УДК 373.2 ; 159.922.7
Хазова Светлана Абдурахмановна
доктор психологических наук, доцент
Корнилова Дарья Борисовна
Костромской государственный университет hazova_svetlana@mail.ru, kloun333maska@mail.ru
ПСИХОГИМНАСТИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного и эмоционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведена информация об особенностях развития коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. У детей с ЗПР отмечается отсутствие потребности в общении, трудности установления и поддержания контакта, поверхностный характер взаимодействия, неадекватность эмоциональных проявлений в ситуациях общения и неумение дифференцировать свои и чужие эмоции. Выявлено положительное влияние психогимнастики на социально-коммуникативную и эмоциональную сферу детей. Психогимнастика как метод коррекции, используя невербальные и вербальные средства, а также приемы игры и театрализации, способствует формированию мотивации общения, развитию коммуникативных навыков и навыков эмпатии. Был сделан вывод о том, что благодаря занятиям по психогимнастике дети с ЗПР получают опыт благоприятного взаимодействия и психологическую основу для успешной социализации.
Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, социально-коммуникативное развитие, эмоциональная сфера, психогимнастика.
Одной из важнейших задач образования является формирование у детей и подростков способности к успешной социализации и активной социальной адаптации, предполагающей, прежде всего, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности. С этой точки зрения ценность дошкольного детства не подвергается сомнению, поскольку именно этот период связан с постепенным, но очень активным вхождением в социум, с приобщением к культурным и общественным нормам, с установлением и расширением социальных контактов. В этот период от ребенка требуется максимум коммуникативной и познавательной активности, эмоциональной вовлеченности и внимания к себе и окружающим. Именно в этом возрасте для ребенка открывается «сообщество сверстников» как та группа, в которой осваиваются социальные роли, развивается произвольность поведения, формируется и активно выстраивается иерархия мотивов.
Поэтому не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачи социального развития, в том числе усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [11].
Это актуально и для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития, которые, как
известно, испытывают значительные трудности в коммуникации, а, следовательно, и в социальной адаптации. Это связано с влиянием процесса коммуникации на формирование психических функций детей, расширение и углубление социальных контактов, совершенствование средств общения.
Исследования социальной, коммуникативной и эмоциональной сферы детей с ЗПР свидетельствуют о проблемах установления контакта, нарушениях эффективного и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми [5; 6; 7; 10]. В исследованиях Д.И. Бойкова, О.В. Вольской, Т.О. Журавлевой, О.В. Защиринской отмечались основные характеристики развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей с ЗПР, среди которых можно выделить недостаточную потребность в общении, незрелость коммуникативных навыков, поверхностность и нестабильность контактов, уровня речевого развития [2; 3; 7]. Помимо этого, у них можно отметить ряд особенностей: эпизодический характер взаимодействия, несогласованность совместных действий, непонимание эмоциональных состояний партнера по общению и слабый контроль собственных эмоциональных реакций. Все эти факторы в совокупности часто ведут к социальной дезадаптации [7].
Таким образом, становится очевидной потребность в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. Этот факт обусловливает поиск подходящих психокоррекци-онных средств.
С нашей точки зрения, весьма продуктивным и доступным методом в этом плане является психогимнастика, ориентированная на развитие эмоций и личность ребенка, а также на взаимодействие в группе. Путем проигрывания специально подобранных этюдов и выполнения упражнений, психо-
52
Вестник КГУ ^ 2017
© Хазова С.А., Корнилова Д.Б., 2017
гимнастика оказывает влияние на эмоциональную сферу, и тем самым способствует развитию эффективной и адекватной коммуникации детей с ЗПР.
Начало этому методу было положено в 60-е годы ХХ века, и с тех пор психогимнастика стала актуальной формой работы специалистов помогающих профессий, в частности, психологов и де-фектологов.
Термин «психогимнастика» впервые употребила и ввела в обращение чешский психолог Гана Юнова. В 1979 году ею была создана и апробирована методика под одноименным названием. В основу ее системы были положены приемы групповой психотерапевтической методики, известной как психодрама Джекоба Леви Морено. Морено считают основателем групповой психотерапии, и психодрама, в частности, является одним из ее видов. Психодрама, или социодрама (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в роли актеров и зрителей в условиях моделирования жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания [8].
