УДК 140.8
ПАТРИОТИЗМ КАК СОЗИДАЮЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Н.А. Ореховская, А.В. Ореховский
Аннотация. В статье предпринята попытка анализа различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идеи российского общества. Сделан вывод о необходимости противостояния экстремизму через патриотическое воспитание в школах и вузах, которое призвано формировать у молодых людей открытость к другим культурам, способность ценить свободу личности, способность предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами, уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология.
PATRIOTISM AS THE CREATIVE IDEOLOGY OF RUSSIAN SOCIETY
N. Orekhovskaya, A. Orekhovskiy
Abstract. The author makes an attempt to analyze various approaches to the issue of patriotism as to the uniting idea of Russian society. The author mentions the necessity of combatting the extremism through patriotic education in schools and universities, which is destined to develop youngsters' tolerance towards others cultures, the ability to appreciate the individual freedom, respect human dignity and individuality, prevent conflicts or eliminate them in a non-violent way.
Keywords: patriotism, mass consciousness, national idea, ideology.
Настоящий патриотизм <...> не уживается с неприязнью к отдельным народностям Николай Добролюбов
Исторический генезис развития государств показывает, что в период ломки общественно -экономических формаций происходит разрушение старых форм духовного производства; меняются нравственные ориентиры в реформируемом обществе. Но неизменным при этом остается главное: в условиях идеологической, политической и социальной нестабильности, нарастания «внутренних» и «внешних» угроз национальной безопасности государства усиливается активность патриотических настроений, которые могут проявляться и в искаженной форме. Именно патриотические ценности помогают народным массам не растеряться и найти в них «фундамент» гражданской консолидации.
В разные исторические эпохи главы государств в зависимости от поставленных целей использовали патриотические настроения молодежи, наполняя их нужным в конкретном случае идеологическим содержанием [4]. Так, любовь к своей Родине, к народу, к государству можно рассматривать через призму этнических, классовых, гражданских или общегосударственных позиций. Таким образом, следует отметить то, что патриотизм может быть средством манипуляции массовым сознанием как со
стороны государственного чиновничества, так и со стороны национальных, религиозных, региональных или политических элит. Поэтому в современной общественно-политической жизни патриотизм - одно из самых многогранных понятий. Так что же понимается под патриотизмом?
Если рассматривать идеологическое содержания патриотизма, то оно будет включает государственный патриотизм и гражданский патриотизм.
Государственный патриотизм при идеологическом подходе к патриотическим ценностям рассматривается как стержень, необходимое условие государственности. Главной идеей здесь является возрождение России как великой Державы. Следовательно, государство рассматривается как объект патриотизма. В данном случае патриотические ценности предполагают наличие у граждан и молодежи, в том числе, общего интереса, всеобщей цели, отношения к государству как к величайшей ценности «объединителя народов» и, конечно, чувства любви и ответственности за судьбу Отечества. Однако в современных сложных условиях социально-экономического и духовно-нравственного развития воспитание молодежи в духе государственного патриотизма становится почти непосильной
задачей. В качестве примера можно привести данные опроса Левада-Центра: четверть опрошенных (25%) считают, что государство по большей части или совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами России [8]. Однако, в одном из последних интервью изданию The Village директор «Левада-Центра» Лев Гудков отметил: «Мощная антизападная пропаганда началась даже не в связи с Крымом, а после массовых протестов 2011 - 2012 гг. Её целью было дискредитировать протестное движение в обществе <...> Пропаганда перевела внимание на мифологическое противостояние России и остального мира, ощущение, что на нас все нападают, а мы встаём с колен и сопротивляемся. Это ощущение напора вывело за скобки все претензии к власти, всю проблематику повседневной жизни и наступающего экономического кризиса, а также резко повысило градус самоуважения людей - «Вот мы какие!». Ощущение национальной бравады искусственно поддерживалось благодаря тому, что один мифологический враг сменялся другим» [9]. Абсолютно ясно, что постоянный поиск «врагов» - это не выход из сложившегося положения и не может продолжаться до бесконечности. Необходима более мощная идейная сила, способная объединить граждан России.
