Научная статья на тему 'Печатные средства массовой информации вооруженных сил Германии (Бундесвер)'

Печатные средства массовой информации вооруженных сил Германии (Бундесвер) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
685
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / БУНДЕСВЕР / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / "ВНУТРЕННЕЕ РУКОВОДСТВО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мхитарьянц Эвелина Гарриевна, Гапошин Владимир Георгиевич

Введение. Сегодня работа в информационном пространстве является одним из главных направлений деятельности вооруженных сил любой страны. В этом смысле не являются исключением и вооруженные силы Федеративной Республики Германии (Бундесвер), выпускающие ряд печатных изданий, посвященных насущным вопросам функционирования армии. Цель. В статье представлена попытка формирования общего представления о месте и роли печатных средств массовой информации в рамках политико-просветительской работы органов Бундесвера. Материалы и методы. В статье рассматриваются основные печатные издания, издаваемые немецкими вооруженными силами, «Y» и «Bundeswehr Aktuell», а также одновременно затрагиваются иные периодические издания, имеющие отношение к вооруженным силам ФРГ. Методологическую основу исследования составляют методы контент-анализа, методы стилеметрического анализа, методы количественного подсчета, сопоставительный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Показана связь между идейной направленностью печатных изданий Бундесвера и концепцией “Innere Führung” (внутреннее руководство), которая является основной военной доктриной немецкой армии. В результате анализа тематики структуры данных журналов, их дизайна, стилистических, лингвопрагматических и социокультурных особенностей сделан вывод о том, что печатные средства массовой информации Бундесвера следуют тенденциям современного информационного пространства. Научная новизна работы состоит в исследовании печатных изданий Бундесвера в их непосредственной связи с процессами демократизации вооруженных сил в послевоенной Германии. Заключение. Имея в качестве основной задачи политическое информирование личного состава вооруженных сил, печатные средства массовой информации Бундесвера выполняют помимо этого ряд других функций: образовательную, оценочную и рекреативную. Сочетание в рамках данных изданий различных тематических рубрик позволяет говорить об их демократичной направленности и ориентации на широкие слои населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Print Media of the German Armed Forces (Bundeswehr)

Introduction. Work in the information space today is one of the main activity areas of the Armed Forces of any country. The Armed Forces of the Federal Republic of Germany (Bundeswehr) are no exception in this respect. They issue a number of printed publications dedicated to vital matters of the army operation. Objective. In this article an attempt was made to develop an idea of the place and role of the print media in the context of the political and awareness-raising work carried out by Bundeswehr. Materials and Methods. The main print media issued by the German Armed Forces, namely “Y” and “Bundeswehr Aktuell”, are considered in this article with simultaneous addressing the other periodicals associated with the Armed Forces of the Federal Republic of Germany. Content analysis, style measurement, quantitative estimation, and comparative analysis methods formed the methodological basis of this study. Results of the Study, Discussions. The correlation between the ideological orientation of Bundeswehr’s print media and the “Innere Führung” (Internal Guidance) concept, being the main military doctrine of the German army, is shown in the article. After analyzing the subject matter and the structure of these magazines, their design, stylistic, linguistic and pragmatic, as well as social and cultural specifics, a conclusion was drawn that Bundeswehr’s print media follow the trends of the modern information space. The scientific novelty of this paper is in studying the Bundeswehr’s print media in their direct relation with the democratization process of the Armed Forces in the post-war Germany. Conclusion. While the main mission of Bundeswehr’s print media is providing the Armed Forces personnel with political information, they also perform a number of other functions, such as education, assessment and recreation. The combination of various topical sections within these periodicals allows speaking of their democratic orientation targeting the general public.

