Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 10 (432). Филологические науки. Вып. 118. С. 172 —176.
УДК 808.41 DOI 10.24411/1994-2796-2019-11024
ББК 76.01
ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
А. В. Таскаева
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского, Челябинск, Россия Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Статья посвящена исследованию специфики универсального концепта «патриотизм» в современной российской информационной среде. Патриотизм является концептуальной идеологемой, значимость которой актуализована на современной стадии развития общества. Кроме того, в исследуемых текстах зафиксированы новые идеологические конструкты, которые появились как результат систематической и целенаправленной политики органов государственной власти и гражданского общества по воспитанию патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, идеологема, патриотическое воспитание, государственная программа, герой, историческая память.
Статья посвящена исследованию специфики универсального концепта «патриотизм», находящей отражение в современной российской информационной среде. Актуальность исследования обусловлена тем, что патриотизм в настоящий момент является важнейшим фактором становления и развития личности, формирования у разных поколений чувства сопричастности и уважения к общему историческому прошлому и ответственности за общее «настоящее», консолидации российского общества.
По мнению С. В. Герасимовой, истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств человека. «Патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах большой и малой Родины, осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества), проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, за символы государства и свой народ. Помимо этого, патриотизмом следует считать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т. п.» [2. С. 77].
Идея патриотизма в русской лингвокультуре исследуется С. Г. Воркачевым. Монография и ряд статей С. Г. Воркачева посвящены изучению представлений о любви к родине в русском языковом сознании на материале этических, художественных и массмедийных текстов, лексикографии, паремио-логии, поэзии и в ответах респондентов (Волгоград, 2008) [1]. Идея патриотизма в американской лингвокультуре исследуется Е. В. Ноженко, диссертация которой посвящена изучению вербализации стереотипов-концептов «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность», репрезентирующих ряд доминантных черт в структуре американского национального характера (Кемерово, 2008) [8]. Изучению феномена патриотизма в лингвокуль-турологическом аспекте также посвящены работы Е. Г. Малышевой, которая изучает феномен патриотизма на материале русского спортивного дискурса [7], Е. В. Декленко об особенностях патриотического дискурса как важной составной части национального и политического дискурсов [3], И. А. Юрьевой о значимости концепта «патриотизм» в русской национальной картине мира [9], А. А. Лебедева и Л. А. Кохановой об этимологии и семантической наполненности понятия «патриотизм» в России и в европейских странах [6] и других лингвистов.
Патриотизм неразрывно связан с проблемой героического воспитания. Образ героя — базовый концепт любой лингвокультуры, обладающий национальной специфичностью и отмеченный идеологичностью, отражение коллективной самоидентификации народа, олицетворение и транслятор национальных ценностей.
Настоящее исследование специфики универсального концепта «патриотизм» на современном этапе выполнено на материале статей Интернет-портала iz.ru, который является информационным порталом газеты Известия, Ren TV и 5 канала. Выбор обусловлен богатой историей и широкой популярностью газеты «Известия» среди российских читателей, что подтверждается данными ресурса «Медиалогия» о лидирующих позициях издания среди самых цитируемых газет России [https://www.mlg.ru/ratings/]. Анализу подвергались статьи, в которых затрагивается тема патриотизма за временной период — 2019 год.
Анализ материалов информационного портала «Известия» выявил следующие тенденции:
1. Большинство статей посвящено описанию мероприятий либо номинальному перечислению мер, которые проводятся по всей стране в рамках патриотического воспитания молодежи и повышению уровня патриотизма среди граждан РФ.
2. Особо подчеркиваются задачи, которые стоят перед государством для достижения цели, сформулированной в государственной программе патриотического воспитания граждан РФ.
3. Представлены, но незначительно, материалы, в которых рассказывается о проявлениях чувства патриотизма среди российских граждан стихийного, спонтанного характера.
Итак, в анализируемых статьях перечислены мероприятия / меры по развитию патриотизма среди граждан РФ, среди которых:
— Введение почетных званий для муниципалитетов (в Приморском крае).
— Открытие военно-патриотического лагеря «Бородино» (под Москвой).
— Проект «Уроки памяти» (В Порховской школе-интернате).
— Военно-патриотическое движение, созданное по инициативе Сергея Шойгу, объединяющее в себе множество проектов, например, классы Юнармии (по всей России).
— Акция «Бессмертный полк» (по всей России).
— Военно-патриотический фестиваль «Найди себя», включающий выступления военнослужащих, выставку военной техники (Уссурийск).
— Всероссийская акция «Вахта Памяти», включающая в себя благоустройство воинских захоронений, поисковые экспедиции, организацию выставок, торжественных митингов и патриотических акций.
