но различны. Наша гипотеза частично подтвердилась. При совладании со стрессовой ситуацией на рабочем месте и руководителям высшего звена, и руководителям среднего звена свойственно использовать проблемно-ориентированный копинг. К стратегиям отвлечения, избегания руководители обращаются вне рабочей обстановки с целью снижения стресса. В профессиональной деятельности руководители среднего звена чаще, чем руководители высшего звена используют такую копинг-стратегию как «поиск социальной поддержки». Половая специфика выявлена в склонности женщин-руководителей (на уровне тенденции) к более эмоциональному переживанию стрессовых ситуаций и более частому обращению к эмоционально-фокусированным ко-пинг-стратегиям («положительная переоценка»).
Библиографический список
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
2. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте. - Харьков: Гуманитарный центр, 2004. - 236 с.
3. Ковалёва О.А. Стресс руководителя и совла-дание с ним // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. ст. / науч. ред. К.В. Карпинс-
кий. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 285-295.
4. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающе-го поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 70 с.
5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 294 с.
6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
7. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е. А. Сер-гиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
8. Cartwright S., Cooper C.L. Coping in Occupational Settings / Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. by M. Zeidner, N. Endler. - N.Y.: Wiley & Sons, 1996. - P. 202-220.
9. Occupational Stress / Ed. C. L. Cooper. - Oxford University Press, 1998.
10. Maslach C., Schaufeli W., Leiter M. Job burnout // Annu Rev. Psychol. - 2001. - 52. - Р. 397-422.
11. Plana A.B., Fabregat A.F. and Gassio J. Burnout syndrome and coping strategies: a structural relations model // Psychology in Spain. - 2003. -Vol. 7. - № 1. - Р. 46-55.
УДК 159.942
Котенева Анна Валентиновна
доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет
akoteneva@yandex.ru
ПЕЧАЛЬ И ГОРЕ: ПУТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)
В статье анализируется природа печали и горя, основные приемы, способы и жизненные стратегии их преодоления. В основе исследования лежат тексты эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Реконструкция психологических образов героев, их внутренних переживаний и поведения осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии.
Ключевые слова: жизненные стратегии, печаль, горе, самоактуализация, совладание, страдание.
Ж [вой интерес к поэмам Гомера не иссякает в течение тысячелетий. Священные для древних греков тексты волнуют и современных людей. В них описаны жизненные ситуации и поставлены проблемы, актуальные и сегодня - войны, насилие, наркотики, однополая любовь, сребролюбие, удовольствия. В этом смысле, прошлое может выступить и как образец для подражания, и как некоторое предостережение для людей, живущих в другие времена. Исследование творчества Гомера полезно и для современной психологии. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - дополнительный источник вне-научной информации, позволяющий расширить границы психологического знания. В контексте данной работы нас будут интересовать переживания героев и способы, к которым они прибегают, чтобы совладать с печалью, унынием и горем.
Природа печали. Тема человеческого несчастья, печали и страданий занимает особое место в поэмах. Природа печали может быть разной. Есть печаль о Боге, а есть печаль в связи с невзгодами и утратами. Первая разновидность печали является следствием раздумий человека о себе, своих прегрешениях, несовершенствах, недостоинстве. Она заставляет его работать над собой, задумываться о смысле происходящих событий, чаще обращаться к Богу. Ап. Павел пишет: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению... [1, 2 Кор 7:10].
Вторая разновидность печали появляется в драматических обстоятельствах жизни. Способность страдать и сострадать является нормальной здоровой реакцией человека на различные жизненные события (потерю близких, например), а их отсутствие скорее можно рассматривать как дефект нравственного чувства. Еще В. Франкл говорил о том,
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Котенева А.В., 2013
что цель страдания уберечь человека от апатии и духовного окоченения [4, с. 43]. Более того, эти способности являются залогом развития души человека и способом познания истины.
В поэмах «Илиада» и «Одиссея» встречаются описания и той, и другой печали. Во-первых, в ряде ситуаций у гомеровских героев, как, впрочем, и у современных людей, появляется чувство, что боги забыли о них, оставили, бросили на произвол судьбы. В эти моменты уныния они воздыхают о богах, и пытаются найти причины своих бедствий. Иногда даже их взор оборачивается на собственные страсти и недостатки, а не только на внешнее стечение обстоятельств. Одиссей четко осознает, что благодаря своей гордости и желанию прославиться он открывает циклопу Полифему свое настоящее имя, которое сначала тщательно скрывал, называя себя «Никто». Этим шагом он навлекает на себя гнев отца циклопа Посейдона и получает проблемы, от которых страдает [2, Одиссея: IX 500505].
