СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.012.8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ XXI ВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Введение. Статья затрагивает проблему педагогической экспертизы процесса воспитания и рассматривает характеристики условий формирования навыков XXI века у детей и молодежи в данном процессе.
Цель статьи. Для понимания качества условий формирования и развития навыков XXI века необходимо определить сущностные характеристики данных условий, которые необходимо достигать в процессе воспитания детей и молодежи.
Методология и методы исследования. В качестве методов исследования были использованы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение имеющегося опыта педагогической экспертизы процесса воспитания (изучение отечественного и зарубежного опыта, анкетирование учителей, руководителей образовательных учреждений); наблюдения за реальным процессом экспертизы основного и дополнительного образования; педагогическое моделирование.
Результаты. В статье подробно проанализированы компоненты процесса воспитания, выступающие объектами педагогической экспертизы. Качественные характеристики данных объектов могут выступать условиями формирования и развития навыков XXI века у детей и молодежи.
Заключение. В целом допустимо констатировать, что педагогическая экспертиза процесса воспитания, как проблемно-оценочный, ресурсный и прогностический анализ специалистами процесса воспитания, позволяет проанализировать объект
Е. В. Киселева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО ФГБОУ ВО «НГПУ», г. Новосибирск Е-mail: еlе[email protected]
Elena V. Kiseleva
PhD (Pedagogics), Assistant Professor, Chair of Pedagogics and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia
Как цитировать статью: Киселева Е. В. Педагогическая экспертиза условий формирования навыков XXI века в процессе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 55-61.
экспертизы с целью его совершенствования. Анализ сущностных характеристик ключевых компонентов процесса воспитания: воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений, воспитывающей среды, дает возможность увидеть наличие условий в воспитательной организации, необходимых для формирования у воспитанников навыков XXI века. Наличие обозначенных характеристик в каждом компоненте процесса воспитания создает условия для формирования у детей и молодежи некогнитивных навыков (креативность, критичность, способность работать в команде, лидерство и пр.), а их рассмотрение может служить хорошей основой для анализа воспитания в современных условиях.
Ключевые слова: педагогическая экспертиза, навыки XXI века, условия формирования.
Введение. Новые социальные изменения в обществе формируют потребность иметь результатом современного образования новые компетенции — компетенции актуальные для XXI века. Но развитие у личности таких качеств, как социальная активность, креативность, способность конструктивно решать личные и общественные проблемы, должно сопровождаться формированием у личности соответствующих навыков. И оценка качества образования, в данном контексте, невозможна без оценки аспекта воспитания.
Кроме того, современные вызовы, требуют понимания условий воспитательного влияния на ребенка, подростков и молодежь для формирования и развития качеств личности, позволяющих адекватно реагировать на данные вызовы. Необходимо учитывать также переход к экономике знаний, где большую роль будут играть так называемые некогнитивные навыки 21 века, формирование которых во многом зависит именно от воспитания. Многое говорит о том, что в постиндустриальных экономиках постепенно растет значимость именно социального (отношенче-ские умения) и креативного капитала (навыки творческого мышления). Простые когнитивные операции, измеряемые тестами, передаются для выполнения компьютерам. Роль рутинной когнитивной деятельности в экономике снижается. Но у нас по-прежнему сохраняется тенденция измерять то, что снижает свое значение, но не измерять того, что растет в своем значении.
Постановка проблемы, цель статьи.
Педагогическая экспертиза условий формирования навыков 21 века у детей и молодежи, подразумевает, в первую очередь, экспертизу процесса воспитания и должна позволить в конечном итоге определить
ведущие условия, созданные в процессе воспитания и позволяющие сформировать у личности ключевые навыки 21 века, а также развить соответствующие качества личности.
Методологическая основа исследования. Вопросы гуманитарной экспертизы образования не так давно стали предметом интереса исследователей. И. И. Ашмарин, С. Л. Братченко, Б. Г. Юдин и др [1;2], рассматривали ключевые отличия данной экспертизы от других видов: отличия по целям и смыслу, по средствам экспертизы. К анализу тех или иных аспектов экспертизы процесса воспитания обращались в своих работах Л. И. Новикова, Н.Л Селиванова, В. А. Караковский, И.Д Демакова, А. М. Сидоркин, С.Д Поляков, И. В. Степанова, П. В. Степанов, М. В. Шакурова, И. Ю. Шустова и др [3; 7; 8; 9; 10]. Был определен ряд критериев экспертизы воспитания: наличие гуманных отношений педагогов и воспитанников; построение процесса воспитания на базе общечеловеческих ценностей; наличие творчества в деятельности педагога-воспитателя и др. Результаты этих исследований актуализировали вопросы: какие качества личности воспитываемого должны стать результатом воспитания и с помощью, каких методов, «механизмов» и средств можно достичь таких результатов (Н.Л Селиванова) [9]. В соответствии с идеями Л. И. Новиковой, Х. Й. Лийметса, Н.Л Селивановой, эффективное достижение желаемых, в данном контексте, результатов, может быть связано с пониманием воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий [3; 7].
