УДК 721.012
В.П. Фролов
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ПАВИЛЬОНЫ РОССИИ НА ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВКАХ: СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Отражено участие России во всемирных выставках, показана история строительства российских павильонов, раскрыты их архитектурные особенности в различные исторические периоды с XIX по XXI вв. Проанализированы композиционные особенности павильонов, внимание уделено использованию архитекторами и строителями традиций русского зодчества, определенное место отведено строительным материалам, из которых создавались уникальные объекты.
Ключевые слова: выставка, павильон, строительство, архитектура, стиль, оформление, декоративные элементы, новаторство, достижение.
Бурное развитие промышленности в XIX в. предопределило появление всемирных выставок. Первые постройки из России появились на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Около дворца Индустрии разместили русскую избу, украшенную резными наличниками и другими элементами русских деревянных зданий. Все эти довольно простые, но оригинальные по своему облику сооружения знакомили посетителей с самобытным народным зодчеством Руси.
Русскую избу на выставке надумал поставить купец В.Ф. Громов. За два года до выставки он вызвал в Петербург артель владимирских плотников дружины Лихачева с товарищами, которые вытесывали доски, украшали их резьбой, на рисунках светило солнце, оживали деревянные цветы, скакали кони, крались звери и летали птицы. Нарядно выглядела изба с окнами, украшенными узорными наличниками. Комиссия из Академии художеств с восторгом приняла избу, потом ее разобрали, перевезли на выставку и собрали уже на месте.
Строительством ряда объектов на международных выставках занимался русский архитектор И.П. Ропет (И.Н. Петров), который в своем творчестве особое внимание обращал на внешний облик зданий, стремился к созданию свободного асимметричного плана. Создавая небольшие деревянные здания, он постепенно формирует новые принципы объемно-пространственного решения, стремится передать своеобразие фактуры материала, придав ему эмоциональное звучание. В 1872 г. молодой архитектор спроектировал для Политехнической выставки в Москве павильон ботаники и садоводства. Эти черты проявились и в строящихся по его проектам павильонах «Русская изба» и других на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Здание Буфета русского отдела, будучи компактным в плане, скомпоновано так, что все четыре фасада были совершенно различными, причем каждый имел свой композиционный, сильно выявленный акцент. Разновысокие объемы были увенчаны высокими кровлями. Сложное многоплановое сооружение напоминало в нижнем этаже русскую
избу с крошечным окном, в следующем — губернский дом в провинциальном городе, а верхняя часть подражала строениям Кремля. Декоративные акценты: фигурная кровля, угловое крыльцо, «навесные» декоративные детали — позволяли достичь динамичности и создать «русский стиль», вышедший на мировую арену. В Париже павильоны русского отдела были признаны талантливыми и оригинальными [1].
Творчеству И.П. Ропета принадлежат павильоны русского отдела на выставках в Копенгагене (1888 г.) и Чикаго (1893 г.), где вновь просматриваются русские мотивы. Всемирная выставка «искусств, трудолюбия, промышленности и произведений земли, ее недр и морей» в Чикаго была посвящена 400-летней годовщине открытия Америки Христофором Колумбом. В парке на берегу озера Мичиган среди двухсот зданий из гипсовой лепки на железных каркасах хорошо смотрелся русский павильон. Его фасад был срублен из толстых бревен, украшен вверху избушкой с деревянной резьбой, коньками, двуглавым орлом. Нижний пояс выложен из горного хрусталя, малахита, мрамора в древнерусском стиле [2].
В 1896 г. в Нижнем Новгороде была организована Всероссийская художественная и промышленная выставка, которая стала большой экспериментальной строительной лабораторией. Здесь был построен первый в России арочный мост из монолитного железобетона пролетом 32 м по проекту инженера А.Ф. Лолейта. Экспериментальные задачи требовали создания крупных выставочных зданий навесного типа с хорошей естественной освещенностью и применением большепролетных конструкций. Подлинно новаторские архитектурные формы на основе пространственных конструкций из железа были созданы замечательным русским инженером В.Г. Шуховым. По его проектам было построено несколько павильонов с использованием сетчатых арочных, сетчатых висячих и мембранных конструкций, не имеющих аналогов в мировой практике и опередивших почти на полстолетия начало их регулярного применения. Выставка была открыта в течение четырех месяцев и ее посетили более миллиона человек, что было впечатляющим показателем.