Во-вторых, в поэмах Гомер детально изображает целый ряд экстремальных ситуаций, которые воспринимаются как сплошная человеческая катастрофа. Описанные события не могут не вызывать глубоких переживаний у героев по поводу гибели близких людей - боль, скорбь, печаль и горе. С одной стороны, в трагические минуты своей жизни они проявляют мужество и стойкость. Многострадальный Одиссей терпеливо проходит через невзгоды. С другой стороны, герои не скрывают своего страдания и, несмотря на свою богатырскую силу и крепость, очень часто плачут. Смерть Патрокла исступленно оплакивают мирмидонцы и Ахиллес [2, Илиада: XVIII 316-322, XXIV 710-722]. Приам, Гекуба, Андромаха, Елена, все обитатели Трои яростно оплакивают Гектора [2, Илиада: XXIV 710-722].Одиссей, мужественно претерпевший все невзгоды войны и многолетних скитаний, тоже часто искренне плачет. Он плачет, вспоминая о Троянской войне, гостя у феаков, в Аиде, при встрече с матерью, в плену у Калипсо на берегу моря при мысли о своей родине. Во время пения славного певца Демодока он скорбит, едва сдерживая слезы [2, Одиссея: VIII 92-95]. Агамемнон скорбит из-за людских потерь во время сражения. Проливает горькие слезы царь Менелай, вспоминая о коварном убийстве своего брата Агамемнона [2, Одиссея: IV 538-544]. Мужественные, крепкие, не боящиеся смерти герои поэм обнаруживают другую сторону своей натуры - у них бывает тоска, уныние, печаль, которые даже в какой-то момент лишают их смысла существования, желания жить. В таком состоянии находился Ахиллес, когда узнал о гибели своего другого Патрокла. Похожую печаль испытывал Одиссей в своих многолетних странствиях. Неслучайно, Гомер называет его страдальцем.
Приемы и способы совладания с горем и печалью. Чаще всего герои преодолевают свое горе, активно переживая его. Они не избегают душевной боли. Скорее погружаются в неё, страдают, мучаются, а также выражают ее во внешнем поведении -плаче, стенаниях, воплях, жестах. Такие действия позволяют им пережить горе. Помогают в этом и специальные люди - зачинатели плача. В отдельных случаях гомеровские герои сознательно прибегают к известным уже нам защитным приемам. Например, Ахиллес утоляет печаль «исступлением гнева», а именно, начинает оскорблять тело Гектора [2, Илиада: XXIV 50-54].
С печалью можно справиться сознательным ее подавлением: «Скроем в сердца и заставим безмолвствовать горести наши» [2, Илиада: XXIV 523], а также терпением - «Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной» [2, Илиада: XXIV 549] или отвлечением от ситуации горя и печали. Можно утешить сердце, переключившись на действия, вызывающие противоположные печали положительные чувства (покой, приятная пища и наслаждения любовью). Мать Ахиллеса Фетида, утешая своего сына, говорит ему [2, Илиада: XXIV 128130]. Наряду с конкретными ситуативными приемами совладания со своими переживаниями есть и другие способы - жизненные стратегии, которые могут даже кардинально изменить жизнь человека, избавить его от печалей и страданий, а в некоторых случаях стать ее единственным смыслом.
Страна счастья
В своих поэмах Гомер приводит примеры счастья, о котором мечтают все люди, - полное благополучие, достаток в доме, семейная идиллия, приятные запахи, ощущения, отсутствие всякого страдания и печалей.
Остров Эолия. На острове счастливо жил бог ветров Эол (греч. АюХо<;) вместе со своей женой и детьми, шестью сыновьями и шестью дочерьми [2, Одиссея: X 1-12]. Он был любимец богов. Зевс даровал ему власть над ветрами. Именно он захотел помочь Одиссею, заключив противные ветры в кожаном мешке. Жизнь на острове безмятежна. Лишь по тому любопытству и жадности, с которыми Эол слушал рассказы Одиссея, можно почувствовать у него скрытую легкую грусть [2, Одиссея: X 14-16].
Остров Схерия. Народ феаков. После кораблекрушения и гибели всех своих спутников Одиссей оказывается в стране мифического народа феаков на острове Схерии, лежавшего к северу от Итаки. Эта страна, которая поражает воображение - фактически она олицетворяет идеал земного рая. Все ее граждане счастливы и безмятежны, весело живут под властью царя - пиры, игры и пения частое явление в их жизни. А если и приходят скорби и печали, то они знают, как с ними совладать. Мудрые
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
153
правители нашли верный путь забвения страданий. Они создают другую реальность, в которой есть место только веселью, телесным удовольствиям и нет - места печали и плачу. Царь Алкиной рассказывает Одиссею о своей стране [2, Одиссея: IX 5-11].
