Научная статья на тему 'Печатное слово и принцип линейности в мышлении (по работам М. Маклюэна)'

Печатное слово и принцип линейности в мышлении (по работам М. Маклюэна) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
308
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / ПРИНЦИП ЛИНЕЙНОСТИ / ПЕЧАТЬ / ПЕЧАТНОЕ СЛОВО / THEORY OF COMMUNICATION / PRINCIPLE OF LINEAR / PRINT / PRINTING WORD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Потапова Наталья Андреевна, Юровских Наталья Геннадьевна

Введение. Анализ теории М. Маклюэна. Вывод. Цель: выявить особенности влияния коммуникации на культуру с точки зрения М. Маклюэна. Методы: анализ литературы. Выводы: развитие коммуникации сформировало линейность в мышлении человека, однако нельзя дать положительную или отрицательную оценку этому явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINTED WORD AND PRINCIPLE OF LINEAR THINKING (ON THE WORKS M. MCLUHAN)

Foreword. Analysis of the theory of M. McLuhan. Conclusion. Purpose: identify feature to influence of communication on culture with point of view by M. McLuhan. Methods: analysis of literature. Conclusion: the development of communication formed the linear of thinking, but it can not be estimated positive or negative.

Текст научной работы на тему «Печатное слово и принцип линейности в мышлении (по работам М. Маклюэна)»

ПЕЧАТНОЕ СЛОВО И ПРИНЦИП ЛИНЕЙНОСТИ В МЫШЛЕНИИ (ПО

РАБОТАМ М. МАКЛЮЭНА)

Потапова Наталья Андреевна

студент, факультет психологии, валеологии и спорта, направление «Психология», Курганский государственный университет, г. Курган

E-mail: nata45-93@yandex. ru Юровских Наталья Геннадьевна научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, кафедра философии,

Курганский государственный университет, г. Курган

THE PRINTED WORD AND PRINCIPLE OF LINEAR THINKING (ON THE

WORKS M. MCLUHAN)

Potapova Natalia

the student, faculty of psychology, valeology and sports, the course of "Psychology ",

the Kurgav State University, Kurgan Urovskih Natalia

the supervisor, candidate ofphilosophy, docent of department ofphilosophy, Kurgan

State University, Kurgan

АННОТАЦИЯ

Введение. Анализ теории М. Маклюэна. Вывод.

Цель: выявить особенности влияния коммуникации на культуру с точки зрения М. Маклюэна.

Методы: анализ литературы.

Выводы: развитие коммуникации сформировало линейность в мышлении человека, однако нельзя дать положительную или отрицательную оценку этому явлению.

ABSTRACT

Foreword. Analysis of the theory of M. McLuhan. Conclusion. Purpose: identify feature to influence of communication on culture with point of view by M. McLuhan.

Methods: analysis of literature.

Conclusion: the development of communication formed the linear of thinking, but it can not be estimated positive or negative.

Ключевые слова: Теория коммуникации; принцип линейности; печать; печатное слово.

Keywords: theory of communication; principle of linear; print; printing word.

Наука о коммуникации возникла в начале XX века. Предпосылками для её становления стали развитие техники и технологии, появление средств массовой информации (радио и телевидение), развитие кибернетики, развитие большого бизнеса, глобализация общества. Представители теории коммуникации пытались выяснить, как воздействуют средства массовой информации на общественное сознание. Одним из представителей коммуникативистов был Маршалл Маклюэн - канадский философ, основоположник англо-саксонской традиции медиа-теории.

Американский писатель и публицист Том Волф написал о Маклюэне: «Важный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвиным, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым» [1]. Маршалл Маклюэн родился в 21 июля 1911 г в Эдмонтоне, умер 31 декабря 1980 г. в Торонто. Лучшими его произведениями считаются «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964). На страницах этих книг автор выдвигает несколько тезисов о влиянии печати на общество и культуру. Почему принцип линейности и последовательности стал считаться эталоном логики и рассудка, когда человеческое сознание отнюдь не последовательно? Как же случилось, что принцип причинно-следственных связей, модель о том, что каждое последующее явление вытекает из предыдущего, стали основой построения социальных, общественных, политических отношений? Как современные технологии влияют на познавательные процессы человека и на становление личности в целом? Ответы на эти вопросы Маклюэн и пытается найти.

