ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.035.6
ББК Ч400.522 ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.05
Багрецов Дмтитрий Николаевич,
кандидат филологических наук, Уральский государственный аграрный университет; 620075, г. Екатеринбург,
ул. К. Либкнехта, 42; e-mail: agro-ural@mail.ru.
Ширшов Владимир Дмитриевич,
доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620017,
г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: shvd66@mail.ru.
ПАТРИОТИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм, воспитание, Родина, Россия, молодежь, традиционные ценности.
АННОТАЦИЯ. Феномен патриотизма в культурно-педагогическом аспекте, несмотря на актуальность этого явления, остается недостаточно изученным. Традиционное понятие «патриотизм» не полностью отражает особенности современной информационной цивилизации, так как понятие «Родина» заключает в себе более широкий смысл, чем место рождения или жительства, и опирается на идею единства и сплоченности российской нации. Современными негативными факторами для формирования патриотизма в России являются идеи либерализма, глобализма и экстремизма. В деятельности этих направлений сложилась система враждебных нападений, когда любой факт жизни освещается, комментируется во вред основам государственной власти в России. В настоящее время усложняется проблема поиска некоего общего начала для патриотического воспитания в российском обществе. Мы считаем, что таким объединяющим началом должны стать: традиционные ценности патриотизма россиян, межкультурная компетентность, свобода, безопасность личности, общества и государства, право выбора и толерантность. Объединение этих ценностей, по нашему мнению, и будет основой современного патриотизма. При этом формирование патриотизма у молодых людей необходимо строить на идее защиты национальных, государственных и личных интересов. Анализируя общий подход к формированию патриотизма, мы определяем свое видение эффективности этого воспитания по косвенным признакам: по содержанию суждений представителей молодежи на общественно-политические и патриотические темы; по динамике добровольного участия молодых людей в патриотической деятельности; по участию молодежи в общественных организациях, в волонтерском движении; по доминирующему типу самоидентификации. Включенность молодежи в активную социально значимую деятельность повышает уровень воспитания патриотизма.
Bagretsov Dmtitriy Nikolaevich,
Candidate of Philology, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia. Shirshov Vladimir Dmitrievich,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PATRIOTISM: MODERN CHALLENGES AND PROSPECTS
KEYWORDS: patriotism, education, birthplace, Russia, youth, traditional values.
ABSTRACT. The phenomenon of patriotism, in spite of its urgency, has not been studied well enough from the cultural-pedagogical point of view. The traditional notion of "patriotism" does not fully reflect the features of the modern information civilization because the concept of "motherland" is broader meaning than a birthplace or a place of residence and relies on the idea of unity of the Russian nation. The ideas of liberalism, globalism and extremism are negative factors for the formation of patriotism in Russia. These trends have developed a system of hostile attacks, when any fact of life in Russia is highlighted and commented on to the detriment of the foundations of state power in Russia. At present, the problem of finding a common idea for patriotic education in the Russian society is not an easy task to solve. We believe that this uniting principle should comprise the following: the traditional values of patriotism of the Russians, intercultural competence, freedom, personal, social and state security, the right of choice and tolerance. The unity of these values may become the basis of a new type of patriotism. And the formation of patriotism in young people must be built on the idea of protecting national, public and personal interests. Analyzing the general approach to the formation of patriotism, the authors define their vision of education based on indirect properties: on the content of judgments of young people about socio-political and patriotic issues; on the dynamics of voluntary participation of young people in patriotic activities; on youth participation in social organizations, in volunteer movement; and on the predominant type of self-identification. The involvement of youth in active socially meaningful activities increases the level of education of patriotism.