Результаты исследования.
Ряд западных и отечественных центров исследования образования сегодня работает над разработкой объективных измерителей некогнитивных навыков, напрямую связанных с воспитанием (в частности: решение коммуникативных задач, лидерство, организация совместной работы и пр.). Это проект ОЭСР Social progress and education (ESP), австралийская группа в Мельбурне — Packric Griffin (Патрик Гриффин), McGow и другие [6;11]. Данные исследовательские группы разрабатывают, в частности, идею — как объективно измерять способность к сотрудничеству, а также способность критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Отечественная исследовательская группа Е. Ю. Кардановой работает над оценкой навыков 21 века (решение проблем, критическое мышление,
информационная грамотность) [6]. Но пока все эти разработки находятся на исследовательском уровне.
Понимание того, что сегодня необходимо четко осознавать — какие условия нужны для того, чтобы развивать у личности навыки, воспитывать качества позволяющие адаптироваться в современном и будущем мире, заставляет обратиться к педагогической экспертизе данных условий.
Под педагогической экспертизой процесса воспитания, мы понимаем, многомерное и разноуровневое исследование специалистами в сфере воспитания, включающее в себя проблемно-оценочный, ресурсный и прогностический анализ для получения экспертного суждения об объекте экспертизы с целью его совершенствования в интересах развития личности [4;5].
Далее экспертиза включает анализ ключевых компонентов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания в любой воспитательной организации: воспитывающую деятельность, воспитывающие отношения, воспитывающую среду.
Анализ воспитывающей деятельности предполагает анализ следующих характеристик: насколько системно реализуется воспитывающая деятельность; насколько она методически грамотно инстументирована, насколько она качественна и разнообразна, каковы перспективы ее совершенствования. Анализ воспитывающих отношений включает срез наличия эмоциональной безопасности для личности; наличия в отношениях поведенческих и коммуникативных эталонов, формирующих поступки и поведение; наличие эмоциональной притягательности отношений (диагностируемой через включенность воспитанников) и возможностей их развития.
В качестве объекта анализа в педагогической экспертизе выступает и воспитывающая среда. Осуществляется анализ целенаправленно педагогически освоенной среды, реализующей воспитывающее влияние, ее соотнесения с целями и задачами процесса воспитания, присвоения воспитанниками и взрослыми элементов среды, а также анализ различных видов сред и организованного воспитывающего влияния через них: художественно-эстетической среды, информационной среды, предметной среды, природной среды, эмоциональной среды. И, наконец, экспертиза процесса воспитания направляется на результат реализации данного процесса — личностное развитие воспитанников, где осуществляется анализ наличия позитивных изменений в личности воспитанника. Но
это уже не относится к условиям процесса воспитания, а становится его результатом.
Таким образом, ключевыми объектами анализа в экспертизе условий формирования навыков XXI века становятся компоненты процесса воспитания: воспитывающая деятельность, как педагогический инструмент; воспитывающие отношения, созданные в данном процессе; воспитывающая среда. Именно качественные характеристики данных объектов выступают условиями развития у личности навыков XXI века.
Заключение. Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод, что педагогическая экспертиза условий формирования навыков 21 века дает возможность увидеть наличие либо отсутствие содержательных характеристик компонентов процесса воспитания, позволяющих либо нет формировать ключевые навыки XXI века у детей и молодежи.
При реализации воспитывающей деятельности надо понимать, что условиями формирования и развития новых навыков, качеств личности становится системно реализуемая воспитывающая деятельность, грамотно методически инструментируемая (поскольку хорошее методическое сопровождение делает ее качественной и разнообразной), постоянно обновляющаяся и совершенствующаяся.
Создание воспитывающих отношений в процессе воспитания включает такие условия формирования и развития новых навыков как: наличие эмоциональной безопасности для личности; наличие заданных эталонов в отношениях и поведении; наличие эмоциональной притягательности отношений и возможностей для их развития.
Воспитывающая среда как объект анализа в ходе педагогической экспертизы, включает анализ следующих характеристик как условий. Среда должна быть целенаправленно педагогически освоенной (как педагогами, так и воспитанниками), реализующей воспитывающее влияние, опираться на цели и задачи процесса воспитания; различные виды сред должны создавать организованное воспитывающее влияние для развития навыков XXI века. Например, такие навыки как креативность, критичность, способность работать в команде, информационная грамотность могут находить подкрепление в художественно-эстетической среде, информационной среде, предметной среде, эмоциональной среде. Таким образом, педагогическая экспертиза данных компонентов процесса воспитания позволит увидеть, насколько осуществляется личностное развитие воспитанников, т.е. степень позитивных измене-
ний, а значит определить, насколько качественно созданы условия для формирования и развития новых свойств личности и соответствующих им навыков XXI века.