Но не только в этой стране, а почти повсеместно в поэмах Гомера встречаются такие советы скорбящим и плачущим: «утешаться питьем и едою», «Ели прекрасное мясо и сладким вином утешались», «Бросьте печаль и беспечно едой и питьем утешайтесь». Нам ничего неизвестно о причинах печали феаков. Нет оснований утверждать, что телесные удовольствия овладевают всеми их мыслями и помыслами, становятся для них самоцелью и единственным мерилом счастливой жизни. У феаков есть и другие, возвышенные цели, достижение которых приносит ощущение удовлетворенности - раскрытие своих способностей. Но факт остается фактом - веселье, ублажение плоти вином и пищей помогают отвлечься от печали. Но в этом способе есть потенциальный риск.
Сегодня хорошо известно, что наслаждение пищей и вином может стать сильным влечением, подчинить человека, породить лень и малодушие. Посредством чрезмерного употребления пищи, лекарств, напитков человек может уходить от решения проблем, заглушать боль и тревогу. Они вытесняются на некоторое время яркими образами, легкостью в поведении, позитивными ощущениями. Точно также поступает человек, испытывающий разного рода зависимости - наркотические, алкогольные, компьютерные, игровые. Очень часто он уходит в виртуальные миры, чтобы обрести обманчивое счастье и наслаждение. Но и они не могут утешить человека в полной мере в силу своей виртуальности. Духовно-душевные проблемы не решаются. Более того, человек не знает, что делать с самим собой, со своими недостатками и проблемами, у него нет средств, чтобы справиться со своими страстями. Постоянное наслаждение жизнью всегда оборачивается противоположным чувством. Оборотная сторона чрезмерного наслаждения -депрессия.
С амоактуализация
Народ феаков - творческий народ. Можно предположить, что жизненный путь, связанный с развитием творческих потенций человека, помогает ему обрести счастье и преодолеть печаль и горе, которые присутствуют в жизни каждого из нас. Гомер задолго до гуманистических психологов описал самоактуализации личности. Самоактуализация - стремление человека к наибольшему проявлению творческих возможностей его личности. От рождения у каждого из нас есть свои врожденные задатки, дарования и таланты, за развитие которых мы несем личную ответственность перед Бо-
гом. Вспомните известную евангельскую притчу о талантах [1, Мф 25: 14-30]. Итог жизни печален для тех, кто не утруждал себя в их приумножении. Герои произведений Гомера обладают несомненными дарованиями. Если в «Илиаде» в основном раскрываются их военные таланты, то в «Одиссее» Гомер большее внимание уделяет другим способностям. Так, феаки весьма искусны в пении, танцах, музыке и рукоделье. Мужчины демонстрируют ловкость в беге, в прыжках, в утомительной борьбе, а также в бросании дисков, плясках, в плаванье по морю. Царь феаков Алкиной красочно описывает таланты своего народа [2, Одиссея: VIII 246-253]. Однако для феаков совершенствование своих способностей становится самоцелью. Для них их Я идентифицируется с их талантами, которые лежат в основе их гордости, надменности и славолюбия. Слава, порожденная силой ног и крепкими мышцами, утешает сердце и прогоняет печаль. Молодой сын царя Алкиноя Лаодам прямо об этом говорит Одиссею [2, Одиссея: VIII 147-152].
Безусловно, что благодаря личностному росту, направленному на развитие способностей, герои находят позитивные средства для того, чтобы справиться с горем и печалью. Творчество, раскрытие своих талантов имеют для героев свою абсолютную ценность. В предельном варианте оно становится творчеством ради творчества, развитием способностей ради способностей. Но развитие этих специальных способностей - художественных, музыкальных, физических не всегда сочетается с развитием нравственных качеств. Люди «радушного здесь гостелюбия вовсе не знают», некоторые готовы оскорблять и унижать Одиссея.
Хорошо известно, что талант, одаренность или гениальность, которые произрастают на ниве безнравственности, приводят к гибели как самого человека, так и того общества, которое поощряет такое развитие. Неслучайно, в последние десятилетия в современной науке и культуре все больше говорят о необходимости учитывать нравственные последствия любых открытий. Самоактуализация должна быть подчинена более глубокой цели, связанной с конечным смыслом существования и бытия человека в этом мире, и включена в более широкий духовнонравственный контекст развития личности.
Мир иллюзий
Гомер описывает еще один путь ухода от страданий и печали, который открыт для человека -искусственный мир ярких ощущений, куда попадают с помощью наркотических препаратов, психоделической музыки и магических рецептов. Сегодня эти способы иллюзорной псевдозащиты широко распространены среди миллионов людей во всем мире. Одиссей со своими товарищами сталкивается с такими ситуациями несколько раз в течение всего периода странствий - в стране лотофа-
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
гов, сирен и чародейки Цирцеи.