Впервые был показан громадный дворец-павильон из чугунного литья, который отлили каслинские мастера по эскизам архитектора А.И. Ширшова. Экспонат был представлен и на парижской выставке 1900 г. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживали две строгие колонны. Некоторые элементы представляли ажурные сплетения из чугуна.
В первые десятилетия ХХ в. на международных выставках было построено несколько десятков павильонов разнообразной архитектуры. Русские павильоны включали эклектику и стилизаторство, романтический модерн.
На Всемирной выставке в Париже (1900 г.) Россия заявила о ведущемся строительстве Сибирской железной дороги. В ее зале были выставлены коллекция карт, видов дороги, модели различных сооружений, в том числе модель большого моста через Енисей. Строительство магистрали явилось крупным достижением русского инженерного искусства. Талантливые русские ученые и инженеры решили сложные научно-технические задачи. Ряд сооружений великого сибирского пути, в т.ч. построенные по проекту профессора Л.Д. Проскурякова, были удостоены высшей награды [3].
В неорусском стиле Ф.О. Шехтель создает комплекс павильонов русского отдела Международной выставки в Глазго (1901 г.), решенный как сказочный город, динамично развивающийся в пространстве благодаря свободному расположению павильонов оригинальной расцветки, живописных по форме и силуэту. Ф.О. Шехтель соединил различные эпохи строительства в различных формах. Он использовал стиль русского деревянного зодчества, обогатив его емкой формой кокошника-башни. Интерьер павильонов расписывали студенты Строгановского училища, где Ф.О. Шехтель преподавал. За эту работу архитектор получил звание академика [4].
Особое значение имела Международная строительная выставка, которая открылась в мае 1908 г. в Санкт-Петербурге. Это была первая в России международная выставка по данной тематике и самая крупная из всех петербургских выставок. По обоим берегам Большой Невки — со стороны Новой Деревни и напротив, на Каменном Острове — возник своеобразный «Петровский городок», так как большинство павильонов имели форму петровского барокко. За три месяца здесь было построено более 80 павильонов, которые своим внешним видом напоминали о поре становления Петербурга. Почти все здания, согласно решению выставочного комитета, были выдержаны в стиле петровской эпохи. Здесь по инициативе общества гражданских инженеров была проведена международная художественно-строительная выставка, оказавшая влияние на дальнейшее развитие строительной техники, инженерного искусства. В показе достижений принимали участие различные проекты из Австрии, Англии, Дании, Германии, США, Франции, Швеции, Польши и Финляндии. Это была одна из значительных по своим результатам выставок, которая подвела итоги развития строительной техники и художественной промышленности в России за XIX столетие. Помимо экспозиционных зданий было построено много развлекательных учреждений: театр, музыкальная эстрада, ресторан, буфеты, 350-метровая деревянная набережная с различными аттракционами, сорокаметровая кирпичная труба с площадкой обозрения наверху и, наконец, концертный зал на 1500 мест. Во время работы выставки здесь регулярно проходили концерты симфонического оркестра под управлением А.К. Глазунова.
В.А. Щуко использовал в русской архитектуре классические принципы итальянского возрождения в строительстве двух доходных домов на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Он был дважды командирован в Италию. Там молодой архитектор изучал ее архитектуру, делал обмеры, зарисовки, творчески перерабатывал исследования применительно к требованиям жилищного строительства. В 1910 г. В.А. Щуко поручено проектирование русских павильонов на Международных выставках в Риме и Турине, устроенных в годовщину пятидесятилетия объединения Италии. Им была успешно решена поставленная задача. Римский павильон в стиле русского ампира, развивая традиции Камерона и А.Н. Воронихина, трактовался как парковая постройка, что было уместно на заданной территории в саду виллы Боргезе. Здание эффектно выделялось на фоне зелени своими формами, бело-желтым окрасом и тонированными скульптурами. Центром композиции являлась овальная в плане ротонда с куполом и сдвоенными колоннами. Облик павильона был навеян мотивами творчества архитектора Д. Жилярди.
Оба павильона произвели впечатление новой архитектуры, имели успех и получили высокую оценку общественности. В 1911 г. В.А. Щуко был удостоен звания академика архитектуры [5].