Текст научной работы на тему «Печатные средства массовой информации вооруженных сил Германии (Бундесвер)»

удк 82.02/.09 doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-1 -85-90

Печатные средства массовой информации вооруженных сил Германии (Бундесвер)

Э. Г. Мхитарьянц1, В. Г. Гапошин2

1 Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД РФ, г. Калининград 2 Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Введение. Сегодня работа в информационном пространстве является одним из главных направлений деятельности вооруженных сил любой страны. В этом смысле не являются исключением и вооруженные силы Федеративной Республики Германии (Бундесвер), выпускающие ряд печатных изданий, посвященных насущным вопросам функционирования армии. Цель. В статье представлена попытка формирования общего представления о месте и роли печатных средств массовой информации в рамках политико-просветительской работы органов Бундесвера. Материалы и методы. В статье рассматриваются основные печатные издания, издаваемые немецкими вооруженными силами, - «Y» и «Bundeswehr Aktuell», а также одновременно затрагиваются иные периодические издания, имеющие отношение к вооруженным силам ФРГ. Методологическую основу исследования составляют методы контент-анализа, методы сти-леметрического анализа, методы количественного подсчета, сопоставительный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Показана связь между идейной направленностью печатных изданий Бундесвера и концепцией "Innere Führung" (внутреннее руководство), которая является основной военной доктриной немецкой армии. В результате анализа тематики структуры данных журналов, их дизайна, стилистических, лингвопрагматических и социокультурных особенностей сделан вывод о том, что печатные средства массовой информации Бундесвера следуют тенденциям современного информационного пространства. Научная новизна работы состоит в исследовании печатных изданий Бундесвера в их непосредственной связи с процессами демократизации вооруженных сил в послевоенной Германии. Заключение. Имея в качестве основной задачи политическое информирование личного состава вооруженных сил, печатные средства массовой информации Бундесвера выполняют помимо этого ряд других функций: образовательную, оценочную и рекреативную. Сочетание в рамках данных изданий различных тематических рубрик позволяет говорить об их демократичной направленности и ориентации на широкие слои населения.

Ключевые слова: печатные СМИ, Бундесвер, вооруженные силы, «внутреннее руководство».

Print Media of the German Armed Forces (Bundeswehr)

E. G. Mkhitariants1, V. G. Gaposhin2

1 Kaliningrad Branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior Affairs of Russia, Kaliningrad 2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

Introduction. Work in the information space today is one of the main activity areas of the Armed Forces of any country. The Armed Forces of the Federal Republic of Germany (Bundeswehr) are no exception in this respect. They issue a number of printed publications dedicated to vital matters of the army operation. Objective. In this article an attempt was made to develop an idea of the place and role of the print media in the context of the political and awareness-raising work carried out by Bundeswehr. Materials and Methods. The main print media issued by the German Armed Forces, namely "Y" and "Bundeswehr Aktuell", are considered in this article with simultaneous addressing the other periodicals associated with the Armed Forces of the Federal Republic of Germany. Content analysis, style measurement, quantitative estimation, and comparative analysis methods formed the methodological basis of this study. Results of the Study, Discussions. The correlation between the ideological orientation of Bundeswehr's print media and the "Innere Führung" (Internal Guidance) concept, being the main military doctrine of the German army, is shown in the article. After analyzing the subject matter and the structure of these magazines, their design, stylistic, linguistic and pragmatic, as well as social and cultural specifics, a conclusion was drawn that Bundeswehr's print media follow the trends of the modern information space. The scientific novelty of this paper is in studying the Bundeswehr's print media in their direct relation with the democratization process of the Armed Forces in the post-war Germany. Conclusion. While the main mission of Bundeswehr's print media is providing the Armed Forces personnel with political information, they also perform a number

of other functions, such as education, assessment and recreation. The combination of various topical sections within these periodicals allows speaking of their democratic orientation targeting the general public.

Keywords: print media, Bundeswehr, armed forces, Innere Führung (Internal Guidance).