В настоящее время не угасает интерес к психогимнастике, проводятся новые исследования, подтверждающие ее влияние на эмоциональное и социальное развитие детей. А.А. Осипова дает следующее определение психогимнастики: «Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента» [9, с. 227]. Специалисты, внесшие весомый вклад в развитие психогимнастики (Е.А. Алябьева, Н.И. Дворская, М.И. Чистякова), предлагают использовать ее как средство развития и формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста [1; 4; 13].
Психогимнастика в узком смысле понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Кроме того, она включает в себя различные виды деятельности (речевая, театральная, танцевальная, игровая), содержит в своем арсенале разноплановые средства коррекции и способы взаимодействия с собой и другими и поэтому может быть направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей [9; 13].
Специалисты, применяющие в своей работе психогимнастику, отмечают возможности ее ис-
пользования для решения обширного круга задач, а именно: преодоления коммуникативных барьеров, тренировки социальных навыков; снятия эмоционального напряжения и преодоления страха и тревоги в ситуациях общения, сохранения эмоционального комфорта; развития адекватного понимания и принятия себя и других, своих и чужих эмоциональных проявлений; создания возможностей для самовыражения и освобождения от негативных эмоций и переживаний через двигательную активность и эмоциональную включенность в процесс; коррекции настроения и негативных поведенческих проявлений [4; 5].
Преимущества использования психогимнастики в том, что она привлекает к работе и активизирует все психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление), подключает эмоциональную составляющую, творчество и воображение, развивает личность ребенка, адекватное восприятие себя и другого и, как следствие, помогает ребенку войти в мир социальных отношений.
Психогимнастика как метод психокоррекции может эффективно использоваться при работе с детьми любых возрастов - от младшего дошкольного возраста до подросткового. Кроме того, данный метод может быть выбран для работы с детьми, имеющими нарушения психомоторного развития, расстройства эмоциональной сферы, коммуникативные сложности, страхи, нежелательные особенности характера и поведенческие моменты (агрессивность, раздражительность, обидчивость и т.д.), в том числе, и для детей с ЗПР (и вообще, с ОВЗ). Это обусловлено тем, что психогимнастика в качестве ресурса коррекции применяет движение, а также невербальные средства коммуникации. Обучаясь управлять своим телом, ребенок тренируется в контроле эмоций, сотрудничестве с другими людьми, находит баланс между своими чувствами и чувствами других людей, справляется с тревогой и страхами [13]. Кроме того, игровая форма взаимодействия, которая используется на занятиях, очень близка детям с ЗПР. Поэтому психогимнастические упражнения могут стимулировать активность детей, и благодаря этому обеспечивать развитие коммуникации. Упражняясь в выражении своих чувств и понимании эмоциональных состояний сверстников посредством театрализованных игр и этюдов, дети с ЗПР приближаются к усвоению основных социальных норм, учатся осмысленно реагировать на выражение чувств другими людьми, подбирать адекватные формы взаимодействия и эмоционального реагирования, благополучно вступать в контакт [12].
