ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 32-34.
УДК 1(091)+321 Н.Н. Мисюров
«ПЕЧАТЬ ВСЕОБЩНОСТИ»
КАК ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Рассматривается актуализировавшаяся проблема целостности «человека бунтующего». Анализируются сложные взаимоотношения между субъектом и обстоятельствами его действия, состоянием мира. Подчеркивается, что человек должен быть внутренне целен, одновременно должен стать составной частью «тотальности». Констатируется, что духовную сущность личности рационалистическая парадигма старой философии недооценила; бесконечное развитие материи и духа в новейшей философии предстает распадающимся «калейдоскопом» разрозненных идей и суждений. Делается вывод о том, что современный человек еще не нашел путь к своим первоосновам.
Ключевые слова: современное общество, отчуждение человека, индивидуум и миропорядок, личностное самосознание, социальная коммуникация.
Все важнейшие проблемы философии можно свести к определяющему вопросу «что есть человек»? Рефлексивная задача состоит в том, чтобы выявить «подлинность» человека. Отчуждение человека, утратившего доверие к объективным основам своего существования, к философским и религиозным принципам, породило системный кризис современного общества. Индивидуум как бы выпал из миропорядка, лишился критериев и ценностей, придававших значение и смысл его жизни. Сущность человека утверждается в специфических условиях того или иного общественного строя, конкретной культуры. Общество - единственная жизненная среда, в которой индивидуум может реализовать себя как человека. Общество поддерживает человеческую личность и одновременно противостоит ей. Единство между индивидуальным и общим весьма зыбкое, действия субъекта, направленные на «партикулярные» цели, противоречат общим целям и интересам; общее ограничивает индивида, более того, превращает его в функцию. Вместе с тем «прозаический мир» соответствует высшей ступени развития абсолютной идеи, которая, наконец, осознает себя и тем самым снимает свое отчужденное существование в образе природы и общества. Несомненные богатства цивилизации и культуры не являются собственностью конкретного человека. Человек чувствует себя только средством в структуре объективного целого. Между субъектом и обстоятельствами его действия, состоянием мира должно существовать единство, а не отчуждение; человек должен быть внутренне целен, одновременно он должен стать составной частью этой «тотальности». Признавая права отдельного субъекта, противостоящего коллективу, сам коллектив становится более сильным; так мир общественных институтов обретает необходимое единство, целостность.
Свобода, рефлексия, дух - неотъемлемые качества человека; мысль возвышает нас над «царством природы». Свобода - предельное напряжение всех человеческих сил. Человек, с одной стороны, предстает как самосознание (согласно Гегелю, формообразование всемирно-исторического духа), с другой - он есть «ансамбль общественных отношений» [1, с. 119]. Отдельный реальный человек в своем непосредственном наличном бытии содержит в себе момент «непосредственной природности», выступающей как нечто случайное и преходящее, отпавшее от всеобщности; в нем смешиваются эмпирическая единичность, идеальность и простота внутреннего начала. Природа «человеческого» незавершенна и фрагментарна; жизненное целое есть лишь бесконечная возможность реализации за-
© Н.Н. Мисюров, 2013
«Печать всеобщности» как проблема личностного самосознания
33
ложенного в человеке совокупного потенциала. «Печать всеобщности» (как и «простой необходимости») накладывается на его наличное бытие во всех его чертах и частях. Человеческое бытие неисчерпаемо в своих проявлениях, но в судьбе отдельного человека эти проявления ограничены. Жизненные цели человека не самостоятельны, не могут существовать без всеобщего (истиной мира является высшая сила, господствующая над средствами и своим материалом). Индивидуум должен постигнуть в себе эту истину «сущего единства». Человек как таковой есть сознание, становящееся познанием; противоречие заключается в том, что «природный человек», с одной стороны, имеет сознание о себе, с другой - его природность состоит в бессознательности по отношению к самому себе. Этим разрушается абсолютное «чистое единство» индивидуальности и всеобщности.