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ, проект № 18-013-01053а.
Литература
1. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы //Человек. 1997. № . 3. С. 76-86.
2. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.
3. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития. Монография / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. 108 с.
4. Киселева Е. В. Теория и практика профессиональной педагогической экспертизы: монография / Е. В. Киселева; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.159 с.
5. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды. // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 36-39.
6. Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю, Эльконин Б. Д. Оценка результатов школьного образования: структурный подход //Вопросы образования. 2011. № . 1. С. 26-43.
7. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2010. 335 с.
8. Поляков С. Д. Реалистическое воспитание / C. Д. Поляков. М.: Центр "Пед. поиск", 2004. 176 с.
9. Селиванова Н. Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания школы // Вопросы воспитания. 2012. № 3. С. 86-93.
10. Шакурова М. В. Ш179 Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. В. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
11. Griffin P., Care E. (ed.). Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. Springer, 2014.
PEDAGOGICAL EXPERTISE OF THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE XXI CENTURY SKILLS IN THE PROCESS OF EDUCATION
Abstract: Introduction. The article touches upon the problem of pedagogical expertise of education and examines the characteristics of the conditions for the formation of skills of the 21st century among children and young people.
Purpose of the article. To understand the quality of the conditions of formation and development of skills of the 21st century, it is necessary to determine the essential characteristics of these conditions that must be achieved in the process of raising children and young people.
Methodology and research methods. The following ones were used as research methods: analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature, analysis of the history of expert methods; the study of the experience of pedagogical expertise of the process of education (the study of domestic and foreign experience, the survey of teachers, heads of educational institutions); observation of the actual process of expertise of basic and additional education; pedagogical modeling.
Research results. The article analyzes in detail the components of the educational process, which are objects of pedagogical expertise. The qualitative characteristics of these ob-
jects can be the conditions for the formation and development of the skills of the 21st century among children and young people.
Conclusion. In general, it is permissible to state that the pedagogical expertise of the process of education, as a problem-evaluative, resource and prognostic analysis by specialists of the process of education, allows us to analyze the object of expertise with a view to its improvement. Analysis essential characteristics of the key components of the educational process: educational activities, educational relations, educational environment, an opportunity to see the presence of conditions in the educational organization necessary for the formation of children skills of the XXI century. The presence of these characteristics in each component of the educational process creates conditions for the formation of non-cognitive skills in young people (creativity, criticality, ability to work in a team, leadership, etc.), and their consideration can serve as a good basis for the analysis of education in modern conditions.
Keywords: pedagogical expertise, skills of the 21st century, conditions of formation.
References
• Ashmarin 1.1., Yudin B. G. Osnovy gumanitarnoy ekspertizy //Chelovek. 1997. № . 3. S. 76-86. [In Rus].
• Bratchenko S. L. Vvedenie v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya (psihologicheskie aspekty). M.: Smysl, 1999. 137 s. [In Rus].
• Griffin P., Care E. (ed.). Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. Springer, 2014.
• Izmenyayushchayasya teoriya vospitaniya: problemy i perspektivy razvitiya. Monografiya /pod red. N. L. Selivanovoj i P. V. Stepanova. M.: ANO Izdatel'skij Dom «Pedagogicheskij poisk», 2017. 108 s. [In Rus].
• Kiselev N. N., Kiseleva E. V. Mezhlichnostnye otnosheniya kak resurs emocional'noj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014. № 6. S.36-39. [In Rus].
• Kiseleva E. V. Teoriya i praktika professional'noj pedagogicheskoj ekspertizy: monografiya / E. V. Kiseleva; Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Novosib. gos. ped. un-t. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2013.159 s. [In Rus].
• NezhnovP. G., Kardanova E. Yu., El'konin B. D. Ocenka rezul'tatov shkol'nogo obrazovaniya: struk-turnyj podhod //Voprosy obrazovaniya. 2011. № . 1. S.26-43. [In Rus].
• Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya. Izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. N. L. Selivanovoj, A. V. Mudrika; sost. E. I. Sokolova. M., 2010. 335 s. [In Rus].
• Polyakov S. D. Realisticheskoe vospitanie / C. D. Polyakov. M.: Centr \"Ped. poisk\", 2004. 176 s. [In Rus].
• Selivanova N. L. Deyatel'nost' eksperta v ocenke kachestva vospitaniya shkoly // Voprosy vospitaniya. 2012. № 3. S. 86-93. [In Rus].
• Shakurova M. V. Sh179 Social'noe vospitanie v shkole: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zave-denij / pod red. A. V. Mudrika. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. 272 s. [In Rus].