Гражданский патриотизм по
идеологическому содержанию является как бы продолжением государственного. В основе гражданского патриотизма лежат: любовь к родному краю, своему отчему дому, народу, гордость за историческое прошлое своей страны, приверженность и уважение к традициям народа.
По данным Левада-Центра, 68% россиян считают, что патриотизм - это любовь к своей стране. По мнению 27% опрошенных, «быть патриотом» означает работу (действие) во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Граждане с высшим образованием несколько чаще выбирали эти два варианта ответов. В большинстве случаев, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: лишь для 19% патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% - стремление к изменению положения дел в стране [9].
Патриотизм зачастую понимается респондентами как проявление чувства гордости за свою страну. Как показал опрос, россияне большей частью гордятся природными богатствами России (38,5%), историей (37,8%), спортивными достижениями (28,9%), культурой (28,5%), размерами страны (28%). Довольно небольшое число россиян испытывает чувство гордости за достижения в социальной и экономической сферах: лишь 2% опрошенных отметили, что гордятся системой здравоохранения, 5,2% гордятся системой образования, 5,4% - экономическими успехами. Еще один тревожный показатель -только 7,9% россиян гордятся своими согражданами [9].
Еще одним элементом проявления гражданского патриотизма у всех народов, населяющих Россию, можно назвать культ героев, их общественное почитание [5,6]. Самой яркой иллюстрацией этого, на наш взгляд, может служить отношения россиян к празднованию Дня Победы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представляя данные опроса, отмечает, что, по мнению россиян, Парады Победы в стране, в первую очередь, должны напоминать о подвиге народа в войне 1941 -1945 гг. - в этом убежден каждый второй россиянин (47%). Торжественные шествия 9 мая также являются способом отдать дань памяти павшим в войне (15%), поздравить ныне здравствующих ветеранов (12%), элементом патриотического воспитания молодежи (11%) и т.д. Проводятся они, в первую очередь, для ветеранов (46%), во вторую - для подрастающего поколения (30%). Лишь немногие считают главными зрителями Парада Победы руководство нашей страны (5%) или же глав иностранных государств (3%) [10].
На наш взгляд, в современных условиях, сложившихся в России, государственный и гражданский патриотизм - это две стороны одной медали.
Как мы уже отмечали выше, в современных политических и экономических условиях, сложившихся вокруг России, стране необходима идея, которая должна стать консолидирующей основой массового сознания россиян. Эта идея должна безоговорочно восприниматься гражданами независимо от их возраста и социального статуса, места жительства и материального положения.
Позицию автора разделяет Зиновьев А.А. в статье «Философия как часть идеологии», он
утверждает: «Исключительность нынешней ситуации для России заключается в том, что она не может сохраниться в качестве исторически значимой величины, если не сумеет выработать идеологию, сопоставимую по эффективности с той, какая имела место в советские годы. Такая идеология не может быть религиозной - в XXI веке удержаться на высотах эволюции со средневековой религиозной идеологией также возможно, как на телеге лететь в космос» [2, с.20].
Такой идеей должна стать идея патриотизма. Это и убеждение Президента России, заявление об этом прозвучало на встрече с бизнесменами, входящими в Клуб лидеров: «Страну должны объединить любовь к родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [11].
Анализируя возможность создания «такой идеологии», Зиновьев А.А. обозначает условия, т.е. способ проявления идеологической сферы. Дело в том, что идеи (учения) сами собой не распространяются и не заползают в головы миллионов людей, для этого требуется множество профессионально подготовленных людей, нужна система учреждений и организаций из таких людей, образующих идеологический механизм общества [2]. Ныне существующий идеологический механизм не заинтересован в выработке учения, о котором идет речь, и располагает достаточными силами, чтобы помешать его появлению и распространению. Но перспективы у этих сил нет. Российское общество постепенно выздоравливает, и люди, понимая идеологизированность социальных процессов, в целом, приходят к пониманию того, что противопоставить как внутренним, так и внешним угрозам, о которых говорилось выше, можно только новую идеологию, которая способна объединять, направлять общественные силы на созидание. В этом плане, даже принимая принципиальное положение о том, что наука и религия имеют совершенно разную основу: знание - в первом случае, и веру - во втором, мы всегда объединяемся в борьбе за высокие нравственные идеалы, культурные и духовные ценности, которые являются базисными элементами идеологии патриотизма.
