О. Б. Лобанова, З. У. Колокольникова. Патронатное воспитание в Сибири в 20-е гг. ХХв.
УДК 373.091
О. Б. Лобанова, З. У. Колокольникова ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИБИРИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
На основе анализа архивных материалов и историко-педагогических исследований охарактеризован уникальный опыт патронатного воспитания в Сибири в период становления советского государства. Проанализированы государственные документы, регламентирующие работу по патронатному воспитанию в 20-е гг. ХХ в., условия передачи детей из детских домов в патронатные семьи; льготы, которые получали дети при устройстве в новой семье. Система патроната в 20-е гг. ХХ в. не дала ожидаемых результатов, что было сопряжено с множеством формальностей. Статья может представлять интерес для педагогов-практиков и работников социальной сферы при организации патронатного воспитания с учетом культурно-исторических и региональных особенностей Сибири.
Ключевые слова: патронат, патронатное воспитание, сирота, 20-е гг. ХХ в., детский дом, льготы, крестьянское хозяйство.
Сегодня общество, как и в начале XX в., столкнулось с проблемой сиротства. Пути решения этой проблемы, предложенные в начале ХХ в., представляют интерес для современной социально-педагогической теории и практики. И хотя причины, породившие это явление в прошлом, далеко не те, что в современном обществе, исследование исторического опыта по организации патронатного воспитания как пути решения проблемы сиротства дает возможность определить направления использования этого уникального опыта.
Актуальность проблемы подчеркивает большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов патронатного воспитания в нашей стране: правовых (Ю. А. Авдеев, В. Н. Герасимов, Л. Ю. Михеева, О. А. Федорова и др.), социально-педагогических (Э. Р. Алексеева, А. Г. Свири-денко, М. Ф. Терновска, Н. М. Хрыкина, О. В. Шарапова, Н. М. Шагимуратова и др.), психолого-педагогических (В. И. Ослон, В. И. Лопатина и др.), историко-педагогических (В. В. Бибикова, Е. И. Бе-лянкова, Л. В. Хотемова и др.).
Хронологические рамки исследования охватывают 20-е гг. ХХ в., так как именно в этот период после установления советской власти на территории Сибири шло активное апробирование различных форм устройства сирот.
Среди основных причин сиротства в 20-е гг. ХХ в. в РСФСР можно выделить следующие: Первая мировая и Гражданская войны и их последствия; социально-экономическая нестабильность, вызванная строительством нового государства, голод 1921-1922 гг. Различные источники показывают, что в 1921-1922 гг. число сирот в советском государстве колебалось от 4,5 до 7 млн человек [1].
Все сиротские дома и приюты в РСФСР к 1918 г. были преобразованы в детские дома и переданы в ведение специально созданных комиссий. В Сибири детские дома стали основной формой устройства сирот начиная с 1920-х гг. На тот момент схема устройства сирот была следующий: ребенка заби-
рали с улицы, отправляли в детский приемный пункт, где он проходил обследование, и только затем ребенок попадал в детский дом. Кроме того, в детские дома могли быть определены и дети из тех семей, которые не могли содержать своих детей. Но уже очень скоро такой порядок привел к тому, что детские дома оказались переполнены, и государство было не в силах их содержать. В 1919 г. был создан Государственный совет защиты детей, его основной задачей являлся поиск средств для содержания воспитанников детских домов [2]. В 1921 г. при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) была создана комиссия по улучшению жизни детей. Во главе этой комиссии стоял Ф. Э. Дзержинский. Она занималась спасением детей от голода в неурожайных областях страны и их размещением в детских домах и семьях рабочих [3].
