную мотивацию его будущей профессиональной деятельности.

Обеспечение цельности и сбалансированности всех звеньев формирования педагогической компетентности будущих специалистов - задача повышенной степени сложности, требующая непрерывного повышения квалификации преподавателей вузов культуры и искусств, расширения их потенциала к интегрированной педагогической подготовке студентов.

В связи с этим в Казанском государственном университете культуры и искусств создан Центр инновационных педагогических технологий. Его цель -дальнейшее развитие и обогащение содержания педагогического мастерства преподавателей вуза, методологическое и теоретическое обоснование новых подходов к формированию педагогической компетентности специалиста культуры и искусства, координация научно-исследовательской и учебнометодической работы вуза по данной проблеме.

На занятиях проходит совместное обсуждение и создание в процессе коллективной деятельности определенных программ опытно-экспериментальной работы по совершенствованию социокультурного образования в регионе Среднего Поволжья. Центр инновационных педагогических технологий позволил включить в активную работу большую часть преподавательского коллектива в соответствии с профессиональными педагогическими интересами. В работе семинаров принимают участие ведущие ученые республики в области педагогики, психологии, культурологии, художественного творчества, заслуженные деятели культуры и искусства, проректоры, деканы, заведующие кафедрами. В феврале 2002 года Центр организовал проведение Всероссийской научно-практической конференции по теме «Педагогическая под-

готовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования».

Для выработки стратегии и тактики, практического осуществления непрерывной профессиональной подготовки специалистов СКС, координации действий административных и учебно-методических структур на базе Казанского государственного университета культуры и искусств создан Университетский комплекс, в состав которого входят профессиональные учебные заведения культуры и искусства региона Среднего Поволжья. Взаимосвязь и преемственность среднего и высшего звена в подготовке специалистов культуры и искусства налажена через договоры о сотрудничестве с Марийским и Мордовским республиканскими колледжами культуры и искусств, Чувашским и Татарским республиканскими училищами культуры.

В 2001 году было заключено Соглашение Казанского государственного университета культуры и искусств с Министерством образования Республики Татарстан о сотрудничестве в области подготовки специалистов и их будущей профессиональной художественно-педагогической деятельности. К этому времени уже накоплен значительный опыт сотрудничества с общеобразовательными школами и детскими внешкольными учреждениями в г. Казани, отношения с которыми также определены на договорных основах.

Педагогическая компетентность специалиста СКС может быть сформирована лишь в результате достаточно длительного периода профессиональной деятельности. Однако уже в процессе обучения необходимо заложить ее основы в совокупности теоретических знаний, практического опыта, личностных качеств современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.