Устная культура опирается на слух. Она более эмоциональна, характеризуется богатством переживаний, экспрессивностью выражения эмоций. Письменная же культура основывается на зрительном восприятии и

имеет некоторый оттенок отстранённости, холодности. Письменность послужила причиной формирования линейности в сознании людей, свела переживания к однобокому восприятию мира с помощью зрения. Маклюэн пишет, что фонетический алфавит сократил все богатство чувств до одного, визуального, кода [2, а 20]. Но в допечатную эпоху люди имели больше возможностей использовать в познании все органы чувств, так как письменные источники были практически недоступны. Однако с помощью письма людям было удобно передавать и хранить информацию, перенимать опыт. Усмотрев в распространении знания через письменность великое благо, человечество изобрело печатный станок.

Печать показала человечеству, что у каждого события есть причина и следствие, что все события происходят последовательно. Формировалось представление о пространстве-контейнере и о времени, как о прямой с отрезками.

Вопрос пространства находит новое толкование в теории Маклюэна. Дом он считает расширением кожи и теплообменных процессов человека. Маклюэн даже объясняет переход людей из жилищ, имеющих круглое и треугольное основание, в четырёхугольные. Круглое жилище — исторически более ранний вариант организации пространства, который не предполагает расширения человеческого тела. Дом, в основании которого окружность или треугольник, находится в единстве и гармонии с миром, существует как орган Вселенной. А жилище, имеющее четыре угла, имеет цель оградить человека от окружающего мира, фрагментировать и структурировать пространство. Он считает, что этот переход обусловлен интеграцией принципов, навязанных печатной культурой: гомогенизацией процессов, фрагментацией, многократно повторяющимися действиями в работе печатного станка [3, а 63—67].

Как же повлияли новые установки и навыки восприятия на человека и общество?

Огромное влияние печать оказала как на культуру и развитие общества в целом, так и на сознание каждого человека. Печать определила нормы устного

и письменного языка, способствовала разделению поэзии и песни, песни и слова. Печатная технология внесла в культуру роль автора, тогда как до изобретения Гуттенбергом печатного станка автор был обобщённой фигурой, часто в этом качестве выступал народ.

Используя печать и письменность в повседневной жизни, человек привыкает к последовательному восприятию информации. Мы понимаем, что проще воспринимать информацию, выстроенную в какой-либо системе: в хронологическом порядке или в иерархической системе «от простого к сложному». Подобные системы растягивают во времени множество одновременных событий: мы воспринимаем события, в реальности происходящие одновременно, как последовательные. Это ограничивает человеческую способность видеть шире, формирует привычку линейного восприятия. В реальном же мире имеет место и одновременность, и последовательность. Поэтому преобладание лишь одного типа восприятия создаёт в нашем сознании недостоверную модель мира, сужает наше сознание, делает его неспособным воспринимать реальный мир во всем многообразии (следует обратить внимание на то, что Маклюэн характеризовал свой способ изложения мыслей, как мозаичный и нелинейный).

Таким образом, под влиянием технологии печати сформировался иной мирообразец в сознании людей. Многомерное представление о мире сменилось представлением об его линейности и последовательности.

Маклюэн прослеживает некую деградацию умственных способностей человека. В допечатную эпоху людям приходилось все знания о мире хранить в памяти, так как они не имели возможности записать свои наблюдения и мысли или зафиксировать события, происходящие вокруг. Все знания, жизненный опыт передавались от отца к сыну, «из уст в уста». Когда появилась письменность, навыки восприятия на слух всё ещё имели огромное значение в жизни человека: рукописные книги были большой редкостью, и священные писания приходилось учить наизусть. Теперь же, когда весь мир овладел не только письмом, но и технологией печати, мы привыкли видеть информацию,

записывать мысли и планы. Опыт прошлых поколений приобретается также из письменных источников. Это связано и с увеличением объёма информации, она стала более сложной для понимания: появились науки, религии, развивалась культура. То есть переход на визуальные средства восприятия неизбежен для существования человека в новых условиях. Однако Маклюэн отмечает, что письменность вывела человека на новый уровень: сначала письменная речь, а затем печать, сделали из человека индивида, способствовали развитию индивидуалистической культуры в обществе. Поэтому вопрос о том, совершенствовался или деградировал человек с развитием письменности и печати, остаётся открытым.