Государственная военная организация Федеративной Республики Германии носит название Бундесвер (нем. Bundeswehr). Основанный в 1956 г., Бундесвер состоит из сухопутных войск (Heer), военно-воздушных сил (Luftwaffe) и военно-морских сил (Marine). Для каждого из этих родов войск выпускаются свои печатные издания, например: «Marine Forum» и «Leinen Los» для военно-морского флота, «Luftwaffen Revue» для военно-воздушных сил, «Der Infanterist» и «Zu-Gleich» для сухопутных войск и другие. Каждый из этих журналов использует особый, характерный для данного рода войск, специальный язык: Heeressprache («язык» военнослужащих сухопутных сил), Luftwaffesprache («язык» военнослужащих военно-воздушных сил) и Marinesprache («язык» военнослужащих военно-морских сил) [5; 6].

Деятельность бундесвера строится на основе концепции Innere Führung (внутреннее руководство), которая определяет порядок отношений между армией с одной стороны, и обществом и государством с другой стороны, а кроме того, является своего рода моральным кодексом вооруженных сил. «Данная концепции, стержневым элементом которой является понятие "гражданина в военной форме", отражает принципы свободы, демократии и правового государства в вооруженных силах» [9]. Концепция «внутреннего руководства» базируется на трех составляющих: военнослужащий - это свободный солдат, свободная личность и гражданин, осознающий свою ответственность перед обществом» [1]. C 1956 года в рамках бундесвера издавались журналы, освещавшие вопросы «внутреннего управления». В настоящее время журнал, занимающийся этой темой, носит название if-Zeitschrift für Innere Führung [12].

Отличительной чертой вооруженных сил современной Германии является приоритет демократически легитимированного политического руководства и парламентского контроля (Primat der Politik) перед собственно военными задачами и потребностями страны. Кроме того, в отличие от немецкой армии до 1945 г., бундесвер управ-

ляется не как отдельная милитаризованная структура, а наподобие других (гражданских) органов власти в стране [12].

На протяжении многих лет бурные дебаты в немецком обществе вызывает вопрос об отношении Бундесвера к традициям вооруженных сил, существовавших в стране до 1945 года [8]. Для объяснения этого непростого вопроса Вооруженными силами Германии издается «приказ о традиции» (Traditionserlass), который имел три редакции: 1965, 1982 и 2018 годов. Приказ 1982 года провозгласил, что «вооруженные силы должны ориентироваться на нормы правового государства и международного права» [8]. Издание нового «приказа о традиции» в марте 2018 г. произошло по инициативе федерального министра обороны Урсулы фон дер Ляйен и было вызвано случаями проявления правого радикализма в рядах бундесвера. В широком смысле приказ о традиции следует понимать как воинский устав бундесвера, особое место в котором занимает вопрос об исторической преемственности немецких вооруженных сил. Таким образом, официально признается и закрепляется отмежевание Бундесвера от ценностей, имевших место в Рейхсвере с 1919 по 1935 гг., в Вермахте (при национал-социализме с 1935 по 1945 гг.) и Фольксармее (времен Германской Демократической Республики с 1949 по 1990 гг.) [7].

Разработкой основных направлений политического просвещения личного состава занимается совет по идейно-воспитательной работе при Федеральном министерстве обороны ФРГ; особая роль отводится также Центру идейно-политической работы в г. Кобленц [4], в работе которого принимают участие несколько специализированных учреждений, например: Центральный пункт для военнослужащих, принадлежащих к иным (не католической и не евангелической) конфессиям (Zentrale Ansprechstelle für Soldatinnen und Soldaten anderer Glaubensrichtungen), Центральное управление по вопросам межкультурной коммуникации (Zentrale Koordinierungsstelle Interkulturelle Kompetenz), Отдел по разработке концепции «внутреннего

управления» (Abteilung Weiterentwicklung Innere Führung), Отдел международного сотрудничества (Abteilung der internationalen Kooperation) и некоторые другие..

К основным изданиям, посредством которых осуществляется информирование командного состава о главных событиях, происходящих в Германии и за рубежом, относятся еженедельная газета «Бундесвер Актуэль» («Bundeswehr aktuell») и журнал «Ипсилон» («Y-Das Magazin der Bundeswehr») -именуемый «журналом вооруженных сил» - который выходит в количестве шести номеров в год, как правило, в первый четверг каждого четного месяца. Помимо них существуют также газеты и журналы, издаваемые от имени военного орди-нариата ФРГ и службы евангелического епископа военных сил ФРГ. Эти издания имеют особое назначение и в данной статье не рассматриваются.