Широкие возможности психогимнастики для развития коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР основаны на преимущественно коммуникативной направленности упражнений. Во-первых,
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 5
53
методы, применяемые в психогимнастике, связаны с взаимодействием и контактом. Важным является то, что под руководством и контролем педагога, взаимодействие будет безопасным, рациональным и эффективным, что особенно важно для детей с ЗПР. Постепенно входя в сферу общения, получая необходимые для этого знания и практические навыки и постоянно тренируясь, ребенок бережно и безопасно для себя и окружающих обучается адекватным формам взаимодействия, начинает чувствовать себя лучше в ситуациях общения и в коллективе в целом. Во-вторых, многие методы являются невербальными, что также способствует более успешному их освоению детьми. Упражнения без использования речи на первых этапах работы помогут детям освоиться в группе и справиться с тревожностью, так как многие дети с ЗПР испытывают сложности во время речевого общения или совсем не используют речь. В невербальных упражнениях применяются мимические и жестовые средства выражения эмоций, благодаря чему дети учатся активно использовать их, подбирая каждый жест к соответствующей ситуации. Еще один положительный фактор - это эмоциональная направленность психогимнастики. Благодаря занятиям, дети начинают обращать внимания на свои чувства, эмоции и переживания, на их причины и последствия, учатся контролировать их. Эти навыки особенно актуальны для детей с ЗПР, у которых нередко наблюдается снижение или отсутствие саморегуляции поведения, слабый контроль эмоций и невозможность оценки своего состояния. Не менее важный навык - умение понимать и адекватно реагировать на чувства и переживания партнеров по общению, так как собственные эмоции и эмоции другого человека зачастую могут не совпадать или интерпретироваться неправильно. Именно на правильную интерпретацию чужих состояний и нацелены многие упражнения по психогимнастике. Умея определить состояние другого человека, ребенок получает возможность выстраивать свое поведение в зависимости от полученной информации. Такие упражнения являются профилактикой обид, зависти, вспыльчивости и агрессии по отношению к сверстникам, формируют эмпатию.
В своем исследовании мы использовали психогимнастику как метод развития социальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития. Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад № 35». Выборка составила 12 человек в возрасте 5-6 лет, 6 детей с ЗПР, 6 детей с типичным развитием. На диагностическом этапе использовались проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); графическая методика «Кактус» М.А. Панфи-
ловой; методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова).
Для доказательства эффективности психогимнастики была разработана программа, ориентированная на формирование потребности в общении; развитие эмоциональной сферы и изменение негативных и неадекватных эмоциональных проявлений (агрессии, сверхвозбудимости, повышенной тревожности); развитие навыка самонаблюдения в ситуациях общения, умения анализировать собственные эмоции; развитие эмпатии, а также внимательности и чуткости к эмоциональным состояниям другого человека; формирование навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества; развитие вербальной и невербальной стороны коммуникации; развитие внимания к своим телесным ощущениям.
В результате первичной диагностики было установлено, что эмоционально-волевая сфера дошкольников с ЗПР отличаются рядом особенностей по сравнению с детьми с типичным развитием (р<0,05). Так, дошкольники с ЗПР имеют более высокий уровень тревожности, для них характерны такие качества как импульсивность, демонстративность в сочетании с неуверенностью в себе и интровертированностью. Кроме того, у них неразвита эмоциональная идентификация, то есть дети испытывают трудности в адекватном соотнесении и дифференцировке различных эмоциональных состояний людей, а также при выражении собственных эмоций.
После проведения комплекса психогимнастических занятий была проведена повторная диагностика эмоционального развития дошкольников. Результаты говорят о снижении (р<0,05) уровня тревожности, агрессии, импульсивности, неуверенности, в то время как показатели открытости и экстравертированности, наоборот, повысились. Повысился и уровень эмоциональной идентификации. Результаты контрольной группы фактически (за исключением тревожности) остались прежними. Кроме того, дети получили навыки межличностного взаимодействия, обрели опыт распознавания чужих эмоций, научились лучше осознавать и различать свои чувства и переживания.
Включенное наблюдение позволило зафиксировать изменения на поведенческом уровне: дети научились избегать скованности и неловкости в различных ситуациях общения, более адекватно выражать свои чувства, сопереживать сверстникам; у них появилось умение ориентироваться в собственном теле, управлять работой мышц, что сделало более адекватным использование мимики и жестов; они стали чаще выступать инициаторами общения и обращаться за помощью. К тому же во время занятий дети знакомились с названием и содержанием эмоций. Как считают авторы, ребенок, осознающий свои чувства, лучше мыслит, у него
появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он более тонко и чутко понимает себя, свои переживания, желания и потребности, эмоции у него становятся более дифференцированными [13]. А это, в свою очередь, повышает эффективность общения, способствует конструктивному диалогу.
В целом показателями успешного развития коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР являются стабильная потребность в общении со сверстниками, улучшение навыков сотрудничества и умения работать в команде, более продолжительные и устойчивые контакты. С точки зрения эмоциональной сферы показателями эффективности проведенных психогимнастических занятий являются адекватное, соответствующее ситуации эмоциональное реагирование, торможение негативных эмоциональных проявлений, появление таких качеств, как доброжелательность, открытость, улучшение понимания эмоций и чувств другого человека, развитие эмпатии.