В работе «Понимании медиа» Маклюэн частично отвечает на эти вопросы: «Парадокс механизации состоит в том, что хотя она сама по себе является причиной максимального роста и изменения, лежащий в ее основании принцип исключает саму возможность роста или понимания изменения». Т. е., например, с изобретением калькулятора исключается возможность развития навыков устного счёта; изобретение и распространение письменности не тормозит развитие навыков устной речи, и так далее. Человек полагается на машины, выбирая более простое средство для передачи информации. И, развиваясь, техника заменяет нервную систему человека. В этом и состоит идея деградации человека, первопричина которой в сведении познания к одному органу чувств.

Конец эпохи Гуттенберга приходит с изобретением электричества. Печать способствует централизации общества, тогда электрическое общество способствует интеграции и расширению, стиранию границ центра и периферии. В электрической технологии нет последовательности, здесь главное — механизм, взаимосвязь элементов, одновременность. Эпоха электричества, в отличие от печатной эпохи, характеризуется иррациональностью.

Появляются более совершенные средства коммуникации, такие, как радио, телевидение, Интернет. Они, в отличие от печати, способствуют созданию единого информационного пространства — так называемой «глобальной деревни». Это один из самых ярких терминов, введённых

Маклюэном, описывающий современное состояние системы коммуникации в мире. Земной шар, благодаря электрической технологии, в частности Интернету, сжался до таких размеров, что люди ведут себя как жители одной деревни. Действительно, развитие средств коммуникации привело к тому, что человек может, не выходя из комнаты, узнать о событиях в любой части земного шара. Частная жизнь становится достоянием широких масс, и общественные потрясения становятся предметом переживаний каждого отдельного человека.

Сегодня нет предела возможностям в плане образования и получения информации. Безграничное общение воодушевляет людей, забывается чувство одиночества — обостряется чувство принадлежности к мировому сообществу. Формируется тенденция к существованию лишь образа, персонажа, но не самого человека. И виртуальная жизнь настолько увлекает, что люди забывают о реальной жизни, где законы намного сложнее, где для высказывания своего мнения необходимо больше смелости, а для совершения поступков — больше ответственности. Быть лишь образом, тенью самого себя — проще. В любой момент можно «удалить» себя прежнего и «создать» новое отражение. Имеет место формирование неадекватного, искажённого восприятия действительности в силу несоответствия образа и реальности. Электрическая культура предоставляет нам, в противоположность печатной, полностью открытую для доступа информацию при анонимности и закрытости человека, с которым мы вступаем в диалог.

Теряется живое общение, необходимое для развития личности. Для развития человеку нужен другой человек, а для поддержания образа — лишь только другой образ.

Парадокс средств коммуникации в том, что они соединяют человечество воедино, дробя его на части, равные отдельному человеку. Нельзя однозначно определить, положительно или отрицательно влияет коммуникация на жизнь общества и каждого отдельного человека в частности. Распространение

информации ведет в конечном итоге к ограничению познавательных способностей, экономия времени — к непродуктивному его использованию.

В своих работах М. Маклюэн раскрыл предпосылки развития коммуникации, особенности её влияния на культуры, опираясь на работы многих исследователей. Ему удалось предсказать развитие коммуникации, и достоверность его прогнозов мы можем проверить сегодня. Маклюэн объяснил механизмы, действующие в мире с нестандартных, непривычных позиций.

Каким должен быть человек в условиях мира информации? Этот вопрос звучит между строк в работах Маршалла Маклюэна. На него нам ещё предстоит ответить.

Список литературы:

1. Горюнова О. Медиа: история экспансии. Курс лекций. Часть IV. Маршалл Маклюэн — пионер медиа теории: гений или идиот? — 2008. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3169/3173 (дата обращения 15.03.2013).

2. МакЛюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004. — 432 с.

3. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.