Фп
еномен патриотизма в культурно- тие «патриотизм» не полностью отражает
'педагогическом аспекте, несмотря особенности современной информационной
на актуальность этого явления, остается не- цивилизации. Проблемы формирования
достаточно изученным. Традиционное поня- патриотизма у россиян отражены в програм-
© Багрецов Д. Н., Ширшов В. Д., 2016
ме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (30 декабря 2015 г.), в стратегиях патриотического воспитания в различных регионах России, в документах ФГОС ООО, в Концепции духовного и нравственного развития гражданина России. В этих документах подчеркивается необходимость поиска новых и модернизации имеющихся форм патриотического воспитания молодого поколения, активного их внедрения в систему работы различных образовательных учреждений.
3 февраля 2016 г. в Клубе лидеров в Но-во-Огареве Президент РФ В. В. Путин сказал: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо».
Мы в основном согласны с такой постановкой проблемы, однако понятие «патриотизм» необходимо привести в соответствие с современными внутренними и внешними факторами, так как в понятие «Родина» входит более широкий смысл, чем место рождения или жительства, опирающийся на идею единства и сплоченности российской нации. Опыт патриотического воспитания царской России, построенный на принципах «Православие, Самодержавие, Народность» не соответствует нашему времени. Опыт патриотического воспитания в советский период требует осмысления и модернизации в новых условиях. Кроме того, появились негативные внутренние и внешние вызовы для патриотического воспитания населения России. Необходимо заметить, что положительная тенденция патриотического воспитания молодежи в настоящее время носит пока неустойчивый характер, поэтому необходимо исследовать причины такого явления и делать соответствующие выводы. Мы придерживаемся положения о том, что патриотизм имеет латентное состояние в мирной жизни и обостряется при активном противоборстве экономических, политических и социальных сил и при военных столкновениях. Можно сделать вывод: чем острее такое противоборство, тем сплоченнее становится общество внутри себя и тем выше у него шанс выжить, а формирование патриотизма у населения и особенно молодежи является мощным фактором выживания России.
В настоящее время необходим учет негативных внутрироссийских и международных факторов, влияющих на формирование патриотизма в России. К таким факторам можно отнести то, что в 1980-1990-х гг. наша страна частично теряет дипломатический, военный, экономический и финансовый суверенитеты. В результате эффективность патриотического воспитания значительно снижается.
В настоящее время идет активное восстановление дипломатического и военного суверенитета, но экономический и финансовый суверенитеты остаются в сложном положении ввиду падения цен на нефть и сокращения промышленного производства, введения санкций со стороны ведущих западноевропейских и американских «партнеров». Нападения на Россию становятся все более изощренными, острыми и многоаспектными, начиная от критики конкретной демократической ситуации и кончая специально сфабрикованными запретами, например, употребления нашими спортсменами мельдониума.
На этой основе современными негативными факторами для формирования патриотизма в России являются идеи либерализма, глобализма и экстремизма. В деятельности этих направлений сложилась система враждебных нападений, когда любой факт жизни освещается, комментируется во вред основам государственной власти в России. Лукаво борясь за ценности демократии, эти течения явно ставят перед собой задачу: «Сломай систему!» - и «Ищем выход» для изменения государственного строя России [5; 7; 8].
В ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится о том, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Главными ценностями либерализма (от лат. НЬегаШ - «свободный») провозглашаются незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, свобода публично высказываться, выбора религии, голосовать за своих представителей на честных и свободных выборах, равенство всех граждан перед законом. И тут возникает противоречие между провозглашенными свободами и путями их толкования и реализации. Дело в том, что все явления и процессы имеют как высшую, так и низшую стадию своего развития, и доминирование в деятельности российских либералов только негативных сторон жизни государства нарушает педагогический принцип воспитания на положительном примере. Мы считаем, что любая критика должна быть конструктивной.
Либералы провозглашают свободу критики и захлебываются ненавистью к истории, традициям российского общества, открыто пропагандируют снижение роли государства через безбрежную демократию и проявления
толерантности, чтобы унизить достоинства России, подложить ее под западные образцы. Мы считаем, что имеются границы толерантности. Терпимость возможна, если нет опасности обществу и государству, спокойствию народа - «всеобщей безопасности». Правитель не должен терпеть ни под каким видом мнения и действия, которые... грозят человеческому обществу полным разрушением, - указывал английский философ и педагог Дж. Локк [6, с. 80]. При этом нельзя абсолютизировать влияние толерантности на формирование патриотизма, так как этот механизм отучит нас защищаться.