На Международной выставке в Венеции 1914 г. павильон по проекту А.В. Щусева отразил новый поворот в стилистике выставочных зданий. В нем торжествовала приверженность древнерусской архитектуре, но трактовка форм была современна.
В 1914 г. в Москве состоялась ремесленная и фабрично-заводская выставка на Ходынском поле. Здесь было построено около 30 временных павильонов и подсобных зданий по проекту архитектора К.А. Трайнера. Новинкой смотра стал «Дворец мод», где была представлена история портняжного дела. Большим успехом пользовалась ремесленная деревня, состоящая из 10 домиков в русском стиле для демонстрации различных работ. Особый интерес вызвал комплекс спортивных сооружений, где проходили различные соревнования.
Самым молодым архитектором, получившим заказ на самостоятельное проектирование павильона на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (1923 г.) в Москве, был К.С. Мельников. Павильон «Махорка» был сделан из дерева, композиция сооружения необычна. Расчленив здание на ряд самостоятельных объемов и контрастно их сгруппировав, архитектор использовал разнонаправленные односкатные кровли. Он консольно выдвинул верхний объем над опорами, противопоставив его массиву две ажурные формы: открытую винтовую лестницу и узкую застекленную шахту для транспорта.
Первое участие СССР в выставках за границей началось в 1925 г. В советском зодчестве проявился дух новаторства и идейности. В 1924 г. Франция признала Республику Советов и установила с ней дипломатические отношения. За полгода до открытия выставки Советская Россия получила приглашение принять в ней участие. Совнарком выделил на выставку только 70 тыс. р., а предстояло освоить 1600 м2 из 10 тыс. м2, занимаемых территорией выставки, т.е. почти шестую часть, больше, чем у какой-либо другой державы [6].
В программе выставки 1925 г. обращалось внимание на новизну, исключение копий, имитаций и подделок под старые стили.
В 1925 г. К.С. Мельников участвовал в постройке павильона на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Здесь отразилась его концепция выставочной архитектуры в стиле конструктивизма. Архитектор достиг легкости и динамичности диагонального сдвига перекрытий и лестниц, что придало монументальность небольшому сооружению, а также новизну архитектурно-художественного содержания всей композиционной форме, благодаря использованию дерева и стекла. Деревянные детали обрабатывали топорами московские крестьяне. Здание было доставлено в Париж и на месте собрано. Покатую крышу покрасили в красный цвет, стены в серый, оконные средники — в белый. За свою работу мастер был удостоен «Гран-при». Советский павильон в 1926 г. был повторно собран в Париже и в течение ряда лет считался памятником архитектуры [7].
Советские оформители, в числе которых был поэт В.В. Маяковский, стремились выполнить требования организаторов выставки и показать мощь Советского государства. Впервые в послеоктябрьские годы архитекторы, ху-
дожники-прикладники, искусствоведы составили программу выставки и воплотили ее в сооруженях ансамбля.
Советский павильон отличал простотой стеклянный фасад, открывающий взору экспонаты. Павильон поражал всех красной крышей. Введение цвета стало новым словом в архитектуре. Конструктивистские особенности павильона вызвали положительный отклик и большой интерес общественности. За архитектуру павильона жюри присудило ему диплом первого класса, диплом и серебряную медаль за участие в парижской выставке 1925 г. получил В.В. Маяковский. В нашей экспозиции были отделы национального ансамбля, Госиздата, архитектуры и другие. Стояла изба-читальня, работал клуб, который в Париже стал сенсацией. На эспланаде Дома инвалидов размещались киоски «торгсектора», торговавшие фарфором, коврами, текстилем, изделиями из драгоценных камней.
Павильон нашей страны был признан оригинальным благодаря архитектурному решению и представлял собой «остров построек, подготовленных к агитационному проекту», став новой концепцией выставочного искусства.
В 1936 г. СССР получил приглашение принять участие в Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни». Она открылась в Париже в 1937 г., проектирование павильона нашей страны было поручено архитектору Б.М. Иофану, который использовал композиционный прием увенчания здания скульптурой «Рабочий и колхозница». Скульптор В.И. Мухина передала динамику эпохи как стремление вперед к лучшему будущему.