Проблему целостности человека современные философы решают в провокационной манере: человек принципиально нецелостен. Разум, общительность и ценностные ориентации позволяют сделать однозначный вывод: бытие человека социально. Личность тесно связана с обществом, однако ее духовное богатство гораздо шире, нежели культура данной эпохи и какого-либо сообщества. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных черт и свойств; понятием «индивид» мы отмечаем связь человека с другими представителями человеческого рода, понятием «индивидуальность» выделяем человека из массы, из группы. Но чем преодолевается эта «элементарность» человека? Личность неисчерпаема, ей предписана неограниченная деятельность по самоусовершенствованию. Истина личности состоит в погруженности в первую очередь в себя и в «другое»; задача субъекта состоит в том, чтобы снимать свою изолированность (в любви, в дружбе и т. д.). Личность без социальных задатков не может быть полноценной; человек должен освоить общественное достояние, культурное наследие, традиции, законы, религиозные и научные представления. Социализация личности выходит за пределы конкретного общественного организма. Личность соотносит себя с универсальной практикой человечества; множество явлений, которые представляются единством, вообще все виды отношений соединяются в общее исключительно через индивидуум, именно так проявляется общее в особенном. Однако любая форма рефлексивного существования индивидуального человека не отражает всей полноты исторического существования человечества и развития мирового духа. Мир представляет собой вечный поток событий; это развитие - многообразное проявление реальности духа - осуществляется через синтез либо противоположностей, либо различий, которые в синтезе со-
храняют свои особенности. Свойственная духу практическая деятельность подразделяется на экономическую и моральную. Моральная деятельность направлена на общее, целое, дух. Экономическая деятельность (ее сферой является полезное) независима от морали, тогда как мораль без нее немыслима, так же как эстетика независима от логики, тогда как логика предполагает чувственное созерцание. Морально, т. е. ориентированно на всеобщую духовную цель, действующий человек вовсе не перестает действовать полезным образом. Мораль и экономическая деятельность - не противоположности, а лишь взаимодополняющие различия в сфере духа. Проблема в том, что всякая мораль имеет стремление превратиться в «учреждение» [2, с. 63]. Однако дух радикально отличен от материи; моральный закон не может основываться на психическом процессе (как и логический закон: познание не есть простое пассивное восприятие образов). Истина не есть ценность. Истина является трансформацией нашего опыта, утверждали немецкие культуртрегеры, но это не значит, что мы вольны создавать воображаемую реальность по своему произволу. Вещные ценности связаны с благами, в том числе - культуры. Личностные ценности - это ценности «самой» личности (добродетели), по их сущности это более высокие ценности. Нравственные ценности -это личностные ценности по преимуществу.
Сфера чистой субъективности, интерпретированная классической философией как одна из форм бытия (модификации этой сферы существенны для ее структуры), более других открывает себя для познания. Свобода, нравственность есть субстанциальное начало человека, и в знании этого начала как такового состоит ценность и достоинство человека. Самосознанию еще недостает «бесконечной субъективности», но бесконечная внутри себя индивидуальность («нечто природное», по Гегелю) уже достигает реальной возможности свободного развития, что дает человеку право воплощения своих ценностей в окружающей действительности. Самопознание и есть познание сферы чистой субъективности; никакие элементы и грани бытия, предполагаемые за пределами сознания, не ставят под сомнение истинности данного в самом сознании. Одним из важнейших свойств бытия, рассматриваемого как целостная структура взаимодействия сознания и «неосознанного», является, по Фихте, «сопротивление образа». Свободная бесконечность смыслов есть причина непредсказуемости смыслового разнообразия феномена другого «Я», доступ к которому приоткрывают традиции жизненного мира; наша внутренняя свобода является неотъемлемой составляющей вселенской эволюции. Саморазвитие человеческой личности во многом зависит от осмысленной
34
Н.Н. Мисюров
коммуникации с другими людьми. Общество - продукт естественного развития, завершение «первичных общений». Индивидуальность абсолютно самоценна и внутренне независима от окружающих ее жизненных обстоятельств. Индивидуальное сознание, если оно не желает пребывать в непримиримом противоречии с безусловным началом, должно стать самосознанием.