В 20-е гг. ХХ в. нормативно-правовую базу патронатного воспитания в Сибири составляли следующие документы: постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О мероприятиях по улучшению подготовки воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности» (1925), постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду» (1926), постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» (1928), постановление Томского губиспол-кома по планомерной борьбе с детской беспризорностью и вопросам передачи воспитанников в крестьянские семьи (1925) и др. [4]
Юридическое закрепление патроната как способа устройства воспитанников детских домов в семью произошло в 1926 г. с пометкой, что это, скорее, «временная мера в условиях переходного периода». Однако передача беспризорных детей на воспитание в семьи в период становления
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
советского государства фиксировалась еще в 1924 г. В 1925 г. вышло соответствующее постановление Томского губисполкома «О передаче воспитанников детдомов трудовым хозяйствам для трудовой подготовки», которое предписывало «провести организацию коллективного и индивидуального патроната над воспитанниками детдомов и беспризорными детьми путем передачи их в трудовые семьи крестьян, рабочих, ремесленников, служащих, кустарей, сельскохозяйственным коллективам, коммунам, кооперативам, фабрично-заводским предприятиям и тому подобным трудовым организациям» [5].
Передаваться в крестьянские семьи могли только воспитанники детских домов в возрасте «не свыше 17 лет» [6]. Каждый двор в виде общего правила был вправе принимать лишь одного воспитанника [6]. Проведение в жизнь этого мероприятия возлагалось на губернские отделы народного образования.
При передаче воспитанников детдомов и беспризорных детей органы Отдела народного образования (ОНО) и принимающие детей заключали в письменной форме договор, в котором оговаривались общие права, обязанности и обязательства сторон, связанные с приемом и передачей детей, обязанности детей по отношению к принявшим их хозяйствам, лицам и членам их семейств, срок содержания воспитанника и порядок расторжения договора ранее установленного срока. Также при передаче воспитанника в крестьянские семьи в договоре оговаривалась та часть дохода с земельного участка, которая не подлежала расходованию и закреплялась для создания средств, обеспечивающих первоначальное обзаведение воспитанника при его выходе из состава двора, а также род и размер помощи, которая должна быть оказана двором воспитаннику при выходе его в самостоятельное хозяйство. Передаваемые на патронатное устройство воспитанники детдомов должны были быть снабжены Отделом народного образования «одной парой годного нательного белья, одной парой верхнего платья, головным убором, одной парой обуви (зимней и летней) и одним полотенцем» [6].
В исключительных случаях (тяжелая хроническая болезнь, обнаружение дефективности и проч.) воспитанник мог быть возвращен обратно в ОНО, «но не иначе, как по расследовании этого вопроса органами ОНО» [5]. Также воспитанник мог быть возвращен в случае смерти лица, взявшего на воспитание ребенка, вызвавшей прекращение хозяйства, либо в случае стихийного бедствия, повлекшего прекращение хозяйства. Однако оговаривалось, что при возвращении воспитанников в ОНО в течение первого года по предусмотренным причинам часть полученного пособия за оставшееся
до срока время должна быть возвращена в ОНО. За исполнением постановления строго следили краевые, районные и городские отделы народного образования.
Государство способствовало развитию патро-натного воспитания. С одной стороны, обеспечивалось соблюдение социальных гарантий сиротам, а с другой стороны, вводились льготы для семей, взявших детей на патронат.
Воспитанники детдомов и беспризорные дети, принятые в семьи в сельских и городских местностях, пользовались бесплатным лечением и медикаментами в лечебных учреждениях губернских отделов здравоохранения по предъявлении удосто -верений, а при поступлении в учебные заведения ОНО патронатные дети освобождались от платы за обучение [5].
Крестьянским хозяйствам, берущим воспитанников детдомов и беспризорных, предоставлялись следующие льготы:
1) дети, принятые крестьянскими дворами, зачислялись в подворные списки по сельхозналогу, каждый за два едока сроком с момента зачисления до совершеннолетия;
2) дети, принятые деревенскими и городскими ремесленниками, кустарями, считаются за членов семьи на основании параграфа третьего инструкции о применении постановления ЦИКа и Совнаркома СССР от 10.15.1925 г. о налоговых льготах для деревенских ремесленников и кустарей;
3) хозяйствам, берущим воспитанников детдомов, выдается через ОНО единовременное денежное пособие (в примечании указывалось: «лицам, берущим беспризорных детей, пособие не выдается»);
4) свои дети лиц, взявших воспитанников из детдома и беспризорных детей, освобождались от платы за учение в школах 1-й и 2-й ступеней и профучебы в заведениях ОНО.