Газета «Бундесвер Актуэль», издававшаяся от имени Штаба прессы и информации Федерального министерства обороны Германии, являлась -вплоть до своего последнего выпуска, вышедшего в конце ноября 2018 г. - официальной еженедельной газетой для служащих бундесвера. Ее первый выпуск увидел свет более пятидесяти лет назад, в июле 1965 г., под обиходным названием «Сообщения для содата» («Mitteilungen für den Soldaten»).

С момента своего выхода газета очень часто меняла свой облик. В течение первых шести лет она появлялась в количестве двух листов, вывешивавшихся на доске объявлений. Появление газеты в качестве полноценного печатного издания относится к 1971 г., когда она получила свое сегодняшнее название - «Бундесвер Актуэль». В 2017 году «Бундесвер Актуэль» приобрела свой окончательный вид восьмистраничного журнала. 26 ноября 2018 года вышел в свет последний выпуск «Бундесвер Актуэль». В связи с возрастающей ролью и популярностью Интернета как медийного пространства печатная версия переходит в электронную.

В последние годы еженедельник был доступен читателям в нескольких форматах. Все заинтересованные могли приобрести печатную версию газеты в привлекательном формате таблоида (тираж около 45 тыс. экземпляров), скачать электронную версию в формате PDF или же знакомиться с ее содержанием, установив на своем мобильном устройстве специальное приложение. Газета распространялась во всех местах дислокации немецких войск внутри Германии, а по поле-

вой почте также доставлялась в районы ведения специальных операций, в которых принимают участие военнослужащие бундесвера.

В круг тем газеты входят сводки о деятельности бундесвера и его операциях, сообщения министерства обороны, а также новости из мира техники и спорта. Материалы «Бундесвер Актуэль» отличаются фактологичностью, оперативностью, информационная составляющая преобладает над экспрессивной, что позволяет говорить о приближении формата этих текстов к оперативно-новостному жанру. Поэтому в материалах журнала значительное место занимают репортажи из районов военных конфликтов, снабженные богатым графическим материалом. Обращает на себя внимание большое количество карт и статей о различных регионах мира, представляющих интерес для широкого круга читателей.

Кроме того, «Бундесвер Актуэль» публикует очерки и статьи на актуальные темы, а также интервью с известными людьми из мира вооруженных сил. Особенностью языка газеты является отказ от лексики военного жаргона и ограниченное использование собственно военных терминов в пользу норм стандартного языка (отсюда становится возможным использование материалов газеты на уроках по немецкому языку как второму иностранному или в курсе «страноведение»).

Примечательно, что издание не ограничивалось скупым освещением событий в армии и флоте или в спортивном мире, но отдавало должное и потребностям своих читателей в досуге: каждый номер заканчивался головоломкой типа судоку и комиксом из популярной в западном мире серии «Hägar the Horrible» («Хагар Ужасный»).

Другим официальным изданием Министерства обороны Германии является ежемесячный журнал «Y», издаваемый при участии Штаба печати и информации бундесвера с 2001 года. Свое название журнал получил по регистрационному знаку на номерах автомобилей, относящихся к вооруженным силам. Именно «Y» отведена главная роль в информационном обеспечении военнослужащих бундесвера. Его целевой аудиторией являются, прежде всего, действующие военнослужащие бундесвера, а также резервисты1, гражданский персонал и все неравнодушные к военным вопросам круги общества.

1 При этом имеется также специальный журнал для резервистов, издаваемый Союзом резервистов бундесвера (VdRBW), - "Loyal".