Личность, согласно Н.А. Бердяеву, есть целостность и единство, обладающее «безусловной и вечной ценностью» [3, с. 37]. Свобода (как и духовность, творческая природа) человека есть субъективность, лежащая вне сферы феноменального. Сам человек принадлежит «падшему» миру объективности - власти «мира объектов» над свободой духа. Сложность человеческой натуры порождает в человеке ощущение исключительности; «духовная гордыня» - специфический наш недуг. Человек - творение социальное, именно в обществе он становится личностью; вместе с тем «человек бунтующий» постоянно разрушает социальные связи. Личное самоутверждение человека - не инстинкт или же рационалистическое «осознание» состояний своего тела и своей души, а верное восприятие своей личностной сути. Личность не тождественна душевной субстанции, она есть конкретное бытийное единство поступков, она «прячется» в каждом поступке, варьируясь в нем, ее бытие не растворяется в каком-либо одном поступке. Личность по своей сущности духовна. Человеческий дух - не ум и способность к выбору, но новое, совершенно отличное от природы начало; поступки, определяющие дух, это не функции «Я». Основным признаком человеческого духа служит способность разделять наличное существование и сущность. Личность целиком индивидуальна; каждый человек в той мере, в какой он есть личность, представляет собой единичное, единственное в своем роде бытие и ценность. Личность всегда коррелят некоего «мира», так что каждой личности соответствует свой микрокосм, а каждому миру -личность. Все духовное бытие личности изначально является как индивидуальной реальностью (отдельная личность), так и расчлененной реальностью какого-то сообщества («совокупная» личность). Существуют лишь два типа совокупной личности: церковь и нация. Ни природа реальности, ни природа личности не могут быть постигнуты рационалистически, идеи эти и предметы вполне трансцендентны для всякого рационалистического сознания, всегда представляют некий «иррациональный остаток».
Современное общество - «общество индивидов»; доминируют стратегии прагматической направленности, трансцендентное
мало волнует личность. Самоорганизация и рефлексия повышают уровень рационального контроля и оценки эффективности любых социальных отношений и сторон личной активности (в первую очередь социальной и культурной). Человек склонен воспринимать себя с позиции противопоставления своего «чистого Я» обществу, но при этом человек есть воплощение общества. Для вполне обыденного человека гораздо важнее не покинуть рамки социального и культурного мира, а понять их как инструменты, воздействующие на него и используемые им. Почти все существующие модели мышления вступают в конфликт с уникальной «легендой жизни», исследование и описание этого удивительного бесконечного развития материи и духа наделило нас определенной суммой знаний, но не более того. Общественное производство, унаследованное из прошлого, постепенно уступит место грядущему «обществу коммуникаций» [4, с. 105]. Современный человек все еще не нашел верный путь к своим первоосновам. Исключение этических и метафизических вопросов из рационалистической парадигмы завело старую философию в тупик; новейшая философия -распадающийся «калейдоскоп» разрозненных идей, концепций и суждений. Ситуацию в современной философии остроумно назвали «состоянием радикальной нерешительности» [5, с. 91]. Человек - не производное от природы и социума, но многоуровневое явление, состоящее из самых разнообразных элементов и свойств мира сущего. Человечество понесло тяжелые потери в интеллектуальной и духовной областях, целостность культуры нарушена; в мире больше нет ни центра, ни периферии; никакие национальные культуры уже не обладают ярко выраженной духовностью, исчерпан их творческий потенциал. Глобальное общество - то самое «царство кесаря» вместо «Царства Божьего». Может ли отдельный человек как духовное существо придать собственной эволюции смысл, который выходит за рамки чисто эмпирического хода вещей? Проходит ли наша жизнь под знаком духа, доказать не представляется возможным.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа : пер. с нем. М., 2000.
[2] Кант И. Критика чистого разума : пер. с нем. М., 2007.
[3] Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
[4] Поппер К. Открытое общество и его враги : пер. с нем. М., 1992. Т. 1-2.
[5] Фридмен М., Хайек Ф. О свободе : пер. с нем. М., 2003.