«Именно идеология патриотизма должна быть положена в основу государственной идеологии, которая полностью отвечает национальным интересам страны, обеспечивая могущество России» [7, с.406] - отмечает Р.Г. Яновский в своей монографии «Патриотизм: о смысле созидающего служения человеку,
народам России и Отечеству». Автор внес значительный вклад в область определения патриотизма как ядра объединяющей идеологии и среде ее формирования. Он обосновал совокупность ключевых категорий, которые «складывают» социологическую теорию новой идеологии России в этой группе: гуманизация, общественный долг, научное мировоззрение, интеллигентность, а также, впервые в общественной науке рассмотрел феномены «культура патриотизма», «идеология патриотизма».
Сущность идеологии патриотизма, -отмечает Р.Г. Яновский, - «составляет система взглядов, норм, ценностей основной массы населения, доказывающих свою любовь к Родине, преданность России, Отечеству» [7, с.410]. Современная динамика социально-экономического развития показывает, что идеи патриотизма - это не только продолжение национальных традиций, культуры, истории, а также достижений в различных сферах деятельности. Патриотическую идею рождает практика бытия, в этом смысле она -сотворение повседневной жизни.
По мнению главы государства, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал: «Для этого нужно сознание, и постоянно об этом нужно говорить на всех уровнях, постоянно» [11].
К сожалению, последние двадцать лет это самое бытие не прибавило патриотизма, а лишь истощило его. В самостоятельную жизнь вошло новое поколение, те, кто родились в 90-х годах. В это не хочется верить, но мы на пороге очередного исхода интеллектуального ресурса в России. Об этом говорят общеизвестные показатели в области образования, культуры и в других сферах.
Примером «взгляда изнутри» может являться оценка студенчеством своего культурного уровня. По результатам исследований А.С. Андреева [1], подавляющее число респондентов оценивает свой культурный уровень как высокий (77,5%), причем, четверть опрошенных на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» уверенно отвечают «да», а более половины - «скорее да, чем нет». Вместе с тем, почти 80% молодых респондентов, отвечая на вопрос не о себе лично, а о молодежи в целом, полагают, что «молодежь мало интересуется нашей историей и культурой, и в большей степени ориентирована на западные ценности»; почти 70% полагают, что «для
современной молодежи характерны цинизм и равнодушие к идеалам» [1].
Исторические знания многих вчерашних школьников носят разрозненный,
эпизодический характер. Студенты с большим трудом могут сопоставить события, происходившие в одно и то же время в России и других странах; выделить причинно-следственные связи, проанализировать и выделить последствия различных
исторических фактов. Непонимание важности этих знаний, может говорить только о близорукости, потому что несформированность системы исторического знания является очень опасной тенденцией в процессе формирования личности молодого человека. У него не только не развивается аналитическое и стратегическое мышление, так необходимое каждому, кто видит себя успешным человеком и высоким профессионалом своего дела, но главное, у молодого человека происходит трансформация ценностных ориентаций. В этом случае при любом социальном или политическом потрясении можно с высокой долей уверенности прогнозировать вспышку агрессии и интолерантного поведения. На практике это выражается, например, в исчерпывающем переводе в массовом сознании людей понятия патриотизма из нравственно-гуманитарной сферы в сферу национализма и экстремизма, в превращении патриотизма в разменную карту политической борьбы, что чревато расколом общества, обострением конфронтации [3].