Тираж «Y» составляет 50 тыс. экземпляров. Печатается журнал в главной редакции бундесвера в Берлине, а за его концепцию, подготовку и реализацию отвечает информационное агентство C3 Creative Code and Content, также расположенное в Берлине. «Y» распространяется как в самой Германии, так и за ее пределами, в местах дислокации военнослужащих бундесвера, причем солдаты и гражданские служащие имеют бесплатный доступ к журналу. Кроме того, «Y» доставляется в политические учреждения и международные организации и распространяется по годовой подписке. Свою миссию журнал понимает как дополнение к выходящим ежедневно и еженедельно периодическим изданиям вооруженных сил и ставит своей целью развернутое освещение текущих военно-политических событий. Помимо внешнеполитических обзоров, в каждом номере затрагиваются проблемы военно-промышленного комплекса ФРГ, сухопутных войск, люфтваффе, военно-морских сил и других подразделений немецкой армии. Время от времени выходят специальные выпуски «Y», посвященные отдельным актуальным вопросам или историческим событиям, имеющим немаловажное значение.

Материалы «Y» разделены по темам на 4 части: политика (Politik), войска (Truppe), наука (Wissen) и «360°» (все остальные темы). В рубрике «Политика» представлены новости из разных регионов мира, где имеют место военные конфликты или смена политического руководства, даются сведения о военном потенциале тех или иных стран. Здесь можно встретить статьи, посвященные вопросам «внутреннего руководства», и обзор материалов немецкой и зарубежной прессы. В рубрике «войска» представлены новости из вооруженных сил, сведения о военных операциях с участием стран НАТО по всему миру, обзоры различных родов войск или военных баз бундесвера. Значительную часть занимают новости из сферы науки, где читатель может узнать о последних достижениях в области военной техники (это наиболее «специализированный» раздел журнала). Последняя рубрика - «360°» - охватывает новости из мира спорта и моды, статьи по здоровому питанию и фитнесу; здесь также можно встретить интервью со знаменитостями, представляющими интерес для читательской аудитории журнала, материалы досугового характера (ребусы и пр.).

Язык журнала отличается отсутствием сложных лексических средств, характеризующих элементы

политической жизни, что делает материал сравнительно доступным для читателей с разным уровнем образования и принадлежащих к разным возрастным группам. Однако, в отличие от «Бундесвер Актуэль», материалы которой часто носят информативный и справочный характер, статьи, публикуемые в <^», представляют более глубокий обзор и анализ освещаемых событий (поэтому «Бундесвер Актуэль» неоднократно публиковала статьи по материалам <^» и давала к нему отсылки). Авторы <^» поднимают историю вопроса публикуемых материалов и дают к ним подробные комментарии. Помочь аудитории в понимании изложенного должны иллюстрации и картографические материалы, а также инфографика. Каждый материал выполнен индивидуально и наглядно, с использованием современных дизайнерских средств. В целом оформление <^» отвечает основной цели журнала: эффективно и быстро ввести военнослужащего в курс основных событий в стране и мире.

Таким образом, оценивая основные журналы немецких вооруженных сил, можно прийти к следующим выводам: во-первых, данные издания отличает достаточно демократичный характер подачи материала и ориентация на широкие круги общественности; во-вторых, особый акцент сделан на использование визуальных средств подачи информации с целью формирования у читателей яркого и зримого образа той или иной проблемы; в-третьих, можно говорить о стремлении авторов к сочетанию широкого спектра тем в рамках одного журнала; в-четвертых, оба рассматриваемых издания уделяют большое внимание освещению локальных войн и военных конфликтов в разных регионах мира, что соответствует тенденциям современной военной журналистики [2].

Оба издания рассматриваются издателями как вспомогательные, служащие дополнением к материалам, доступным в телекоммуникационной сети Интернет (именно этим обстоятельством в конечном итоге объясняют издатели и дальнейшую неактуальность еженедельника «Бундесвер Актуэль»). Какие-либо индивидуально-мировоззренческие проблемы в изданиях не затрагиваются, этот круг тем освещается в печатных изданиях военно-церковной службы [3].