Стоит отметить, что воспитанники участвовали в трудовой жизни колхоза наравне с детьми колхозников. Кроме того, в постановлении отмечалось, что «весь приработок, могущий быть полученным от воспитанника за время пребывания его в обучении у лица, принявшего воспитанника, остается в распоряжении и пользовании этого лица в части, обусловленной договором при приеме воспитанника» [5].
Архивные материалы свидетельствуют о том, что воспитанники детдомов и беспризорные дети, принятые на воспитание отдельными землепользователями и коллективами (коммунами, артелями, товариществами), входили в состав земельных обществ, к которым принадлежали принявшие их землепользователи, так и коллективов с правом на землеобеспечение за счет этих земельных обществ
О. Б. Лобанова, З. У. Колокольникова. Патронатное воспитание в Сибири в 20-е гг. ХХ в.
«при выходе же воспитанников, по достижении со- условиях. Задачи социальной заботы о сироте за-
вершеннолетнего возраста, из семейств, в которые ключались в обеспечении самым необходимым по-
они были приняты, земельные наделы, полученные средством определения в патронатную семью с
на них, должны были передаваться воспитанни- предоставлением льгот и социальных гарантий [7]. кам... в случае добровольного - обоюдного согла- Несмотря на то что система патроната в 20-е гг.
сия на дальнейшее совместное проживание надел ХХ в. так и не дала ожидаемых результатов, во
сохранялся за хозяйством на общих основаниях многом из-за того что получение льгот для семьи,
землепользования. для отдельных крестьян, брав- которая брала ребенка на воспитание, было сопря-
ших воспитанников, условия были такими же, одна- жено с множеством формальностей, такой опыт
ко полученный земельный надел в течение первых устройства детей был, несомненно, уникален. Это
трех лет освобождался от государственных и мест- объясняет повышенный интерес современных пе-
ных налогов, связанных с землепользованием» [5]. дагогов-практиков и работников социальной сфе-
Все вышеуказанные меры свидетельствовали о ры к опыту патронатного воспитания в истории
стремлении государства создать гибкую модель, Сибири. Нормативно-правовые документы 20-х гг.
позволяющую всесторонне учитывать интересы и ХХ в. по организации патронатного воспитания,
потенциал каждого семейства, желавшего принять льготы, которые предоставлялись патронатной се-
ребенка на патронат. В 1920-х гг. в Сибири проис- мье, контроль со стороны государства создавали
ходит становление патронатного воспитания в но- основу и обеспечивали необходимые условия для
вых социально-экономических и политических воспитания сирот в семье.
Список литературы
1. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 11. С. 134-137.
2. Катионова А. О. Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20-30-е гг. XX века: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 186 с.
3. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А.Г. Калашникова. М., 1928. Т. 2. 634 с.
4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду» (1926). URL: http://www.pandia.ru/text/77/113/117.php (дата обращения: 08.04.2014).
5. Томский губернский исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // ГАТО. Фонды Государственного архива Томской области. Р-173, о. 1, д. 1353, л. 8-9, 11-14.
6. Томский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // ГАТО. Фонды Государственного архива Томской области. Р-173, о. 1, д. 1371. ЛЛ. 342, л. 336 об., 363.
7. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Соколова Е. В. Из истории социального воспитания в России первой четверти XX века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 87-91.
Лобанова О. Б., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета.
Ул. Победы, 42, Лесосибирск, Красноярский край, Россия, 662544. E-mail: [email protected]
Колокольникова З. У, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета.