Сейчас либералом в России называют всякого человека, который не согласен с руководством страны хотя бы по какому-нибудь пункту. Чем больше негатива о России выказывают либералы, тем они больше позиционируют себя патриотами, а на деле активно проводят политику антипатриотизма.
Опасными для патриотизма в России является деятельность различных некоммерческих организаций, которые вмешиваются во внутриполитические процессы России и ведут антироссийскую политическую деятельность. И хотя идеи либерализма крайне непопулярны в России, они захватывают часть молодежи и активного населения, создают опасность для формирования патриотизма россиян.
Вторым негативным фактором формирования патриотизма у российского народа является глобализм. Глобализм, используя информационную революцию, оказывает значительное влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения, предполагает процесс всемирной культурной интеграции и унификации, а также сближение и слияние культур разных стран под доминирующем влиянии американской культуры. Решающую роль в политике глобализма играют США и Великобритания, которые претендуют на гегемонию в Европе и в мире. Средствами глобальных идей они на протяжении двух веков вели и ведут геополитическую борьбу с Россией, пытаясь подчинить себе российскую элиту, ослабить или развалить страну.
Россия активно включилась в общемировое антиглобалистское движение, решает проблему сотрудничества с союзниками, стремится к мирному сохранению своего государственного суверенитета. У России есть свои жизненные интересы и геополитическое пространство их реализации. Чтобы сделать это, она решает сложные задачи анализа особенностей естественных процессов современного всемирно-исторического развития и разрабатывает на его основе
системную национальную концепцию неопатриотизма. Кроме того, Россия должна иметь определенную антиглобалистскую, исходящую из общенациональной безопасности, доктрину [13].
Негативным фактором для эффективного развития Российской Федерации и формирования патриотизма населения является экстремизм. Слово «экстремизм» происходит от латинского ех^ешиБ - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В различных документах приводятся научные определения понятия «экстремизм». Так, в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. дается такое определение: «Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон».
В научных трудах анализируются следующие виды экстремизма: экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный, молодежный. Все эти виды экстремизма создают угрозу существованию государства, обществу и отдельным гражданам, реализуют предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных сил, систем образования и здравоохранения в стране. «Ненасильственное» разложение общества, государства и людей составляет в настоящее время стратегию экстремистской деятельности. Главный принцип этого экстремизма - разложить страны, которые не угодны США и, если не победить, то расколоть на мелкие части, которыми легко управлять.
Противодействие, профилактика экстремистской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами самоуправления в пределах своей компетенции по следующим направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц;
- международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом.
Задачи патриотизма в профилактике экстремизма у молодежи: создание условий для снижения агрессивности, напряженности в среде молодежи; воспитание успешной, эффективной, патриотичной, социально ответственной личности; повышение жизненных шансов молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации; развитие конструктивной социальной активности молодежи; развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп патриотической направленности, создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи [19, а 209].
Многостороннее, тщательно выверенное негативное воздействие либеральных, глобалистских и экстремистских идей и действий раскачивает государство и общество, всячески тормозит развитие патриотизма у населения России. В этом плане необходима доказательная критика антипатриотических настроений и высказываний со стороны необъективных, а то и враждебных граждан.
В связи со сказанным в настоящее время усложняется проблема поиска некоего общего начала для патриотического воспитания в российском обществе. Мы считаем, что таким объединяющим началом должны стать: традиционные ценности патриотизма россиян, межкультурная компетентность, свобода, безопасность личности, общества и государства, право выбора каждого гражданина. Объединение этих ценностей, по нашему мнению, и будет основой патриотизма нового типа. При этом формирование этого патриотизма у молодых людей необходимо строить на идее защиты национальных, государственных и личных интересов. И делать это вовсе не обязательно только военными средствами. Функция защиты справедливо ставится на первое место, так как патриотизм - это не только любовь к своему Отечеству, но и обязанность его защищать. Вторая функция - стабилизирующая, которая придает прочность и устойчивость общенациональной системе. Третья - регулирующая функция, которая определяет адекватный характер реакции на внутренние и внешние воздействия, политические, экономические и другие санкции.