В современной педагогической
деятельности образование должно быть ориентированно на формирование у подрастающего поколения патриотизма. Эта идея начинает осмысливаться в контексте целевых ориентиров общества, причем усиление могущества страны трактуется как один из важнейших целевых результатов действия образовательной системы, который достигается через воспитание патриотизма у молодых граждан российского общества начала третьего тысячелетия, способных по уровню своей жизни и профессионализма решать насущные проблемы страны.
Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма прямо
противоположны патриотическим принципам. Например, если экстремистская деятельность включает пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принципы патриотического
воспитания исходят из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами и основными свободами человека.
В результате экстремистской деятельности в массовом сознании вызревает культ силы, не ведающий милосердия, не знающий ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души беспощадной
вседозволенностью. Не поэтому ли часто зло выглядит привлекательным, и, так называемые, отрицательные герои в литературе, кино и компьютерных играх оказываются достовернее и ярче положительных. А ведь засилие зла в искусстве провоцирует зло в реальной жизни.
Причины возникновения экстремистского поведения мы связываем также с процессами миграции, волна которой захлестнула европейские государства.
Необходимо особенно выделить духовно-нравственное направление патриотического воспитания, которое состоит в осознании личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-
этических норм поведения, ответственности и коллективизма, воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
К сожалению, современная эпоха не излучает патриотизма. Этому много причин: провал экономики, упадок науки, кризис армии - оплота патриотической сущности России. Патриотизм - это материализация гордости, личности и нации в целом. Опорой
патриотизма во все времена была элита общества, которую творили не деньги, а выдающиеся достижения ее труда.
Таким образом, можно видеть разные подходы к пониманию противостояния экстремизму и объединяющей национальной идеи, а также методы ее реализации. Но единство взглядов состоит в том, что базисной идеей является патриотизм. Патриотизм вступает нравственной основой
жизнеспособности государства и выступает в качестве мобилизационного ресурса развития
Лит
1. Андреев А.Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества / А.Л. Андреев // Мониторинг общественного мнения. -2008. - № 2(86). - С. 107-117.
2. Зиновьев А.А. Философия как часть идеологии / А.А. Зиновьев // Государственная служба. - 2002. - № 3. - С. 20.
3. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н.А. Ореховская // Высшее образование в России. -2014. - № 3. - С. 135-139.
4. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально -политической стабильности российского общества / Н.А. Ореховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 145-150.
5. Ореховская Н.А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа / Н.А. Ореховская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные
общества, его цементирующей основой. Патриотизм - это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которое всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, патриотизм - это преданность всем своим истокам. Патриотизм есть то, что не имеет специализации, не прикладывается к диплому, не тем более, к должности. Патриотизм есть достоинство и совесть, ибо он морально-психологическое здоровье общества.
науки. - 2011. - № 4(96). - С. 256-261.
6. Ореховская Н.А. Национальная стойкость -определяющее качество массового сознания россиян / Н.А. Ореховская // Социология власти. -2009. - № 5. - С. 103-108.
7. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству / Р.Г. Яновский. - М., 2004. - С. 406.
8. Hantngton S. Robust nationalism // The Nationally Interest. Wash., Winter 1999/2000/ Issue 58.
9. Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/
10. Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115233.
11. Владимир Путин о патриотизме как о национальной идее [Электронный ресурс] / Путеводитель в мире информации. - Режим доступа: http ://informatio.ru/news/society/vladimir_put in_o_patriotizme_kak
Сведения об авторах:
Ореховская Наталья Анатольевна (г. Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социологии, проректор по научно-исследовательской работе Московского государственного гуманитарно-экономического университета, e-mail: orehovskaya@yandex.ru
Ореховский Анатолий Васильевич (г. Москва, Россия), кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии, заместитель декана факультета Социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Data about the authors:
N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), doctor of education, docent, professor at the Department of Sociology, vice principal for research work of Moscow State University of Humanities and Economics, email: orehovskaya@yandex.ru
A. Orekhovskiy (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, docent, associate professor at the Department of Political Sciences, deputy dean of the Faculty of Social Sciences and Humanities of Bauman Moscow State Technical University.