Ул. Победы, 42, Лесосибирск, Красноярский край, Россия, 662544. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.07.2014.
O. B. Lobanova, Z. U. Kolokolnikova FOSTER CARE IN SIBERIA IN THE 20TH OF XX CENTURY
On the basis of analysis of archival materials, historical and pedagogical studies characterized the unique experience of foster care in Siberia during the formation of the Soviet government. There is also an analysis of public documents governing the foster care in the 20th of the XX c., and the conditions of transferring children from orphanages to foster care families; benefits that children receive at the device in a new family. The authors show that the patronage system in 20-s of the twentieth century did not bring the expected results, which have been associated with many formalities. The article may be of interest to practitioners and social workers at the organization of foster care with regard to the historical and regional peculiarities of Siberia.
Key words: foster care, orphan, the 20ies of the XX c., orphanage, benefits, farm.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
Reference
1. Rozhkov A. Yu. Bor'ba s besprizornost'yu v pervoe sovetskoe desyatiletie [The fight against homelessness in the first Soviet decade]. Voprosy istorii, 2000, no. 11, pp. 134-137 (in Russian).
2. Kationova A. O. Sotsial'nye i psihologo-pedagogicheskie osnovy organizatsii prizreniya detey v Rossii v 20-30-e gg. XX veka: dis. kand. ped. nauk [Social and psycho-pedagogical bases of the organization of the care of children in Russia in the 20-30-ies of XX century. Dis. cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2003. 186 p. (in Russian).
3. Pedagogicheskaya entsiklopediya:v 3 t. T. 2 [Pedagogical encyclopedia]. Ed. A. G. Kalashnikov. Moscow, 1928. Vol. 2. 634 p. (in Russian).
4. Postanovlenie VTslK i SNK RSFSR "O poryadke i usloviyah peredachi vospitannikov detskih domov v krest'yanskie sem'i dlya podgotovki k
sel'skohozyaystvennomu trudu" (1926) [Resolution of the Central Executive Committee and SNK of the RSFSR "On the order and conditions of transfer of children from orphanages to peasant families to prepare for the agricultural work. URL: http://www.pandia.ru/text/77/113/117.php (accessed 04 August 2014) (in Russian).
5. Tomskiy gubernskiy ispolnitel'nyj komitet sovetov rabochih, krest'yanskih i krasnoarmeyskih deputatov [Tomsk provincial Executive Committee of Soviets of workers', peasants' and red army deputies]. GATO. Fondy Gosudarstvennogo arhiva Tomskoy oblasti [GATO. The funds of the State archive of the Tomsk region, R-173], o. 1, d. 1353, pp. 8-9, 11-14 (in Russian).
6. Tomskiy gubernskiy ispolnitel'nyy komitet sovetov rabochikh, krest'yanskih i krasnoarmeyskih deputatov [Tomsk provincial Executive Committee of Soviets of workers', peasants ' and red army deputies]. GATO. Fondy Gosudarstvennogo arhiva Tomskoy oblasti [GATO. The funds of the State archive of the Tomsk region, R-173], o. 1, d. 1371. LL. 342, p. 336 ob., p. 363 (in Russian).
7. Kolokol'nikova Z. U., Lobanova O. B., Sokolova E. V. Iz istorii sotsial'nogo vospitaniya v Rossii pervoy chetverti XX veka [From the history of social education in Russia in the first quarter of the twentieth century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 87-91 (in Russian).
Lobanova O. B.
Lesosobirsk Teacher Training Institute - Branch of Siberian Federal University.
Ul. Pobedy, 42, Lesosibirsk, Krasnoyarsk territory, Russia, 662544.
E-mail: [email protected]
Kolokolnikova Z. U.
Lesosobirsk Teacher Training Institute - Branch of Siberian Federal University.
Ul. Pobedy, 42, Lesosibirsk, Krasnoyarsk territory, Russia, 662544.
E-mail: [email protected]