Формирование патриотизма предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания обеспечить ре-
шение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России [1, с. 351].
Важнейшим организационно-педагогическим подходам в формировании патриотизма является система ценностей. Поэтому мы предлагаем опираться на аксиологический (ценностной) подход к патриотическому воспитанию, который зиждется на совокупности идей, идеалов, представлений о добре и зле, смысле жизни, свободе и справедливости. Мы считаем, что ценности составляют ядро патриотического воспитания. Разработка ценностно-оценочных основ этого воспитания дает возможность по-новому взглянуть на процесс образования подрастающего поколения.
В научной литературе есть несколько подходов к характеристике ценностей: ценность жизни, ценность существования и эс-сенциальная ценность - поступательного развития и творчества личности и общества [18, с. 9].
Ценность жизни, или витальная ценность, - это главное, без чего нет смысла говорить о патриотическом воспитании человека. «Тяга к жизни присуща любому живому существу, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что он думает по этому поводу» [15, с. 32].
В. А. Сластенин в своих исследованиях большое значение придает гуманности как совокупности нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности [10].
Жизнь и здоровье населения России обеспечивают различные государственные и общественные институты, однако особая роль защиты населения от внешних угроз принадлежит Российской армии и Военно-морскому флоту Российской Федерации.
Среди основных характеристик современного военного противостояния целесообразно выделить превалирование в сознании россиян наличия образа реального противника. В настоящее время милитаризм как средство сохранения суверенитета России утрачивает свой первоначальный смысл. Оружие становится настолько опасным и дорогим, что само обладание им делает государство непобедимым. Однако США провозглашают себя хранителями мира, а на самом деле превратились в настоящего агрессора во многих странах, в которых они развязали вооруженные конфликты. Политики США перешли ту тонкую грань, что отделяет защитников от бессовестных разжигателей войн. Получается, что милитаризм, во-первых, - вещь очень
опасная, во-вторых, в современном мире без него никак не обойтись, так как страна со слабыми вооруженными силами запросто может стать жертвой более сильного и лучше вооруженного противника [16].
Страны «зрелой демократии», которые нередко объявляют себя приверженцами миролюбия и неагрессивности, готовы использовать наличествующие сильные армии для агрессивных войн. Вице-президент Академии военных наук В. Слипченко доказал, что именно на западные демократии приходится подавляющее большинство агрессивных войн в XX в.: более 95% [11].
В ряде педагогических исследований называются следующие виды воспитания: патриотическое, военно-патриотическое и гражданско-патриотическое. Каждый вид воспитания должен обогащаться характеристикой типовых мероприятий. Анализ этих мероприятий показал, что традиционные месячники защитника Отечества, Дня Победы во Второй мировой войне недостаточно эффективны для патриотического воспитания граждан России.
В настоящее время проявляется прогрессирующая тенденция к снижению уровня здоровья подрастающего поколения россиян. Согласно статистике лишь менее 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15-17-ти лет, прошедших медицинские осмотры, у 94,5% были обнаружены различные заболевания [12]. Исходя из этой статистики можно заключить, что резкое сокращение здорового подрастающего поколения представляет угрозу для безопасности общества и государства.
Высшим проявлением патриотизма в России в силу ее исторической специфики, геополитического положения всегда считалась воинская служба. В. С. Соловьев писал: «Издревле всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди... это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах...» [13, с. 249].
Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем сердце. «Найти Родину, - пишет И. Ильин, - значит реально испытать соприкосновение с ней как важнейшим предметом, прожив своего рода духовное обращение» [4, с. 334]. Обретение Родины должно быть пережито каждым самостоятельно. Никто не может предписать другому любить Родину. Поэтому родители, педагоги, воспитатели должны способствовать пробуждению этого чувства у детей.
Следующая важнейшая составляющая
патриотического воспитания - гражданственность. Быть гражданином - значит соизмерять свои интересы с интересами государства. История доказывает, что без воспитания истинных граждан государство подвергает себя смертельной опасности разрушения и распада.
Ценность существования или экзистенциальная ценность - наличие гарантий существования. В ст. 7 Конституции РФ записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В разговоре с предпринимателями Президент России В. В. Путин уточнил, что все заинтересованы в том, чтобы страна становилась сильнее, «потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее, это и есть национальная идея» [20].
В плане формирования экзистенциальных ценностей при патриотическом воспитании возникает необходимость в изменении (повороте) от господствующих материальных ценностей к глобальным духовно-нравственным, патриотическим ценностям. Наше исследование показало, что у части молодежи деформировано понимание глубинных человеческих ценностей. На наш вопрос: «Что является для молодежи самым важным в жизни?» 17-летние юноши и девушки ответили: деньги - 32,7%; деловая карьера и образование - 20%; получить от жизни больше удовольствия - 18,7%; любовь - 5,1%; действия ради будущего России - 4,4%; идеалы и вера - 2,7%. Как видим, у молодежи преобладают материальные потребности и слабо проявляются патриотическое сознание и патриотические чувства.
Экзистенциальная ценность в рамках патриотизма предполагает поступательное развитие и творчество личности и общества. Патриотизм при этом должен сочетать национальные духовно-нравственные ценности с достижениями современной цивилизации. Он должен определять высшие цели процветания Родины, объединять людей вокруг единой государственной идеи, быть опорой в патриотическом воспитании молодежи, органически связывать великие традиции россиян и задачи поступательного развития России. С точки зрения К. Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работниках. В этом плане духовные потребности имеют все признаки творчества и не имеют пределов в своем развитии.
Мы считаем, что формирование патриотизма у подрастающих поколений
должно возглавить государство. Еще Платон в своем труде «Государство» главную цель государства видел в воспитании юношества и в приближении к идее блага. Из этих положений нужно сделать вывод, что нельзя доверять воспитание юношества различным политическим партиям, общественным организациям непатриотического направления.
Формирование патриотического сознания и чувств у личности состоит из следующих этапов:
1) формирование теоретических представлений о современном патриотизме в виде влияния негативных и позитивных факторов на этот процесс;
2) перевод ценностей патриотизма в структуру личности через самооценку и самокоррекцию поведения в соответствии с патриотическими ценностями;
3) включение личности в патриотическую деятельность, имеющую ценностную направленность.
Когда следует начинать патриотическое воспитание у молодежи? Думается, тогда, когда ребенок начинает воспринимать себя личностью, а для этого всем достигшим трехлетнего возраста нужно награждать специальным нагрудным значком с символикой Российской Федерации, который бы носился только по знаменательным датам в истории и жизни России. Нагрудный значок как никакой предмет (почетная грамота, благодарность, свидетельство и т.д.) имеет фасцина-ционное значение, так как сразу привлекает внимание и отражает достоинство человека. Дети воспринимают окружающий мир эмоционально, поэтому им нужно демонстрировать факты, знаменательные события, которые должны вызывать у них восторг, восхищение за родное Отечество.
По мере взросления молодых людей необходимо включать в детско-юношеские организации наподобие скаутского и пионерского движений, общественных детско-юношеских объединений разного направления. В этом возрасте необходимо знакомить детей и подростков с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим потенциалом родных мест.
За основу формирования патриотизма мы берем идею создания интерактивной образовательной среды на принципах непрерывности, оперативности, активности, заинтересованности и добровольности. Особый упор необходимо делать на работу в первичном коллективе: класс, студенческая группа, производственная бригада, военное подразделение. В этих первичных коллективах люди являются одновременно участниками, организаторами, пропагандистами патриоти-
ческого воспитания, что создает у них систему ценностных ориентаций, мотивированность на патриотическое воспитание.