— Проведение уроков «Живая история» и военно-исторического фестиваля (в Хабаровском крае).
— Торжественное мероприятие, посвященное присвоению 5 классу имени кавалера ордена Мужества Сергея Васильева, который погиб в ходе разведки на Северном Кавказе (в Пскове).
— Патриотический урок в Центральном музее Великой Отечественной войны (в Москве). Событие дало старт проекту «Класс доброты. Герои нашего времени», который ставит целью рассказать о сегодняшних юных героях.
— Деятельность Российского военно-исторического общества (по всей России).
— Акция «Тест по истории Великой Отечественной войны» (по всей России).
— Возведение Музея обороны Севастополя 1941—1942 годов (в Севастополе).
— Передвижная военно-патриотическая акция «Сирийский перелом» (поезд состоит из 20 вагонов, на которых представлено свыше 500 образцов артиллерийского вооружения, бронеавтомобилей, трофейной бронетанковой и инженерной техники и др.).
— Составление фильмотеки российского кинематографа для военнослужащих армии и флота (по всей России).
— Гражданско-патриотический фестиваль «Хабаровск — город героев (в Хабаровске).
— Тематический парк «Патриот» (в Туле).
— Социальный проект «Я — патриот» (в Рязани) и многие другие мероприятия [по материалам https://iz.ru/].
Кроме того, в ходе анализа материала были отобраны формулировки задач для достижения поставленной государством цели, состоящей в укреплении и развитии системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
1. способствовать развитию патриотизма, уважения к мужеству предыдущих поколений;
2. способствовать формированию духовных ценностей;
3. всесторонне совершенствовать личности детей и подростков;
4. повышать в обществе престиж военной службы;
5. приумножать патриотические традиции и готовность молодежи к выполнению гражданского долга;
6. воспитывать истинный патриотизм не на заграничных проектах, а у нас в стране; вести работу в каждом регионе, городе, на селе;
7. доносить историческую правду до людей, сохранять память о подвигах предков, ведь герои живы, пока их помнят потомки;
8. сделать всё, чтобы сегодняшние дети, подростки и молодые люди гордились тем, что они наследники победителей, знали героев своей страны и понимали, что это часть нашей собственной жизни [по материалам https://iz.ru/].
Среди проявлений патриотизма по принципу «изнутри» или «снизу вверх», о которых упоминается в анализируемых статьях, можно выделить материал о том, что в республике Якутия появляются новые крестьянские хозяйства, возглавляемые молодыми людьми, что является примером настоящего патриотизма и трудолюбия для молодежи. Выделяется материал о том, что «Хор Турецкого» проводит большой международный гастрольный тур через Европу в Китай под названием «Песни Победы», который очевидно носит патриотический и просветительский характер. Упоминается Алексей Булдаков, всенародно любимый артист, в образе которого олицетворяются черты русского национального характера и для многих являющийся примером настоящего мужества и патриотизма. Уделяется внимание инициативе известного байкера Александра Залдостанова, который участвует в патриотическом воспитании подростков. В ряде статей рассказывается о фильмах патриотической направленности («Балканский рубеж», «Т-34»). Картина «Т-34» говорит об общей победе всех советских народов над фашизмом, о священной исторической памяти, национальной гордости и патриотизме.
Полученные результаты привели нас к выводу о том, что понятие «патриотизм» в настоящий момент приобретает статус идеологемы. Идеологема рассматривается учеными как лингвокогнитивный и когнитивно-стилистический феномен, как единица языковой картины мира и единица идеологической системы. Вслед за Е. Г. Малышевой, мы понимаем идеологему как «единицу когнитивного уровня — особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [7. С. 35]. «Идеологемы создают коллективную консолидированную мировоззренческую модель общества. Идеологемы выполняют важнейшие социальные функции: они создают общее идеологическое пространство, которое в конечном счете и формирует социальную идентичность» [5. С. 57]. Так, идеологема «патриотизм» является базовым
компонентом в формировании национальной идентичности русского человека, скрепляющей идеей, консолидирующей общество.
Идеологему «патриотизм» можно отнести к ряду концептуальных идеологем (согласно классификации Н. И. Клушиной), которые отражают установки и ориентиры общества независимо от периодов социального развития [5]. Согласно классификации С. А. Журавлева, на основе совокупности разнообразных историко-функциональных признаков идеологем, патриотизм можно отнести к идеологемам общим, то есть «таким единицам, значимость которых является универсальной, их внешнее и внутреннее содержание будет ценностно актуализовано на любой стадии социально-политического развития общества. Изучение этих идео-логемных констант представляет особый интерес, поскольку на каждом историческом этапе данным единицам будут свойственны свои специфические семантико-когнитивные трансформации — естественное следствие динамики общественного сознания» [4. С. 10—11].