В 1939 г. в Нью-Йорке прошла Международная выставка «Мир завтрашнего дня», где грандиозный (83 м) советский павильон-небоскреб (арх. Б.М. Иофан) превосходил американский павильон. Павильон был облицован светло-серым мрамором. Здание напоминало гигантскую подкову. Завершали ансамбль величественные пропилеи, украшенные огромными барельефами Ленина и Сталина (скульптор С.М. Меркуров). Посреди центрального двора был водружен пилон (26,5 м), покрытый красным порфиром и белым гонзаг-ским мрамором, увенчанный гигантской статуей (23,7 м) из нержавеющей стали: высоко над головой рабочий держит в руке красную звезду. В восьми выставочных залах, расположенных на двух уровнях и украшенных гранитом и девятью разновидностями мрамора, находилась карта СССР, выложенная полудрагоценными камнями. Города и промышленные центры обозначались бриллиантами и рубинами. Павильон был оснащен техническими новинками: эскалатором, лифтом, кондиционером.
Павильон газовой промышленности был выполнен в виде газового баллона, были выставлены макеты Днепропетровской ГЭС, копия станции метро Маяковская в натуральную величину с применением аналогичных материалов.
В 1958 г. в Брюсселе открылась первая международная послевоенная выставка. Три года 14 тыс. строителей трудились в бельгийской столице, чтобы создать современный город из 200 павильонов.
Предшествующие всемирные выставки демонстрировали достижения в строительстве и архитектуре, но не так широко. «ЭКСПО-58» поражала многообразием конструкций, где было обилие стекла и поражающие легкостью сооружения. «Выставкой прозрачности» называли ее некоторые обозреватели.
По своим конструкционным принципам советский павильон с его главной гордостью — первым в мире искусственным спутником Земли — оказался одним из наиболее современных. В основной своей части он был решен как легкая прозрачная оболочка, словно вылупленная часть из общего пространства выставки. Это давало возможность создать единую экспозицию комплекса. Появилось важное качество — обозримость комплекса.
Простота форм, обилие света, тонкие металлические переплеты стеклянных стен, ажурные колонны и идущие от них сети стальных тросов, на которых поддерживались верхние перекрытия, — все это подчеркивало монументальность и легкость конструкций, созданных авторским коллективом художников и под руководством К. Рождественского. Ими был создан «Хрустальный дворец», в котором были представлены макеты атомной станций, атомного ледокола и др. На Всемирной выставке в Брюсселе советские экспонаты получили свыше 500 наград [8].
«ЭКСПО-70» проходила в г. Осака. Авторами архитектурного проекта нашего павильона стали главный архитектор М.М. Посохин, главный конструктор А.Н. Кондратьев, главный художник К.И. Рождественский. Складчатая конструкция, стальной каркас, облицованный тонкой листовой сталью, позволяли осуществить сложную пространственную планировку внутренних объемов, использовать необычайную протяженность вертикального пролета, достигавшего в наивысшей точке здания 109 м. Зрительный зал павильона по своим формам представленный как красное знамя, был хорошо виден со всех концов выставки.
В художественном оформлении советского павильона содержание экспозиции вытекало из нарастающей высоты внутреннего пространства здания. Материал и эмоциональная атмосфера требовали камерности, поэтому высота тут не превышала 10 м. Она увеличивалась на третьем этаже, в разделе Сибири и Дальнего Востока, где надо было передать ощущение размаха и простора, богатство месторождений и показать строительство важных объектов. Раздел «Наука и космические исследования» был показан в той части павильона, где кровля уходила вверх в пустоту, и наводил на мысли о вневременности космоса. Наша страна удачно демонстрировала впечатляющую интерпретацию научно-технического и эстетического характера и укрепляла международные торгово-экономические отношения [9].
В 2004 г. вызвали интерес две выставки: «Архитектура, строительство и стройиндустрия» и десятая Международная выставка «Инфраструктура и развитие современного города».
Заметный вклад в развитие строительства внесла Международная выставка 2010 г. в Шанхае, в ней приняла участие и Россия. Решение об участии России в выставке было принято Правительством Российской Федерации в 2006 г.
Таким образом, Россия принимала участие в большинстве Всемирных выставок. Это способствовало укреплению престижа страны. Русские павильоны, построенные в разное время и в разных местах, представляли историко-ху-дожественную ценность, они отражали многообразие стилей, плодотворность творческих поисков выдающихся архитекторов и строителей, опиравшихся на традиции и новаторство, символизировали достигнутые страной успехи.