Перспективным представляется дальнейший лингвопрагматический и стилистический анализ печатных и электронных немецкоязычных военно-публицистических изданий, их методико-дидакти-ческий потенциал для использования на занятиях

по практическому курсу немецкого языка, на занятиях по лексикологии и стилистике современного немецкого языка. Исследование специальной терминологии, макро- и микроструктуры статей

военно-политической тематики должно также внести вклад в развитие лингвистики типов текста, теории и практики военного перевода, а также межкультурной коммуникации.

Литература

1. Абрамов А. П. Концепция «внутреннего руководства» армии бундесвера «гражданин в униформе»: генезис исследовательских стратегий // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 2 (94). С. 304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vnutrennego-rukovodstva-armii-bundesvera-grazhdanin-v-uniforme-genezis-issledovatelskih-strategiy (дата обращения: 05.01.2019).

2. Борщева Н. Н., Постникова О. А. Современная военная журналистика: тенденции развития и профессиональные стандарты // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 2. Т. 10. С. 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25903226 (дата обращения: 04.01.2019).

3. Корышев М. В. Печатные средства массовой информации военно-церковных служб в вооруженных силах республики Германия. // Мир образования - образование в мире. 2018. № 69 (1). С. 57-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35020582 (дата обращения: 15.01.2019).

4. Морозов С. В. Состав сил и средств морально-психологической подготовки в Вооруженных силах стран НАТО // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2017. № 2 (42). С. 23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29451953 (дата обращения: 04.01.2019).

5. Соколов С. В. Языковая ситуация в профессиональной макрогруппе и языковое взаимодействие (на примере бундесвера) // Преподаватель XXI век. 2012. № 2. С. 317. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7yazykovaya-situatsiya-v-professionalnoy-makrogruppe-i-yazykovoe-vzaimodeystvie-na-primere-bundesvera (дата обращения: 05.01.2019).

6. Ariane Slater: Militärsprache. Die Sprachpraxis der Bundeswehr und ihre geschichtliche Entwicklung. Rombach, Freiburg i. Br. 2015.

7. Die Tradition der Bundeswehr. Richtlinien zur Traditionsverständnis und zur Traditionspflege. S. 3-4.

8. Eberhard Birk, Winnfried Heinemann, Sven Lange (Hrsg.), Tradition für die Bundeswehr: neue Aspekte einer alten Debatte. Berlin, S. 11. 2012.

9. Innere Führung. Selbstverständnis und Führungskultur der Bundeswehr. Gratzfeld, Wesseling: Bundesministerium der Verteidigung, Presse-und Informationsstab, 2010, S. 2.

10. Lexikon Innere Führung. Regensburg. Walhalla u. Praetoria Verlag GmbH & Co. KG. 2017, S. 149.

11. Martin Kutz. Deutsche Soldaten. Eine Kultur- und Mentalitätsgeschichte. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. S. 403.

12. Michael Behnen. Lexikon der deutschen Geschichte. 1945-1990. Stuttgart, Kröner 2002. S. 115.

References

1. Abramov A. P. Kontseptsiya «vnutrennego rukovodstva» armii bundesvera «grazhdanin v uniforme»: genesis issledovatels-kikh strategii [Concept of "Internal Guidance" of Bundeswehr Army "citizen in uniform": genesis of research strategies]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 2 (94), p. 304. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vnutrennego-rukovodstva-armii-bundesvera-grazhdanin-v-uniforme-genezis-issledovatelskih-strategiy (accessed 05.01.2019). (In Russ.).

2. Borshcheva N. N., Postnikova O. A. Sovremennaya voennaya zhurnalistika: tendentsii razvitiya I professional'nye standarty [Modern military journalism: development trends and professional standards]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh I sotsial'no-ekonomicheskikh nauk = Actual problems of the Humanities and Socio-economic Sciences, 2016, no. 2, vol. 10, p. 24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25903226 (accessed 05.01.2019). (In Russ.).