Лотофаги (от греч. lotophagoi - пожиратели лотоса (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE% F2%EE%F4%E0%E3%E8 - cite note-1 )). Однажды корабли Одиссея прибило к берегу Ливии, на котором проживал легендарный народ, употреблявший в пищу плоды лотоса. Страна лотофагов в переносном смысле означает место, где забываются все печали. «Мирные» лотофаги накормили разведчиков Одиссея сладко-медвяным лотосом, от действия которого они позабыли родину, утратили всякое желание возвращаться домой. Путешественники испытали настолько сильное наркотическое опьянение от лотоса, что оно затмило все прежние радости и печали. Одиссею пришлось силой вернуть товарищей на корабли, привязать их к корабельным скамьям, несмотря на слезы и плач при расставании с дурманом. Об этом рассказывает Одиссей царю народа феаков Алкиною [2, Одиссея: IX 91-102].
Остров сирен-чародеек. Сирены мифические обитали на скалистом острове поблизости от Скил-лы и Харибды. Они манили моряков возможностью узнать будущее [2, Одиссея: XI 185-191]. Сирены притягивали моряков также своим чарующим пением, а затем безжалостно съедали [2, Одиссея: XII 39-146]. Сирена - архетип соблазнительной красавицы, чарующей своим внешним видом, голосом и волшебным, сладким пением. Одиссей, по совету Цирцеи, залепил воском уши своих моряков, а себя велел привязать к мачте. Богиня разрешила ему послушать пение сирен. Их сила настолько велика, что никто не мог устоять перед ними.
Остров Эй. Во время своих странствий Одиссей вместе с товарищами был занесен на остров Эй, где жила чародейка Цирцея. Она колдовством превращала людей в различных животных, объективируя их истинную звериную сущность [2, Одиссея: X 212-215]. Спутников Одиссея она превратила в свиней [2, Одиссея: X 233-245]. Одиссей смог противостоять ее чарам только благодаря чудесной траве, которую ему дал Гермес. Под маской гостеприимства, льстивых речей, ласки, миролюбия часто скрываются ложь, зло и обман. Внешняя гармония в виде приятных голосов, чарующей музыки, наполняющей окрестность, оборачиваются трагедией для путешественников. Целый год моряки жили в неге, веселье и удовольствиях, с трудом вспомнили о необходимости возвращения на родину [2, Одиссея: X 467-471].
Итак, Гомер показывает разные способы преодоления печали, горя и тоски. Во-первых, это от-
носится к творчеству и самоактуализации, которые позволяют человеку развиваться в разных направлениях и изживать свою боль, что, несомненно, является позитивным решением проблемы, если не подпитывает греховные страсти. Другие способы иллюстрируют «страусиную» позицию человека, уходящего в иллюзорный мир фантазий.
Одни люди притупляют душевную боль, употребляя алкоголь, наркотики, а другие прибегают к магии. Для них это - своеобразные «таблетки счастья», избавляющие от страдания. Но есть и цена такого счастья. «Если с помощью таблетки я избавлен врачом от любого вида душевного страдания, - как совершенно правильно пишет врач А. Данилин, - у меня просто не может быть повода для того, чтобы что-то менять в своей жизни. Мне не нужно ничего понимать. Меня не покидает чувство собственной правоты. Какое бы решение я не принял, я ощущаю его как правильное. Я не способен взглянуть на свои поступки со стороны. Я не чувствую ударов судьбы, и мне не нужно их анализировать» [3, с. 102]. Гомер указывает на серьезные негативные последствия для тех, кто их применяет - полная утрата памяти у такого человека, включая самые главные земные ценности его бытия, любовь к родине и близким людям.
Конечно, еда, наркотики, секс, одуряющая музыка и магия - гораздо более быстрый и легкий путь «избавления» от страданий, чем работа человека над самим собой. Поэтому сегодня многие люди идут тем же путем, что и персонажи гомеровских поэм. Разница состоит лишь в том, что способов бегства от реальности сегодня стало намного больше, чем было в те далекие мифологические времена. Но это всегда - тупиковый путь, уводящий человека в мир иллюзий и лишающий его возможности найти истинные причины своих страданий, углубить свои знания о себе, обрести настоящий смысл жизни и стать человеком.
Библиографический список
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - 1008 с.
2. Гомер. Илиада и Одиссея / пер. И. Гнедича. -М.: Художественная литература, 1967. - 767 с.
3. Данилин А. LSD: Галлюциногены, психоделики и феномен зависимости. - М.: Центрполиг-раф, 2002. - 520 с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
155