№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
Ш
Н. В. Юрова, заместитель директора по научно-методической работе, средняя образовательная школа № 61, г. Волгоград, Россия, gektor-fvd@yandex.ru
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ на материалах МОУ СОШ № 61
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. Поэтому ее рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей1.
Деятельность классного руководителя — особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств. Институт классных руководителей был введен в нашей стране в 1934 г. В российских школах до революции 1917 г. в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности школьников и их целенаправленного воспитания необходим классный руководитель2.
Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, вос- =
питания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. В настоящее время проблемой патриотического
Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества.
воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Гала-нин, З. Т. Гасанов, В. И. Лутовинов, Н. Ма-зыкина, В. Ю. Микрюков, А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие ученые. В образовательном процессе граждан-ско-патриотическое воспитание считается приоритетным, а в работе классного руководителя — первостепенным3.
В воспитании патриотических чувств, заботы об интересах страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, гордости за героическое прошлое Отечества классные руководители МОУ СОШ № 61 опираются, прежде всего, на школьный музей Боевой Славы имени Гороховцев, посвященный героическим защитникам Сталинграда 124-й Краснознаменной бригады 62-й армии под командованием полковника С. Ф. Горохова. Воспитательная работа проводится в двух направлениях. Во-первых, классные руководители со своими классами ежеквартально посещают указанный музей, постепенно изучая особенности Сталинградской битвы, советского обмундирования и вооружения Великой Отечественной войны на конкретных примерах и прививая уважение к героизму участников Сталинградской битвы. Во-вторых, классные руководители помогают руководителю музея в подготовке экскурсоводов из числа обучающихся 9-11 классов, которые само-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
стоятельно проводят экскурсии для обучающихся МОУ СОШ № 61 и других школ. Данная работа имеет результаты. Обучающиеся школы № 61 являются ежегодными призерами краеведческих олимпиад, а сам музей, благодаря работе актива, получает награды на конкурсах различного уровня. В частности, в 2007 г. музей на районном смотре занял 2 место, в 2008 г. — был награжден Благодарственным письмом Тракторозаводского Совета ветеранов за добросовестную работу по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи, в 2009 г. — дипломом Волгоградской городской общественно-политической организации «Клуб защитников Отечества» за участие в городской акции «По местам боевой славы», в 2010 г. — стал победителем в номинации «За лучшую организацию научно-исследовательской и фондовой работы» на городском смотре-паспортизации школьных музеев «Мы свято помним все». Актив музея принимал участие в городском конкурсе экскурсий «По местам боевой славы» и областном конкурсе на лучшую работу по патриотическому воспитанию. В дополнение к этому, классными руководителями систематически организуются посещения городских музеев и автобусных экскурсий по городу.
В целях воспитания в детях патриотизма, любви к Родине, а также развития таких навыков, как умение работать в команде, сплоченность, организованность, ежегодно в течение 10 лет проводится смотр строя и песни среди обучающихся школы (1-11 классы). Конкурс приурочен ко Дню Победы. Он является не только интересным мероприятием для обучающихся, но хорошо отражает работу классного руководителя по патриотическому воспитанию. Конкурс оценивают директор вместе с ветеранами по следующим показателям: наличие единой формы, выполнение строевых приемов: команд «Равняйсь», «Смирно», поворотов налево, направо, кругом, выполнение строевого шага, прохождение строем с песней, речевка, действие командира, ответ отряда на приветствие руководителя. Каждый класс показывает умение слаженно выполнять команды, маршировать в ногу, а также исполняют песни военных лет. Во второй части конкурса учащиеся 5 классов рассказывают об истории празднования Дня Победы, Дня защитника Отечества, о подвигах наших защитников во время Великой Отечественной войны. Ежегодно среди обучающихся 5-11 классов проводится анкетирование по вопросам:
№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
1. Какой видите смысл в участии вашего класса в конкурсе «Смотр строя и песни»?
2. Какой видите смысл в Вашем (лично) участии в конкурсе?
3. Как повлияло участие в конкурсе на отношение с классным руководителем, одноклассниками?
Анализ анкет показал, что на первом месте для большинства опрошенных участие класса в смотре было своеобразной подготовкой к службе в армии. На второе место вышло мнение о сплочении классного коллектива. У обучающихся появилась еще одна возможность показать себя в коллективе, узнать своих одноклассников с другой стороны, которая не проявляется в учебном процессе, умение работать в группе, ответственность за свои действия. Присутствовали и другие варианты ответов: престиж класса, общение друг с другом без надзора учителей, пример для младших, превосходство над другими классами, воспитание в школе.
Смысл личного участия в Смотре большинство обучающихся видели в своеобразном поздравлении ветеранов, другие — в подготовке к службе в армии. Звучали и мнения: проявить себя в коллективе, узнать своих одноклассников с другой стороны, которая не проявляется в учебном процессе, умение работать в группе, ответственность за свои действия.
Воспитательный эффект конкурса «Смотр строя и песни» состоит в том, что он сплачивает, объединяет школьников, дает опыт самоорганизации. Воспитанники начинают понимать, что от каждого зависит общий результат. Поэтому «быть плохим» никому не хочется. Это и день памяти погибшим на войне.
На протяжении 2005-2012 гг. в школе проводились обязательные для всех, «единые», классные часы ко Дню Города, Дню контрнаступления советских войск под Сталинградом, Дню Победы в Сталинградской битве, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню Космонавтики, классные часы, посвященные ликвидаторам аварии на чер-
нобыльской АЭС, 70-летию Тракторозавод-ского района, 100-летию авиации России и другим памятным датам в истории России.
Все классные коллективы принимали участие в конкурсах стенгазет, плакатов и рисунков, посвященных событиям Великой Отечественной войны, участвовали в акции по сбору сведений для «Книги Памяти» об участниках Сталинградской битвы, проживающих на микроучастке школе, а также продолжают ежегодно участвовать в акции «Ветеран живет рядом» по поздравлению ветеранов, проживающих на микроучастке школе.
Итогом подобных мероприятий можно считать следующее: обучающиеся посредством изучения истории своего края получают прочные знания о прошлом страны в целом, учатся понимать то, что каждый из них является частью большой страны, и, вырастая на родной почве, должен впитывать в себя героизм и патриотизм своих предков4.
Таким образом, целенаправленная воспитательная работа в патриотическом направлении классного руководителя позволяет решить основные задачи осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания, воспитания личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
1. Болдырев И. И. Патриотическое воспитание школьников: (Вопросы теории). — М.: Педагогика, 1985. С. 155-163.
2. Рахимов А. Ю. Роль патриотического воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2007. № 6. С. 22-25.
3. Шилова Н. И. Проблема патриотического воспитания в школе // Классный руководитель. 2009. № 7. С. 35-51.
4. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 15-18.
Воспитательный эффект конкурса
«Смотр строя и песни» состоит в том, что он сплачивает, объединяет школьников, дает опыт самоорганизации. Воспитанники начинают понимать, что от каждого зависит общий результат. Поэтому «быть плохим» никому не хочется.