Существенным недостатком в патриотическом воспитании учащихся мы считаем слабую пропаганду, недостаточное объяснение смыслов, заложенных в государственных символах: Герба, Флага, Гимна. Эти государственные символы должны сопровождать всю воспитательную работу, быть отраженными в наглядной агитации, в тетрадях и учебниках. Настала пора для того чтобы в образовательных организациях начать принимать зачеты у учащихся по знанию и исполнению Гимна не только по праздничным дням, но и при значимых событиях, при начале и конце учебных периодов в школе и вузе.
Парадоксальный факт: большинство граждан не имеет представление о содержании Конституции Российской Федерации. Наш опыт показывает, что в 1950-х гг. старшеклассники изучали и сдавали экзамен по знанию Конституции. Думается, что эту традицию нужно восстановить и в наше время.
В психолого-педагогической литературе раскрываются методы и формы формирования патриотизма применительно к конкретным учебным предметам: литература, история, обществоведение, безопасность жизнедеятельности, физическое воспитание и т.д.
Так, при организации занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ставится цель - формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности предполагает овладение основами безопасности личности, общества и государства, что обеспечивается формированием у обучаемых комплекса безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях, подготовкой граждан к защите Отечества[19]. Предполагается, что воспитанные на идеях патриотизма при преодолении трудностей учебы, сдачи норм ГТО, чрезвычайных ситуаций дисциплинированные молодые люди способны стимулировать гражданскую активность молодежи и общества в целом.
Ретроспективный анализ патриотического воспитания показал необходимость создания системы учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза по этому направлению (студенческих и молодежных патриотических клубов, центров, кружков; поисковых и волонтерских отрядов; музейных групп; летних оборонно-спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.) [9, а 15].
Затрудняет формирование патриотизма у подрастающего поколения недостаточное внимание к физическому воспитанию. Ис-
следования отношений учащихся к физ-культурно-спортивной деятельности показали следующие результаты: у 74% школьников не сформирована потребность в занятиях физической культурой; а у 12% школьников нет уверенности в необходимости этих занятий; 86% не осознают важности физической культуры для реализации дальнейших жизненных планов [16, с. 3]. Далеко не все проблемы решены по внедрению организации и нормативов ГТО, когда результаты выполнения этих норм в «золотом» эквиваленте оказываются сильно завышенными [16, с. 36].
Анализируя общий подход к формированию патриотизма, мы определяем свое видение эффективности этого воспитания по косвенным признакам: по содержанию их суждений на общественно-политические и патриотические темы; по динамике добровольного участия молодых людей в патриотической деятельности; по участию молодежи в общественных организациях, в волонтерском движении; по доминирующему типу самоидентификации. Включенность молодежи в активную социально значимую деятельность повышает уровень воспитания патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования правствеппо здоровой личности // Молодой ученый. 20l4. да lo. С. 349-352.
2. Зудип А. Ю. Традиционализация и ускорение политических инноваций: к постановке проблемы // Общественные пауки и современность. 2007. N° 4.
3. Ижбулатова Е. Г. Патриотическое воспитание детей и подростков // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL : http://festival.lseptember.ru/articles/6l4047/ (дата обращения l.03.20l6).
4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М., l993.
5. Лиддел-Гардт Б.-Х. Стратегия непрямых действий. М., l957-
6. Локк Дж. Опыт веротерпимости // Локк Дж. Соч. : в 3 т. М. : Мысль, l988. Т. 3.- 668 с.
7. Месспер Е. Всемирная мятежевойна. М. : Вече, 2004.
8. Никонова Ю. Инструментализация военного опыта в СССР в межвоенный период // Человек и война - война как явление культуры / Под ред. И. В. Наресова, О. Ю. Никоновой. М. : АИФО-ХХ, 200l. С. 376-377.