В ходе исследования были выявлены необходимые условия, для обеспечения эффективности применения психогимнастики. Это, прежде всего, систематичность занятий, постоянство времени и места проведения, что важно для детей с ЗПР, поскольку изменение обстановки может вести за собой нарушения в организации деятельности в силу высокой отвлекаемости ребенка, сложностей концентрации внимания. Значимыми условиями являются: грамотная организация психогимнастических занятий с точки зрения соответствия возрастным особенностям детей, учет специфики нарушения развития, наличие адекватного подкрепления успешного поведения ребенка, позитивная обратная связь, психологически комфортная и безопасная обстановка.
Таким образом, было доказано положительное влияние психогимнастики как метода активного формирования адекватного эмоционального реагирования для дошкольников с ЗПР, что благотворно воздействует и на коммуникативную сферу детей с ЗПР, подготавливая почву для эффективной социализации.
Библиографический список
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
3. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. - 2006. - № 1. -С. 21-23.
4. Дворская Н.И. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального
благополучия дошкольников // Молодой ученый. -2015. - № 10. - С. 1147-1150.
5. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004. - № 6. - С. 11-17.
6. Журавлева Т.О. Особенности общения детей-сирот с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 16 с.
7. Защиринская О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О.В. Защирин-ская. - СПб.: Речь, 2003. - С. 256-292.
8. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
10. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Педагогика, 2007. - 304 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-П-1155/ (дата обращения: 13.09.2017).
12. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 265-268.
13. Чистякова М.А. Психогимнастика. - М.: «Владос», 2006. - 160 с.
References
1. Alyab'eva E.A. Korrekcionno-razvivayushchie zanyatiya dlya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. -M.: TC Sfera, 2004. - 96 s.
2. Bojkov D.I. Obshchenie detej s problemami v razvitii: kommunikativnaya differenciaciya lichnosti. - SPb.: KARO, 2005. - 288 s.
3. Vol'skaya O.V. Osobennosti verbal'nogo obshcheniya doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // EHkologiya cheloveka. - 2006. - № 1. -S. 21-23.
4. Dvorskaya N.I. Psihogimnastika kak sredstvo razvitiya i formirovaniya ehmocional'nogo blagopoluchiya doshkol'nikov // Molodoj uchenyj. -2015. - № 10. - S. 1147-1150.
5. Dmitrieva E.E. Korrekciya kommunikativnoj deyatel'nosti u starshih doshkol'nikov s zaderzhkoj
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5
55
psihicheskogo razvitiya // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. - 2004. - № 6. - S. 11-17.
6. ZHuravleva T.O. Osobennosti obshcheniya detej-sirot s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2005. - 16 s.
7. Zashchirinskaya O.V. Kommunikativnye kachestva lichnosti v kontekste socializacii detej s ZPR // Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: Izuchenie, socializaciya, psihokorrekciya: hrestomatiya / sost. O.V Zashchirinskaya. - SPb.: Rech', 2003. - S. 256-292.
8. Kratkij psihologicheskij slovar' / pod obshchej red. A.V. Petrovskogo i M.G. YAroshevskogo; red.-sostavitel' L.A. Karpenko. - Rostov n/D: FENIKS, 1998. - 512 s.
9. Osipova A.A. Obshchaya psihokorrekciya. - M.: Sfera, 2002. - 510 s.
10. Pavlova O.S. Narushenie kommunikativnogo akta u detej s ZPR // Psiholingvistika i sovremennaya logopediya / pod red. L.B. Halilovoj. - M.: Pedagogika, 2007. - 304 s.
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155). [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (data obrashcheniya: 13.09.2017).
12. Fomina D.A. Razvitie ehmocional'noj sfery u detej 5-6 let s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v igrovoj deyatel'nosti // Innovacionnaya nauka. -2015. - № 5. - S. 265-268.
13. CHistyakova M.A. Psihogimnastika. - M.: «Vlados», 2006. - 160 s.