Библиографический список
1. Мезенин В.К. Парад всемирных выставок. М. : Знание, 1990. 31 с.
2. Мельников Н.П. Чудеса выставки в Чикаго. Одесса, 1993. 24 с.
3. ОрловМ.А. Всемирная парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях. СПб. : Типография брат. Пантелеевых, 1900. 43 с.
4. Кириченко Е.И. Ф. Шехтель. М. : Московский рабочий, 1973. 25 с.
5. Кауфман С.А. В.А. Щуко. М., 1946. 47 с.
6. Овчинникова Н.П. Советские павильоны на международных выставках. М. : Знание, 1980. 52 с.
7. Чинг Ф.Д.К. Всемирная история архитектуры. М. : АСТ, 2007. 681 с.
8. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М. : АСТ, 2008. 281 с.
9. НавлицкаяГ.Б. Осака. М. : Наука, 1983. 37 с.
Поступила в редакцию в апреле 2013 г.
Об авторе: Фролов Владимир Павлович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-21-29, history@mgsu.ru.
Для цитирования: Фролов В.П. Павильоны России на Всемирных выставках: строительство и архитектура // Вестник МГСУ. 2013. № 6. С. 42—49.
V.P. Frolov
RUSSIAN PAVILIONS AT UNIVERSAL EXPOSITIONS: CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE
Russia was a regular participant of the World Expos and an organizer of several international exhibitions in Moscow, St.Petersburg and other Russian cities. The value of the Russia's contribution into the history of the World Expos is substantial and versatile. Russia's participation in the Universal Expositions produced a strong impact on the development of the exhibition economy, architecture, construction machinery, engineering, and urban development. In its turn, urbanization produced its impact on the development of Expos.
Major Russian architects, sculptors and designers created exceptional and original works in a variety of styles; they employed versatile construction methods and techniques.
Trade fairs served as the venues for experimental buildings constructed in furtherance of the most advanced designs and technology-related inventions.
Russia's participation in the construction of pavilions at the World Exhibitions gave way to a unique architectural trend, whereby three-dimensional solutions, the architecture of pavilions, landscape products, landscapes and even music got together in the organic unity. This artificial artistic medium represents a new type of the architectural ensemble.
Key words: exhibition, pavilion, building, architecture, style, design, decorative elements, innovation, achievement.
References
1. Mezenin V.K. Parad vsemirnykh vystavok [Parade of Universal Expositions]. Moscow, Znanie Publ., 1990, 31 p.
2. Mel'nikov N.P. Chudesa vystavki v Chikago [Miracles of the Chicago Expo]. Odessa, 1993, 24 p.
3. Orlov M.A. Vsemirnaya parizhskaya vystavka 1900 g. v illyustratsiyakh i opisaniyakh [Paris World Exposition 1900 in Illustrations and Descriptions]. St.Petersburg, Tipografiya brat. Panteleevykh Publ., 1900, 43 p.
4. Kirichenko E.I. F. Shekhtel' [Shekhtel]. Moscow, Moskovskiy rabochiy publ., 1973,
25 p.
5. Kaufman S.A. V.A. Shchuko [Shchuko]. Moscow, 1946, 47 p.
6. Ovchinnikova N.P. Sovetskie pavil'ony na mezhdunarodnykh vystavkakh [Soviet Pavilions at International Exhibitions]. Moscow, Znanie Publ., 1980, 52 p.
7. Ching F.D.K. Vsemirnaya istoriya arkhitektury [Global History of Architecture]. Moscow, AST Publ., 2007, 681 p.
8. Shpakov V.N. Istoriya vsemirnykh vystavok [History of World Expositions]. Moscow, AST Publ., 2008, 281 p.
9. Navlitskaya G.B. Osaka [Osaka]. Moscow, Nauka Publ., 1983, 37 p.
About the author: Frolov Vladimir Pavlovich — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of History and Culture Studies, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; history@mgsu.ru; +7 (499) 183-21-29.
For citation: Frolov V.P. Pavil'ony Rossii na vsemirnykh vystavkakh: stroitel'stvo i arkhi-tektura [Russian Pavilions at Universal Expositions: Construction and Architecture]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 6, pp. 42—49.