9. Середа В. А. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед.. наук. М., 2007.
10. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М. : Академия, 200l. 408 с.
11. Слипченко В. И. Ядерное оружие - здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002.
12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002.
13. Соловьев В. С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. l989. Ж 3.
14. Староверов В. И. Глобализация, глобализм, антиглобализм и Россия // Системная психология и социология. 20l3. Ж 7.
15. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : РеспубликаД993. 4l6 с.
16. . Черепанов Е. А. Актуализация здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы на основе спортизации физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 20l6.
17. Цыбаков Д. Л. Гражданский милитаризм и его проявления в современном политическом процессе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. Ш i.
18. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание : учебное пособие. Екатеринбург : УрГПУ, 20l3. 222 с.
19. Ширшов В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбург : УрГПУ, 20l6. 332 с.
20. http://informatio.ru/news/society/vladimir_ putin_o_patriotizme/Обращение 3 марта 20l6 г.
LITERATURA
1. Bakhtin Yu. K. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova formirovaniya nravstvenno zdorovoy lichnosti / / Molodoy uchenyy. 20l4. да l0. S. 349-352.
2. Zudin A. Yu. Traditsionalizatsiya i uskorenie politicheskikh innovatsiy: k postanovke problemy // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. Ж 4.
3. Izhbulatova E. G. Patrioticheskoe vospitanie detey i podrostkov // Festival' pedagogicheskikh idey «Otkrytyy urok». URL : http://festival.lseptember.ru/articles/6i4047/ (data obrashcheniya i.03.20l6).
4. Il'in I. A. O soprotivlenii zlu siloyu // Put' k ochevidnosti. M., l993.
5. Liddel-Gardt B.-Kh. Strategiya nepryamykh deystviy. M., l957.
6. Lokk Dzh. Opyt veroterpimosti // Lokk Dzh. Soch. : v 3 t. M. : Mysl', l988. T. 3.- 668 s.
7. Messner E. Vsemirnaya myatezhevoyna. M. : Veche, 2004.
8. Nikonova Yu. Instrumentalizatsiya voennogo opyta v SSSR v mezhvoennyy period // Chelovek i voyna -voyna kak yavlenie kul'tury / Pod red. I. V. Naresova, O. Yu. Nikonovoy. M. : AIFO-KhKh, 200l. S. 376-377.
9. Sereda V. A. Patrioticheskoe vospitanie studentov pedagogicheskikh vuzov vo vneuchebnoy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped.. nauk. M., 2007.
10. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vysshikh ucheb.nykh zavedeniy. M. : Akademiya, 200l. 408 s.
11. Slipchenko V. I. Yadernoe oruzhie - zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoy
shkole. M. : APK i PRO, 2002.
12. Smirnov N. K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoy shkole. M. : APK i PRO, 2002.
13. Solov'ev V. S. Lektsii po istorii filosofii // Voprosy filosofii. 1989. № 3.
14. Staroverov V. I. Globalizatsiya, globalizm, antiglobalizm i Rossiya // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2013. № 7.
15. Fromm E. Psikhoanaliz i etika. M. : Respublika,l993. 416 s.
16. . Cherepanov E. A. Aktualizatsiya zdorov'esberegayushchego prostranstva obshcheobrazovatel'noy shkoly na osnove sportizatsii fizicheskogo vospitaniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tyumen', 2016.
17. Tsybakov D. L. Grazhdanskiy militarizm i ego proyavleniya v sovremennom politicheskom protsesse / / Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 2009. № 1.
18. Shirshov V. D. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie : uchebnoe posobie. Ekaterinburg : Ur-GPU, 2013. 222 s.
19. Shirshov V. D. Psikhologicheskaya gotovnost' k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh. Ekaterinburg : UrGPU, 2016. 332 s.
20. http://informatio.ru/news/society/vladimir_ putin_o_patriotizme/Obrashchenie 3 marta 2016 g.