Нами отмечено, что в контексте современного массмедийного дискурса идеологема «патриотизм» приобретает положительный оценочный модус. Патриотизм провозглашен Президентом «важнейшей частью общенациональной культуры, стержнем нашей генетической памяти» [https://iz.ru/808647/egor-sozaev-gurev/chuvstvo-patriotizma-sterzhen-nashei-geneticheskoi-pamiati]. Ранее, В. В. Путин назвал патриотизм национальной идеей (2016 г.). Идеологема «патриотизм» обладает повышенной аксиологичностью, устойчивостью, национальной специфичностью, разнообразием способов репрезентации.
Кроме того, в ходе анализа, наряду с уже устоявшимися идеологическими конструктами, которые составляют основу нашего понимания идеи патриотизма, такими как: воинская доблесть, герой, героизм, мужество, духовные ценности, военный парад, Великая Победа, День Победы, 9 мая, подвиг народа, бессмертный подвиг, подвиг советских солдат, военная мощь, военные песни, Красная армия, гражданский долг, гимн России, Катюша, зафиксированы в исследуемых текстах и относительно новые идеологические конструкты. Они появились как результат систематической и целенаправленной политики органов государственной власти и ее институтов, а также гражданского общества по воспитанию патриотизма, среди них:
— конструкты, обозначающие общественные институты: военно-патриотический лагерь, воен-
но-патриотический клуб, военно-историческая / патриотическая организация, поисковый отряд, классы «Юнармии», тематический парк;
— конструкты, обозначающие комплекс мероприятий /мер патриотической направленности: военно-патриотическое движение, военно-патриотический фестиваль, военно-патриотический досуг, шествие Бессмертного полка, всероссийская акция, патриотическая / военно-патриотическая акция, патриотический проект, поисковые экспедиции, поисковые движения, поисковые разведки, военно-патриотическое воспитание, уроки патриотизма, воспитание патриотизма;
— конструкты-посылы: ты-опорародины, семьи, социума, ты можешь многое; благодарность предкам за защиту своей родины и выживания нации; благодарность предкам, сохранение исторической памяти, историческая правда.
Один из главных посылов сформулировал Президент РФ, по словам которого, сегодня святой долг всех россиян — защитить подлинных героев прошедшей войны: «Память о Великой Отечественной войне, о ее правде — это наша совесть и наша ответственность. Сегодня мы видим, как в ряде государств осознанно искажают события войны, как возводят в кумиры тех, кто, забыв про
честь и человеческое достоинство, прислуживал нацистам, бесстыдно врут своим детям, предают своих предков» [https://iz.ru/876642/egor-sozaev-gurev-aleksei-kazachenko-sergei-izotov-roman-kretcul/ pobeda-byla-i-ostaetsia-odnoi-na-vsekh].
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Патриотизм является концептуальной идео-логемой, значимость которой актуализована на современной стадии развития российского общества.
2. Сущность патриотизма не сводится к любви к родине, отечеству, отчизне (лексемы «патриотической триады», которые образуют ядро идеи патриотизма по С. Г. Воркачеву), начинает восприниматься не как чувство, либо идея, а представляется в информационном пространстве как комплекс мер по воспитанию активной молодежи с высокой гражданской ответственностью, почитающей героев.
3. В условиях повсеместного переписывания истории и намеренного искажения информации о победе СССР во Второй мировой войне особый упор делается на сохранении исторической памяти.
4. Как результат государственной политики в языке появляются новые конструкты идеологической направленности.
Список литературы
1. Воркачев, С. Г. Идея патриотизма в русской лингвокультуре: монография / С. Г Воркачев. — Волгоград: Парадигма, 2008. — 199 с.
2. Герасимова, С. В. Роль современной исторической литературы в патриотической воспитании студентов ПГГПУ (на примере периодических изданий) / С. В. Герасимова // Библиотеки вузов Урала. — 2013. — № 12. — С. 76—82.
3. Декленко, Е. В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Е. В. Декленко. — Челябинск, 2004—24 с.
4. Журавлев, С. А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. фил. наук / С. А. Журавлев. — Казань, 2004. — 23 с.
5. Клушина, Н. И. Теория идеологем / Н. И. Клушина // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4 (50). — С. 54—58.
6. Лебедев, А. А. Понятие «патриотизм» в современном прочтении: этимология и семантика / А. А. Лебедев, Л. А. Коханова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». — 2015. — Т. 12, № 1. — С. 29—34.