3. Koryshev M. V. Pechatnye sredstva massovoi informatsii voenno-tserkovnykh sluzhb v vooruzhennykh silakh respubliki Germaniya [Print media of the Military Pastoral Care in the Bundeswehr]. Mir obrazovaniya - Obrazovanie v mire = The World of education - Education in the World, 2018, no. 69 (1), pp. 57-67. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35020582 (accessed 15.01.2019). (In Russ.).

4. Morozov S. V. Sostav sil I sredstv moralno-psikhologicheskoi podgotovki v Vooruzhyonnykh silakh stran NATO [Structure of forces and means of moral and psychological training in the Armed Forces of NATO countries]. Nauchnyi vestnik Volskogo voen-nogo instituta materialnogo obespecheniya: voenno-nauchnyi zhurnal = Scientific Bulletin of the Volsk Military Institute of Material Security, 2017, no. 2 (42), p. 23. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29451953 (accessed 04.01.2019). (In Russ.).

5. Sokolov S. V. Yazykovaya situatsiya v professionalnoi makrogruppe i yazykovoe vzaimodeistvie na primere bundesvera [Language situation in a professional macrogroup and language interdiction (on the base of Bundeswehr)]. Prepodavatel' XXI vek = Prepodavatel XXI vek, 2012, no. 2, p. 317. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nyazykovaya-sitaatsiya-v-professionalnoy-makrogruppe-i-yazykovoe-vzaimodeystvie-na-primere-bundesvera (accessed 05.01.2019). (In Russ.).

6. Ariane Slater: Militärsprache. Die Sprachpraxis der Bundeswehr und ihre geschichtliche Entwicklung. [The military language. The language practices in the Bundeswehr and their historical development]. Rombach, Freiburg i. Br. 2015. (In German).

7. Die Tradition der Bundeswehr. Richtlinien zur Traditionsverständnis und zur Traditionspflege. [Tradition of the Bundeswehr: The Guidelines for understanding and maintaining of the tradition] pp. 3-4. (In German).

8. Eberhard Birk, Winnfried Heinemann, Sven Lange (Hrsg.). Tradition für die Bundeswehr: neue Aspekte einer alten Debatte [Tradition for the Bundeswehr: new aspects of an old debate]. Berlin, 2012. p. 11. (In German).

9. Innere Führung. Selbstverständnis und Führungskultur der Bundeswehr [The Internal Leadership. Self-image and leadership culture of the Bundeswehr] Gratzfeld, Wesseling: Bundesministerium der Verteidigung, Presse-und Informationsstab, 2010, p. 2. (In German).

10. Lexikon Innere Führung [Encyclopedia of the Innere Führung]. Regensburg. Walhalla u. Praetoria Verlag GmbH & Co. KG. 2017, p. 149. (In German).

11. Martin Kutz. Deutsche Soldaten. Eine Kultur- und Mentalitätsgeschichte [German Soldiers: the history of culture and mentality]. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. p. 403. (In German).

12. Michael Behnen. Lexikon der deutschen Geschichte. 1945-1990 [Encyclopedia of the German history. 1945-1990]. Stuttgart, Kröner 2002. p. 115. (In German).

Статья поступила в редакцию 16.11.2018 г.; принята к публикации 20.12.2018 г.

Submitted 16.11.2018; revised20.12.2018.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Мхитарьянц Э. Г., Гапошин В. Г. Печатные средства массовой информации вооруженных сил Германии (Бундесвер) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 85-90. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-85-90

Об авторе

Мхитарьянц Эвелина Гарриевна

кандидат филологических наук, доцент, Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД РФ, г. Калининград,

evelinamhitarjanz@yandex. гы

Гапошин Владимир Георгиевич

студент, Санкт-Петербургский государственный университет, г Санкт-Петербург, [email protected]

Citation for an article:

Mhitariants E. G., Gaposhin V. G. Print Media of the German Armed Forces (Bundeswehr). Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 85-90. DOI: 30914/2072-6783-2019-13-1-85-90 (In Russ.).

About the author Evelina G. Mkhitariants

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Kaliningrad Branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior, Saint Petersburg, evelinamhitarjanz@yandex. ru

Vladimir G. Gaposhin

Student, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.