7. Малышева, Е. Г. Лингвокультурная идея «патриотизм» сквозь призму русского спортивного дискурса / Е. Г. Малышева // Политическая лингвистика. — Екатеринбург, 2015. — № 4 (54). — С. 40—45.
8. Ноженко, Е. В. Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» американской лингвокультуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] /Е. В. Ноженко — Кемерово, 2008—23 с.
9. Юрьева, И. А. Концепт патриотизм как базовый компонент концептосферы Россия / И. А. Юрьева // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2015. — С. 222—23.
10. Известия. — URL: https://iz.ru/
Сведения об авторе
Таскаева Анна Вячеславовна — кандидат филологических наук, зав. кафедрой иностранных языков Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинского государственного университета. taskaeva_anna@bk.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 10 (432). Philology Sciences. Iss. 118. Pp. 172—176.
PATRIOTISM IN THE MODERN RUSSIAN MEDIA DISCOURSE
A.V. Taskaeva
South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia) Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia). taskaeva_anna@bk.ru
The article is devoted to the study of the universal concept "patriotism" in the modern Russian media discourse. The study is based on articles from the Internet site https://iz.ru/ due to its rich history and wide popularity among Russian users. As a result, it was found out that patriotism is a conceptual ideologeme, actualized at the modern stage of development. The concept "patriotism" begins to be perceived not as a feeling or an idea, but appears as set of measures of upbringing younger generation to be civilly liable and respect and glorify heroes. In the context of widespread rewriting of history and misrepresentation of information about the victory of the USSR in World War II, special emphasis is placed on the preservation of historical memory. Furthermore, new ideological constructs has appeared as a result of a systematic policy of public authorities and civil society on the upbringing of patriotism.
Key words: patriotism, ideologeme, patriotic education, state program, hero.
References
1. Vorkachev S.G. Ideyapatriotizma v russkoy lingvokul'ture: monografiya [The idea of patriotism in Russian linguistic culture: monograph]. Volgograd, 2008. (in Russ.)
2. Gerasimova S.V. Rol' sovremennoy istoricheskoy literatury v patrioticheskom vospitanii studentov PG-GPU (na primere periodicheskikh izdaniy) [The role of modern historical literature in the patriotic education of students of Perm State Humanitarian Pedagogical University (PSHPU) (exemplified by periodicals)]. Biblioteki vuzov Urala [Libraries of universities of the Urals], 2013, no. 12, pp. 76-82. (in Russ.)
3. Deklenko Ye.V. Lingvokul 'turologicheskiy aspektpatrioticheskogo diskursa [Linguocultural aspect of the patriotic discourse]. Chelyabinsk, 2004. (in Russ.)
4. Zhuravlev S.A. Ideologemy i ikh aktualizatsiya v russkom leksikograficheskom diskurse [Ideologemes and their actualization in the Russian lexicographic discourse]. Kazan', 2004. (in Russ.)
5. Klushina N.I. Teoriya ideologem [Theory of Ideologem]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics], 2014, no. 4 (50), pp. 54-58. (in Russ.)
6. Lebedev A.A. Ponyatiye «patriotizm» v sovremennom prochtenii: etimologiya i semantika [The concept "patriotism" in the modern sense: etymology and semantics]. Vestnik YUUrGU. Seriya «Lingvistika» [Bulletin of SUSU. Series "Linguistics"], 2015, no. 1 (12), pp. 29-34. (in Russ.)
7. Malysheva Ye.G. Lingvokul'turnaya ideya «patriotizm» skvoz' prizmu russkogo sportivnogo diskursa [Linguocultural idea "patriotism" through the prism of Russian sports discourse]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics], Yekaterinburg, 2015, no. 4 (54), pp. 40-45. (in Russ.)
8. Nozhenko Ye.V. Etnokul'turnaya spetsifika stereotipov-kontseptov natsional'nogo kharaktera: «uveren-nost' v sebe», «patriotizm», «uspeshnost'» amerikanskoy lingvokul'tury [Ethnocultural specificity of stereotypes-concepts of national character: "self-confidence", "patriotism", "success" of American linguistic culture]. Kemerovo, 2008. (in Russ.)
9. Yur'yeva I.A. Kontsept patriotizm kak bazovyy komponent kontseptosfery Rossiya [The concept of patriotism as a basic component of the conceptosphere Russia]. Nauchnyye issledovaniya: ot teorii kpraktike: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific research: from theory to practice: materials of the II International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, 2015, pp. 222-22(in Russ.)
10. https://iz.ru/